Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации. 15 июня 2011 года. Ленинский районный суд г. Екатеринбурга в составе: председательствующего судьи Лимоновой Л.Ф., при секретаре Быковой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <адрес>, действующего в интересах Щиколоткина А.Б. к администрации г.Екатеринбурга, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Правительству Свердловской области, администрации Чкаловского района г.Екатеринбурга об обязывании приобретения жилого помещения и предоставлении его на условиях социального найма, у с т а н о в и л: Первоначально прокурор Чкаловского района г.Екатеринбурга, по основаниям ст. 45 ГПК РФ выступающий в защиту интересов Щиколоткина А.Б., обратился в суд к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области и администрации г.Екатеринбурга об обязывании Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, как главного распорядителя средств областного бюджета по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение не менее нормы предоставления в срок до 31 декабря 2011 года, распределении жилого помещения Щиколоткину А.Б., безвозмездной передаче его в муниципальную собственность и обязывании администрации г.Екатеринбурга предоставить его истцу, как ребенку-сироте, на условиях договора социального найма. В обоснование своего иска прокурор указал, что истец <данные изъяты>. В связи с тем, что на момент обращения в суд с иском Щиколоткину А.Б. жилое помещение требуемой законом площадью предоставлено не было, прокурор обращается в интересах истца с настоящими исковыми требованиями. Впоследствии в ходе производства по настоящему гражданскому делу прокурор сослался на новые фактические обстоятельства заявленных требований, указав, что на комнату в <адрес> истцу был выдан ордер 0000, однако данное предоставление произведено с нарушением требований ст. 30 Закона Свердловской области «О предоставлении жилища в Свердловской области» от 28.04.1995 г. Прокурор уточнил требования, окончательно заявив о понуждении Министерства строительства и архитектуры Свердловской области приобрести жилое помещение не менее нормы предоставления в виде отдельного жилого помещения и передаче его в муниципальную собственность, а также о понуждении администрации г.Екатеринбурга предоставить истцу жилое помещение с последующим заключением договора социального найма. Кроме этого, прокурором предъявлены требования и к администрации Чкаловского района г.Екатеринбурга, а также о признании недействительным ордера 0000, выданного в декабре 2000 г. администрацией Чкаловского района г.Екатеринбурга Щиколоткину А.Б. с последующим выселением из жилого помещения, поскольку площадь предоставленного помещения менее установленной на территории МО «город Екатеринбург» нормы предоставления <данные изъяты> что ущемляет права истца на предоставление жилого помещения в соответствии с установленными требованиями закона. В ходе производства по делу прокурор окончательно уточнил заявленный иск, указав при этом, что Щиколоткин А.Б. передал занимаемую им на основании ордера комнату администрации Чкаловского района г.Екатеринбурга и жилого помещения в г.Екатеринбурга он не имеет. Таким образом, прокурор просит возложить на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанность приобрести за счет средств субъекта Российской Федерации благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры не менее нормы предоставления и передать его в муниципальную собственность г.Екатеринбурга для последующего предоставления Щиколоткину А.Б., а администрацию г.Екатеринбурга обязать предоставить переданное ей жилое помещение Щиколоткину А.Б, с последующим заключением администрацией Чкаловского района г.Екатеринбурга договора социального найма на жилое помещение. В судебном заседании прокурор поддержала исковые требования в объеме согласно предъявленному уточненному иску, указав, что обращение в суд с иском преследует своей целью защиту прав истца на предоставление жилого помещения, которое прямо закреплено законом. Прокурор просила предоставить истцу жилое помещение общей площадью не менее <данные изъяты> В судебном заседании истец Щиколоткин А.Б. поддержал заявленные исковые требования по предмету и основаниям, дополнительно указав, что он передал администрации Чкаловского района г.Екатеринбурга занимаемое им ранее жилое помещение и снялся в связи с этим с регистрационного учета по адресу <адрес>. В судебном заседании представители ответчиков администраций Чкаловского района и г.Екатеринбурга не возражали против удовлетворения заявленного иска и предоставлении Щиколоткину А.