Дело № 2 – 300/2011(21) Мотивированное решение изготовлено 13.04.2011 г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Екатеринбург «8» апреля 2011 года Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Шперлинг Ю.А. при секретаре Анисимовой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зубарева А.А. к ЗАО "Альфа - Моторс", ООО "Ниссан Мотор Рус" о восстановлении нарушенных прав потребителя, У С Т А Н ОВ И Л : Зубарев А.А. предъявил к ЗАО "Альфа - Моторс" (далее по тексту – ЗАО «Альфа Моторс») иск о восстановлении нарушенных прав потребителя, а именно: расторжении договора купли – продажи автомобиля 0000 0000, заключенного сторонами ДД.ММ.ГГГГ, взыскании стоимости автомобиля – <данные изъяты>, неустойки – <данные изъяты>, компенсации морального вреда – <данные изъяты>, а также взыскании расходов на составление претензии – <данные изъяты>, оплату юридических услуг – <данные изъяты>. В обосновании иска указано, что истец Зубарев А.А. ДД.ММ.ГГГГ приобрел в ЗАО «Альфа Моторс» автомобиль <данные изъяты> цвета по цене <данные изъяты>, в его комплектацию входит функция «климат – контроль». Автомобиль передан истцу по акту приема – передачи в день подписания договора купли – продажи. Гарантийные обязательства составляют три года при пробеге не более 100000 км., гарантия распространяется также на запасные части и комплектующие. В конце ДД.ММ.ГГГГ в автомобиле перестала работать печка, в связи с чем, не функционировал климат – контроль салон автомобиля перестал обогреваться. При нахождении автомобиля на улице, в том числе в работающем состоянии, температура воздуха в салоне и на улице практически не отличается. В пределах гарантийного срока ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением об устранении неисправности автомобиля, которое в силу пункта 1 статьи 20 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» ответчик должен был удовлетворено в срок не более 45 дней, то есть до ДД.ММ.ГГГГ. Ответчик данный срок нарушил, поломку не устранил, поэтому ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика была направлена письменная претензия с требованием устранить недостатки в течение пяти дней с момента предъявления претензии. Данная претензия ответчиком не удовлетворена. Допущенные ответчиком нарушения условий договора купли – продажи автомобиля являются существенными, что является основанием для его расторжения в судебном порядке. На основании статьи 23 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» за нарушение сроков исполнения обязательств, установленных статьей 20 этого же закона, ответчик должен уплатить неустойку в размере <данные изъяты> % от цены товара за каждый день просрочки, начиная с ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> размер которой истец снижает до суммы <данные изъяты>. Действиями ответчика истцу был причинен моральный вред, выразившийся в том, что в холодное время года он был вынужден ездить в не отапливаемом автомобиле, что причиняло неудобства, либо ограничить его эксплуатацию В ходе рассмотрения дела истец и его представитель Аникин Е.А., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, заявили аналогичные требования к ООО "Ниссан Мотор Рус" (далее по тексту – ООО «Ниссан Мотор Рус»), привлеченному к участию в деле в качестве соответчика, в судебном заседании «23» марта 2011 года уточнили исковые требования и окончательно просили взыскать с ООО «Ниссан Мотор Рус» уплаченную за автомобиль сумму <данные изъяты>, с ЗАО «Альфа Моторс» неустойку - <данные изъяты>, компенсацию морального вреда – <данные изъяты>, расходы на составление претензии – <данные изъяты>, а также взыскать с ответчиков пропорционально удовлетворенным требованиям расходы на оплату услуг представителя – <данные изъяты> и проведение экспертизы – <данные изъяты>. В этом же судебном заседании истец отказался от искового требования о расторжении договора купли – продажи автомобиля 0000 0000 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 141 – 143). Заявление об уточнении исковых требований принято к производству суда, также принят отказ истца от части иска. В дальнейшем в судебном заседании «8» апреля 2011 года истец заявил об изменении основания исковых требований к ООО «Ниссан Мотор Рус» о возврате уплаченной за автомобиль денежной суммы - наличие в товаре существенного недостатка. Основание исковых требований к ЗАО «Альфа Моторс» о взыскании неустойки осталось прежним - нарушение сроков исполнения обязательств, установленных статьями 20 – 22 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей». Заявление истца об изменении основания иска принято к производству суда. В судебном заседании истец и его представители Аникин Е.А., Гринцов С.А., действующие на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, поддержали иск в полном объеме по изложенным доводам и основаниям с учетом уточнений. Истец в дополнение пояснил, что с момента приобретения автомобиля претензий к его качеству не имелось. Необходимым условием при покупке автомобиля являлось наличие в нем функции «климат – контроль». В результате поломки в автомобиле в ДД.ММ.ГГГГ отопительной системы данная функция перестала работать. При обращении к ответчику за гарантийным ремонтом заказ – наряд, другие документы по ремонту не оформлялись, представители ответчика указывали на необходимость подождать поступления из Голландии подлежащей замене детали. Однако впоследствии в проведении гарантийного ремонта было отказано, поскольку у ответчика отсутствовала возможность исполнить свои обязательства по гарантийному ремонту. С какими – либо требованиями в ООО «Ниссан Мотор Рус» он (истец) не обращался. Представитель истца Аникин Е.А. в дополнение пояснил, что выход из строя системы климат – контроль является единственным недостатком, который имеется в автомобиле истца. Обращение истца в ЗАО «Альфа Моторс» за проведением гарантийного ремонта отопительной системы автомобиля имело место в период гарантийного срока, однако, до настоящего времени ремонт не произведен. Нерабочее состояние системы отопления является существенным, но устранимым недостатком автомобиля, не позволяет использовать автомобиль надлежащим образом. Согласно Правилам дорожного движения запрещается эксплуатировать автомобиль при неработающей конструкции обогрева и обдува стекол. Следовательно, это признак существенности недостатка, что также подтверждается заключением эксперта. Претензия с требованием о замене автомобиля ответчику ООО «Ниссан Мотор Рус» не направлялась, поскольку истец надеялся на сервисное обслуживание и ремонт его автомобиля продавцом ЗАО «Альфа Моторс». Согласно положениям Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» истец вправе предъявить одновременно требования к импортеру ООО «Ниссан Мотор Рус» о возврате стоимости автомобиля в связи с наличием в нем существенного недостатка и продавцу ЗАО «Альфа – Моторс» о взыскании неустойки за нарушение сроков устранения недостатков автомобиля. Представитель истца Гринцов С.А. в дополнение также пояснил, что законодательством в области защиты прав потребителей допустимо одновременное предъявление требований по различным основаниям и предмету к импортеру и продавцу. Претензионный порядок обращения с требованием о возврате стоимости товара законом не предусмотрен. На момент предъявления требований к ответчику ООО «Ниссан Мотор Рус» гарантийный срок на автомобиль истек, что не лишает истца как потребителя права обращения с требованием о возврате денежных средств за продажу некачественного товара. Невозможность эксплуатации автомобиля является признаком существенности недостатка. Представитель ответчика ЗАО «Альфа Моторс» Артюх А.Е., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, иск не признал, в отзыве на исковое заявление указал и пояснил в судебном заседании, что заявленные истцом требования одновременно к двум ответчикам свидетельствует о наличии солидарной ответственности, что не соответствует нормам законодательства о защите прав потребителей. Заявленная истцом сумма неустойки завышена и подлежит уменьшению в соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации. Доказательства морального вреда истцом не представлены, размер компенсации морального вреда не обоснован. Расходы на оплату услуг представителя превышают разумные пределы, являются чрезмерными. Представитель ответчика ООО «Ниссан Мотор Рус» Шалимова И.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании иск не признала и пояснила, что ЗАО «Альфа Моторс» с ДД.ММ.ГГГГ перестало быть официальным дилером ООО «Ниссан Мотор Рус», ЗАО «Альфа Техсервис» таковым никогда не являлось. У истца не возникло права на обращение в суд с данным иском, поскольку не соблюден порядок, установленный пунктом 1 статьи 18 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей». Недостаток в автомобиле истца является устранимым в очень короткие сроки, не носит повторяющийся характер. Требование о возврате уплаченной за автомобиль стоимости заявлено к импортеру по истечении гарантийного срока, доказательства наличия недостатков в период гарантийного срока истцом не представлено. С претензиями по качеству автомобиля истец в ООО «Ниссан Мотор Рус» не обращался. Представленное истцом заключение ООО «Экспертиза.Консультация.