об установлении причины инвалидности



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 июля 2011 года

Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Савиновой О.Н.

при секретаре Васильевой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Агеева ФИО6 к Федеральному государственному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Свердловской области" об установлении причины инвалидности, связанной с катастрофой на ЧАЭС, признании недействительным решения от 23.03.2004 года,

УСТАНОВИЛ:

Агеев С.Н. обратился в суд с иском к Федеральному государственному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Свердловской области", Министерству социальной защиты населения по Свердловской области об установлении причины инвалидности, связанной с ликвидацией последствий на Чернобыльской АЭС.

В обоснование иска указано, ГБ МСЭ является экспертной организацией, к полномочиям которой относится установление инвалидности.

Агеев С.Н. является инвалидом 2 группы, по общему заболеванию, бессрочно.

Инвалидность установлена при повторном освидетельствовании в 2004 году, однако с 1999 года до 2004 года, он являлся инвалидом в связи с заболеванием, связанным с исполнением обязанностей военной службы, поскольку он принимал участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.

Между тем, Агеев С.Н. считает, что его заболевание связано с ликвидацией последствий на Чернобыльской АЭС.

Впервые ему была установлена связь с ликвидацией последствий ЧАЭС при наличии заболевания <данные изъяты>, <данные изъяты>, в 2004 году указанные заболевания развились, состояние ухудшилось.

Поскольку, состояние истца ухудшилось, он считает, что ответчик незаконно изменил причину инвалидности, ухудшив его положение, так как ему перестали выплачивать возмещение вреда здоровью.

Истец просит установить причину инвалидности, связанную с катастрофой на ЧАЭС, признать недействительной справку от 16.03.2004 года.

В судебном заседании истец поддержал свои исковые требования, полагая действия ответчика незаконными.

Просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.

В судебном заседании представители ответчика по доверенности Антропова М.В. и Черняева О.Б., являющаяся заместителем руководителя ФГУ ГБ МСЭ по Свердловской области, исковые требования не признали, суду пояснили, что связь заболеваний с ликвидацией последствий на Чернобыльской АЭС устанавливает Межведомственный экспертный совет, Федеральное государственное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Свердловской области», это вновь созданный орган, ранее медико-социальные экспертизы были структурным подразделением социальной защиты.

Вместе с тем, представитель ответчика отметила, что впервые истцу была установлена инвалидность в связи с возникшими заболеваниями – <данные изъяты>.

Между тем, на момент освидетельствования в 1999 году в действующий Перечень № 45, дававший право на установление связи заболевания с ликвидацией последствий аварии на ЧАЭС, ни <данные изъяты>, ни <данные изъяты>, не входил.

При переосвидетельствовании в 2004 году у Агеева С.Н. выявлены те же диагнозы – <данные изъяты>.

Учитывая, что указанные заболевания не входили в Перечень № 198/85, действующий на момент освидетельствования в 2004 году, ни в Перечень № 45, действовавший на момент освидетельствования в 1999 году, врачи эксперты обоснованно изменили причину инвалидности на общее заболевание.

Инвалидность Агееву С.Н. установлена в настоящее время, установление связи заболевания с ликвидацией последствий Чернобыльской АЭС не относится к компетенции ГБ МСЭ.

Межведомственный экспертный совет - специальный орган, устанавливающий связь заболевания с ликвидацией последствий Чернобыльской АЭС, поскольку такая связь решением совета не установлена, ФГУ ГБ МСЭ не может её установить самостоятельно.

Заслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению, и не усматривает со стороны ответчика каких-либо нарушений законодательства в отношении истца, учитывая следующее.

Конституции Российской Федерации ст. ст. 7 и 39 устанавливают право граждан на социальное обеспечение, в том числе на социальное обеспечение по инвалидности.

Пенсионное обеспечение по инвалидности устанавливается и гарантируется Федеральными законами N 173-ФЗ, N 166-ФЗ, N 4468-1.

1999 г. Агееву С.Н. установлена 2 группа инвалидности по причине – увечье, связанное с ликвидацией последствий на Чернобыльской АЭС 100 % утраты трудоспособности, сроком на пять лет до 01.04.2004 года.

