прокурор в инт.Софроновой к администрации г.Екат-рга и Министерству строительства о предоставлении жилья



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации.

15 июня 2011 года. Ленинский районный суд г. Екатеринбурга в составе: председательствующего судьи Лимоновой Л.Ф., при секретаре Быковой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Верх-Исетского района г.Екатеринбурга, действующего в интересах Софроновой М.А. к администрации г.Екатеринбурга, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, об обязывании приобретения жилого помещения, передаче его в муниципальную собственность и предоставлении его на условиях социального найма,

у с т а н о в и л:

Прокурор Верх-Исетского района г.Екатеринбурга, по основаниям ст. 45 ГПК РФ выступающий в защиту интересов Софроновой М.А., обратился в суд к указанным ответчикам об обязывании Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, как главного распорядителя средств областного бюджета по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям в черте МО г.Екатеринбура в целях передачи его в муниципальную собственность и обязывании администрации г.Екатеринбурга предоставить его истцу, как ребенку-сироте, на условиях договора социального найма, общей площадью не менее <данные изъяты>., с учетом ребенка Софроновой М.А. – ФИО12

В обоснование требований прокурором указано, что Берсенева А.Л. относится к категории лиц из числа детей-сирот, так как ее мать <данные изъяты>. С 01.09.2003 г. по 30.06.2005 г. истица обучалась в ГОУ СПО СО «Березовский техникум», с 13.09.2005 г. по 19.05.2006 г. Софронова М.А. являлась воспитанницей ГОУ СО «ЦСПСиД «Каравелла», а с 19.05.2006 г. она была переведена в отделение помощи лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации «Социальная гостиница» ГОУ СО «ЦСПСиД «Каравелла». С 01.09.2007 г. по 30.06.2010 г. Софронова М.А. обучалась в ГОУ НПО СО «Профессиональное училище «Русская булка». ФИО13, и жилых помещений на праве собственности или на условиях социального найма не имеет. По достижении <данные изъяты> возраста Софронова М.А. с ребенком была вынуждена освободить жилое помещение, предоставленное ей для временного проживания в Центре «Каравелла». Таким образом, с 30 июня 2010 г., т.е. после окончания ГОУ НПО СО «Профессиональное училище «Русская булка», Софронова М.А. приобрела право на получение жилого помещения. В соответствии со ст.57 ЖК РФ и ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилое помещение истцу должно предоставляться без очереди после достижения им 18 лет. В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 13.11.2009г. с 01.01.2010г. функция главного распорядителя средств областного бюджета по обеспечению жильем сирот возложена на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Поэтому данное Министерство должно приобрести для истца жилое помещение и передать его администрации г.Екатеринбурга для последующего предоставления Софроновой М.А. на условиях социального найма.

В ходе производства по делу в качестве ответчиков были привлечены – Правительство Свердловской области, Министерство Финансов РФ, СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», и в качестве третьих лиц – администрация Верх-Исетского района г.Екатеринбурга.

В судебном заседании пом.прокурора поддержал заявленный в интересах Софроновой М.А. иск, пояснив, что исковые требования к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области и администрации г.Екатеринбурга основаны на нормах действующего законодательства и направлены на защиту жилищных прав истца, относящегося к категории лиц из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В судебном заседании истец Софронова М.А. поддержала исковые требования, дополнительно пояснив, что она относится к категории лиц, имеющих право на внеочередное получение жилого помещения, однако до настоящего времени администрация г.Екатеринбурга жильем истца не обеспечила. Других жилых помещений на праве собственности или на условиях социального найма Софронова М.А. не имеет, в настоящее время арендует жилое помещение, где проживает вместе с ребенком, отец которого проходит службу в Вооруженных Силах РФ и который также является сиротой и жильем не обеспечивался.

В судебном заседании представитель ответчика администрации г.Екатеринбурга указал, что при приобретении Министерством строительства и архитектуры Свердловской области жилого помещения для предоставления истице, его площадь должна быть определена только с учетом самой Софроновой М.А. и без учета несовершеннолетнего ребенка, так как предусмотренное законом льготное предоставление на него не распространяется.

