прокурор в инт.Ольковой к администрации г.Екат-рга и Министерству строительства о предоставлении жилого помещения



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации.

16 июня 2011 года. Ленинский районный суд г. Екатеринбурга в составе: председательствующего судьи Лимоновой Л.Ф., при секретаре Быковой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора <адрес>, действующего в интересах Ольковой Н.А. к администрации г.Екатеринбурга, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, об обязывании приобретения жилого помещения и предоставлении его на условиях социального найма,

у с т а н о в и л:

Прокурор Верх-Исетского района г.Екатеринбурга, по основаниям ст. 45 ГПК РФ выступающий в защиту интересов Ольковой Н.А., обратился в суд к указанным ответчикам об обязывании Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, как главного распорядителя средств областного бюджета по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям в черте МО г.Екатеринбург в целях передачи его в муниципальную собственность и обязывании администрации г.Екатеринбурга предоставить его истцу, как ребенку-сироте, на условиях договора социального найма, общей площадью не менее <данные изъяты>

В обоснование своего иска прокурор указал, что <данные изъяты>, с 01.07.2004 г. по 01.11.2007 г. истец находилась в ГОУ СО «Центр социальной помощи семье и детям «Каравелла». 01.09.2005 г. Олькова Н.А. поступила в Художественное профессиональное училище, а затем переведена в ГОУ НПО СО «Уральское училище «Рифей», которое окончила 30.06.2008 г. В период обучения Олькова Н.А. проживала в ГОУ СО «Центр социальной помощи семье и детям Чкаловского района г.Екатеринбурга». Распоряжением Главы администрации Верх-Исетского района г.Екатеринбурга от 25.11.2008 г. Олькова Н.А. поставлена на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке. По состоянию на 25.03.2011 г. номер очереди Ольковой Н.А. – <данные изъяты>, однако на момент обращения с иском в суд жилое помещение Ольковой Н.А. не предоставлено, другого жилья на праве собственности или по договору социального найма она не имеет, какое либо жилое помещение за Ольковой Н.А. никогда не закреплялось. В соответствии со ст.57 ЖК РФ и ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилое помещение истцу должно предоставляться без очереди после достижения ею 18 лет. В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 13.11.2009г. с 01.01.2010г. функция главного распорядителя средств областного бюджета по обеспечению жильем сирот возложена на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Поэтому данное Министерство должно приобрести для истца жилое помещение и передать его администрации г.Екатеринбурга для последующего предоставления Ольковой Н.А. на условиях социального найма.

В ходе производства по делу в качестве ответчиков были привлечены – Правительство Свердловской области, Министерство Финансов РФ, СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», и в качестве третьих лиц – администрация Верх-Исетского района г.Екатеринбурга.

В судебное заседание прокурор не явился, о рассмотрении дела извещен в соответствии с требованиями ст. 113 ГПК РФ.

В судебном заседании истец Олькова Н.А. исковые требования по заявленным прокурором фактическим и правовым основаниям поддержала, дополнительно пояснив, что он относится к категории лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения, однако до настоящего времени администрация г.Екатеринбурга жильем истца не обеспечила. Других жилых помещений на праве собственности или на условиях социального найма Олькова Н.А. не имеет.

В судебном заседании представитель ответчика администрации г.Екатеринбурга не возражал против удовлетворения исковых требований в случае приобретения Министерством строительства и архитектуры Свердловской области жилого помещения и передачи его в муниципальную собственность для последующего предоставления истцу.

Министерство финансов РФ своего представителя в суд не направило, представило отзыв, в котором указало на необоснованность привлечения его в качестве ответчика, так как Министерство, являясь федеральным органом исполнительной власти, несет ответственность по своим обязательствам, возникающим в рамках его полномочий. Постановлением от 07.04.2004 г. № 185 «Вопросы Министерства Финансов Российской Федерации» определены функции и полномочия Министерства, но действующим законодательством не предусмотрены ни функции, ни полномочия в сфере предоставления жилых помещений категории лиц, к которой отнесен Олькова Н.А. Министерство строительства и архитектуры Свердловской области является главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных на указанные цели. Получателем средств является СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». В связи с этим Министерство Финансов РФ является по настоящему делу ненадлежащим ответчиком.

