Дело № 2 – 2610/2011(21) Мотивированное решение изготовлено 03.05.2011 г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Екатеринбург «22» апреля 2011 года Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Шперлинг Ю.А. при секретаре Анисимовой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Савельева А.В. Савельевой Е.Ф. к ООО "Екатеринбургское предприятие ЭКО" о восстановлении нарушенных прав потребителей, УСТАНОВИЛ: Савельев А.В., Савельева Е.Ф. предъявили к ООО "Екатеринбургское предприятие ЭКО" (далее по тексту – ООО «Екатеринбургское предприятие ЭКО») иск о восстановлении нарушенных прав потребителя, а именно: признании действий Общества с ограниченной ответственностью «Екатеринбургское предприятие ЭКО» по начислению платы за коммунальные услуги «Отопление МОП» и «Электроэнергия МОП» за период ДД.ММ.ГГГГ незаконными, возложении обязанности производить начисление платежей за отопление и электроснабжение мест общего пользования в соответствии с методикой, установленной Постановлением Правительства Российской Федерации от «23» мая 2006 года № 307, произведении перерасчета начисленных платежей за отопление и электроснабжение мест общего пользования, компенсации морального вреда в сумме <данные изъяты> а также взыскании штрафа в соответствии с пунктом 6 статьи 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей. В обоснование иска указано, что истцы являются собственниками квартиры <адрес> в доме <адрес>, которая была приобретена у ЖСК «Янтарный». При передаче квартир членам ЖСК для выполнения чистовой отделки члены правления ЖСК «Янтарный» на заседании решили заключить агентский договор по оказанию коммунальных услуг с ООО «Екатеринбургское предприятие ЭКО», которое в дальнейшем взяло на себя обязательства по управлению многоквартирным домом. Все квартиры в доме по <адрес> оборудованы приборами учета (электросчетчик, теплосчетчик, счетчики горячей и холодной воды). С ДД.ММ.ГГГГ в квитанциях по оплате коммунальных услуг появилась строка «Электроэнергия МОП» и «Отопление МОП». При этом о внесении изменений и тарифов в коммунальные платежи ответчик заранее не уведомил. Полагая методику начисления платы за содержание мест общего пользования незаконным истцы, неоднократно обращались к ответчику с требованием произвести перерасчет. В ответ на это требование ответчик сообщил о наличии общедомовых приборов учета без предоставления нормативно - правовых документов, журнала чета показаний, а так же без указания формулы, применяемой в соответствии с Приложением № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от «23» мая 2006 года № 307. Ответчиком была разъяснена методика расчета начислений за услуги «Электроэнергия МОП» и «Отопление МОП», которая не соответствует пунктам 23, 25 указанных Правил предоставления коммунальных услуг гражданам. Таким образом, за период ДД.ММ.ГГГГ ответчиком было начислено и предъявлено истцам к оплате <данные изъяты>. Данная сумма истцами не оплачена. Действиями ответчика истцам причинен моральный вред, который они оценивают в сумме <данные изъяты>. Истец Савельева Е.Ф. в судебное заседание не явилась, в письменном ходатайстве просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Истец Савельев А.В. в судебном заседании иск поддержал в полном объеме по изложенным доводам и основаниям, в дополнение пояснил, что за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчик незаконно производил начисление платы за электроэнергию в местах общего пользования, применяя собственный порядок расчета. Из суммы, предъявленной поставщиками, вычитаются суммы, предъявленные жителям, и все делится на площадь жилого помещения. Таким образом ответчик формирует тариф. Помимо жителей потребление в доме ведется другими субъектами, комплекс дома состоит из первой и второй очереди, не введенного в эксплуатацию подземного паркинга, недостроенного здания фитнес – центра, офисов на 1 этаже дома. В тарифе, который ответчик предъявляет к оплате жильцам, не учитываются величины, предъявляемые к оплате указанным субъектам. Расчет платы за отопление и электроэнергию мест общего пользования должен производиться по формуле № 9, указанной в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от «23» мая 2006 года № 307. Представитель ответчика Родионова Ю.В., действующая на основании доверенности от «ДД.ММ.ГГГГ, иск не признала, в отзыве на иск указала и пояснила в судебном заседании, что предоставление коммунальных услуг истцам осуществлялось на основании решения общего собрания собственников, был выбран способ управления ООО «Екатеринбургское предприятие ЭКО». В ДД.ММ.ГГГГ собственниками был изменен способ управления домом на Товарищество собственников жилья. Предлагаемая истцами формула применяется при расчете платы за электроснабжение и отопление для жилого помещения в домах, оборудованных общедомовыми приборами учета. В жилых помещениях в доме по <адрес> установлены индивидуальные приборы учета электроснабжения и отопления. Плату за электроэнергию и отопление мест общего пользования необходимо рассчитывать на основании пункта 22 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, исходя из показаний общедомового прибора учета пропорционально общей площади занимаемого помещения. Поэтому для расчета платы за эти услуги в местах общего пользования использовались показания общедомового прибора учета, из них вычитались показания по внутриквартирным приборам учета электроснабжения и отопления, разница делилась на общую полезную площадь всех помещений и умножалась на площадь квартиры, собственнику которой выставляется счет. Площадь жилых помещений постоянно меняется, поскольку их собственники производят перепланировки. Имеющийся в доме истцов подземный паркинг подключен к отдельному прибору учета, установлено два счетчика. Эксплуатацией здания фитнес – центра ответчик никогда не занимался. Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования Савельева А.В. и Савельевой Е.Ф. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со статьями 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Судом установлено и не оспаривается сторонами, что квартира <адрес> в доме <адрес> принадлежит на праве собственности общей долевой собственности истцам Савельеву А.В. и Савельевой Е.Ф. В спорный период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ дом находился в управлении ответчика ООО «Екатеринбургское предприятие ЭКО». По лицевому счету, открытому на имя Савельевой Е.Ф., ответчиком были предъявлены к оплате суммы за услуги «Электроэнергия МОП» и «Отопление МОП»: в ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>, в ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>, в ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>, в ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>, в ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> (л.д. 4 – 9). Согласно преамбуле Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав. Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от «23» мая 2007 года № 307, предусмотрено, что Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (пункт 1). Действие настоящих Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов (пункт 2). В настоящих Правилах используются следующие определения: «потребитель» - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; «коммунальные услуги» - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. С учетом вышеизложенного, судом установлено и сторонами не оспаривается, что истцы как собственники жилого помещения <адрес> в доме <адрес> проживающие в нем, являлись в спорный период потребителем коммунальных услуг, предоставляемых исполнителем ООО «Екатеринбургское предприятие ЭКО». Суд соглашается с доводами истцов о том, что данные правоотношения регулируются Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» и нормами Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором. Согласно статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В силу частей 2, 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации. По смыслу приведенных норм, обязанности собственника жилого помещения по содержанию принадлежащего ему имущества, в том числе, и общего имущества многоквартирного дома, по оплате жилья и коммунальных услуг предусмотрена действующим законодательством. Положениями статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги (часть 2). Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (часть 3). Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (часть 4). Согласно части 1 статьи 157 данного Кодекса размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации. Во исполнение указанной правовой нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от «23» мая 2006 года № 307 были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг. В силу пункта 1 указанных Правил, они регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии. Согласно пункту 7 абзаца 2 указанных Правил, собственники помещений в многоквартирном доме вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, если иное не установлено законодательством РФ. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. Указанными Правилами предусмотрена возможность начисления исполнителем коммунальных услуг оплаты за предоставленные гражданам коммунальные услуги – «Электроэнергию мест общего пользования» и «Отопление мест общего пользования» с учетом данных о фактически поставленных ресурсоснабжающей организацией ресурсов, исходя из показаний приборов общедомового учета. Указание в пункте 22 Правил, которым руководствовался ответчик при начислении платы за указанные услуги, на обязанность собственников помещений в многоквартирном доме нести обязательства по оплате коммунальных услуг, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, согласуется с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации и вышеуказанными положениями Жилищного кодекса Российской Федерации. По ходатайству представителя ответчика в судебном заседании исследовались материалы гражданского дела № 2 – 59/11 (20) по иску Савельева А.В. и Савельева Е.Ф. к ООО «Екатеринбургское предприятие ЭКО» о возврате незаконно начисленных коммунальных платежей, который ранее определением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от «28» января 2011 года был оставлен без рассмотрения виду повторной неявки истцов в судебное заседание. Из материалов данного дела следует, что собственникам жилых помещений в доме <адрес> осуществлялась поставка электрической энергии на основании договора энергоснабжения № 0000, заключенного ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Екатеринбургэнергосбыт» и ООО «Екатеринбургское предприятие ЭКО» (л.д. 78 – 85), а также поставка тепловой энергии на основании договора энергоснабжения № 0000, заключенного ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Территориальная генерирующая компания № 9», МУП «Екатеринбургэнерго» и ООО «Екатеринбургское предприятие ЭКО» (л.д. 101 – 117). Суд находит несостоятельными доводы истцов о том, что к жилому дому подключены самостоятельные объекты такие как не введенный в эксплуатацию подземный паркинг, недостроенное здание фитнес – центра, офисы на 1 этаже дома и при расчете собственникам жилого дома платы за услуги «Электроэнергия мест общего пользования» и «Отопление мест общего пользования» не учитываются величины, предъявляемые к оплате указанным субъектам, поскольку эти доводы доказательствами не подтверждены. Из приложений к договору энергоснабжения № 0000 и схем вводного устройства следует, что все объекты, в том числе сам жилой дом, офисы, подземный паркинг, тепловой пункт подключены к различным приборам учета. Равным образом не могут быть приняты во внимание доводы истцов о том, что ответчик применяет неверную формулу расчета, поскольку, как обоснованно утверждает представитель ответчика формула № 9 (пункт 3 Приложения № 2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от «23» мая 2006 года № 307), на которую ссылаются истцы, применяется только при расчете платы за электроснабжение и отопление для жилого помещения в домах, оборудованных общедомовыми приборами учета. Специальной нормы и формулы для расчета платы за снабжение электрической и тепловой энергией мест общего пользования Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам не предусмотрено. Суд считает, что ответчик обоснованно с учетом положений пункта 22 вышеуказанных Правил производил расчет из показаний общедомовых приборов учета исходя из стоимости предъявляемых поставщиками счетов и общей суммы начислений по помещениям многоквартирного жилого дома, о чем подробно разъяснил в ответе истцам на их обращения. Как отмечалось выше, обязанность собственника жилого помещения по содержанию принадлежащего ему имущества, в том числе и общего имущества многоквартирного дома, по оплате жилья и коммунальных услуг предусмотрены нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами жилых помещений и обслуживающее более одного помещения, является общим имуществом собственников помещений в указанном доме. В силу статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. По смыслу указанных положений закона обязанность по оплате электрической и тепловой энергии, израсходованной в местах общего пользования многоквартирного дома, лежит на собственниках жилых помещений. Истцы, оспаривая методику начислений, применяемую ответчиком, не конкретизирует, какую методику должен применять ответчик, в этой части требования не уточняют, в судебном заседании истец Савельев А.В. настаивал на рассмотрении заявленных требований. Доводов, помимо изложенных выше, истцы в обоснование своих требований не указали, иных доказательств по рассматриваемым требованиям сторонами представлено не было, суд в силу части 2 статьи 195, части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, и принимает решение по заявленным истцом требованиям. Поскольку оспариваемые действия ответчика ООО «Екатеринбургское предприятие ЭКО» по начислению платы за коммунальные услуги «Отопление МОП» и «Электроэнергия МОП» за период ДД.ММ.ГГГГ соответствуют положениям действующего законодательства (указанным выше нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам), оснований для удовлетворения иска не имеется. Причинно – следственной связи между действиями ответчика и нравственными страданиями истцов судом не установлено, требование истцов о компенсации морального вреда ответчиком удовлетворению не подлежит. На основании изложенного, руководствуясь статьями 196 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении исковых требований Савельева А.В., Савельевой Е.Ф. к ООО "Екатеринбургское предприятие ЭКО" о восстановлении нарушенных прав потребителей, а именно: признании действий ООО "Екатеринбургское предприятие ЭКО" по начислению платы за коммунальные услуги «отопление МОП» и «Электроэнергия МОП» за период ДД.ММ.ГГГГ незаконными, возложении обязанности производить начисление платежей за отопление и электроснабжение мест общего пользования в соответствии с методикой, установленной Постановлением Правительства Российской Федерации № 307 от «23» мая 2006 года, произведении перерасчета начисленных платежей за отопление и электроснабжение мест общего пользования, компенсации морального вреда – отказать. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей жалоб через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга, принявший решение. Судья