прокурор в инт. Мезенцева к администрации г.Екат-рга и Министерству строительства о предоставлении жилого помещения



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации.

10 июня 2011 года. Ленинский районный суд г. Екатеринбурга в составе: председательствующего судьи Лимоновой Л.Ф., при секретаре Быковой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <адрес>, действующего в интересах Мезенцева А.М. к администрации <адрес>, Министерству строительства и архитектуры <адрес>, об обязывании приобретения жилого помещения и предоставлении на условиях социального найма,

у с т а н о в и л:

Прокурор Ленинского района г.Екатеринбурга, по основаниям ст. 45 ГПК РФ выступающий в защиту интересов Мезенцева А.М., обратился в суд к указанным ответчикам об обязывании Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, как главного распорядителя средств областного бюджета по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям в черте МО г.Екатеринбурга в целях передачи его в муниципальную собственность и обязывании администрации г.Екатеринбурга предоставить его истцу, как ребенку-сироте, на условиях договора социального найма, общей площадью не менее <данные изъяты>

В обоснование своего иска прокурор указал, что истец <данные изъяты>, однако на момент обращения с иском в суд жилое помещение Мезенцеву А.М. не предоставлено, другого жилья на праве собственности или по договору социального найма он не имеет. В соответствии со ст.57 ЖК РФ и ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилое помещение истцу должно предоставляться без очереди после достижения им 18 лет. В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 13.11.2009г. с 01.01.2010г. функция главного распорядителя средств областного бюджета по обеспечению жильем сирот возложена на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Поэтому данное Министерство должно приобрести для истца жилое помещение и передать его администрации г.Екатеринбурга для последующего предоставления Мезенцеву А.М. на условиях социального найма.

В ходе производства по делу в качестве ответчиков были привлечены – Правительство Свердловской области, Министерство Финансов РФ, СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», и в качестве третьего лица – администрация Ленинского района г.Екатеринбурга.

В судебное заседание не явился прокурор, о рассмотрении дела извещен в соответствии с требованиями ст. 113 ГПК РФ.

В судебном заседании истец Мезенцев А.М. исковые требования по заявленным прокурором фактическим и правовым основаниям поддержал, дополнительно пояснив, что он относится к категории лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения, однако до настоящего времени администрация г.Екатеринбурга жильем истца не обеспечила. Других жилых помещений на праве собственности или на условиях социального найма Мезенцев А.М. не имеет.

В судебном заседании представитель ответчика Правительства Свердловской области пояснила, что при приобретении Министерством строительства и архитектуры Свердловской области жилого помещения и передачи его в муниципальную собственность для последующей передачи на условиях социального найма Мезенцеву А.М., истец должен быть обеспечен жильем, поскольку он отнесен к категории лиц, жилые помещения которым предоставляется во внеочередном порядке. Правительству Свердловской области не передаются бюджетные средства для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями.

Представитель ответчика Министерства строительства и архитектуры Свердловской области в судебное заседание не явился, в письменном отзыве в суд просил рассмотреть настоящее дело в его отсутствие, по существу иска указал, что за период с 2010 г. – 2011 г. на обеспечение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, было выделено бюджетных средств в размере <данные изъяты>. В 2010 г. проведены аукционы на строительство (приобретение) 605 жилых помещений для граждан данной льготной категории, по итогам которых были заключены государственные контракты на сумму <данные изъяты>. на строительство (приобретение) <данные изъяты>. Исходя из выделенных лимитов бюджетных средств в 2010 г. было построено <данные изъяты>, которые распределены 30 лицам, однако Мезенцев А.М. в данный список включен не был. Кроме этого, было заключено два государственных контракта на строительство <данные изъяты> но кому они будут распределены, неизвестно, так как ведение учета граждан, имеющих названный статус, осуществляется органами местного самоуправления. Процедура обеспечения жилыми помещениями определена в 2010 г. «Порядком обеспечения в 2010 г. жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета», утвержденного постановлением Правительства Свердловской области № 646-ПП от 20.04.2010 г., в настоящее время «Порядком обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения», утвержденным постановлением Правительства Свердловской области № 84-ПП от 08.02.2011 г. Данная процедура включает в себя размещение СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» государственного заказа на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, заключение контрактов на приобретение (строительство) жилых помещений, непосредственно строительство жилых помещений, зачисление помещений в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования, направление Фондом в органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области адресного перечня построенных (приобретенных) жилых помещений с указанием их общей площади и предоставление органами местного самоуправления предложений по распределению жилых помещений, распределение жилых помещений приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области, заключение органами местного самоуправления муниципальных образований с детьми-сиротами договоров социального найма. Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства направляет в органы местного самоуправления адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади. После этого органы местного самоуправления обязаны предоставить в Фонд предложения по распределению жилых помещений с предварительным согласованием органами государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения. Фонд на основании указанных предложений направляет в Министерство сведения по распределению жилых помещений, на основании которых Министерством осуществляется подготовка приказов о распределении детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений. Таким образом, определение конкретных лиц, которым будут распределены жилые помещения, происходит в результате получения от органов местного самоуправления предложений по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений детям-сиротам. Кроме этого, приобретение и предоставление Мезенцеву А.М. жилого помещения до получения от органа местного самоуправления соответствующего предложения, включающего Мезенцева А.М., предоставление ему жилого помещения Министерством будет противоречить п. 11, 12 Порядка обеспечения детей-сирот. При удовлетворении требований к Министерству, на данного ответчика будет возложена дополнительная обязанность к обязанности обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, предусмотренной п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и абз. 2 п. 1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ, регламентированной Порядком обеспечения детей-сирот, а также повлечет нарушение прав и законных интересов других лиц из указанной категории.

В судебное заседание не явился представитель ответчика администрации г.Екатеринбурга, направил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представители Министерства Финансов РФ, СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», администрации Ленинского района г.Екатеринбурга, в судебное заседание не явились, о дате и времени слушания дела извещались судом надлежащим образом и в срок, о причинах своей неявки суд не уведомили, не ходатайствовали об отложении слушания дела.

С учетом таких обстоятельств и мнения явившихся в судебное заседание сторон суд считает возможным рассмотреть данное дело при установленной явке.

Заслушав пояснения истца Мезенцева А.М., возражения представителя Правительства РФ, изучив материалы дела и также оценив представленные в суд доказательства в их совокупности, суд удовлетворяет исковые требования по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона №159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с последующими изменениями и дополнениями), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Таким образом, федеральное законодательство, прямо гарантирует право указанных категорий лиц на внеочередное получение в пользование жилого помещения на условиях договора социального найма.

Судом установлено, что истец <данные изъяты>

По сведениям, представленным из администрации <данные изъяты>

На момент рассмотрения дела Мезенцев А.М. зарегистрирован в общежитии <адрес>.

Отсутствие у истца какого либо жилья на условиях договора социального найма не оспаривается представителем администрации г.Екатеринбурга, а отсутствие у него жилья на праве собственности подтверждается письменным ответом Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Свердловской области и ЕМУП БТИ г.Екатеринбурга.

Все вышеназванные доказательства ответчиками не оспорены, отвечают требованиям относимости и допустимости, не противоречивы, взаимно дополняют друг друга и в своей совокупности позволяют суду признать наличие у истца права на получение жилого помещения во внеочередном порядке как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области №84-ПП от 08.02.2011г., утвердившим Порядком обеспечения в 2011 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья, за счет средств областного бюджета, уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями указанной категории лиц за счет средств областного бюджета указано Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.

Согласно п.п.8,9 указанного Порядка, жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования и после распределения их детям –сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма.

Учитывая, что истец имеет право на получение жилья во внеочередном порядке, суд считает необходимым возложить на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанность передать благоустроенное жилое помещение в виде квартиры в собственность МО г.Екатеринбург для последующего предоставления указанного жилья Мезенцеву А.М. на условиях договора социального найма. При указанных обстоятельствах возражения Министерства строительства и архитектуры Свердловской области судом приняты быть не могут.

С учетом этого обязанность по предоставлению жилого помещения и заключению договора социального найма суд возлагает на администрацию г.Екатеринбурга, поскольку согласно Постановлению Правительства Свердловской области от 08.02.2011г. именно орган местного самоуправления заключает договор социального найма с гражданином.

Определяя размер жилого помещения, подлежащего предоставлению истцу на условиях социального найма, суд принимает во внимание положения ч.5,6 ст.57 ЖК РФ, Постановление Главы г.Екатеринбурга №824 от 31.08.2005г. «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения, действующих на территории муниципального образования «Город Екатеринбург», в связи с чем обязывает администрацию г.Екатеринбурга предоставить истцу благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры общей площадью не менее <данные изъяты> расположенное в пределах г.Екатеринбурга и отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.

Иных требований, равно как и иных оснований по заявленному требованию, на рассмотрение суда не заявлено.

Руководствуясь ст.ст.12, 194-198, ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Прокурора Ленинского района г.Екатеринбурга, действующего в интересах Мезенцева А.М., удовлетворить.

Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области за счет средств субъекта Российской Федерации – Свердловской области – приобрести и передать в собственность МО «Город Екатеринбург» благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры общей площадью не менее <данные изъяты> соответствующее санитарным и техническим требованиям для предоставления Мезенцева А.М..

Обязать администрацию г. Екатеринбурга предоставить Мезенцева А.М. на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры общей площадью не менее <данные изъяты>, отвечающее санитарным и техническим требованиям и расположенное в пределах г.Екатеринбурга.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней с подачей жалобы через Ленинский районный суд города Екатеринбурга.

Судья: (Лимонова Л.Ф.)