Как указано в акте освидетельствования, направительным документах, основанием для установления вышеуказанной причины инвалидности послужило указание в направительных медицинских документах заболевания «<данные изъяты>».

2003 году Агееву С.Н. установлена инвалидность по общему заболеванию, связь заболевания с ликвидацией последствий на Чернобыльской АЭС, не установлена.

Согласно представленным актам освидетельствования, изученным в судебном заседании, заболеванием, послужившим причиной для установления инвалидности явилось «ревматизм и сочетанный аортальный порок сердца с преобладанием недостаточности 3 гр. В направительных документах заболевание «<данные изъяты>», не указано.

Указанное решение истцом ранее не обжаловалось, с требованиями о признании решения незаконным истец не обращался.

Между тем, истец обратился в суд с заявление, в котором просит признать недействительным заключения медико-социальной экспертизы за 2004 год об отсутствии связи заболеваний с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Истец считает, что установленная связь, имеющегося у него заболевания с ликвидацией последствий на Чернобыльской АЭС, незаконно снята в 2004 году, в связи с чем, он обратился в суд с указанным иском и просит установить причину инвалидности, заболевание получено в связи с ликвидацией последствий на Чернобыльской АЭС, на чинная с 24.03.2004 года.

Однако, суд не может согласиться с указанными доводами истца, учитывая следующее.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ, признание лица инвалидом осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации в целях реализации Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" вынесено постановление от 03.04.1996 N 392 "О государственной службе медико-социальной экспертизы", которым на Министерство социальной защиты населения Российской Федерации возложены функции по созданию в составе центрального аппарата Министерства подразделения, возложив на него реализацию функций по координации деятельности государственной службы медико-социальной экспертизы.

Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, были внесены изменения в законодательные акты, с целью защиты прав и свобод граждан Российской Федерации на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оптимизации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также с учетом закрепленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами вопросов местного значения.

Вышеуказанным законом внесены изменения в ст.1 Федерального закона №181 « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», где признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 16.12.2004 N 805 "О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы", установлено, что к федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы относятся Федеральное бюро медико-социальной экспертизы (далее - Федеральное бюро) и главные бюро медико-социальной экспертизы, имеющие филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (далее - бюро).

Федеральное бюро находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, главные бюро медико-социальной экспертизы, имеющие бюро (далее - главные бюро), - в ведении Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 17.11.2009 N 906н "Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы", к федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы относятся находящиеся в ведении Федерального медико-биологического агентства Федеральное бюро медико-социальной экспертизы (далее - Федеральное бюро), главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации, главное бюро, осуществляющее медико-социальную экспертизу работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и населения отдельных территорий (далее - главные бюро), имеющие филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (далее - бюро).

Правительством Российской Федерации утверждены Правила признания лица инвалидом, определяющие в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" порядок и условия признания лица инвалидом (п. 1).

п. 14 Правил предусмотрено, что федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы определяют причину инвалидности с формулировкой "общее заболевание" при отсутствии документов, подтверждающих факт профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или других предусмотренных законодательством Российской Федерации обстоятельств, являющихся причиной инвалидности.

Правоотношения по установлению причин инвалидности у лиц, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, регулируются нормами специального законодательства.

В соответствии со ст. 24 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы осуществляется межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями, заключения которых являются основанием для решения вопроса об установлении степени утраты трудоспособности, инвалидности и размеров возмещения вреда, причиненного здоровью граждан.

Таким образом, именно межведомственные экспертные советы и военно-врачебные комиссии являются теми органами, которые уполномочены на установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы. Федеральные же учреждения медико-социальной экспертизы осуществляют возложенные на них полномочия с учетом и на основании решений, принятых межведомственными экспертными советами.

В случае отсутствия заключения межведомственного экспертного совета, в частности о наличии причинно-следственной связи между заболеванием, имеющимся у гражданина, и радиационным воздействием вследствие аварии на ЧАЭС, федеральное учреждение медико-социальной экспертизы не вправе устанавливать причину инвалидности.

Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не предусматривает возникновение права на соответствующие меры социальной поддержки ранее установления связи имеющихся заболеваний с последствиями катастрофы на ЧАЭС. Такое право возникает с момента установления межведомственным экспертным советом причинно-следственной связи, то есть с момента вынесения им соответствующего решения. Связь заболевания с чернобыльской катастрофой не может быть установлена ранее полученного заключения межведомственного экспертного совета. (Определение Верховного Суда РФ от 03.06.2010 N КАС10-271).

Вместе с тем, в соответствии с п. 10 ст.24 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года № 1244-1 « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию Чернобыльской АЭС», в отношении граждан, указанных в п.3 ч.1 ст.13 Закона, МСЭК вправе устанавливать инвалидность связанной с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в безусловном порядке без освидетельствования в межведомственных экспертных советах, военно-врачебных комиссиях или иных органах только в том случае, если заболевание включено в перечень заболеваний, возникновение или обострение которых может быть поставлено в связь с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Приказами Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 06 августа 1996 года N 311 и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 августа 1997 года N 248, утвердившими Перечень заболеваний, возникновение или обострение которых может быть поставлено в связь с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, были признаны утратившими силу Приказы от 16 октября 1992 года N 279 и от 23 марта 1993 года N 45, которыми ранее был утвержден перечень таких заболеваний.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 04 декабря 1997 года Приказы Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 06 августа 1996 года N 311 и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 августа 1997 года N 248 признаны незаконными (недействующими) со дня издания.

Таким образом, была восстановлена юридическая сила Приказов Министерства здравоохранения Российской Федерации от 16 октября 1992 года N 279 и от 23 марта 1993 года N 45, содержавших Перечень заболеваний, возникновение или обострение которых может быть поставлено в связь с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

На момент переосвидетельствования истца в 2004 году действовал Перечень заболеваний, связанных с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, утверждённый Приказом Минздрава РФ N 198, Минтруда РФ N 85 от 26.05.1999 "О Перечне заболеваний, связанных с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС".

Вместе с тем, заболевания, имеющиеся как в 1999 году, так и в 2004 году, не давали право органам медико-социальной экспертизы самостоятельно устанавливать связь с ликвидацией последствий на Чернобыльской АЭС, поскольку указанные заболевание не входили в Перечень заболеваний, при возникновении которых у участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС может быть установлена связь инвалидности с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Решение МСЭ за 2004 год об отсутствии связи заболеваний «<данные изъяты>», истцом не обжаловалось, с целью установления связи истец в Межведомственный экспертный совет не обращался.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", доказательства по делу оцениваться в совокупности (статья 67, часть 3 статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Суд, принимает во внимание, что доказательств, могущих послужить основанием для удовлетворения исковых требований, в нарушение нормы статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о предоставлении сторонами доказательств, на основе которых в силу положений статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, которых со стороны истца представлено не было.

Таким образом, суд считает, что оснований изменять решение врачей-экспертов об отсутствии связи заболеваний Агеева С.Н. с ликвидацией последствий на Чернобыльской АЭС, у суда не имеется.

Как и возлагать на ответчика обязанности по установлению связи заболевания, приведшего к инвалидности с исполнением обязанности по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, у суда не имеется, поскольку, как отмечено выше к полномочиям ответчика не относится установление связи заболевания с ликвидацией последствий на Чернобыльской АЭС.

Поскольку, юридически значимых обстоятельств, могущих повлиять на решение медико-социальной экспертизы, истцом не представлено, оснований отменять заключение от 16.03.2004 года, у суда не имеется, следовательно, в удовлетворении исковых требований, истцу следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Агеева ФИО7 к Федеральному государственному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Свердловской области" об установлении причины инвалидности, связанной с катастрофой на ЧАЭС, признании недействительным решения от 23.03.2004 года, отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня получения решения в окончательном виде с подачей жалобы через суд, вынесший решение.

Судья: подпись.

Копия верна. Судья: