Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации. 15 июня 2011 года. Ленинский районный суд г. Екатеринбурга в составе: председательствующего судьи Лимоновой Л.Ф., при секретаре Быковой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Чкаловского района г.Екатеринбурга, действующего в интересах Шабарчина Е.В. к администрации г.Екатеринбурга, администрации Чкаловского района г.Екатеринбурга, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Правительству Свердловской области об обязывании приобретения жилого помещения и предоставлении на условиях социального найма, у с т а н о в и л: Первоначально прокурор Чкаловского района г.Екатеринбурга, по основаниям ст. 45 ГПК РФ выступающий в защиту интересов Шабарчина Е.В., обратился в суд к указанным ответчикам об обязывании Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, как главного распорядителя средств областного бюджета по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение не менее нормы предоставления в срок до 31 декабря 2011 года, распределении жилого помещения Шабарчину Е.В., безвозмездной передаче его в муниципальную собственность и обязывании администрации г.Екатеринбурга предоставить его истцу, как ребенку-сироте, на условиях договора социального найма. В обоснование своего иска прокурор указал, что истец <данные изъяты>. 13 марта 1997 г. Шабарчин Е.В. был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. На основании Постановления Главы администрации Чкаловского района г.Екатеринбурга от 03.07.1997 г. Шабарчину Е.В. была предоставлена комната <адрес> без снятия с учета. Поскольку Шабарчину Е.В. относящемуся к категории лиц из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение по установленным законом нормам предоставлено не было, прокурор обратился с указанными требованиям. В ходе производства по настоящему гражданскому делу прокурор сослался на новые фактические обстоятельства заявленных требований, указав, что ранее предоставленное истцу жилое помещение было ниже установленной нормы предоставления, поэтому он не был снят с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении, соответственно на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области должна быть возложена обязанность приобрести за счет средств субъекта РФ в дополнение к ранее представленному жилое помещение не менее нормы предоставления, передать его в муниципальную собственность, а на администрацию г.Екатеринбурга возложить обязанность по предоставлению жилого помещения Шабарчину Е.В. с последующим заключением администрацией Чкаловского района г.Екатеринбурга договора социального найма с истцом. Прокурор также предъявил указанные требования к администрации Чкаловского района г.Екатеринбурга. В последствие прокурор снова уточнил состав ответчиков, к которым предъявляются требования, дополнительно указав в качестве ответчиков Правительство Свердловской области, Комитет по строительству администрации г.Екатеринбурга. Судом в качестве ответчиков были привлечены Министерство Финансов РФ, СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования в объеме согласно предъявленному уточненному иску, указав, что обращение в суд с иском преследует своей целью защиту прав истца на предоставление жилого помещения по установленным законом нормам. Прокурор просила предоставить истцу жилое помещение общей площадью не менее <данные изъяты> поскольку ранее предоставленное Шабарчину Е.В. жилое помещение было площадью <данные изъяты> не являлось отдельной квартирой и с 1997 года истцом было отчуждено. Другого жилья в дополнение к ранее предоставленному ответчиками истцу не выделялось до настоящего времени. В судебном заседании истец Шабарчин Е.В. поддержал заявленные исковые требования по предмету и основаниям, указав, что предоставленное ему ранее жилое помещение по <адрес> он хотел обменять на другое жилое помещение, но посредник, которого нашла его мать, составил сделку купли-продажи, а не мены, в результате чего истец вообще остался без жилья и без денег. В судебном заседании представители администрации г.Екатеринбурга и администрации Чкаловского района г.Екатеринбурга возражали против удовлетворения заявленного иска, указав, что истцом уже было использовано право на внеочередное получение жилого помещения, которым он по своему усмотрению распорядился, поэтому оснований для повторного предоставления жилья не имеется. В судебном заседании представитель УСЗН Чкаловского района г.Екатеринбурга не возражал против исковых требований прокурора, так как ранее предоставленное истцу жилое помещение было менее нормы предоставления. В судебное заседание не явились представители Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, Правительства Свердловской области, Министерства финансов Российской Федерации, Комитета по строительству администрации г.Екатеринбурга, СОГУ «Фонд индивидуального жилищного строительства», о дате и времени слушания дела извещались судом надлежащим образом и в срок. От Министерства строительства и архитектуры Свердловской области поступил отзыв, в котором указано, что Министерство является главным распорядителем бюджетных средств, направленных на обеспечение детей-сирот жилыми помещениями. Постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2010 г. № 1469-ПП «Об утверждении областной целевой программы «Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области» на 2011-2015 годы» утверждена подпрограмма 2 «Профилактика социального сиротства, формирование ответственного родительства, обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения», в рамках которой предусмотрены денежные средства, направленные на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Данная программа содержит план поэтапного обеспечения жильем данной категории граждан с 2011 г. по 2015 г., а ее реализация позволит приобретать не менее <данные изъяты>. Координатором программы является Министерство социальной защиты населения Свердловской области, а заказчиком-исполнителем Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, являющееся главным распорядителем бюджетных средств, направленных на обеспечение детей-сирот жилыми помещениями. В настоящее время на согласовании находится проект постановления Правительства Свердловской области об утверждении порядка обеспечения в 2011 году жилыми помещениями названной категории лиц. Получателем средств по данному коду расходов является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», которым производится финансирование расходов по строительству и приобретению жилых помещений на основании заключенных государственных контрактов и в соответствии с бюджетной росписью главного распорядителя бюджетных средств. Списки детей-сирот, нуждающихся в жилье, в 2011 году должны формироваться органами местного самоуправления муниципальных образований, и направляться в «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», которым направляется адресный список жилых помещений, после чего осуществляется предоставление жилых помещений. Поэтому, ответчик просит отказать в удовлетворении иска, так как обеспечение жильем Шабарчина Е.В. при условии постановки его на учет в администрации муниципального образования, будет произведено и без судебного решения, в соответствии с действующим законодательством и в пределах предусмотренных программой денежных средств. Кроме этого, Шабарчину Е.В. было уже ранее предоставлено жилое помещение, поэтому в настоящий момент он обеспечен жилым помещением и не относится к категории лиц, которым жилое помещение предоставляется в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона о дополнительных гарантиях. Представитель ответчика просил рассмотреть дело в его отсутствие. Министерство финансов РФ направили в суд также отзыв, в котором указало на необоснованность привлечения их в качестве ответчика, так как Министерство, являясь федеральным органом исполнительной власти, несет ответственность по своим обязательствам, возникающим в рамках его полномочий. Постановлением от 07.04.2004 г. № 185 «Вопросы Министерства Финансов Российской Федерации» определены функции и полномочия Министерства, ответственность же регламентирована нормами гражданского законодательства (ст. 1069, 1070, 1071 ГК РФ). Данный перечень статей, в силу которых Министерство финансов РФ возмещает вред за счет средств казны Российской Федерации, является исчерпывающим. Предоставление жилых помещений категории лиц, к которой отнесен истец, не отнесено к функциям и полномочиям Министерства. Высший орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе выбрать вариант получения субсидий для финансирования расходов, связанных с предоставлением данной категории лиц жилых помещений, о чем извещается Министерство финансов РФ и территориальный орган Федерального казначейства по субъекту РФ. От Правительства Свердловской области поступил отзыв, в котором указано, что согласно Федеральному Закону РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии для указанной категории лиц относится к расходным обязательствам субъектов РФ. Правительство Свердловской области обеспечивает составление проекта областного бюджета, где бюджетные ассигнования на обеспечение данной категории граждан предусмотрены и на 2011 г., представляет в Областную Думу Законодательного Собрания Свердловской области отчет об исполнении областного бюджета за отчетный финансовый год, а также принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты. Постановлением Правительства Свердловской области от 13.11.2009 г. № 1631-ПП «О главном распорядителе бюджетных