Дело N 2-4759\11(09) В окончательном виде изготовлено 01 июля 2011 года РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 29 июня 2011 года Ленинский районный суд г.Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Проняевой Г.А. при секретаре Кузнецовой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Черновой Е.И. к Администрации города Екатеринбурга о возложении обязанности совершить действия, УСТАНОВИЛ: Чернова Е.И. обратилась в суд с иском к Администрации города Ека- теринбурга о предоставлении места в Муниципальном дошкольном образова- тельном учреждении. В обоснование иска Чернова Е.И. указала, что с 7.04.2009 г. (с момента постановки на учет в Отделе образования администрации Железно- дорожного района г. Екатеринбурга) и по настоящее время Администрацией города Екатеринбурга в отношении ее сына были неоднократно совершены следующие неправомерные действия: 1. Отказано в предоставлении доступа к бесплатному дошкольному образованию; 2. Наложены ограничения на гарантированную государством общедос- тупность бесплатного дошкольного образования, что фактически привело к закрытию для сына истицы доступа к бесплатному дошкольному образова- нию, чем ответчиком были нарушены его конституционные права и свободы. Кроме того, установление очередности в обеспечении местами в МДОУ законом не предусмотрена, поэтому нарушает права ее ребенка. Истец полагает, что в результате незаконных действий Администра- цией г. Екатеринбурга ее ребенку было отказано в получении доступа к бесплатному дошкольному образованию, и он до сих пор лишен возможности посещать МДОУ, в нарушение ст. 2, ст. 18 <Конвенции о правах ребенка>, приложения № 2 к Протоколу № 1 Конвенции о защите прав человека>, ст. 17, 19, 43 Конституции РФ. п. 3 ст. 2, п. 2 п. 3 ст. 4, п. 1 п. 3 ст. 5, ст. 31 Закона РФ <Об образовании>. Представителем Администрации города Екатеринбурга было заявлено ходатайство о замене ненадлежащего ответчика, учитывая, что Админист- рация города Екатеринбурга не является непосредственно лицом, нарушив- шим и могущим восстановить нарушенное право, поскольку выдача путевок на получение места в МДОУ осуществляется на основании решений районной комиссии, формируемой главой администрации района города Екатеринбур- га. Администрация не осуществляет учет детей, нуждающихся в получение места в МДОУ и не выдает путевки для посещения детьми МДОУ. Истец на замену ответчика не согласилась, настаивает на рассмот- рении исковых требований в том виде, как они изложены в исковом заяв- лении, и именно в отношении Администрации города Екатеринбурга, пос- кольку, как указала истец, именно данный ответчик не обеспечил доступ- ность ее сыну бесплатного дошкольного образования в виде недостаточ- ности финансирования для создания и содержания дошкольных учреждений в необходимом количестве. Истец просит обязать Администрацию города Екатеринбурга предоста- вить ее сыну ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р., место в Муниципальных дош- кольных образовательных учреждениях города Екатеринбурга, расположен- ных на разумном географическом удалении от места проживания ребенка в группе полного дня, а именно в МДОУ N 357 и 349. Ответчик иск не признал, указав на то, что отсутствие правовых оснований как для признания действий незаконными, так и для возложения обязанности по предоставлению места в МДОУ, тем более, в конкретных N 357 и 349. Заслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд полага- ет заявление Черновой Е.И. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст.ст.55-56 ГПК РФ обязанность по представлению доказательств возлагается на стороны. Согласно статье 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование (часть 1); гарантируется общедоступность и бесп- латность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреж- дениях и на предприятиях (часть 2); при этом обязательным является ос- новное общее образование, получение которого детьми обеспечивается ро- дителями или лицами, их замещающими (часть 4). В соответствии со ст. 31 Закона РФ <Об образовании> от 10.07.92 № 3266-1 (с изменениями и дополнениями)(далее - Закон) организация пре- доставления общедоступного бесплатного дошкольного образования в муни- ципальные образовательные учреждения относятся к полномочиям местного самоуправления, муниципальных районов и городских округов. Органы местного самоуправления осуществляют полномочия на основа- нии Федерального Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ <Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации>. В соответствии с пп. 13 п. 1 ст. 16 Федерального Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (в ред. от 07.05.2009) к полномочиям органом мест- ного самоуправления в сфере образования отнесено <организация предос- тавления общедоступного и бесплатного начального общего, основного об- щего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразова- тельным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспече- нию образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов госу- дарственной власти субъектов Российской Федерации; организация предос- тавления дополнительного образования детям (за исключением предостав- ления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на тер- ритории городского округа, а также организация отдыха детей в канику- лярное время>. Согласно п.5 ст. 12 Закона <Об образовании>, деятельность госу- дарственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и разрабатываемы- ми на их основе уставами этих образовательных учреждений. Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 года № 666 утверж- дено "Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении" (да- лее - Типовое положение), в соответствии с которым регулируется дея- тельность государственных, муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов. Согласно п. 14 Типового положения дошкольное образовательное уч- реждение создается учредителем и регистрируется в порядке, установлен- ном законодательством Российской Федерации. Учредителем муниципального дошкольного образовательного учреждения являются органы местного само- управления (п. 15 Типового положения). В соответствии с Законом Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 <Об образовании> гражданам гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования. Получение образования гарантиру- ется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к об- щественным организациям, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. В обоснование требований истец сослалась на то, что в соответс- твии со ст. 16 ч. 1 п. 13 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ <Об общих принципах организации местного самоуправления в Рос- сийской Федерации> организация предоставления общедоступного и бесп- латного дошкольного образования на территории городского округа отно- сится к вопросам местного значения городского округа. А согласно ч. 2 ст. 18 названного Федерального закона финансовые обязательства, возни- кающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляе- мых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Рос- сийской Федерации). Таким образом, по мнению истца, ответственность за организацию предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования в части создания и содержания дошкольных учреждений целиком лежит на ор- ганах местного самоуправления г. Екатеринбурга. В соответствии с зако- нодательством, в полномочия органов местного самоуправления не входит ни определение оснований для отказа в предоставлении общедоступного бесплатного дошкольного образования, ни определение круга лиц, которым дошкольное образование предоставляется. При этом иметь в достаточном количестве дошкольные образовательные учреждения - является прямой обязанностью органов местного самоуправления, нарушение которой приве- ло к нарушению прав ее ребенка. Суд не находит возможным согласиться с указанными доводами истца, учитывая следующее. Обосновывая исковые требования, адресованные Администрации города Екатеринбурге, Чернова Е.И. сослалась на то, что ее сын ФИО8 ФИО9, родившийся 24.01.2009 г., 07.04.2009 г. был поставлен на учёт в отделе образования администрации Железнодорожного района г. Екате- ринбурга для определения в муниципальное дошкольное образовательное учреждение (далее - МДОУ) на получение бесплатного дошкольного образо- вания ( в <Книге учета детей, нуждающихся в устройстве в МОУ> г. Ека- теринбурга, регистрационный номер 0000 от 07 апреля 2009 г.) 18.04.2011 г. Чернова Е.И. обратилась через Интернет-приемную в Администрацию Железнодорожного района г. Екатеринбурга с заявлением на имя Главы Администрации Железнодорожного района о предоставлении ее сыну места в МДОУ, на что ей был дан письменный ответ за исх. № 22-08/672/963 от 04.05.2011, согласно которому в предоставлении места в детском саду в 2011 году отказано в связи с ограниченным количеством мест для детей двухлетнего возраста. Истец полагает, что Управление образования районной администрации является структурным подразделением Управления образования Администра- ции города Екатеринбурга, соответственно, получив отказ администрации Железнодорожного района в предоставлении места в МДОУ, она получила его от Администрации города Екатеринбурга, соответственно, по мнению истца, именно Администрацией города Екатеринбурга ее сыну было отказа- но в получении доступа к бесплатному дошкольному образованию в виде предоставления места в МДОУ. Такое утверждение истца противоречит действующему законодатель- ству. Правовое регулирование отношений, о которых возник спор, на феде- ральном уровне осуществляется Конституцией Российской Федерации, Зако- ном Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образова- нии" (с последующими изменениями), Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (с последующими изменениями), Федераль- ным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах орга- низации местного самоуправления в Российской Федерации" (с последующи- ми изменениями), иными нормативными правовыми актами. Согласно пункту "е" части 1 статьи 72 Конституции Российской Фе- дерации общие вопросы воспитания и образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии с пунктом 2.1 статьи 28 и пунктом 6.1 части 1 статьи 29 Закона РФ "Об образовании" вопросы обеспечения государствен- ных гарантий прав граждан в области образования относятся к полномочи- ям федеральных органов государственной власти и к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Организация предоставления общедоступного и бесплатного дошколь- ного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, а также допол- нительного образования в общеобразовательных учреждениях относится к вопросам местного значения городского округа, муниципального района (статья 31 Закона Российской Федерации "Об образовании"). Согласно пункту 3 части 1 статьи 31 названного Закона РФ к полно- мочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городс- ких округов относится создание муниципальных образовательных учрежде- ний. Финансирование муниципальных образовательных учреждений осущест- вляется в соответствии с законодательством на основе нормативов финан- сирования. Нормативы финансирования муниципальных образовательных уч- реждений в части, предусмотренной пунктом 6.1 статьи 29 Закона Рос- сийской Федерации "Об образовании", устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (статья 41 Закона Российской Федерации "Об обра- зовании"). Согласно ст.86 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ) расходные обязательства муниципального образования возникают, в частности, в результате: - принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного зна- чения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муни- ципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам; (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ) - принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органа- ми местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий; (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ). Расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзацах втором и четвертом пункта 1 ст.86 БК РФ, устанавливаются орга- нами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствую- щего местного бюджета. В соответствии с ч. 14. ст. 9 Устава города Екатеринбурга органи- зация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансо- вому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти Свердловской области; организация пре- доставления дополнительного образования детям (за исключением предос- тавления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на тер- ритории муниципального образования, а также организация отдыха детей в каникулярное время; Как указал ответчик, согласно Положению об Управлении образования Администрации города Екатеринбурга, утвержденному Решением Екатерин- бургской городской Думы от 26.06.2007 № 50/44, к основным задачам дея- тельности Управления отнесено организация предоставления общедоступно- го бесплатного образования дошкольного образования детям на территории муниципального образования <город Екатеринбург>. К полномочиям Управ- ления также отнесены разработка и принятия положения о комплектовании детьми дошкольного возраста муниципальных образовательных учреждений. В рамках реализации указанных функций Управлением было принято Положение о порядке комплектования детьми муниципальных образователь- ных учреждений, реализующих программы дошкольного образования, муници- пального образования <город Екатеринбург>. В соответствии с главой 2 Положения комплектование детьми муници- пальных образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования, муниципального образования <город Екатеринбург> осущест- вляется отделами образования администраций районов города Екатеринбур- га в порядке очередности. Непосредственно процедуру постановки на учет детей, нуждающихся в получении места в МДОУ, осуществляется также отделами образований ад- министраций районов города Екатеринбурга. В силу Постановления Главы Екатеринбурга от 28.08.2006 № 850 <О делегировании отдельных полномочий в сфере образования Администрациям районов> организация предоставления дополнительного образования и об- щедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муници- пального образования <город Екатеринбург> отнесены