О восстановлении нарушенных прав потребителя



Дело № 2 – 2647/2011(21)

Мотивированное решение изготовлено 17.05.2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Екатеринбург «12» мая 2011 года

Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Шперлинг Ю.А.

при секретаре Анисимовой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костевой Е.Н. к Отделу записи актов гражданского состояния г. Екатеринбурга о восстановлении нарушенных прав потребителя,

У С Т А Н О В И Л :

Костева Е.Н. предъявила к Управлению записи актов гражданского состояния Администрации г. Екатеринбурга иск о восстановлении нарушенных прав потребителя, а именно: возложении обязанности выработать алгоритм предоставления информации при обращении граждан, разместить необходимую справочную информацию на сайте Администрации г. Екатеринбурга или организовать телефонное консультирование, компенсации морального вреда в сумме <данные изъяты>.

В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ истцу Костевой Е.Н. потребовалось оформить повторное свидетельство о смерти ее бабушки Ермолиной А.В. Ввиду сложности уйти с рабочего места в рабочее время или получить свободный день, истцу было важно уточнить заранее все вопросы, которые могли возникнуть при получении указанного документа. На сайте Администрации г. Екатеринбурга она узнала, что необходимый документ возможно оформить в Управлении ЗАГС по адресу: <адрес> также были указаны часы работы и контактный телефон. Позвонив по указанному телефону, сотрудник ЗАГС сообщила номер кабинета, часы приема и необходимость оплаты государственной пошлины. На вопрос о том, какие нужны документы, ответила, что необходимо явиться лично, по телефону такая консультация не предоставляется. Истец объяснила, что не располагает достаточно свободным временем, перечислила документы, которые у нее уже были подготовлены. Сотрудник ЗАГС ее не дослушала, предложила приехать и разобраться на месте. На приеме ДД.ММ.ГГГГ получить требуемый документ не представилось возможным, так как у истца при себе не имелось свидетельства о рождении. Оформить следующий выходной истцу удалось только ДД.ММ.ГГГГ. Предварительно она позвонила в Управление ЗАГС для уточнения необходимого пакета документов, сотрудник ЗАГС указала на необходимость предоставления документов, подтверждающих родство с умершей бабушкой, какие именно не сказала. Такой ответ истца возмутил, поскольку, обращаясь в государственное учреждение с прямым и четким вопросом при условии крайне ограниченного времени, она получила не профессиональный ответ. Необходимая информация отсутствует на сайте ЗАГС и информационных стендах около кабинета, получить ее по телефону также не возможно. Кроме того, нет информационного автоответчика. Только на приеме после оформления разрешения на получение запрашиваемого свидетельства регистратор пояснила, что каждый конкретный случай требует отдельной консультации, по телефону ответить на все вопросы невозможно. По мнению истца, органам ЗАГС приходится решать не сложные вопросы и в телефонном разговоре можно уточнить какие документы есть в наличии, а каких не хватает. Как потребитель государственных услуг она имеет право на получение полной и достоверной информации об этих услугах удобным для себя способом. Действиями ответчика истцу причинен моральный вред, выразившийся в том, что она без пользы потратила личное время и нервы на согласование и оформление двух отгулов, несвоевременно получила необходимый документ.

В ходе рассмотрения дела по ходатайству истца было изменено наименование ответчика Управления записи актов гражданского состояния Администрации г. Екатеринбурга на Отдел записи актов гражданского состояния г. Екатеринбурга (далее по тексту – Отдел ЗАГС г. Екатеринбурга).

В судебном заседании истец в полном объеме поддержала иск по изложенным доводам и основаниям.

Представители ответчика Отдела ЗАГС г. Екатеринбурга Ведерникова В.С. и Тимошинова Л.В. иск не признали, пояснили, что Отдел ЗАГС г. Екатеринбурга является территориальным отраслевым исполнительным органом государственной власти Свердловской области и подчиняется Управлению ЗАГС Свердловской области. Алгоритм предоставления информации гражданам при их обращении выработан практикой работы. Административного регламента определяющего порядок общения работника Отдела ЗАГС г. Екатеринбурга с гражданами, не имеется. Его разработка и принятие относится к компетенции Управления ЗАГС Свердловской области или Министерства юстиции Свердловской области. Для оказания услуг гражданам по их обращениям в Отделе ЗАГС г. Екатеринбурга организовано телефонное консультирование, в ходе которого по просьбе лица любой сотрудник Отдела представляется и называет свою должность, дает требуемые разъяснения, отвечает на все вопросы, в частности, сообщает режим работы, какие документы необходимы для разрешения того или иного вопроса, указывает на оплату государственной пошлины до совершения юридически значимых действий. Прием граждан может осуществляться и по окончании установленного рабочего времени, поскольку в силу закона требуемый документ должен быть выдан гражданину в день обращения. Консультация дается индивидуально, исходя из ситуации каждого гражданина. Согласно действующему законодательству сотрудники Отдела ЗАГС обладают конфиденциальной информации, имеются ограничения в предоставлении информации, поэтому рекомендуется прийти на личный прием. Информация о работе Отдела ЗАГС г. Екатеринбурга имеется на официальном Интернет сайте Управления ЗАГС. На данном сайте в разделе «Документация» содержится Федеральный закон Российской Федерации от «15» ноября 1997 года № 143 – ФЗ «Об актах гражданского состояния», Постановление Правительства Российской Федерации от «31» октября 1998 года № 1274, которым утверждены формы бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния. Выдать документ истцу в день обращения ДД.ММ.ГГГГ года не представилось возможным, так как у нее не имелось свидетельства о рождении, необходимого для подтверждения родства, о чем истец должна была знать сама.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, суд находит иск Костевой Е.Н. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьями 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно статье 3 Федерального закона Российской Федерации от «27» июля 2010 года № 210 – ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

