Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации. 15 июня 2011 года. Ленинский районный суд г. Екатеринбурга в составе: председательствующего судьи Лимоновой Л.Ф., при секретаре Быковой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Верх-Исетского района г.Екатеринбурга, действующего в интересах Софронова И.А. к администрации г.Екатеринбурга, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, об обязывании приобретения жилого помещения, передаче его в муниципальную собственность и предоставлении его на условиях социального найма, у с т а н о в и л: Прокурор Верх-Исетского района г.Екатеринбурга, по основаниям ст. 45 ГПК РФ выступающий в защиту интересов Софронова И.А., обратился в суд к указанным ответчикам об обязывании Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, как главного распорядителя средств областного бюджета по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям в черте МО г.Екатеринбург в целях передачи его в муниципальную собственность и обязывании администрации г.Екатеринбурга предоставить его истцу, как ребенку-сироте, на условиях договора социального найма, общей площадью не менее <данные изъяты> В обоснование своего иска прокурор указал, что истец Софронов И.А. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как <данные изъяты>. Софронов И.А. обучался в ГОУ НПО СО «Курьинское ПУ», после окончания которого истец приобрел право на внеочередное получение жилого помещения. С 18.03.2010 г. Софронов И.А. был поставлен на учет в качестве малоимущего и нуждающегося в улучшении жилищных условий, однако на момент обращения в суд с иском, Софронов И.А. жилым помещением не обеспечен. В соответствии со ст.57 ЖК РФ и ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилое помещение истцу должно предоставляться вне очереди после достижения им 18 лет. В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 13.11.2009г. с 01.01.2010г. функция главного распорядителя средств областного бюджета по обеспечению жильем сирот возложена на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Поэтому данное Министерство должно приобрести для истца жилое помещение и передать его администрации г.Екатеринбурга для последующего предоставления Софронову И.А. на условиях социального найма. В ходе производства по делу в качестве ответчиков были привлечены – Правительство Свердловской области, Министерство Финансов РФ, СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» и в качестве третьих лиц – администрация Верх-Исетского района г.Екатеринбурга. В судебном заседании пом.прокурора Верх-Исетского района г.Екатеринбурга поддержала заявленный в интересах Софронова И.А. иск, пояснив, что исковые требования к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области и администрации г.Екатеринбурга основаны на нормах действующего законодательства и направлены на защиту жилищных прав истца, относящегося к категории лиц из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В судебном заседании истец Софронов И.А. исковые требования по заявленным прокурором фактическим и правовым основаниям поддержал, дополнительно пояснив, что он относится к категории лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения, однако до настоящего времени администрация г.Екатеринбурга жильем истца не обеспечила. Других жилых помещений на праве собственности или на условиях социального найма Софронов И.А. не имеет. В судебном заседании представитель ответчика администрации г.Екатеринбурга не возражала против удовлетворения заявленного иска при условии приобретения и передачи Министерством строительства и архитектуры Свердловской области жилого помещения для последующей передачи истцу. Министерство финансов РФ своего представителя в суд не направили, представили отзыв, в котором указали на необоснованность привлечения их в качестве ответчика, так как Министерство, являясь федеральным органом исполнительной власти, несет ответственность по своим обязательствам, возникающим в рамках его полномочий. Постановлением от 07.04.2004 г. № 185 «Вопросы Министерства Финансов Российской Федерации» определены функции и полномочия Министерства, но действующим законодательством не предусмотрены ни функции, ни полномочия в сфере предоставления жилых помещений категории лиц, к которой отнесен Софронов И.А. Министерство строительства и архитектуры Свердловской области является главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных на указанные цели. Получателем средств является СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». В связи с этим Министерство Финансов РФ является по настоящему делу ненадлежащим ответчиком. От Министерства строительства и архитектуры Свердловской области поступил отзыв, в котором указано, что Министерство является главным распорядителем бюджетных средств, направленных на обеспечение детей-сирот жилыми помещениями. Постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2010 г. № 1469-ПП «Об утверждении областной целевой программы «Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области» на 2011-2015 годы» утверждена подпрограмма 2 «Профилактика социального сиротства, формирование ответственного родительства, обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения», в рамках которой предусмотрены денежные средства, направленные на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Данная программа содержит план поэтапного обеспечения жильем данной категории граждан с 2011 г. по 2015 г., а ее реализация позволит приобретать не менее 400 жилых помещений ежегодно. Координатором программы является Министерство социальной защиты населения Свердловской области, а заказчиком-исполнителем Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, являющееся главным распорядителем бюджетных средств, направленных на обеспечение детей-сирот жилыми помещениями. Получателем средств по данному коду расходов является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», которым производится финансирование расходов по строительству и приобретению жилых помещений на основании заключенных государственных контрактов и в соответствии с бюджетной росписью главного распорядителя бюджетных средств. Списки детей-сирот, нуждающихся в жилье, в 2011 году должны формироваться органами местного самоуправления муниципальных образований, и направляться в «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», которым направляется адресный список жилых помещений, после чего осуществляется предоставление жилых помещений. Поэтому ответчик просит отказать в удовлетворении иска, так как обеспечение жильем Софронова И.