ситникова к ГЦЗН



Дело N 2-3178\11(09)

Изготовлено в окончательном виде 06 мая 2011 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 мая 2011 года

Ленинский районный суд г.Екатеринбурга в составе:

председательствующего судьи Проняевой Г.А.

при секретаре Кузнецовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Ситниковой Я.Ю. к

Государственному учреждению занятости населения

Свердловской области "Екатеринбургскому центру за-

нятости"

об оспаривании решения об отказе в присвоении статуса безработной,

УСТАНОВИЛ:

Ситникова Я.Ю. обратилась в суд с иском Государственному учрежде-

нию занятости населения Свердловской области "Екатеринбургскому центру

занятости" (далее - Центру занятости) об оспаривании решения об отказе

в признании ее в качестве безработной.

В обоснование своих исковых требований истец указала на то, что

04.04.2011 года она обратилась в Центр занятости с заявлением о прис-

воении статуса безработной, предоставив необходимые документы, кроме

справки с последнего места работы в связи с ликвидацией работодателя,

однако письмом от 04.04.2011 г. ответчиком ей было отказано в призна-

нии в качестве безработного по причине непредоставления указанной

справки о средней заработной плате за последние три месяца с последне-

го места работы.

Как указала истец, она в силу объективных причин лишена возмож-

ности предоставления подобной справки, т.к. последним местом ее работы

был ООО <Сувенир>, в котором она работала с 30.07.2007 г. по

10.11.2009 г., однако на данный момент организация ликвидирована.

Истец просила признать недействительным отказ Государственного

учреждения занятости населения Свердловской области "Екатеринбургский

центр занятости" от 04.04.2011 г. в присвоении статуса безработного в

связи с непредоставлением истцом справки о средней заработной плате за

последние три месяца с последнего места работы, а также обязать Центр

занятости присвоить с 04.04.2011 г. статус безработной без предостав-

ления истцом справки.

Ответчик иск не признал, указав на отсутствие правовых оснований,

поскольку требование Центра занятости о предоставлении истцом справки

о заработной плате основано на законе. Законодателем не предусмотрены

случаи, позволяющие признать гражданина безработным при отсутствии у

него какого-либо из документов, указанных в п.2 ст.З Закона РФ <О за-

нятости населения в РФ>. Таким образом, при отсутствии справки о сред-

ней заработной плате за последние 3 месяца по последнему месту работы

ГУ <Екатеринбургский ЦЗ> может оказать только государственную услугу

содействия в поиске подходящей работы, но не присвоения статуса безра-

ботного и, соответственно, назначения пособия по безработице.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд полагает исковые

требования Ситниковой Я.Ю. подлежащими удовлетворения по следующим ос-

нованиям.

Как пояснила Ситникова Я.Ю., 04.04.2011 г. она обратилась в Ок-

тябрьское районное отделение занятости населения Государственного уч-

реждения Екатеринбургский центр занятости для постановки на учет в ка-

честве безработной, предоставив необходимые для этого документы, в том

числе, копию паспорта, копию трудовой книжки, справку об инвалидности,

индивидуальную программу реабилитации инвалида. Также ею было заявлено

ходатайство о признании безработной без предоставления справки с пос-

леднего места работы в связи с ликвидацией предприятия.

Письмом исх.N 166 от 04.04.2011 г. ответчиком ей было отказано в

признании в качестве безработной именно по той причине, что ею не была

предоставлена справка о средней заработной плате за последние три ме-

сяца с последнего места работы.

Суд полагает, что таким отказом были нарушены права гражданина,

учитывая следующее.

Согласно ст.3 Федерального закона РФ <О занятости населения в

Российской Федерации> от 19.04.1991 г. № 1032-1 безработными признают-

ся трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, заре-

гистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей ра-

боты, ищут работу и готовы приступить к ней.

При этом решение о признании гражданина, зарегистрированного в

целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами служ-

бы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня

предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или

документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессио-

нальную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три ме-

сяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не

работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорта и доку-

мента об образовании (п.2 ст.3).

Таким образом, для принятия решения о признании гражданина безра-

ботным последний в числе прочих документов должен представить органу

службы занятости справку о среднем заработке за последние три месяца

по последнему месту работы (п. 2 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 N

1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации").

Из данной нормы следует, что выдать такую справку обязан работо-

датель по месту последнего трудоустройства гражданина.

Гражданин, относящийся к категории инвалидов, для решения вопроса

о признании его безработным дополнительно предъявляет индивидуальную

программу реабилитации инвалида, выданную в установленном порядке и

содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.

Согласно п.2 ст.30 Закона, пособие по безработице, в том числе

гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся

возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного го-

да) перерыва; уволенным из организаций по собственному желанию (за

исключением уволенных по собственному желанию по причинам, указанным в

абзаце втором пункта 1 статьи 29 настоящего Закона); уволенным за на-

рушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмот-

ренные законодательством Российской Федерации; уволенным по любым ос-

нованиям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и

имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель,

устанавливается в кратном отношении к минимальной величине пособия по

безработице.

