Дело N 2-4720\11(09) В окончательном виде изготовлено 01 июля 2011 года РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 29 июня 2011 года Ленинский районный суд г.Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Проняевой Г.А. при секретаре Кузнецовой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Нигаматьяновой А.Ф. к Администрации города Екатеринбурга о признании действий незаконными и возложении обязанности совер- шить действия, УСТАНОВИЛ: Нигаматьянова А.Ф. обратилась в суд с иском к Администрации горо- да Екатеринбурга о признании незаконными действий по отказу в предос- тавлении места в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении и об устранении допущенных нарушений, поскольку полномочии по устройству ребенка в детский сад принадлежат органам местного самоуправления. В обоснование иска Нигаматьянова А.Ф. указала, что с 20.04.2009 г. (с момента обращения с заявлением в Отдел образования администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга о предоставлении путевки ) и по настоящее время Администрацией города Екатеринбурга в отношении ее сына были неоднократно совершены следующие неправомерные действия: 1. Отказано в предоставлении доступа к бесплатному дошкольному образованию; 2. Наложены ограничения на гарантированную государством общедос- тупность бесплатного дошкольного образования, что фактически привело к закрытию для сына истицы доступа к бесплатному дошкольному образова- нию, чем ответчиком были нарушены его конституционные права и свободы. Кроме того, установление очередности в обеспечении местами в МДОУ законом не предусмотрена, поэтому нарушает права ее ребенка. Истец полагает, что в результате незаконных действий Администра- цией г. Екатеринбурга ее ребенку было отказано в получении доступа к бесплатному дошкольному образованию и он до сих пор лишен возможности посещать МДОУ, в нарушение ст. 2, ст. 18 <Конвенции о правах ребенка>, приложения № 2 к Протоколу № 1 Конвенции о защите прав человека>, ст. 17, 19, 43 Конституции РФ. п. 3 ст. 2, п. 2 п. 3 ст. 4, п. 1 п. 3 ст. 5, ст. 31 Закона РФ <Об образовании>. Представителем Администрации города Екатеринбурга было заявлено ходатайство о замене ненадлежащего ответчика, учитывая, что Админист- рация города Екатеринбурга не является непосредственно лицом, нарушив- шим и могущим восстановить нарушенное право, поскольку выдача путевок на получение места в МДОУ осуществляется на основании решений районной комиссии, формируемой главой администрации района города Екатеринбур- га. Администрация не осуществляет учет детей, нуждающихся в получение места в МДОУ и не выдает путевки для посещения детьми МДОУ. Истец на замену ответчика не согласилась, настаивает на рассмот- рении исковых требований в том виде, как они изложены в исковом заяв- лении, и именно в отношении Администрации города Екатеринбурга, пос- кольку, как указала истец, именно данный ответчик не обеспечил доступ- ность ее сыну бесплатного дошкольного образования в виде недостаточ- ности финансирования для создания и содержания дошкольных учреждений в необходимом количестве. Истец просит: 1. Признать действия Администрации Екатеринбурга по отказу в пре- доставлении места в МДОУ незаконными; 2. Восстановить нарушенное право на образование несовершеннолет- него ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р., посредством возложения на Администрацию г. Екатеринбурга обязанности предоставить ему место в МДОУ г. Екатеринбурга, расположенном на разумном географи- ческом удалении от места проживания ребенка, в группе полного дня. Ответчик иск не признал, указав на то, что отсутствие правовых оснований как для признания действий незаконными, так и для возложения обязанности по предоставлению места в МДОУ. Заслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд полага- ет заявление Нигаматьяновой А.Ф. не подлежащим удовлетворению по сле- дующим основаниям. В соответствии со ст.ст.55-56 ГПК РФ обязанность по представлению доказательств возлагается на стороны. Согласно статье 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование (часть 1); гарантируется общедоступность и бесп- латность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреж- дениях и на предприятиях (часть 2); при этом обязательным является ос- новное общее образование, получение которого детьми обеспечивается ро- дителями или лицами, их замещающими (часть 4). В соответствии со ст. 31 Закона РФ <Об образовании> от 10.07.92 № 3266-1 (с изменениями и дополнениями)(далее - Закон) организация пре- доставления общедоступного бесплатного дошкольного образования в муни- ципальные образовательные учреждения относятся к полномочиям местного самоуправления, муниципальных районов и городских округов. Органы местного самоуправления осуществляют полномочия на основа- нии Федерального Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ <Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации>. В соответствии с пп. 13 п. 1 ст. 16 Федерального Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (в ред. от 07.05.2009) к полномочиям органом мест- ного самоуправления в сфере образования отнесено <организация предос- тавления общедоступного и бесплатного начального общего, основного об- щего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразова- тельным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспече- нию образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов госу- дарственной власти субъектов Российской Федерации; организация предос- тавления дополнительного образования детям (за исключением предостав- ления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на тер- ритории городского округа, а также организация отдыха детей в канику- лярное время>. Согласно п.5 ст. 12 Закона <Об образовании>, деятельность госу- дарственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и разрабатываемы- ми на их основе уставами этих образовательных учреждений. Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 года № 666 утверж- дено "Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении" (да- лее - Типовое положение), в соответствии с которым регулируется дея- тельность государственных, муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов. Согласно п. 14 Типового положения дошкольное образовательное уч- реждение создается учредителем и регистрируется в порядке, установлен- ном законодательством Российской Федерации. Учредителем муниципального дошкольного образовательного учреждения являются органы местного само- управления (п. 15 Типового положения). В соответствии с Законом Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 <Об образовании> гражданам гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования. Получение образования гарантиру- ется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к об- щественным организациям, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. В обоснование требований истец сослалась на то, что в соответс- твии со ст. 16 ч. 1 п. 13 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ <Об общих принципах организации местного самоуправления в Рос- сийской Федерации> организация предоставления общедоступного и бесп- латного дошкольного образования на территории городского округа отно- сится к вопросам местного значения городского округа. А согласно ч. 2 ст. 18 названного Федерального закона финансовые обязательства, возни- кающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляе- мых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Рос- сийской Федерации). Таким образом, по мнению истца, ответственность за организацию предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования в части создания и содержания дошкольных учреждений целиком лежит на ор- ганах местного самоуправления г. Екатеринбурга. В соответствии с зако- нодательством, в полномочия органов местного самоуправления не входит ни определение оснований для отказа в предоставлении общедоступного бесплатного дошкольного образования, ни определение круга лиц, которым дошкольное образование предоставляется. При этом иметь в достаточном количестве дошкольные образовательные учреждения - является прямой обязанностью органов местного самоуправления, нарушение которой приве- ло к нарушению прав ее ребенка. Суд не находит возможным согласиться с указанными доводами истца, учитывая следующее. Обосновывая исковые требования, адресованные Администрации города Екатеринбурге, Нигаматьянова А.Ф. сослалась на то, что ее сын на осно- вании заявления от 21.08.2008 года г. был поставлен на учёт в Управле- нии Образования Администрации г. Екатеринбурга для определения в муни- ципальное дошкольное образовательное учреждение (далее - МДОУ) на по- лучение дошкольного образования ( в Журнале учета будущих воспитанни- ков МДОУ по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга регистрационный номер 882). 20 апреля 2010 года истец обратилась в приемную отдела образова- ния по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга с заявлением о пре- доставлении ее ребенку путевки в МДОУ, однако в 2010 году ответ на за- явление не поступил. 23 марта 2011 года она повторно обратилась в от- дел образования с письменным заявлением о предоставлении путевки для ребенка в МДОУ, ответ на дату предъявления иска она не получила. Истец полагает, что Управление образования районной администрации является структурным подразделением Управления образования Администра- ции города Екатеринбурга, соответственно, именно в результате работы комиссии по распределению путевок в МДОУ Управлением Образования Адми- нистрации г. Екатеринбурга в 2009-2011 гг. ее сыну многократно отказа- но в месте в МДОУ, тем самым нарушены его конституционное право на об- разование. Такое утверждение истца противоречит действующему законодатель- ству. Правовое регулирование отношений, о которых возник спор, на феде- ральном уровне осуществляется Конституцией Российской Федерации, Зако- ном Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образова- нии" (с последующими изменениями), Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (с последующими изменениями), Федераль- ным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах орга- низации местного самоуправления в Российской Федерации" (с последующи- ми изменениями), иными нормативными правовыми актами. Согласно пункту "е" части 1 статьи 72 Конституции Российской Фе- дерации общие вопросы воспитания и образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии с пунктом 2.1 статьи 28 и пунктом 6.1 части 1 статьи 29 Закона РФ "Об образовании" вопросы обеспечения государствен- ных гарантий прав граждан в области образования относятся к полномочи- ям федеральных органов государственной власти и к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Организация предоставления общедоступного и бесплатного дошколь- ного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, а также допол- нительного образования в общеобразовательных учреждениях относится к вопросам местного значения городского округа, муниципального района (статья 31 Закона Российской Федерации "Об образовании"). Согласно пункту 3 части 1 статьи 31 названного Закона РФ к полно- мочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городс- ких округов относится создание муниципальных образовательных учрежде- ний. Финансирование муниципальных образовательных учреждений осущест- вляется в соответствии с законодательством на основе нормативов финан- сирования. Нормативы финансирования муниципальных образовательных уч- реждений в части, предусмотренной пунктом 6.1 статьи 29 Закона Рос- сийской Федерации "Об образовании", устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (статья 41 Закона Российской Федерации "Об обра- зовании"). Согласно ст.86 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ) расходные обязательства муниципального образования возникают, в частности, в результате: - принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного зна- чения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муни- ципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам; (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ) - принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органа- ми местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий; (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ). Расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзацах втором и четвертом пункта 1 ст.86 БК РФ, устанавливаются орга- нами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствую- щего местного бюджета. В соответствии с ч. 14. ст. 9 Устава города Екатеринбурга органи- зация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансо- вому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти Свердловской области; организация пре- доставления дополнительного образования детям (за исключением предос- тавления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на тер- ритории муниципального образования, а также организация отдыха детей в каникулярное время; Как указал ответчик, согласно Положению об Управлении образования Администрации города Екатеринбурга, утвержденному Решением Екатерин- бургской городской Думы от 26.06.2007 № 50/44, к основным задачам дея- тельности Управления отнесено организация предоставления общедоступно- го бесплатного образования дошкольного образования детям на территории муниципального образования <город Екатеринбург>. К полномочиям Управ- ления также отнесены разработка и принятия положения о комплектовании детьми дошкольного возраста муниципальных образовательных учреждений. В рамках реализации указанных функций Управлением было принято Положение о порядке комплектования детьми муниципальных образователь- ных учреждений, реализующих программы дошкольного образования, муници- пального образования <город Екатеринбург>. В соответствии с главой 2 Положения комплектование детьми муници- пальных образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования, муниципального образования <город Екатеринбург> осущест- вляется отделами образования администраций районов города Екатеринбур- га в порядке очередности. Непосредственно процедуру постановки на учет детей, нуждающихся в получении места в МДОУ, осуществляется также отделами образований ад- министраций районов города Екатеринбурга. В силу Постановления Главы Екатеринбурга от 28.08.2006 № 850 <О делегировании отдельных полномочий в сфере образования Администрациям районов> организация предоставления дополнительного образования и об- щедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муници- пального образования <город Екатеринбург> отнесены к полномочиям ра- йонных администраций. Выдача путевок на получение места в МДОУ осуществляется на осно- вании решений районной комиссии, формируемой главой администрации ра- йона города Екатеринбурга. Таким образом, как Администрация города Екатеринбурга, так и Уп- равление образования города Екатеринбурга не осуществляют учет детей, нуждающихся в получение места в МДОУ и не выдает путевки для посещения детьми МДОУ. Указанные функции в полном объеме осуществляют только ад- министрации районов города Екатеринбурга. Между тем, истцом не оспаривается, что в Администрацию города Екатеринбурга она с какими-либо заявлениями не обращалась, а вопросы постановки ребенка на учет и предоставления места в МДОУ она разрешала в администрации района. Кроме того, в судебном заседании истец не пояснила, в силу каких нормативных актов и каким образом ее ребенок должен быть обеспечен от- ветчиком путевкой в МДОУ, расположенном на разумном географическом удалении от места проживания ребенка в группе полного дня, в том чис- ле, при отсутствии мест в детских садах. Истец полагает, что очередность предоставления мест в МДОУ норма- тивно не предусмотрена, соответственно, сам по себе факт обращения с заявлением о постановке на учет достаточен для обеспечения путевкой Между тем, в соответствии с Положением комплектование МДОУ произ- водится в порядке очередности, так и первоочередном и внеочередном по- рядке. Внеочередным и первоочередным правом приема в МДОУ пользуются дети граждан, соответствующий порядок для которых предусмотрен феде- ральным, областным законодательством и Положением. Как внеочередным, так и первоочередным правом приема в МОУ поль- зуются определенные категории граждан в случаях, прямо указанных в нормативных актах с предоставлением документов, подтверждающих такое право. Как видно из материалов дела, ФИО7 был постав- лен на учет для получения места в МДОУ в отделе образования админист- рации Орджоникидзевского района города Екатеринбурга. Истцом не были предъявлены в Отдел образования документы, дающие право внеочередного или первоочередного предоставления места в МДОУ. Данный факт истцом не оспаривается. Таким образом, каких-либо правовых оснований предоставления места в МДОУ ребенку Истца в первоочередном либо во внеочередном порядке нет. Кроме того, предоставление места в МДОУ ребенку Истца нарушит право на получение общедоступного бесплатного дошкольного образования иных детей, ставших на учет в отделе образования администрации Желез- нодорожного района города Екатеринбурга ранее ребенка Истца. В соответствии с п.3 Типового положения дошкольное образователь- ное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет и именно оно создает условия для реализации гарантированного гражданам РФ права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образо- вания. Согласно пункта 11 Положения <Об Управлении образования Админист- рации города Екатеринбурга>, утвержденного решением Екатеринбургской городской Думы от 26 июня 2007 года № 50\44, к функции Управления об- разования относится утверждение уставов, изменений (дополнений) к ус- тавам, новых редакций уставов муниципальных образовательных учрежде- ний. В соответствии со статьей 32 Закона РФ <Об образовании> к компе- тенции образовательного учреждения относится разработка и принятие Ус- тава коллективом образовательного учреждения для внесения его на ут- верждение. Пунктом 5 статьи 12 Закона Российской Федерации <Об образовании> предусмотрено, что деятельность муниципальных образовательных учрежде- ний регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утвержденными Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образователь- ных учреждений. "Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении", ут- вержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 № 666, содержит полный перечень условий для организации предоставления бесплатного дошкольного образования и услуг по воспита- нию, обучению, развитию, присмотру, уходу, оздоровлению детей в воз- расте от 2 месяцев до 7 лет. Обеспечение всех условий организации образовательного процесса, предусмотренных <Типовым положением>, в одном муниципальном дошкольном образовательном учреждении не представляется возможным по следующим основаниям. Пунктом 7 <Типового положения> определен перечень видов дошколь- ных образовательных учреждений (ДОУ): - детский сад; - детский сад для детей раннего возраста (от 2 месяцев до 3 лет); - детский сад для детей предшкольного возраста (старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет); - детский сад присмотра и оздоровления; - детский сад компенсирующего вида; - детский сад комбинированного вида; - детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей; - центр развития ребенка - детский сад. Выбор вида муниципального ДОУ определяет остальные характеристики организации его деятельности: - возраст и категория детей, посещающих ДОУ (пункты 3, 33, 34, 35 <Типового положения>); - направленность общеобразовательной программы дошкольного обра- зования (пункты 7,8 <Типового положения>); - режим работы групп в ДОУ: полного дня (12 часовое пребывание), сокращенного дня (8-10 часового пребывания), продленного дня (14-часо- вое пребывание), кратковременного пребывания (от 3 до 5 часов) и круг- лосуточного пребывания (пункт 8 <Типового положения>); - количество групп, их направленность и наполняемость детьми (пункты 31-35 <Типового положения>); - возможность проведения реабилитации детей-инвалидов при наличии условий (пункт 6 <Типового положения>). В соответствии с пунктом 6 статьи 33 Закона РФ <Об образовании> <право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у образовательного учреждении с момента выдачи ему лицензии (разрешения)>. На основании Положения о лицензировании образовательной деятель- ности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31 марта 2009 года № 277 (пункт 10-д), для получения лицензии на право ведения обра- зовательной деятельности ее соискатель представляет в соответствующий лицензионный орган заключения, выданные в установленном порядке орга- нами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, государственный пожарный надзор, о соответствии зданий, строе- ний, сооружений и помещений, заявленных соискателем лицензии для веде- ния образовательной деятельности, установленным законодательством РФ требованиям. <Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений> (СанПиН 2.4.1.1249-03) содержат требования к оборудованию и оснащению групповой ячейки (раздевальная, групповая, спальня, буфетная, туалет- ная) индивидуальные по каждой возрастной группе детей. Количество групповых помещений в ДОУ, их оснащение оборудованием, мебелью опреде- ляет возраст принимаемых в него детей. Дошкольное образование не является обязательным и носит заяви- тельный характер. Как указал ответчик, Управление образования, являясь учредителем муниципальных дошкольных образовательных учреждений, основываясь на социальном заказе граждан, проживающих в г. Екатеринбурге, принимая во внимание очередность на устройство детей в МДОУ, политику федеральных органов управления образованием, направленную на обеспечение равных стартовых возможностей для обучения детей в школе, определяет структу- ру возрастных групп детей и порядок комплектования детей в муниципаль- ные дошкольные образовательные учреждения. Порядок комплектования МДОУ утвержден распоряжением Управления образования Администрации города Екатеринбурга от 01.04.2009 № 280-р, который закрепляет прием детей в муниципальные дошкольные образова- тельные учреждения от 2 до 07 лет. Указанным распоряжением предусмотрен общий учет в границах адми- нистративного района согласно книги учета детей (журнал регистрации), нуждающихся в устройстве в МДОУ. Отдел образования Администрации райо- на предоставляет путевки в МДОУ согласно регистрации обращений исходя из наличия мест в МДОУ административного района. Прием в конкретное дошкольное образовательное учреждение закреп- лен в Уставе МДОУ и зависит от условий созданных в соответствии с ти- повыми проектами детских садов, лицензионными условиями и направлен- ностью реализуемых образовательных программ. Пунктом 5 Положения о порядке комплектования детьми муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образо- вания, муниципального образования <город Екатеринбург>, утвержденным распоряжением Управления образования Администрации г. Екатеринбурга от 07.09.2009 № 675-ру, предусмотрено следующее: <Комплектование МОУ детьми производится отделами образования администраций районов в пери- од с 01 мая по 31 августа текущего года>. Согласно представленным документам, в Орджоникидзевском районе г.Екатеринбурга распределение путевок на 2011\2012 учебный год произ- водится согласно Положения о порядке комплектования муниципальных бюд- жетных образовательных учреждений Орджоникидзевского района г. Екате- ринбурга детьми дошкольного возраста на 2011 -2012 учебный год (Распо- ряжение Администрации Орджоникидзевского района № 563\67 - РА от 12.05.2011 г.) по категориям граждан, в том числе, на на общих основа- ниях - в соответствии с очередностью по дате постановки на учет в от- деле образования Администрации Орджоникидзевского района. Соответственно, требование истца о возложении на Администрацию города Екатеринбурга обязанности предоставить ее сыну ФИО8 ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ г.р., место в МДОУ города Екатеринбурга, расположен- ном на разумном географическом удалении от места проживания ребенка в группе полного дня, не основано на законе. В силу ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным ист- цом требованиям. Таким образом, в связи с отсутствием правовых оснований иск Нига- матьяновой А.Ф. удовлетворению не подлежит. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований Нигаматьяновой А.Ф. к Администрации города Екатеринбурга о признании незаконными действий по отказу в предоставлении места в Муниципальном дошкольном образова- тельном учреждении и возложении обязанности предоставить ФИО11 ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ г.р., место в Муниципальном дошкольном об- разовательном учреждении города Екатеринбурга, расположенном на разум- ном географическом удалении от места проживания ребенка в группе пол- ного дня, отказать. Решение может быть обжаловано и опротестовано в Свердловский об- ластной суд в течение 10 дней с даты изготовления решения в оконча- тельном виде с подачей жалобы через суд, вынесший решение. Председательствующий