Представители Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», администрации Верх-Исетского района г.Екатеринбурга, Правительства Свердловской области в судебное заседание не явились, о дате и времени слушания дела извещались судом надлежащим образом и в срок, о причинах своей неявки суд не уведомили, не ходатайствовали об отложении слушания дела.

С учетом таких обстоятельств и мнения явившихся в судебное заседание сторон суд считает возможным рассмотреть данное дело при установленной явке.

Заслушав пояснения истца Ольковой Н.А., представителя администрации г.Екатеринбурга, изучив материалы дела и также оценив представленные в суд доказательства в их совокупности, суд удовлетворяет исковые требования прокурора по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона №159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с последующими изменениями и дополнениями), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Таким образом, федеральное законодательство, прямо гарантирует право указанных категорий лиц на внеочередное получение в пользование жилого помещения на условиях договора социального найма.

Судом установлено, что истец <данные изъяты>, с 01.07.2004 г. по 01.11.2007 г. истец находилась в ГОУ СО «Центр социальной помощи семье и детям «Каравелла». 01.09.2005 г. Олькова Н.А. поступила в Художественное профессиональное училище, а затем переведена в ГОУ НПО СО «Уральское училище «Рифей», которое окончила 30.06.2008 г.

По сведениям, представленным из администрации Верх-Исетского района г.Екатеринбурга, Олькова Н.А. распоряжением Главы администрации Ленинского района г.Екатеринбурга от 25.11.2008 г. поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договорам социального найма. Очередь Ольковой Н.А. по состоянию на март 2011 года – <данные изъяты>

На момент рассмотрения дела Олькова Н.А. зарегистрирована по адресу <адрес> соц.гостинице.

Отсутствие у истца какого либо жилья на условиях договора социального найма не оспаривается представителем администрации г.Екатеринбурга, а отсутствие у нее жилья на праве собственности подтверждается письменным ответом Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Свердловской области и ЕМУП БТИ г.Екатеринбурга.

Все вышеназванные доказательства ответчиками не оспорены, отвечают требованиям относимости и допустимости, не противоречивы, взаимно дополняют друг друга и в своей совокупности позволяют суду признать наличие у истца права на получение жилого помещения во внеочередном порядке как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области №84-ПП от 08.02.2011г. от 20.04.2010г., утвердившим Порядком обеспечения в 2011 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья, за счет средств областного бюджета, уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями указанной категории лиц за счет средств областного бюджета указано Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.

Согласно п.п.8,9 указанного Порядка, жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской социального использования и после распределения их детям –сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма.

Учитывая, что истец имеет право на получение жилья во внеочередном порядке, суд считает необходимым возложить на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанность передать благоустроенное жилое помещение в виде квартиры в собственность МО г.Екатеринбург для последующего предоставления указанного жилья Ольковой Н.А. на условиях договора социального найма.

С учетом этого обязанность по предоставлению жилого помещения и заключению договора социального найма суд возлагает на администрацию г.Екатеринбурга, поскольку согласно Постановлению Правительства Свердловской области именно орган местного самоуправления заключает договор социального найма с гражданином.

Определяя размер жилого помещения, подлежащего предоставлению истцу на условиях социального найма, суд принимает во внимание положения ч.5,6 ст.57 ЖК РФ, Постановление Главы г.Екатеринбурга №824 от 31.08.2005г. «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения, действующих на территории муниципального образования «Город Екатеринбург», в связи с чем обязывает администрацию г.Екатеринбурга предоставить истцу благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры общей площадью не менее <данные изъяты> расположенное в пределах г.Екатеринбурга и отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.

Иных требований, равно как и иных оснований по заявленному требованию, на рассмотрение суда не заявлено.

Руководствуясь ст.ст.12, 194-198, ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Прокурора Верх-Исетского района г.Екатеринбурга, действующего в интересах Ольковой Н.А. удовлетворить.

Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области за счет средств субъекта Российской Федерации – Свердловской области – приобрести и передать в собственность МО «Город Екатеринбург» благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры общей площадью не менее <данные изъяты>., соответствующее санитарным и техническим требованиям для предоставления Ольковой Н.А..

Обязать администрацию г. Екатеринбурга предоставить Ольковой Н.А. на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 16 кв.м, отвечающее санитарным и техническим требованиям и расположенное в пределах г.Екатеринбурга.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней с подачей жалобы через Ленинский районный суд города Екатеринбурга.

Судья: (Лимонова Л.Ф.)