к полномочиям ра- йонных администраций. Выдача путевок на получение места в МДОУ осуществляется на осно- вании решений районной комиссии, формируемой главой администрации ра- йона города Екатеринбурга. Таким образом, как Администрация города Екатеринбурга, так и Уп- равление образования города Екатеринбурга не осуществляют учет детей, нуждающихся в получение места в МДОУ и не выдает путевки для посещения детьми МДОУ. Указанные функции в полном объеме осуществляют только ад- министрации районов города Екатеринбурга. Между тем, истцом не оспаривается, что в Администрацию города Екатеринбурга она с какими-либо заявлениями не обращалась, а вопросы постановки ребенка на учет и предоставления места в МДОУ она разрешала в администрации района. Кроме того, в судебном заседании истец не пояснила, в силу каких нормативных актов и каким образом ее ребенок должен быть обеспечен от- ветчиком путевкой именно в МДОУ N 357 и N 349, в том числе, при от- сутствии мест в указанных детских садах. Истец полагает, что очередность предоставления мест в МДОУ норма- тивно не предусмотрена, соответственно, сам по себе факт обращения с заявлением о постановке на учет достаточен для обеспечения путевкой Между тем, в соответствии с Положением комплектование МДОУ произ- водится в порядке очередности, так и первоочередном и внеочередном по- рядке. Внеочередным и первоочередным правом приема в МДОУ пользуются дети граждан, соответствующий порядок для которых предусмотрен феде- ральным, областным законодательством и Положением. Как внеочередным, так и первоочередным правом приема в МОУ поль- зуются определенные категории граждан в случаях, прямо указанных в нормативных актах с предоставлением документов, подтверждающих такое право. Как видно из материалов дела, ФИО10 был поставлен на учет для получения места в МДОУ в отделе образования администрации Железно- дорожного района города Екатеринбурга. Истцом не были предъявлены в Отдел образования документы, дающие право внеочередного или первооче- редного предоставления места в МДОУ. Данный факт истцом не оспаривает- ся. Таким образом, каких-либо правовых оснований предоставления места в МДОУ ребенку Истца в первоочередном либо во внеочередном порядке нет. Кроме того, предоставление места в МДОУ ребенку Истца нарушит право на получение общедоступного бесплатного дошкольного образования иных детей, ставших на учет в отделе образования администрации Желез- нодорожного района города Екатеринбурга ранее ребенка Истца. В соответствии с п.3 Типового положения дошкольное образователь- ное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет и именно оно создает условия для реализации гарантированного гражданам РФ права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образо- вания. Согласно пункта 11 Положения <Об Управлении образования Админист- рации города Екатеринбурга>, утвержденного решением Екатеринбургской городской Думы от 26 июня 2007 года № 50\44, к функции Управления об- разования относится утверждение уставов, изменений (дополнений) к ус- тавам, новых редакций уставов муниципальных образовательных учрежде- ний. В соответствии со статьей 32 Закона РФ <Об образовании> к компе- тенции образовательного учреждения относится разработка и принятие Ус- тава коллективом образовательного учреждения для внесения его на ут- верждение. Пунктом 5 статьи 12 Закона Российской Федерации <Об образовании> предусмотрено, что деятельность муниципальных образовательных учрежде- ний регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утвержденными Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образователь- ных учреждений. "Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении", ут- вержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 № 666, содержит полный перечень условий для организации предоставления бесплатного дошкольного образования и услуг по воспита- нию, обучению, развитию, присмотру, уходу, оздоровлению детей в воз- расте от 2 месяцев до 7 лет. Обеспечение всех условий организации образовательного процесса, предусмотренных <Типовым положением>, в одном муниципальном дошкольном образовательном учреждении не представляется возможным по следующим основаниям. Пунктом 7 <Типового положения> определен перечень видов дошколь- ных образовательных учреждений (ДОУ): - детский сад; - детский сад для детей раннего возраста (от 2 месяцев до 3 лет); - детский сад для детей предшкольного возраста (старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет); - детский сад присмотра и оздоровления; - детский сад компенсирующего вида; - детский сад комбинированного вида; - детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей; - центр развития ребенка - детский сад. Выбор вида муниципального ДОУ определяет остальные характеристики