Оценка» составлено по истечении срока гарантии на автомобиль, при этом сам автомобиль не осматривался. Доказательства наличия в автомобиле признаков существенности недостатка, производственный характер этого недостатка истцом не представлены. Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» и Гражданским кодексом Российской Федерации солидарная или субсидиарная ответственность продавца и импортера товаров не предусмотрена. Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований в отношении предмета спора, привлечено ЗАО «Альфа Техсервис». Представитель третьего лица ЗАО «Альфа Техсервис» в судебное заседание не явился, своевременно и надлежащим образом извещался о времени и месте рассмотрения дела. Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, суд находит иск Зубарева А.А. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со статьями 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Отношения в области защиты прав потребителей регулируются Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», Гражданским кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В преамбуле Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» указано, что недостаток товара - несоответствие товара или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию. Статьей 5 данного Закона (в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 171-ФЗ) установлено, что на товар, предназначенный для длительного использования, изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать срок службы - период, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и нести ответственность за существенные недостатки на основании пункта 6 статьи 19 и пункта 6 статьи 29 настоящего Закона (пункт 1); изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать на товар гарантийный срок - период, в течение которого в случае обнаружения в товаре недостатка изготовитель (исполнитель), продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить требования потребителя, установленные статьями 18 и 29 настоящего Закона (пункт 6). В соответствии со статьей 6 этого Закона изготовитель обязан обеспечить возможность использования товара в течение его срока службы. Для этой цели изготовитель обеспечивает ремонт и техническое обслуживание товара, а также выпуск и поставку в торговые и ремонтные организации в необходимых для ремонта и технического обслуживания объеме и ассортименте запасных частей в течение срока производства товара и после снятия его с производства в течение срока службы товара, а при отсутствии такого срока в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю. В силу пункта 1 статьи 7 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы товар при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке (в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ) Согласно положениям статьи 18 данного Закона (в ред. Федерального закона от 25.10.2007 N 234-ФЗ) потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе, в частности, отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы (абзац 5 пункта 1). При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя. В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев: обнаружение существенного недостатка товара; нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара; невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков. Перечень технически сложных товаров утверждается Правительством Российской Федерации. Потребитель вправе предъявить требования, указанные в абзацах втором и пятом пункта 1 настоящей статьи, изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру (пункт 3). Вместо предъявления этих требований потребитель вправе возвратить изготовителю или импортеру товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы. Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара (абзац 2 пункта 5) (в ред. ФЗ от 21.12.2004 N 171-ФЗ). В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке (пункт 5). Согласно пункта 6 статьи 18 указанного Закона продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, на который не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы (в ред. ФЗ от 21.12.2004 N 171-ФЗ). Судом установлено, что по договору купли – продажи 0000 от ДД.ММ.ГГГГ Зубарев А.А. приобрел в ЗАО «Альфа Моторс» автомобиль <данные изъяты> в комплектации <данные изъяты> идентификационный номер <данные изъяты> года выпуска, <данные изъяты> цвета по цене <данные изъяты> (л.д. 6 – 7). Акт приема - передачи автомобиля составлен сторонами ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, именно с этой даты исчисляется гарантийный срок (л.д. 8). Договором купли – продажи предусмотрено, что гарантийные обязательства, предоставляемые компанией ООО «Ниссан Мотор Рус» действуют в течение трех лет при пробеге не более 100000 км. Гарантия обеспечивает устранение дефектов и устранение и/или замену дефектных частей, при условии соблюдения правил эксплуатации, проведения всех технических обслуживаний, регламентом станции технического обслуживания продавца (пункт 5.3). При обнаружении неисправности в течение гарантийного срока покупатель обязан предоставить автомобиль на экспертизу в сервисный центр уполномоченного дилера Нисан (пункт 5.4). Покупатель вправе предъявить продавцу требования, связанные с недостатками комплектующего изделия или составной части товара, только если такие недостатки выявлены в течение гарантийного срока на такое комплектующее изделие или составную часть товара на диагностическом оборудовании продавца (п. 5.5). Продавец не несет ответственности по гарантии в случае нарушения условий эксплуатации, указанных в инструкции по эксплуатации автомобиля и в гарантийной книжке (п. 5.7). Обнаруженные в товаре недостатки устраняются продавцом без необоснованных задержек при наличии технической возможности. В любом случае, срок устранения недостатков не может превышать 45 дней с даты выявления недостатка на диагностическом оборудовании продавца. При выявлении недостатков, для устранения которых требуется оформлять отдельный заказ на доставку редких запасных частей от производителя, срок устранения недостатков может быть продлен продавцом, но не более 90 дней (п. 5.9). Из сервисной книжки следует, что автомобиль <данные изъяты> в день его продажи ДД.ММ.ГГГГ прошел предпродажную подготовку у продавца и официального дилера ЗАО «Альфа Моторс» (л.д. 49). В последующем автомобиль проходил техническое обслуживание в ЗАО «Альфа Техсервис», что также подтверждается договорами заказ - наряда: ДД.ММ.ГГГГ – пробег <данные изъяты> км., выполнено ТО, произведена замена масла моторного, масляного и воздушного фильтров (л.д. 81); ДД.ММ.ГГГГ – пробег <данные изъяты> км.; ДД.ММ.ГГГГ – пробег <данные изъяты> км., ДД.ММ.ГГГГ – пробег <данные изъяты> км., выполнено ТО, работы по замене лампы габарита, устранению стука в подвеске, рекомендовано заменить передние тормозные колодки (л.д. 78); ДД.ММ.ГГГГ – пробег <данные изъяты> км., выполнено ТО, произведена замена лампы габарита, работы по устранению стука в подвеске, рекомендовано заменить втулки переднего стабилизатора поперечной устойчивости (СПУ), задние тормозные колодки (л.д. 72); ДД.ММ.ГГГГ – пробег <данные изъяты> км., выполнено ТО, замена масла в двигателе, истцом было указано на необходимость проверить наличие втулок по гарантии, проверить и закрепить глушитель, не работает подача жидкости на заднее стекло, рекомендовано заменить задние тормозные колодки, проверка уровня масла в двигателе при эксплуатации автомобиля (л.д. 66); ДД.ММ.ГГГГ – пробег <данные изъяты> км., выполнено ТО, замена ремня навесного оборудования и ламп подсветки номера (л.д. 62); ДД.ММ.ГГГГ – пробег <данные изъяты> км., произведена замена масла и масляного фильтра в двигателе (л.д. 58). На наличие иных неисправностей в автомобиле, кроме заявленных и устраненных в ходе прохождения технического обслуживания, истцом не указывалось. Доказательства того, что в период гарантийного срока, а именно, в конце ДД.ММ.ГГГГ в автомобиле перестала работать система отопления, функция «климат – контроль», суду не представлены. О появлении данного недостатка в ходе проведения технического обслуживания, в том числе в ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, истцом заявлено не было. Наличие такой неисправности подтверждается только договором наряд – заказа на работы 0000 от ДД.ММ.ГГГГ, выданным ИП Соляник А.Е., согласно которому при диагностике электродвигателя отопителя выявлен износ секторов ротора и износ щеток (л.д. 51). Из материалов дела следует, что претензия с требованием о замене системы обогрева салона автомобиля на исправную, выплате неустойки, морального вреда и расходов на оплату юридических услуг была направлена истцом ДД.ММ.ГГГГ ответчику ЗАО «Альфа Моторс» (л.д. 9). Ответа на претензию истцу не поступило, что не отрицал в судебном заседании представитель ЗАО «Альфа Моторс». Отказывая в удовлетворении требований истца к ООО «Ниссан Мотор Рус» о возврате уплаченной за автомобиль денежной суммы в связи с наличием в товаре существенного недостатка, суд исходит из следующего. Согласно пункту 2 статьи 475 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору: отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы; потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору. Пунктом 3 статьи 477 данного Кодекса предусмотрено, что если на товар установлен гарантийный срок, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при обнаружении недостатков в течение гарантийного срока. В соответствии с положениями статьи 19 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» потребитель вправе предъявить предусмотренные статьей 18 настоящего Закона требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности (пункт 1). Гарантийный срок товара, а также срок его службы исчисляется со дня передачи товара потребителю, если иное не предусмотрено договором (пункт 2). Гарантийные сроки могут устанавливаться на комплектующие изделия и составные части основного товара. Гарантийные сроки на комплектующие изделия и составные части исчисляются в том же порядке, что и гарантийный срок на основной товар. Гарантийные сроки на комплектующие изделия и составные части товара считаются равными гарантийному сроку на основное изделие, если иное не установлено договором. В случае, если на комплектующее изделие и составную часть товара в договоре установлен гарантийный срок меньшей продолжительности, чем гарантийный срок на основное изделие, потребитель вправе предъявить требования, связанные с недостатками комплектующего изделия и составной части товара, при их обнаружении в течение гарантийного срока на основное изделие, если иное не предусмотрено договором. Если на комплектующее изделие установлен гарантийный срок большей продолжительности, чем гарантийный срок на основной товар, потребитель вправе предъявить требования в отношении недостатков товара при условии, что недостатки комплектующего изделия обнаружены в течение гарантийного срока на это изделие, независимо от истечения гарантийного срока на основной товар (пункт 3). В случае выявления существенных недостатков товара потребитель вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) требование о безвозмездном устранении таких недостатков, если докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. Указанное требование может быть предъявлено, если недостатки товара обнаружены по истечении двух лет со дня передачи товара потребителю, в течение установленного на товар срока службы или в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю в случае неустановления срока службы. Если указанное требование не удовлетворено в течение двадцати дней со дня его предъявления потребителем или обнаруженный им недостаток товара является неустранимым, потребитель по своему выбору вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) иные предусмотренные пунктом 3 статьи 18 настоящего Закона требования или возвратить товар изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) и потребовать возврата уплаченной денежной суммы. В преамбуле Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» указано, что существенный недостаток товара - неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки. Установлено и не оспаривается сторонами, что гарантийный срок на автомобиль истца установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ при пробеге не более 100000 км. В этот период гарантийного срока с требованиями, предусмотренными в пункте 1 статьи 18 вышеуказанного Закона вследствие появления в автомобиле существенного недостатка, истец к ООО «Ниссан Мотор Рус» не обращался. Требование о возврате уплаченной за автомобиль денежной суммы предъявлено к данному ответчику только ДД.ММ.ГГГГ, то есть за пределами гарантийного срока. Доказательства того, что имеющийся в автомобиле недостаток является существенным истцом не предоставлено. В судебном заседании истец и его представитель Аникин Е.А. пояснили, что неисправность системы отопления автомобиля является устранимым недостатком. Представитель ответчика ООО «Ниссан Мотор Рус» также указала, что недостаток в автомобиле истца является устранимым в очень короткие сроки, не носит повторяющийся характер. Данные о том, что для устранения выявленного в автомобиле истца недостатка требуются несоразмерные расходы или затраты времени, или недостаток выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения в материалах дела не содержатся. Представленное истцом заключение ООО «Экспертиза. Консультация. Оценка» (л.