Дело N 2-3178\11(09) Изготовлено в окончательном виде 06 мая 2011 г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 06 мая 2011 года Ленинский районный суд г.Екатеринбурга в составе: председательствующего судьи Проняевой Г.А. при секретаре Кузнецовой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ситниковой Я.Ю. к Государственному учреждению занятости населения Свердловской области "Екатеринбургскому центру за- нятости" об оспаривании решения об отказе в присвоении статуса безработной, УСТАНОВИЛ: Ситникова Я.Ю. обратилась в суд с иском Государственному учрежде- нию занятости населения Свердловской области "Екатеринбургскому центру занятости" (далее - Центру занятости) об оспаривании решения об отказе в признании ее в качестве безработной. В обоснование своих исковых требований истец указала на то, что 04.04.2011 года она обратилась в Центр занятости с заявлением о прис- воении статуса безработной, предоставив необходимые документы, кроме справки с последнего места работы в связи с ликвидацией работодателя, однако письмом от 04.04.2011 г. ответчиком ей было отказано в призна- нии в качестве безработного по причине непредоставления указанной справки о средней заработной плате за последние три месяца с последне- го места работы. Как указала истец, она в силу объективных причин лишена возмож- ности предоставления подобной справки, т.к. последним местом ее работы был ООО <Сувенир>, в котором она работала с 30.07.2007 г. по 10.11.2009 г., однако на данный момент организация ликвидирована. Истец просила признать недействительным отказ Государственного учреждения занятости населения Свердловской области "Екатеринбургский центр занятости" от 04.04.2011 г. в присвоении статуса безработного в связи с непредоставлением истцом справки о средней заработной плате за последние три месяца с последнего места работы, а также обязать Центр занятости присвоить с 04.04.2011 г. статус безработной без предостав- ления истцом справки. Ответчик иск не признал, указав на отсутствие правовых оснований, поскольку требование Центра занятости о предоставлении истцом справки о заработной плате основано на законе. Законодателем не предусмотрены случаи, позволяющие признать гражданина безработным при отсутствии у него какого-либо из документов, указанных в п.2 ст.З Закона РФ <О за- нятости населения в РФ>. Таким образом, при отсутствии справки о сред- ней заработной плате за последние 3 месяца по последнему месту работы ГУ <Екатеринбургский ЦЗ> может оказать только государственную услугу содействия в поиске подходящей работы, но не присвоения статуса безра- ботного и, соответственно, назначения пособия по безработице. Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд полагает исковые требования Ситниковой Я.Ю. подлежащими удовлетворения по следующим ос- нованиям. Как пояснила Ситникова Я.Ю., 04.04.2011 г. она обратилась в Ок- тябрьское районное отделение занятости населения Государственного уч- реждения Екатеринбургский центр занятости для постановки на учет в ка- честве безработной, предоставив необходимые для этого документы, в том числе, копию паспорта, копию трудовой книжки, справку об инвалидности, индивидуальную программу реабилитации инвалида. Также ею было заявлено ходатайство о признании безработной без предоставления справки с пос- леднего места работы в связи с ликвидацией предприятия. Письмом исх.N 166 от 04.04.2011 г. ответчиком ей было отказано в признании в качестве безработной именно по той причине, что ею не была предоставлена справка о средней заработной плате за последние три ме- сяца с последнего места работы. Суд полагает, что таким отказом были нарушены права гражданина, учитывая следующее. Согласно ст.3 Федерального закона РФ <О занятости населения в Российской Федерации> от 19.04.1991 г. № 1032-1 безработными признают- ся трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, заре- гистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей ра- боты, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами служ- бы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессио- нальную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три ме- сяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорта и доку- мента об образовании (п.2 ст.3). Таким образом, для принятия решения о признании гражданина безра- ботным последний в числе прочих документов должен представить органу службы занятости справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (п. 2 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"). Из данной нормы следует, что выдать такую справку обязан работо- датель по месту последнего трудоустройства гражданина. Гражданин, относящийся к категории инвалидов, для решения вопроса о признании его безработным дополнительно предъявляет индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную в установленном порядке и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда. Согласно п.2 ст.30 Закона, пособие по безработице, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного го- да) перерыва; уволенным из организаций по собственному желанию (за исключением уволенных по собственному желанию по причинам, указанным в абзаце втором пункта 1 статьи 29 настоящего Закона); уволенным за на- рушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмот- ренные законодательством Российской Федерации; уволенным по любым ос- нованиям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель, устанавливается в кратном отношении к минимальной величине пособия по безработице. Действительно, в соответствии с п. 18 Административного регламен- та Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государс- твенной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а ра- ботодателям в подборе необходимых работников, утв. Приказом Минздрав- соцразвития РФ от 03.07.2006 № 513, получателями государственной услу- ги являются лица, обратившиеся органы службы занятости в целях поиска подходящей работы. Согласно п.