средств» полномочия по обеспечению детей-сирот жильем возложены на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, которому бюджетных ассигнований на 2011 г. предусмотрено 350000 рублей. Постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 г. № 84-ПП утвержден порядок обеспечения жильем указанной категории лиц, которым определено, что ведение учета и предоставление по договорам социального найма жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления. По указанным основаниям для установления права на обеспечение жилым помещением необходимо установить факт наличия данного социального статуса и отсутствие закрепленного жилого помещения. Кроме этого, установление срока предоставления жилого помещения противоречит требованиям закона, в том числе ст. 206 ГПК РФ. С учетом таких обстоятельств и мнения явившихся в судебное заседание сторон суд считает возможным рассмотреть данное дело при установленной явке. Заслушав пояснения истца Шабарчина Е.В., старшего помощника прокурора, представителей администрации г.Екатеринбурга и администрации Чкаловского района г.Екатеринбурга, УСЗН по Чкаловскому району г.Екатеринбурга, изучив материалы дела и также оценив представленные в суд доказательства в их совокупности, суд удовлетворяет исковые требования прокурора по следующим основаниям. В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона №159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с последующими изменениями и дополнениями), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Таким образом, федеральное законодательство, прямо гарантирует право указанных категорий лиц на внеочередное получение в пользование жилого помещения на условиях договора социального найма. Судом было установлено, что истец <данные изъяты> Постановлением Главы администрации <данные изъяты> Постановлением Главы администрации Чкаловского района г.Екатеринбурга от 14.12.2000 № 910 Шабарчин Е.В. был принят на учет в качестве нуждающегося в жилье вне очереди на основании Федерального закона РФ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». На основании Постановления Главы администрации Чкаловского района г.Екатеринбурга от ДД.ММ.ГГГГ 0000 Шабарчину Е.В. было предоставлено жилое помещение в виде жилой комнаты № <адрес>. При этом предоставление указанного жилого помещения было произведено без снятия истца с учета. Судом истребованы правоустанавливающие документы в отношении указанного жилого помещения, из которых следует, что 03.11.1997 г. между Шабарчиным Е.В. и администрацией г.Екатеринбурга был заключен договор передачи комнаты в собственность истца (договор приватизации). Впоследствии, на основании договора купли-продажи от 19.11.1997 г. указанное жилое помещение было продано Шабарчиным Е.В. гр.Потапову И.В. Данный договор прошел государственную регистрацию в органах БТИ и на момент рассмотрения дела недействительным он не признан, право собственности Потапова И.В. на комнату оспорено не было. Таким образом, в период с 1997 года по настоящее время Шабарчин Е.В. каких-либо жилых помещений на праве собственности или на условиях социального найма на имеет. Как следует из пояснений истца и представителя администрации Чкаловского района г.Екатеринбурга, другого жилого помещения по норме предоставления Шабарчину Е.В. в указанный период больше не предоставлялось, в связи с чем он до настоящего времени состоит в списке в администрации Чкаловского района г.Екатеринбурга на внеочередное обеспечение жилым помещением на условиях социального найма. Все вышеназванные доказательства ответчиками не оспорены, отвечают требованиям относимости и допустимости, не противоречивы, взаимно дополняют друг друга и в своей совокупности позволяют суду признать сохранение за истцом права на получение жилого помещения во внеочередном порядке как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей. То обстоятельство, что истцу ранее предоставлялось во внеочередном порядке жилое помещение на условиях договора социального найма в виде жилой комнаты площадью <адрес> в коммунальной квартире, по мнению суда, не свидетельствует о надлежащем и полном исполнении администрацией Чкаловского района г.Екатеринбурга обязанности по обеспечению Шабарчина Е.В. жилым помещением, как это было предусмотрено ранее действующим ЖК РСФСР (ст.ст.38,40). Более того, в соответствии со ст.57 Жилищного кодекса РФ, вступившей в действие с 01 марта 2005 года, предоставление жилых помещений на условиях договора социального найма лицам, нуждающимся в жилье, в том числе и той категории лиц, к которой относится истец, должно производиться в виде отдельной квартиры, а не комнаты и общей площадью не менее нормы предоставления, установленной законодательством субъекта РФ. В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области №84-ПП от 08.02.2011г., утвердившим Порядком обеспечения в 2011 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья, за счет средств областного бюджета, уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями указанной категории лиц за счет средств областного бюджета указано Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Согласно п.