д. 98 – 118), не может быть принято судом как доказательство наличия в автомобиле истца существенного недостатка, поскольку оно носит информационный характер, изложенные в заключении выводы относятся к общим вопросам о функциональном назначении электродвигателя отопителя возможности использования автомобиля при его отсутствии. Приведенный экспертом вывод по вопросу о том, является ли нерабочий отопитель существенным недостатком или нет, относится к числу правовых, в компетенцию эксперта не входит. Кроме того, данное заключение составлено исключительно на нормативно – справочной и представленной истцом документации без осмотра автомобиля истца. Суд находит обоснованными и заслуживающими внимание доводы представителя ответчика ООО «Ниссан Мотор Рус» о том, что истцом не соблюден установленный пунктом 1 статьи 18 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» порядок предъявления требований к импортеру. Доказательства обратного истцом и его представителями суду не представлены. С учетом изложенного, заявленные истцом требования к ООО «Ниссан Мотор Рус» о возврате уплаченной за автомобиль денежной суммы по основанию наличие в автомобиле существенного недостатка удовлетворению не подлежат. Равным образом не могут быть удовлетворены и требования истца к ЗАО «Альфа Моторс» о взыскании неустойки, поскольку эти требования и приведенные в обоснование доводы истца, его представителей основаны на неверном толковании и применении положений указанного Закона. Из содержания уточненного искового заявления (л.д. 141 - 143), объяснений истца и его представителей в судебном заседании следует, что основанием взыскания неустойки является нарушение ответчиком ЗАО «Альфа Моторс» срока устранения недостатков в автомобиле, который превысил установленный пунктом 1 статьи 20 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» срок сорок пять дней. Согласно пункту 1 статьи 23 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» за нарушение предусмотренных статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона сроков, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара. По смыслу данной статьи неустойка является мерой ответственности обязанного лица в случае нарушения им срока удовлетворения требования потребителя, в данном случае, устранения недостатка в автомобиле истца. Невыполнение этого требования, адресованного ответчику ЗАО «Альфа Моторс» предоставляет истцу право предъявить к этому же ответчику иные требования, установленные статьей 18 настоящего Закона, что прямо предусмотрено пунктом 2 вышеуказанной статьи 23 Закона. В силу вышеуказанных положений статьи 18 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» потребителю предоставлено право по своему выбору предъявить одно из пяти перечисленных в данной статье требований в случае обнаружения недостатков товара (потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула); потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы). Поэтому, предъявляя к одному из ответчиков требование о возврате уплаченных за автомобиль денежных средств в связи с отказом от исполнения договора, истец не вправе предъявить одновременно к другому ответчику требование о взыскании неустойки за нарушение срока исполнения другого требования - об устранении недостатков автомобиля. На этом основании суд не может согласиться с доводами представителей истца, что истцу как потребителю предоставлено право одновременного предъявления требований по различным основаниям и предмету к импортеру и продавцу. При этом суд считает обоснованными доводы представителей ответчиков о том, что заявленные истцом требования к двум ответчикам свидетельствуют об их солидарной ответственности, что противоречит законодательству в области защиты прав потребителей. Принимая во внимание, что оснований для удовлетворения требований истца к ответчику ЗАО «Альфа Моторс» о взыскании неустойки не имеется, причинно – следственная связь между действиями данного ответчика и физическими и нравственными страданиями истца не установлена, требования истца о компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат. В связи с этим не могут быть удовлетворены и требования о взыскании расходов на составление претензии проведение экспертизы и судебные расходы на оплату услуг представителя. При таких обстоятельствах иск Зубарева А.А. к ЗАО "Альфа - Моторс"», ООО "Ниссан Мотор Рус" о восстановлении нарушенных прав потребителя, а именно: взыскании с ООО "Ниссан Мотор Рус" суммы, уплаченной за автомобиль, с ЗАО "Альфа - Моторс" неустойки, компенсации морального вреда удовлетворению не подлежит. На основании изложенного, руководствуясь статьями 196 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении исковых требований Зубарева А.А. к ЗАО "Альфа - Моторс", ООО "Ниссан Мотор Рус" о восстановлении нарушенных прав потребителя, а именно: взыскании с ООО "Ниссан Мотор Рус" суммы, уплаченной за автомобиль, с взыскании с ЗАО "Альфа - Моторс" неустойки, компенсации морального вреда - отказать. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей жалоб через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга, принявший решение. Судья