п.19-19.6 указанного Административного регламента, ос- нованием для получения гражданином госуслуги по содействию в поиске подходящей работы является предоставление гражданином следующих доку- ментов: - Заявление-анкета о предоставлении государственной услуги со- действия в поиске подходящей работы; - Паспорт гражданина Российской Федерации или документ, его заме- няющий; - Трудовую книжку или документ, ее заменяющий - кроме граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших). Дополнительно для подтверждения опыта работы по профессии (специ- альности) граждане могут представить трудовые договоры, служебные контракты, договоры гражданско-правового характера; - Документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию гражда- нина. Граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имею- щие профессии (специальности), представляют документ об образовании; - Справку о среднем заработке за последние три месяца по послед- нему месту работы - кроме граждан, впервые ищущих работу (ранее не ра- ботавших). - Индивидуальную программу реабилитации инвалида, выдаваемую в установленном порядке, - граждане, являющиеся инвалидами. В соответствии с п. 3.1. Административного регламента Федеральной службы по труду и занятости предоставления государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.11.2006 № 819, Граждане, признанные в установленном порядке безра- ботными, имеют право на пособие по безработице. Законодателем не пре- дусмотрены случаи, позволяющие признать гражданина безработным при от- сутствии у него какого-либо из документов, указанных в п.2 ст.З Закона РФ <О занятости населения в РФ>. Соответственно, по мнению ответчика, при отсутствии справки о средней заработной плате за последние 3 месяца по последнему месту ра- боты ГУ <Екатеринбургский ЦЗ> может оказать только государственную ус- лугу содействия в поиске подходящей работы, но не присвоения статуса безработного и, соответственно, назначения пособия по безработице. Однако, суд полагает, что в рассматриваемом случае отсутствие справки не может нарушать конституционное право гражданина на защиту от безработицы, предусмотренное ст. 37 Конституции РФ. Отсутствие справки не препятствует постановке гражданина на учет в качестве безработного. В данном случае орган службы занятости должен рассматривать его как ранее не работавшего (п. 2 ст. 3 Закона о занятости) и производить расчет пособия исходя из минимальной величины пособия по безработице (пока не будет представлена справка о среднем заработке). Такой порядок приемлем в случаях, когда работник не может предс- тавить справку по не зависящим от него причинам (например, если орга- низация ликвидирована). Истец не претендует на иной (больший, чем минимальный) размер по- собия. Согласно трудовой книжке Ситниковой Я.Ю., с последнего места ра- боты (ООО "Сувенир") она уволилась 10.11.2009 г. (т.е. полтора года назад), последующие записи в трудовой книжке отсутствуют. Как видно из материалов дела, Ситникова Я.Ю. является инвалидом второй группы со второй степенью ограничения способности к трудовой деятельности. Согласно Индивидуальной программе реабилитации у Ситниковой Я.Ю. имеются противопоказания в определенных видах труда, однако ей показан труд в специально созданных условиях, и именно в поиске такой работы ей может оказать содействие служба занятости, однако, учитывая, что поиск приемлемой для истца работы может представлять некоторую труд- ность, на время поиска работы она, имея статус безработного, может по- лучать минимальное пособие. Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в ус- тановленном порядке безработными (п.1 ст.31 Закона). Решение о назна- чении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными. Таким образом, суд полагает, что решение об отказе истцу в прис- воении статуса безработным от 04.04.2011 г. (поскольку в данном случае размер пособия не обсуждается) нельзя признать законным и обоснованным. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать недействительным отказ Государственного учреждения заня- тости населения Свердловской области "Екатеринбургский центр занятос- ти" от 04.04.2011 г. в присвоении Ситниковой Я.Ю. статуса без- работной в связи с непредоставлением истцом справки о средней заработ- ной плате за последние три месяца с последнего места работы. Обязать Государственное учреждение занятости населения Свердловс- кой области "Екатеринбургский центр занятости" присвоить Ситниковой Я.Ю. с 04.04.2011 г. статус безработной без предоставления ист- цом справки о средней заработной плате за последние три месяца с пос- леднего места работы. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в те- чение 10 дней после изготовления решения в окончательном виде с пода- чей жалобы через суд, вынесший решение. Председательствующий