В судебное заседание не явился представитель Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, в представленном суду отзыве указал, что Министерство является главным распорядителем бюджетных средств, направленных на обеспечение детей-сирот жилыми помещениями. Постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2010 г. № 1469-ПП «Об утверждении областной целевой программы «Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области» на 2011-2015 годы» утверждена подпрограмма 2 «Профилактика социального сиротства, формирование ответственного родительства, обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения», в рамках которой предусмотрены денежные средства, направленные на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Данная программа содержит план поэтапного обеспечения жильем данной категории граждан с 2011 г. по 2015 г., а ее реализация позволит приобретать не менее <данные изъяты> ежегодно. Координатором программы является Министерство социальной защиты населения Свердловской области, а заказчиком-исполнителем Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, являющееся главным распорядителем бюджетных средств, направленных на обеспечение детей-сирот жилыми помещениями. В настоящее время на согласовании находится проект постановления Правительства Свердловской области об утверждении порядка обеспечения в 2011 году жилыми помещениями названной категории лиц. Получателем средств по данному коду расходов является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», которым производится финансирование расходов по строительству и приобретению жилых помещений на основании заключенных государственных контрактов и в соответствии с бюджетной росписью главного распорядителя бюджетных средств. Списки детей-сирот, нуждающихся в жилье, в 2011 году должны формироваться органами местного самоуправления муниципальных образований, и направляться в «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», которым направляется адресный список жилых помещений, после чего осуществляется предоставление жилых помещений. Поэтому, ответчик просит отказать в удовлетворении иска, так как обеспечение жильем Софроновой М.А., при условии постановки ее на учет в администрации муниципального образования, будет произведено и без судебного решения, в соответствии с действующим законодательством и в пределах предусмотренных программой денежных средств.

Министерство финансов РФ своего представителя в суд не направили, представили отзыв, в котором указали на необоснованность привлечения их в качестве ответчика, так как Министерство, являясь федеральным органом исполнительной власти, несет ответственность по своим обязательствам, возникающим в рамках его полномочий. Постановлением от 07.04.2004 г. № 185 «Вопросы Министерства Финансов Российской Федерации» определены функции и полномочия Министерства, но действующим законодательством не предусмотрены ни функции, ни полномочия в сфере предоставления жилых помещений категории лиц, к которой отнесен Томилов В.Н. Министерство строительства и архитектуры Свердловской области является главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных на указанные цели. Получателем средств является СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». В связи с этим Министерство Финансов РФ является по настоящему делу ненадлежащим ответчиком.

Представители СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», администрации Верх-Исетского района г.Екатеринбурга, Правительства Свердловской области в судебное заседание не явились, о дате и времени слушания дела извещались судом надлежащим образом и в срок, о причинах своей неявки суд не уведомили, не ходатайствовали об отложении слушания дела.

С учетом мнения явившихся участников процесса, суд определил рассмотреть дело при установленной явке.

Заслушав пояснения прокурора, истца Софроновой М.А., представителя администрации г.Екатеринбурга, а также изучив материалы дела и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд удовлетворяет заявленные требования по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона №159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с последующими изменениями и дополнениями), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Таким образом, федеральное законодательство, прямо гарантирует право указанных категорий лиц на внеочередное получение в пользование жилого помещения на условиях договора социального найма.

Судом установлено, что истец <данные изъяты>

С 01.09.2003 г. по 30.06.2005 г. истица обучалась в ГОУ СПО СО «Березовский техникум», с 13.09.2005 г. по 19.05.2006 г. Софронова М.А. являлась воспитанницей ГОУ СО «ЦСПСиД «Каравелла», а с 19.05.2006 г. она была переведена в отделение помощи лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации «Социальная гостиница» ГОУ СО «ЦСПСиД «Каравелла». С 01.09.2007 г. по 30.06.2010 г. Софронова М.А. обучалась в ГОУ НПО СО «Профессиональное училище «Русская булка».

Как следует из свидетельства, <данные изъяты> г. у Софроновой М.А. и Чванова Д.В. была рождена ФИО2.

Распоряжением Главы администрации Верх-Исетского района г.Екатеринбурга от 30 декабря 2009 года Софронова М.А. поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договорам социального найма.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, Софронова М.А. зарегистрирована в стационарном отделении соц.гостиницы по адресу <адрес> а проживает в арендуемом жилом помещении.

Отсутствие у истца какого либо жилья на условиях договора социального найма не оспаривается представителем администрации г.Екатеринбурга, а отсутствие у нее жилья на праве собственности подтверждается письменным ответом Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Свердловской области и ЕМУП БТИ г.Екатеринбурга.

Все вышеназванные доказательства ответчиками не оспорены, отвечают требованиям относимости и допустимости, не противоречивы, взаимно дополняют друг друга и в своей совокупности позволяют суду признать наличие у истца права на получение жилого помещения во внеочередном порядке как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области №84-ПП от 08.02.2011г., утвердившим Порядком обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья, за счет средств областного бюджета, уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями указанной категории лиц за счет средств областного бюджета указано Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.

Согласно п.п.8,9 указанного Порядка, жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской социального использования и после распределения их детям –сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма.

Учитывая, что истец имеет право на получение жилья во внеочередном порядке, суд считает необходимым возложить на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанность передать благоустроенное жилое помещение в виде квартиры в собственность МО г.Екатеринбург для последующего предоставления указанного жилья <данные изъяты> на условиях договора социального найма.

С учетом этого обязанность по предоставлению жилого помещения и заключению договора социального найма суд возлагает на администрацию г.Екатеринбурга, поскольку согласно Постановлению Правительства Свердловской области именно орган местного самоуправления заключает договор социального найма с гражданином.

Определяя размер жилого помещения, подлежащего предоставлению истцу на условиях социального найма, суд принимает во внимание положения ч.5,6 ст.57 ЖК РФ, Постановление Главы г.Екатеринбурга №824 от 31.08.2005г. «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения, действующих на территории муниципального образования «Город Екатеринбург», в соответствии с которым норма предоставления жилого помещения составляет <данные изъяты> Истцу должно быть предоставлено жилое помещение с учетом одного несовершеннолетнего ребенка общей площадью не менее <данные изъяты>) и расположенного в пределах г.Екатеринбурга, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.

При этом суд исходит из того, что Закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не предусматривает запрета на предоставление жилья детям-сиротам с учетом их несовершеннолетних членов семьи, кроме этого ч.2 ст.58 ЖК РФ предусматривает возможность предоставления жилого помещения общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой, в том числе однокомнатную квартиру. Поскольку истице Софроновой М.А. суд определил предоставить жилое помещение в виде отдельной квартиры, то соответственно с учетом наличия у истицы малолетнего ребенка, приходящаяся на нее доля общей площади может быть увеличена в <данные изъяты>, т.е. до <данные изъяты>

При этом возражения Министерства строительства и архитектуры Свердловской области о необоснованности заявленного иска судом не принимаются во внимание, поскольку у истца имеется право на внеочередное получение жилого помещения, независимо от наличия либо отсутствия соответствующих бюджетных средств на приобретение либо строительство жилья для указанной категории граждан.

Иных требований, равно как и иных оснований по заявленному требованию, на рассмотрение суда не заявлено.

Руководствуясь ст.ст.12, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Прокурора Верх-Исетского района г.Екатеринбурга, действующего в интересах Софроновой М.А., удовлетворить.

Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области за счет средств субъекта Российской Федерации – Свердловской области – приобрести и передать в собственность МО «Город Екатеринбург» благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры общей площадью не менее <данные изъяты> соответствующее санитарным и техническим требованиям для предоставления Софроновой М.А..

Обязать администрацию г.Екатеринбурга предоставить Софроновой М.А. и ее несовершеннолетней дочери ФИО2 на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры общей площадью на менее <данные изъяты> отвечающее санитарным и техническим требованиям и расположенное в пределах г.Екатеринбурга.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней с подачей жалобы через Ленинский районный суд города Екатеринбурга.

Судья: (Лимонова Л.Ф.)