Действительно, в соответствии с п. 18 Административного регламен-

та Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государс-

твенной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а ра-

ботодателям в подборе необходимых работников, утв. Приказом Минздрав-

соцразвития РФ от 03.07.2006 № 513, получателями государственной услу-

ги являются лица, обратившиеся органы службы занятости в целях поиска

подходящей работы.

Согласно п.п.19-19.6 указанного Административного регламента, ос-

нованием для получения гражданином госуслуги по содействию в поиске

подходящей работы является предоставление гражданином следующих доку-

ментов:

- Заявление-анкета о предоставлении государственной услуги со-

действия в поиске подходящей работы;

- Паспорт гражданина Российской Федерации или документ, его заме-

няющий;

- Трудовую книжку или документ, ее заменяющий - кроме граждан,

впервые ищущих работу (ранее не работавших).

Дополнительно для подтверждения опыта работы по профессии (специ-

альности) граждане могут представить трудовые договоры, служебные

контракты, договоры гражданско-правового характера;

- Документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию гражда-

нина. Граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имею-

щие профессии (специальности), представляют документ об образовании;

- Справку о среднем заработке за последние три месяца по послед-

нему месту работы - кроме граждан, впервые ищущих работу (ранее не ра-

ботавших).

- Индивидуальную программу реабилитации инвалида, выдаваемую в

установленном порядке, - граждане, являющиеся инвалидами.

В соответствии с п. 3.1. Административного регламента Федеральной

службы по труду и занятости предоставления государственной услуги по

осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном

порядке безработными, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от

30.11.2006 № 819, Граждане, признанные в установленном порядке безра-

ботными, имеют право на пособие по безработице. Законодателем не пре-

дусмотрены случаи, позволяющие признать гражданина безработным при от-

сутствии у него какого-либо из документов, указанных в п.2 ст.З Закона

РФ <О занятости населения в РФ>.

Соответственно, по мнению ответчика, при отсутствии справки о

средней заработной плате за последние 3 месяца по последнему месту ра-

боты ГУ <Екатеринбургский ЦЗ> может оказать только государственную ус-

лугу содействия в поиске подходящей работы, но не присвоения статуса

безработного и, соответственно, назначения пособия по безработице.

Однако, суд полагает, что в рассматриваемом случае отсутствие

справки не может нарушать конституционное право гражданина на защиту

от безработицы, предусмотренное ст. 37 Конституции РФ.

Отсутствие справки не препятствует постановке гражданина на учет

в качестве безработного.

В данном случае орган службы занятости должен рассматривать его

как ранее не работавшего (п. 2 ст. 3 Закона о занятости) и производить

расчет пособия исходя из минимальной величины пособия по безработице

(пока не будет представлена справка о среднем заработке).

Такой порядок приемлем в случаях, когда работник не может предс-

тавить справку по не зависящим от него причинам (например, если орга-

низация ликвидирована).

Истец не претендует на иной (больший, чем минимальный) размер по-

собия.

Согласно трудовой книжке Ситниковой Я.Ю., с последнего места ра-

боты (ООО "Сувенир") она уволилась 10.11.2009 г. (т.е. полтора года

назад), последующие записи в трудовой книжке отсутствуют.

Как видно из материалов дела, Ситникова Я.Ю. является инвалидом

второй группы со второй степенью ограничения способности к трудовой

деятельности.

Согласно Индивидуальной программе реабилитации у Ситниковой Я.Ю.

имеются противопоказания в определенных видах труда, однако ей показан

труд в специально созданных условиях, и именно в поиске такой работы

ей может оказать содействие служба занятости, однако, учитывая, что

поиск приемлемой для истца работы может представлять некоторую труд-

ность, на время поиска работы она, имея статус безработного, может по-

лучать минимальное пособие.

Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в ус-

тановленном порядке безработными (п.1 ст.31 Закона). Решение о назна-

чении пособия по безработице принимается одновременно с решением о

признании гражданина безработным. Пособие по безработице начисляется

гражданам с первого дня признания их безработными.

Таким образом, суд полагает, что решение об отказе истцу в прис-

воении статуса безработным от 04.04.2011 г. (поскольку в данном случае

размер пособия не обсуждается) нельзя признать законным и обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ,

суд

РЕШИЛ:

Признать недействительным отказ Государственного учреждения заня-

тости населения Свердловской области "Екатеринбургский центр занятос-

ти" от 04.04.2011 г. в присвоении Ситниковой Я.Ю. статуса без-

работной в связи с непредоставлением истцом справки о средней заработ-

ной плате за последние три месяца с последнего места работы.

Обязать Государственное учреждение занятости населения Свердловс-

кой области "Екатеринбургский центр занятости" присвоить Ситниковой

Я.Ю. с 04.04.2011 г. статус безработной без предоставления ист-

цом справки о средней заработной плате за последние три месяца с пос-

леднего места работы.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в те-

чение 10 дней после изготовления решения в окончательном виде с пода-

чей жалобы через суд, вынесший решение.

Председательствующий