организации его деятельности: - возраст и категория детей, посещающих ДОУ (пункты 3, 33, 34, 35 <Типового положения>); - направленность общеобразовательной программы дошкольного обра- зования (пункты 7,8 <Типового положения>); - режим работы групп в ДОУ: полного дня (12 часовое пребывание), сокращенного дня (8-10 часового пребывания), продленного дня (14-часо- вое пребывание), кратковременного пребывания (от 3 до 5 часов) и круг- лосуточного пребывания (пункт 8 <Типового положения>); - количество групп, их направленность и наполняемость детьми (пункты 31-35 <Типового положения>); - возможность проведения реабилитации детей-инвалидов при наличии условий (пункт 6 <Типового положения>). В соответствии с пунктом 6 статьи 33 Закона РФ <Об образовании> <право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у образовательного учреждении с момента выдачи ему лицензии (разрешения)>. На основании Положения о лицензировании образовательной деятель- ности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31 марта 2009 года № 277 (пункт 10-д), для получения лицензии на право ведения обра- зовательной деятельности ее соискатель представляет в соответствующий лицензионный орган заключения, выданные в установленном порядке орга- нами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, государственный пожарный надзор, о соответствии зданий, строе- ний, сооружений и помещений, заявленных соискателем лицензии для веде- ния образовательной деятельности, установленным законодательством РФ требованиям. <Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений> (СанПиН 2.4.1.1249-03) содержат требования к оборудованию и оснащению групповой ячейки (раздевальная, групповая, спальня, буфетная, туалет- ная) индивидуальные по каждой возрастной группе детей. Количество групповых помещений в ДОУ, их оснащение оборудованием, мебелью опреде- ляет возраст принимаемых в него детей. Дошкольное образование не является обязательным и носит заяви- тельный характер. Как указал ответчик, Управление образования, являясь учредителем муниципальных дошкольных образовательных учреждений, основываясь на социальном заказе граждан, проживающих в г. Екатеринбурге, принимая во внимание очередность на устройство детей в МДОУ, политику федеральных органов управления образованием, направленную на обеспечение равных стартовых возможностей для обучения детей в школе, определяет структу- ру возрастных групп детей и порядок комплектования детей в муниципаль- ные дошкольные образовательные учреждения. Порядок комплектования МДОУ утвержден распоряжением Управления образования Администрации города Екатеринбурга от 01.04.2009 № 280-р, который закрепляет прием детей в муниципальные дошкольные образова- тельные учреждения от 2 до 07 лет. Указанным распоряжением предусмотрен общий учет в границах адми- нистративного района согласно книги учета детей (журнал регистрации), нуждающихся в устройстве в МДОУ. Отдел образования Администрации райо- на предоставляет путевки в МДОУ согласно регистрации обращений исходя из наличия мест в МДОУ административного района. Прием в конкретное дошкольное образовательное учреждение закреп- лен в Уставе МДОУ и зависит от условий созданных в соответствии с ти- повыми проектами детских садов, лицензионными условиями и направлен- ностью реализуемых образовательных программ. Пунктом 5 Положения о порядке комплектования детьми муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образо- вания, муниципального образования <город Екатеринбург>, утвержденным распоряжением Управления образования Администрации г. Екатеринбурга от 07.09.2009 № 675-ру, предусмотрено следующее: <Комплектование МОУ детьми производится отделами образования администраций районов в пери- од с 01 мая по 31 августа текущего года>. Соответственно, требование истца о возложении на Администрацию города Екатеринбурга обязанности предоставить ее сыну ФИО11, место в МДОУ N 357 и 349, не основано на законе. В силу ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным ист- цом требованиям. Таким образом, в связи с отсутствием правовых оснований иск Чер- новой Е.И. удовлетворению не подлежит. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований Черновой Е.И. к Администрации города Екатеринбурга о возложении обязанности предоста- вить ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., место в Муниципальных дош- кольных образовательных учреждениях города Екатеринбурга, расположен- ных на разумном географическом удалении от места проживания ребенка в группе полного дня, а именно в МДОУ N 357 и 349, отказать. Решение может быть обжаловано и опротестовано в Свердловский об- ластной суд в течение 10 дней с даты изготовления решения в оконча- тельном виде с подачей жалобы через суд, вынесший решение. Председательствующий