В статье 2 данного Закона определены основные понятия, используемые для целей настоящего Закона, в частности, государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации - деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги; заявитель - физическое или юридическое лицо (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления) либо их уполномоченные представители, обратившиеся в орган, предоставляющий государственные услуги, или в орган, предоставляющий муниципальные услуги, либо в организации, указанные в частях 2 и 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, или в организации, указанные в пункте 5 настоящей статьи, с запросом о предоставлении государственной или муниципальной услуги, выраженным в устной, письменной или электронной форме; административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.

Основные принципы предоставления государственных и муниципальных услуг содержатся в статье 4 указанного Закона, к ним относятся: 1) правомерность предоставления государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные услуги, и органами, предоставляющими муниципальные услуги, а также предоставления услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями, указанными в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона; 2) заявительный порядок обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг; 3) правомерность взимания с заявителей государственной пошлины за предоставление государственных и муниципальных услуг, платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, платы за предоставление услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями, указанными в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона; 4) открытость деятельности органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, а также организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг; 5) доступность обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг и предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья; 6) возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.

При получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют, в частности право на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги; получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме (статья 5 Закона № 210 - ФЗ).

В силу статьи 6 данного Закона государственные и муниципальные услуги должны предоставляться в соответствии с административными регламентами.

Судом установлено, что Постановлением Правительства Свердловской области от «21» декабря 2005 года № 1102 – ПП «Об организации деятельности органов записи актов гражданского состояния Свердловской области» было утверждено Положение от отделе записи актов гражданского состояния г. Екатеринбурга Свердловской области, из которого следует, что Отдел записи актов гражданского состояния г. Екатеринбурга Свердловской области является территориальным отраслевым органом государственной власти Свердловской области и подчиняется Управлению записи актов гражданского состояния Свердловской области. Одой из основных задача отдела ЗАГС является выдача на основании находящихся на хранении записей актов гражданского состояния повторных свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния. В соответствии с возложенными задачами отдел ЗАГС ведет прием граждан по вопросам, входящим в его компетенцию, рассматривает заявления граждан, принимает по ним решения, при этом обеспечивает конфиденциальность имеющейся информации, принимает меры по ограничению доступа и недопущению разглашения такой информации. На отдел ЗАГС возложена обязанность своевременно рассматривать обращения граждан и организаций (л.д. 35 – 38).

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что истец Костева Е.Н., являясь потребителем государственных услуг, предоставляемых ответчиком Отделом ЗАГС г. Екатеринбурга, обратилась ДД.ММ.ГГГГ в данный орган за получением повторного свидетельства о смерти своей бабушки Ермолиной А.В. Однако в день обращения данный документ истцом получен не был по причине непредставления регистратору документов, подтверждающих родственные отношения истца и Ермолиной А.В.

В судебном заседании истец пояснила, что прежде чем прийти на личный прием к специалисту Отдела ЗАГС г. Екатеринбурга, с учетом своего сложного графика работы и невозможности покинуть рабочее место в любое время, она созвонилась с данным специалистом с целью выяснить какие документы необходимы для получения повторного свидетельства о смерти своей бабушки, на что не получила удовлетворительного ответа. При повторном общении со специалистом полного ответа на поставленный вопрос также получено не было. В результате она была вынуждена дважды приходить на прием и тратить лишнее время. Отсутствие у ответчика выработанного алгоритма предоставления информации при обращении граждан, отсутствие необходимой информации на Интернет – сайте, а также ненадлежащее телефонное консультирование привели к нарушению ее прав.

Из представленного истцом повторного свидетельства о смерти Ермолиной А.В. следует, что оно было выдано Отделом ЗАГС г. Екатеринбурга ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 45).

Суд принимает во внимание все изложенные доводы истца, при этом учитывает, что предоставление государственных услуг в соответствии с административными регламентами прямо предусмотрено действующим законодательством. Отсутствие такого административного регламента, которым должен руководствоваться в своей деятельности Отдел ЗАГС г. Екатеринбурга, представителями ответчика не оспаривается.

Вместе с тем, отказывая в полном объеме в удовлетворении требований истца, суд исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 2.1 статьи 4 Федерального закона Российской Федерации от «15» ноября 1997 года № 143 – ФЗ «Об актах гражданского состояния» (введен Федеральным законом от «27» декабря 2009 года № 365-ФЗ) полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния осуществляются в соответствии с административными регламентами, принимаемыми на основании законодательства об актах гражданского состояния уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.