Б. жилого помещения после его приобретения Министерством строительства и архитектуры Свердловской области. От Министерства строительства и архитектуры Свердловской области поступил отзыв, в котором указано, что Министерство является главным распорядителем бюджетных средств, направленных на обеспечение детей-сирот жилыми помещениями. Постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2010 г. № 1469-ПП «Об утверждении областной целевой программы «Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области» на 2011-2015 годы» утверждена подпрограмма 2 «Профилактика социального сиротства, формирование ответственного родительства, обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения», в рамках которой предусмотрены денежные средства, направленные на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Данная программа содержит план поэтапного обеспечения жильем данной категории граждан с 2011 г. по 2015 г., а ее реализация позволит приобретать не менее <данные изъяты> ежегодно. Координатором программы является Министерство социальной защиты населения Свердловской области, а заказчиком-исполнителем Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, являющееся главным распорядителем бюджетных средств, направленных на обеспечение детей-сирот жилыми помещениями. В настоящее время на согласовании находится проект постановления Правительства Свердловской области об утверждении порядка обеспечения в 2011 году жилыми помещениями названной категории лиц. Получателем средств по данному коду расходов является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», которым производится финансирование расходов по строительству и приобретению жилых помещений на основании заключенных государственных контрактов и в соответствии с бюджетной росписью главного распорядителя бюджетных средств. Списки детей-сирот, нуждающихся в жилье, в 2011 году должны формироваться органами местного самоуправления муниципальных образований, и направляться в «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», которым направляется адресный список жилых помещений, после чего осуществляется предоставление жилых помещений. Поэтому, ответчик просит отказать в удовлетворении иска, так как обеспечение жильем Щиколоткина А.Б., при условии постановки его на учет в администрации муниципального образования, будет произведено и без судебного решения, в соответствии с действующим законодательством и в пределах предусмотренных программой денежных средств. Представитель ответчика просит рассмотреть дело в его отсутствие. От Правительства Свердловской области поступил отзыв, в котором указано, что согласно Федеральному Закону РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии для указанной категории лиц относится к расходным обязательствам субъектов РФ. Правительство Свердловской области обеспечивает составление проекта областного бюджета, где бюджетные ассигнования на обеспечение данной категории граждан предусмотрены и на 2011 г., представляет в Областную Думу Законодательного Собрания Свердловской области отчет об исполнении областного бюджета за отчетный финансовый год, а также принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты. Постановлением Правительства Свердловской области от 13.11.2009 г. № 1631-ПП «О главном распорядителе бюджетных средств» полномочия по обеспечению детей-сирот жильем возложены на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, которому бюджетных ассигнований на 2011 г. предусмотрено <данные изъяты>. Постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 г. № 84-ПП утвержден порядок обеспечения жильем указанной категории лиц, которым определено, что ведение учета и предоставление по договорам социального найма жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления. Щиколоткин А.Б. был поставлен на учет в 2000 году, а по ранее действовавшему законодательству (Федеральный закон № 159-ФЗ в редакции от 10.01.2003 г.) жилыми помещениями дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства. В связи с этим Щиколоткину А.Б. должно быть предоставлено жилое помещение по установленной норме предоставления в тот период – <данные изъяты> В судебное заседание не явились представители ответчиков Министерства финансов РФ, СОГУ «Фонд поддержки индивидуального строительства», Комитета по строительству администрации г.Екатеринбурга и третьего лица УСЗН по Чкаловскому району г.Екатеринбурга, о рассмотрении дела извещались в соответствии с требованиями закона, однако явку в суд они не обеспечили, отзывы не представили. С учетом таких обстоятельств и мнения явившихся в судебное заседание сторон суд считает возможным рассмотреть данное дело при установленной явке. Заслушав пояснения истца Щиколоткина А.Б., страшего помощника прокурора Чкаловского района г.Екатеринбурга, представителей администрации г.Екатеринбурга и администрации Чкаловского района г.Екатеринбурга, изучив материалы дела и также оценив представленные в суд доказательства в их совокупности, суд удовлетворяет исковые требования прокурора по следующим основаниям. В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона №159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с последующими изменениями и дополнениями), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Таким образом, федеральное законодательство, прямо гарантирует право указанных категорий лиц на внеочередное получение в пользование жилого помещения на условиях договора социального найма. Судом установлено, что истец <данные изъяты> Постановлением Главы администрации Чкаловского района г.Екатеринбурга от ДД.ММ.ГГГГ 0000 Щиколоткин А.Б. был принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях для предоставления жилого помещения вне очереди на основании подп. 2 п. 2 ст. 57 и п. 2 ст. 52 ЖК РФ (л.д. 11). Постановлением Главы администрации Чкаловского района г.Екатеринбурга от ДД.ММ.ГГГГ 0000 Щиколоткину А.Б. была предоставлена комната площадью <адрес> с выдачей ордера и без снятия истца с учета. Как следует из материалов дела, что также подтвердили в судебном заседании истец и представители администраций Чкаловского района и г.Екатеринбурга, на основании заявления Щиколоткина А.Б. договор социального найма на указанное жилое помещение между истцом Щиколоткиным А.Б. и администрацией Чкаловского района был расторгнут. Щиколоткин А.Б. с регистрационного учета по указанному адресу был снят. Таким образом, на момент рассмотрения настоящего гражданского дела истец Щиколоткин А.Б. жилым помещением на условиях социального найма не обеспечен. Отсутствие у истца какого-либо иного жилья на условиях договора социального найма не оспаривается представителями ответчиков, в том числе администрацией Чкаловского района г.Екатеринбурга, а отсутствие у него жилья на праве собственности подтверждается письменным ответом Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Свердловской области и ЕМУП БТИ г.Екатеринбурга. Все вышеназванные доказательства ответчиками не оспорены, отвечают требованиям относимости и допустимости, не противоречивы, взаимно дополняют друг друга и в своей совокупности позволяют суду признать наличие у истца права на получение жилого помещения во внеочередном порядке как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области №84-ПП от 08.02.2011г., утвердившим Порядком обеспечения в 2011 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья, за счет средств областного бюджета, уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями указанной категории лиц за счет средств областного бюджета указано Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Согласно п.п.8,9 указанного Порядка, жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской социального использования и после распределения их детям –сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма. Учитывая, что истец имеет право на получение жилья во внеочередном порядке, суд считает необходимым возложить на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанность передать благоустроенное жилое помещение в виде квартиры в собственность МО г.Екатеринбург для последующего предоставления указанного жилья Щиколоткину А.Б. на условиях договора социального найма. С учетом этого обязанность по предоставлению жилого помещения и заключению договора социального найма суд возлагает на администрацию г.Екатеринбурга, поскольку согласно Постановлению Правительства Свердловской области именно орган местного самоуправления заключает договор социального найма с гражданином. Определяя размер жилого помещения, подлежащего предоставлению истцу на условиях социального найма, суд принимает во внимание положения ч.5,6 ст.57 ЖК РФ, Постановление Главы г.Екатеринбурга №824 от 31.08.2005г. «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения, действующих на территории муниципального образования «Город Екатеринбург», в связи с чем обязывает администрацию г.Екатеринбурга предоставить истцу благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры общей площадью не менее <данные изъяты> расположенное в пределах г.Екатеринбурга и отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям. Кроме этого, при предоставлении истцу жилого помещения по изложенным правовым основаниям, на администрацию Чкаловского района г.Екатеринбурга должна быть возложена обязанность по заключению договора социального найма с Щиколоткиным А.Б. в соответствии с ч. 4 ст. 57 ЖК РФ. Иных требований, равно как и иных оснований по заявленным требованиям, на рассмотрение суда не заявлено. Руководствуясь ст.ст.12, 194-198, ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Прокурора Чкаловского района г.Екатеринбурга, действующего в интересах Щиколоткина А.Б. удовлетворить. Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области за счет средств субъекта Российской Федерации – Свердловской области – приобрести и передать в собственность МО «Город Екатеринбург» благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры общей площадью не менее <данные изъяты> для последующего предоставления его Щиколоткину А.Б.. Обязать администрацию г. Екатеринбурга предоставить Щиколоткину А.Б. на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры общей площадью не менее <данные изъяты> отвечающее санитарным и техническим требованиям и расположенное в пределах г.Екатеринбурга. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней с подачей жалобы через Ленинский районный суд города Екатеринбурга. Судья: (Лимонова Л.Ф.)