А., при условии постановки его на учет в администрации муниципального образования, будет произведено и без судебного решения, в соответствии с действующим законодательством и в пределах предусмотренных программой денежных средств. Представитель ответчика просит рассмотреть дело в его отсутствие. Представители СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», администрации Верх-Исетского района г.Екатеринбурга, Правительства Свердловской области в судебное заседание не явились, о дате и времени слушания дела извещались судом надлежащим образом и в срок, о причинах своей неявки суд не уведомили, не ходатайствовали об отложении слушания дела. С учетом таких обстоятельств и мнения явившихся в судебное заседание сторон суд считает возможным рассмотреть данное дело при установленной явке. Заслушав пояснения пом.прокурора, истца Софронова И.А., представителя ответчика администрации г.Екатеринбурга, изучив материалы дела и также оценив представленные в суд доказательства в их совокупности, суд удовлетворяет исковые требования прокурора по следующим основаниям. В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона №159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с последующими изменениями и дополнениями), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Таким образом, федеральное законодательство, прямо гарантирует право указанных категорий лиц на внеочередное получение в пользование жилого помещения на условиях договора социального найма. Судом установлено, что истец <данные изъяты> С 01.09.2004 г. по 30.06.2006 г. Софронов И.А. обучался в ГОУ НПО СО «Курьинское ПУ». По сведениям, представленным из администрации Верх-Исетского района г.Екатеринбурга, Софронов И.А. распоряжением Главы администрации Ленинского района г.Екатеринбурга от 18.03.2010 г. поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Очередь Софронова И.А. по состоянию на март 2011 года – <данные изъяты>. На момент рассмотрения дела Софронов И.А. зарегистрирован по адресу <адрес> Отсутствие у истца какого-либо жилья на условиях договора социального найма не оспаривается представителем администрации г.Екатеринбурга, а отсутствие у него жилья на праве собственности подтверждается письменным ответом Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Свердловской области и ЕМУП БТИ г.Екатеринбурга. Все вышеназванные доказательства ответчиками не оспорены, отвечают требованиям относимости и допустимости, не противоречивы, взаимно дополняют друг друга и в своей совокупности позволяют суду признать наличие у истца права на получение жилого помещения во внеочередном порядке как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области №84-ПП от 08.02.2011г., утвердившим Порядок обеспечения в 2011 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья, за счет средств областного бюджета, уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями указанной категории лиц за счет средств областного бюджета указано Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Согласно п.п.8,9 указанного Порядка, жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской социального использования и после распределения их детям –сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма. Учитывая, что истец имеет право на получение жилья во внеочередном порядке, суд считает необходимым возложить на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанность приобрести и передать благоустроенное жилое помещение в виде квартиры в собственность МО г.Екатеринбург для последующего предоставления указанного жилья Софронову И.А. на условиях договора социального найма. С учетом этого обязанность по предоставлению жилого помещения и заключению договора социального найма суд возлагает на администрацию г.Екатеринбурга, поскольку согласно Постановлению Правительства Свердловской области именно орган местного самоуправления заключает договор социального найма с гражданином. Определяя размер жилого помещения, подлежащего предоставлению истцу на условиях социального найма, суд принимает во внимание положения ч.5,6 ст.57 ЖК РФ, Постановление Главы г.Екатеринбурга №824 от 31.08.2005г. «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения, действующих на территории муниципального образования «Город Екатеринбург», в связи с чем обязывает администрацию г.Екатеринбурга предоставить истцу благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры общей площадью не менее <данные изъяты> расположенное в пределах г.Екатеринбурга и отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям. Возражения ответчика Министерства строительства и архитектуры Свердловской области не могут быть приняты судом в качестве основанных на законе, так как истец, воспользовавшись гарантированным ему правом на судебную защиту, обращается в суд с иском о предоставлении жилого помещения, которое в соответствии с Жилищным кодексом РФ должно иметь внеочередной характер, а возможное в будущем получение денежных средств, достаточных для строительства и приобретения жилья, не может стать ограничением для реализации такого права, предусмотренного действующим федеральным законодательством. Иных требований, равно как и иных оснований по заявленному требованию, на рассмотрение суда не заявлено. Руководствуясь ст.ст.12, 194-198, ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Прокурора Верх-Исетского района г.Екатеринбурга, действующего в интересах Софронова И.А. удовлетворить. Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области за счет средств субъекта Российской Федерации – Свердловской области – приобрести и передать в собственность МО «Город Екатеринбург» благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры общей площадью не менее <данные изъяты>., соответствующее санитарным и техническим требованиям для предоставления Софронова И.А.. Обязать администрацию г. Екатеринбурга предоставить Софронова И.А. на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры общей площадью не менее <данные изъяты> отвечающее санитарным и техническим требованиям и расположенное в пределах г.Екатеринбурга. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней с подачей жалобы через Ленинский районный суд города Екатеринбурга. Судья: (Лимонова Л.Ф.)