решение о признании права на получение жилого помещения



(изготовлено в окончательной форме 28.06.2011 года)

РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации.

23 июня2011 года г.Екатеринбург

Ленинский районный суд города Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Бурматовой Г.Г.

при секретаре Малярик A.M.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Романовой Н.Л., Романова М.В. к Администрации города Екатеринбург, Администрации Октябрьского района города Екатеринбурга, Правительству Свердловской области, Министерству финансов РФ о признании права на внеочередное предоставление жилого помещения, признании распоряжение незаконным, возложении обязанности поставить на учет и предоставить жилое помещение вне очереди за счет средств федерального бюджета.

УСТАНОВИЛ:

Романова Н.Л., Романов М.В. обратились с иском с иском к администрации города Екатеринбурга о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

Впоследствии истцы уточнили требования, указав в качестве ответчиков правительство Свердловской области, Министерство финансов РФ, Администрацию Октябрьского района города Екатеринбурга.

Впоследствии истцы дополнили исковые требования и просили признать право на внеочередное предоставление жилого помещения, признать распоряжение главы администрации Октябрьского района города Екатеринбурга о снятии Романову Н.Л с семьей с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий недействительным, обязать администрацию Октябрьского района города Екатеринбурга поставить Романову Н.Л. семьей на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязать администрацию города Екатеринбурга предоставить жилое помещение вне очереди за средств федерального бюджета.

В обоснование требований указали, что с ДД.ММ.ГГГГ года истцы проживают в городе Екатеринбурге, в связи с работой Романовой Н.Л. предоставлено общежитие. В связи с тем, что Романов М.В. является инвалидом с детства и страдает заболеванием, отнесенным к перечню, установленном в п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, истцы имеют право на предоставление жилого помещения вне очереди в соответствии с требованиями п. 2 ст. 57 ЖК РФ, данное обстоятельство подтверждается справкой ГУЗ СО Психиатрическая больница 0000. С ДД.ММ.ГГГГ года истцы состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, все необходимые документы ими были предоставлены, однако до настоящего времени жилое помещение не предоставлено. На обращение истцов в различные органы, в их адрес приходили только разъяснения законодательства и указание номера очереди. Кроме того, в ДД.ММ.ГГГГ году администрация города сообщила, что в ДД.ММ.ГГГГ году истцы не были включены в список распределения жилья, поскольку ими не были представлены все необходимые документы, в том числе сведения о вступлении в права наследства. Однако истцами данные документы были предоставлены своевременно.

В судебном заседании истец Романова Н.Л., действующая от своего имени и по доверенности от Романова М.В., и ее представитель требования с учетом дополнений и утонений поддержали в полном объеме по предмету и основаниям.

Дополнительно пояснили, что Романов М.В. до настоящего времени не вступил в права наследования по жилому помещению, расположенном по адресу <адрес>. Кроме того, имеется спор между родственниками относительно данного жилого помещения. Помимо того, Администрацией Октябрьского района города Екатеринбурга при принятии распоряжении о снятии с регистрационного учета допущено нарушение процедуры, а именно, в распоряжении не указано основание снятия с учета, распоряжение принято с нарушением 30-дневного срока, и в течение трех дней не было вручено истцам.

Представитель администрации города Екатеринбурга с иском не согласился, в обоснование возражений указал, что обязательство по предоставлению жилья инвалидам возложено на бюджет областного уровня, а не на органы местного самоуправления. Кроме того, указал, что на момент рассмотрения дела истцы не являются нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Представитель Администрации октябрьского района города Екатеринбурга с иском не согласился и в обоснование возражений пояснил, что распоряжением главы администрации Октябрьского района города Екатеринбурга от ДД.ММ.ГГГГ 0000 Романова Н.Л. с семьей (два человека) снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку при проверке было установлено, что Романова Н.Л. с сыном Романовым М.В. выехала за пределы города Екатеринбурга. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Романова М.В. заведено наследственное дело на принятие наследства по завещанию в виде четырехкомнатной квартиры, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной в <адрес>.

Представитель Правительства Свердловской области, Министерства финансов РФ, в суд не явились, о месте и времени слушания дела были извещены надлежащим образом, от Министерства финансов РФ поступил отзыв, согласно которому Министерство РФ полагает себя ненадлежащим ответчиком по настоящему иску, от Правительства РФ каких-либо ходатайств, в том числе и об отложении слушания дела, не поступило, учитывая мнения участников судебного разбирательства, суд признал возможным рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив представленные в суд доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.ст. 3, 39 ГПК РФ при обращении в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права предмет и основания иска определяет истец.

Согласно п.З ч.2 ст.57 ЖК РФ, гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п.4 ч. 1 ст.51 ЖК РФ перечне, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

В соответствии с п.4 ч. 1 ст.51 ЖК РФ, перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством РФ.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. № 378 утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.

В соответствии со справкой ГУЗ «СОПБ 0000» от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленной заявителем в суд, Романов М.В. имеет право на жилищные льготы по состоянию здоровья на основании Постановления Правительства РФ № 817 п. 2 ст. 21.12.2004 года «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающих ими, право на дополнительную жилую площадь» и Постановления Правительства РФ № 378 от 16.06.2006 года «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживании граждан в одной квартире»

Согласно положениям ст. 17 ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.95г. (с последующими изменениями и дополнениями) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 данного закона.

Согласно 28.2 ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Пунктом 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК) установлено, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.

Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным пп. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Из ст. 31 Федерального закона N 181-ФЗ следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору.

Как следует из материалов дела решением Исполкома Октябрьского райсовета от ДД.ММ.ГГГГ 0000 Романова Н.Л. принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно протоколу жилищной комиссии Администрации Октябрьского района города F-катеринбурга от ДД.ММ.ГГГГ учтена льгота Романова М.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения на внеочередное предоставление- жилья при перерегистрации очереди в ДД.ММ.ГГГГ году, внесены изменения в списки инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов по Октябрьскому району.

Распоряжением главы администрации Октябрьского района города Екатеринбурга от ДД.ММ.ГГГГ 0000 Романова Н.Л. с семьей (два человека) снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании подпункта 2. 3 п. 1 ст. 56 ЖК РФ, поскольку при проверке было установлено, что Романова Н.Л. с сыном Романовым М.В. выехала за пределы города Екатеринбурга. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Романова М.В. заведено наследственное дело на принятие наследства по завещанию в виде <адрес>.

Оспаривая данное распоряжение истец указал, что Романов М.В. до настоящего времени не получил свидетельство о принятии наследства, имеется спор относительно наследственного имущества, кроме того, указал на нарушение процедуры при принятии решения. Разрешая заявленные требования, суд учитывает, что согласно ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

Согласно ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.

Заявление о принятии наследства и заявление о выдаче свидетельства о праве на наследство обладают равной силой и свидетельствуют о бесспорном принятии наследства. Подача любого из указанных заявлений сама по себе изменяет положение наследника: он становится собственником, кредитором или должником в обязательствах и др. независимо от получения официального свидетельства о приобретенных правах, однако при условии, что заявитель действительно является наследником и у него возникло право наследования.

Как следует из материалов дела ответа на запрос прокурора нотариуса Соликамского нотариального округа Кондрашовой Н.В. ДД.ММ.ГГГГ ода на основании заявления внука Романова М.В. о принятии наследства и о выдаче свидетельства о праве на наследство по завещанию. Наследственное имущество по завещанию заключается в квартире по адресу пермский край <адрес>.

Таким образом, на момент рассмотрения настоящего дела Романов М.В,, независимо от факта получения свидетельства о праве на наследство, является собственником жилого помещения - <адрес>.

Согласно подпунктам 1, 2 п. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:

1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;

2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;

Частью 2 ст. 52 ЖК РФ определено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма предусмотрены ст. 51 ЖК РФ, в том числе

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

При этом суд принимает во внимание, что в соответствии со ст. 50 ЖК РФ установлено такое понятие, как «учетная норма площади жилого помещения» - минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 4 статьи 50 ЖК РФ). Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Согласно Постановлению главы города Екатеринбурга № 824 от 31.08.2005 года «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставлении площади жилого помещения, действующих на территории муниципального образования «город Екатеринбург» установлена учетная норма жилой площади в размере 10 кв.м. общей площади на одного человека, а норма предоставления -16 кв.м.

Между тем как уже установлено судом Романов М.В. является собственником жилого помещения - <адрес> в городе Соликамске.