п.8,9 указанного Порядка, жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской социального использования и после распределения их детям –сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма. Учитывая, что истец имеет право на получение жилья во внеочередном порядке, суд считает необходимым возложить на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанность передать благоустроенное жилое помещение в виде квартиры в собственность МО г.Екатеринбург для последующего предоставления указанного жилья Шабарчину Е.В. на условиях договора социального найма. С учетом этого обязанность по предоставлению жилого помещения и заключению договора социального найма суд возлагает на администрацию г.Екатеринбурга, поскольку согласно Постановлению Правительства Свердловской области именно орган местного самоуправления заключает договор социального найма с гражданином. Определяя размер жилого помещения, подлежащего предоставлению истцу на условиях социального найма, суд принимает во внимание положения ч.5,6,8 ст.57, ч.2 ст.58 ЖК РФ, Постановление Главы г.Екатеринбурга №824 от 31.08.2005г. «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения, действующих на территории муниципального образования «Город Екатеринбург», в соответствии с которым норма предоставления жилого помещения в настоящее время составляет <данные изъяты> и учитывая, что ранее истцу уже было предоставлено жилое помещение площадью <данные изъяты> также в целях соблюдения принципа правового равенства, закрепленного Конституцией РФ, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, суд считает возможным предоставить истцу жилое помещение площадью не менее <данные изъяты> в дополнение к ранее предоставленному жилому помещению. С учетом таких обстоятельств судом не принимаются во внимание возражения администраций Чкаловского района и г.Екатеринбурга об исполнении органом местного самоуправления своих обязанностей по обеспечению истца жилым помещением, поскольку реализация права на жилое помещение во внеочередном порядке может иметь место только в случае соблюдения всех требований закона, в том числе и в части размера площади предоставляемого жилого помещения. В соответствии со ст.30 Областного Закона Свердловской области №14-ОЗ от 04.05.1995г. (в редакции на дату предоставления истцу комнаты – <данные изъяты>) социальная норма предоставления жилого помещения на условиях социального найма составляла от <данные изъяты> общей площади на одного человека. Одиноким гражданам могло быть предоставлено жилище общей площадью выше указанной социальной нормы, но не более площади однокомнатной квартиры. Ответчики же не обосновали причины, по которым истцу было предоставлено жилое помещение ниже нормы предоставления и более того, после предоставления истцу жилого помещения ниже социальной нормы и не исключая его из списков внеочередников на получение жилого помещения, администрация района, тем не менее, с 1997 года по настоящее время так и не предоставила Шабарчину Е.В. в дополнение другое жилое помещение с целью обеспечения Шабарчина Е.В. жилым помещением в соответствии с предусмотренными законом нормами. При таких обстоятельствах суд считает заявленные прокурором Чкаловского района г.Екатеринбурга в интересах Шабарчина Е.В. требования – обоснованными, правомерными и подлежащими удовлетворению судом. Иных требований, равно как и иных оснований по заявленным требованиям, на рассмотрение суда не представлено. Руководствуясь ст.ст.12, 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Прокурора Чкаловского района г.Екатеринбурга, действующего в интересах Шабарчина Е.В. удовлетворить. Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области за счет средств субъекта Российской Федерации – Свердловской области – приобрести и передать в собственность МО «Город Екатеринбург» в дополнение к ранее предоставленному жилью благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры общей площадью не менее <данные изъяты> для предоставления Шабарчина Е.В.. Обязать администрацию г. Екатеринбурга предоставить Шабарчина Е.В. на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры общей площадью не менее <данные изъяты> отвечающее санитарным и техническим требованиям и расположенное в пределах г.Екатеринбурга. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней с подачей жалобы через Ленинский районный суд города Екатеринбурга. Судья: (Лимонова Л.Ф.)