До принятия административных регламентов уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния могут осуществляться на основе административных регламентов, принимаемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Указанные административные регламенты не могут противоречить законодательству об актах гражданского состояния, в том числе не могут содержать не предусмотренные таким законодательством дополнительные требования и ограничения в части реализации прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций, и разрабатываются с учетом требований к административным регламентам предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и исполнения государственных функций.

В соответствии с положениями статьи 13 вышеуказанного Федерального закона Российской Федерации «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу, или орган, предоставляющий муниципальную услугу. Проект административного регламента подлежит размещению в сети Интернет на официальном сайте органа, являющегося разработчиком административного регламента. В случае отсутствия официального сайта органа государственной власти субъекта Российской Федерации, являющегося разработчиком административного регламента, проект административного регламента подлежит размещению в сети Интернет на официальном сайте субъекта Российской Федерации. Порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 29 данного Закона административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг в течение двух лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Административные регламенты, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, должны быть приведены в соответствие с положениями настоящего Федерального закона не позднее 1 июля 2012 года.

Из письменного отзыва ответчика на исковое заявления следует, и подтверждается материалами дела, что в Отделе ЗАГС г. Екатеринбурга информация о режиме работы размещена на дверях кабинетов приемной и архива, в приемной Отдела имеется информационный стенд с подробной информацией об условиях и порядке получения повторных свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния, образцы заявлений и другая необходимая информация. В ДД.ММ.ГГГГ установлен программно – информационный комплекс «Находка - ЗАГС Терминал» для информационного обеспечения граждан по вопросам регистрации актов гражданского состояния и работы органов ЗАГС. По телефону граждане получают подробную и конкретную консультацию относительно каждого гражданина. Такие консультации ведутся всеми специалистами отдела постоянно с перерывом на обед с <данные изъяты> минут до <данные изъяты>, во время приема граждан включается автоинформатор, в случае необходимости уточнения информации имеется возможность дождаться ответ специалиста. Прием граждан ведется ежедневно по всем вопросам, входящим в компетенцию отдела. В случае большого количества посетителей в вечерние часы приема сотрудники архива продолжают исполнять заявления граждан несмотря на окончание приема (л.д. 26 – 27, 40 – 42).

Указанные обстоятельства в судебном заседании подтвердила представитель ответчика Ведерникова В.С., которая занимает должность заместителя начальника Отдела ЗАГС г. Екатеринбурга.

Информация об Отделе ЗАГС г. Екатеринбурга имеется на Интернет - сайте Управления ЗАГС Свердловской области, где также в разделе «Документация» содержится вся необходимая информация, в том числе Федеральный закон Российской Федерации «Об актах гражданского состояния, Семейный кодекс Российской Федерации, Постановление Правительства Российской Федерации от «31» октября 1998 года № 1274 «Об утверждены формы бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния», Положение об Управлении, Административный регламент по предоставлению государственной услуги по истребованию личных документов, утвержденный приказом Министерства иностранных дел Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации от «25» декабря 2008 года № 20086/311 (л.д. 29 – 34, 48).

Как установлено в судебном заседании административный регламент в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, в соответствии с которым должен осуществлять свою деятельность Отдел ЗАГС г. Екатеринбурга, в настоящее время не принят. Однако, разработка административного регламента непосредственно в компетенцию данного органа не входит. Полномочиями по осуществлению контроля и надзора в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния в силу пункта 4 статьи 4 Федерального закона Российской Федерации «Об актах гражданского состояния» наделено Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области. Органом, организующим деятельность по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории Свердловской области, является Управление записи актов гражданского состояния Свердловской области как исполнительный орган государственной власти.

При таких обстоятельствах, оснований для возложения на ответчика Отдел ЗАГС г. Екатеринбурга обязанности выработать алгоритм предоставления информации при обращении граждан, по сути, разработать административный регламент в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, а также разместить необходимую справочную информацию на сайте Администрации г. Екатеринбурга или организовать телефонное консультирование не имеется.

Причинно – следственной связи между действиями ответчика и нравственными страданиями истца судом не установлено, поэтому основания для компенсации морального вреда отсутствуют.

Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований Костевой Е.Н., суд также исходит из того, что данные правоотношения под предмет регулирования законодательства в области защиты прав потребителей не подпадают, положения пункта 1 статьи 10 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», на который истец ссылается в обоснование своих требований, применению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 196 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Костевой Е.Н. к Отделу записи актов гражданского состояния г. Екатеринбурга о восстановлении нарушенных прав потребителя, а именно: возложении обязанности выработать алгоритм предоставления информации при обращении граждан, разместить необходимую справочную информацию на сайте Администрации г. Екатеринбурга или организовать телефонное консультирование, компенсации морального вреда - отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей жалоб через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга, принявший решение.

Судья (подпись)

Копия вера.

Судья

Секретарь