Как следует из справки ООО «Жилищный участок «Центральный» г Соликамска, данное жилое помещение имеет общую площадь <данные изъяты> кв.м., жилую <данные изъяты> кв.м.

Каких-либо доказательств, в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, что данное жилое помещение находится в споре, в том числе и в судебном порядке в суд не представлено.

Суд также учитывает, что истцом не оспорено основание снятия с учета по подп. 1 п. 21 ст. 56 ЖК РФ, в связи с выездом на другое место жительства. Тогда как данные обстоятельства подтверждаются материалами учетного дела, в том числе справкой учебного заведения, объяснениями соседей по адресу <адрес> актом о невручении распоряжения администрации Октябрьского района, а также копиями конвертов, возвращенных в администрацию в связи с истечением срока хранения.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что распоряжение главы Администрации Октябрьского района города Екатеринбурга от ДД.ММ.ГГГГ соответсвтвует требованиям закона.

Относительно нарушения процедуры принятия решения, суд учитывает следующее.

Согласно п. 2 ст. 56 ЖК РФ решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.

Как следует из материалов учетного дела, проведенной проверки Администрации Октябрьского района города Екатеринбурга ДД.ММ.ГГГГ прокурором города

Соликамска в адрес администрации октябрьского района города Екатеринбурга направлено сообщение, где изложены обстоятельства, в том числе об обращении Романова М.В. за принятием наследства.

Согласно штампу входящей корреспонденции данное сообщение получено ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно протоколу жилищной комиссии Октябрьского района города Екатеринбурга от ДД.ММ.ГГГГ принято решение вопрос о распределении жилого помещения Романовой М.В. отложить, повторно рассмотреть вопрос о предоставлении после получения ответов на направленные запросы и предоставления Романовой Н.Л. запрашиваемых документов, в том числе свидетельства о принятии наследства и свидетельства о праве собственности.

Вместе с тем такие документы до настоящего времени Романовой Н.Л не предоставлены и как следует из ее пояснений, данных в судебном заседании до настоящего времени свидетельство о праве на наследство до настоящего времени не получено.

Исходя из этого, суд приходит к выводу, что при принятии распоряжения в ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Октябрьского района города Екатеринбурга не нарушен срок принятия решения.

Как указано выше, из протокола жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ указаны основания снятия с учета, данные основания содержатся и выписке из распоряжения главы администрации Октябрьского района города Екатеринбурга.

Относительно срока вручения распоряжения, суд принимает во внимание, что администрацией Октябрьского района города Екатеринбурга составлен акт о невручении от ДД.ММ.ГГГГ, те. в пределах Зх-зжневного срока, учетом выходных дней. Таким образом, администрацией октябрьского района города Екатеринбурга предприняты все меры для соблюдения процедуры принятия решения.

Более того, распоряжение о снятии с учета вручено Романовой Н.Л. в судебном заседании, что зафиксировано в протоколе судебного заседании от ДД.ММ.ГГГГ. Истец реализовала свое право на обжалование данного распоряжения в судебном порядке.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что нарушения процедуры при принятии распоряжения ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Октябрьского района города 6

Екатеринбурга не имеется, и соответственно, отказывает в удовлетворении заявленного требования.

Как взаимосвязанное с этим, суд отказывает и в удовлетворении требований о принятии на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Поскольку на момент рассмотрения дела таких оснований не установлено.

Относительно права на внеочередное предоставление жилого помещения, суд также принимает во внимание, что согласно положениям ст.57 ЖК РФ вне очереди предоставляются жилые помещения не только страдающим тяжёлыми формами хронических заболеваний, но и одновременно состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Поскольку на момент рассмотрения дела истцы не признаны в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, суд отказывает в удовлетворении заявленного иска в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Романовой Н.Л., Романова М.В. к Администрации города Екатеринбург, Администрации Октябрьского района города Екатеринбурга, Правительству Свердловской области, Министерству финансов РФ о признании права на внеочередное предоставление жилого помещения, признании распоряжение незаконным, возложении обязанности поставить на учет и предоставить жилое помещение вне очереди за счет средств федерального бюджета, отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения путем подачи жалобы через Ленинский районный суд города Екатеринбурга.

Судья: