оспаривании нормативного правового акта



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 июля 2011 года г. Екатеринбург

Ленинский районный суд города Екатеринбурга Свердловской области в составе: председательствующего судьи Бурматовой Г.Г.,

при секретаре Малярик А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора города Екатеринбурга в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Екатеринбурга об оспаривании нормативного правового акта,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением администрации города Екатеринбурга от 01.03.2011 года № 626 «Об оказании дополнительной меры социальной поддержки отдельным категориям граждан при приобретении (строительстве) жилого помещения с использованием механизма ипотечного жилищного кредитования» утверждено Положением о порядке предоставления отдельным категориям граждан компенсации части расходов на оплату процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом) при приобретении (строительстве) жилого помещения.

Прокурор города Екатеринбурга, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением о признании незаконным данного постановления и в обоснование требований указал, что постановление не соответствует требования действующего законодательства, поскольку касается программ развития муниципального образования «город Екатеринбург» и содержит правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования «город Екатеринбург», следовательно принятие такого постановления относится к полномочиям Екатеринбургской городской Думы, а не администрации города Екатеринбурга. Принятие же нормативных правовых актов за пределами компетенции является коррупциогенным фактором. Кроме того, реализация оспариваемого нормативного правового акта повлечет расходование средств, заложенных в бюджет муниципального образования на развитие социального обеспечения населения, что повлечет недополучение социальной помощи гражданами, имеющими право на ее получение в рамках программ. Утвержденных Екатеринбургской городской думой.

В судебном заседании прокурор требования поддержал в полном объеме по предмету и основаниям

Представитель Администрации города Екатеринбурга с иском не согласился и в обоснование возражений пояснил, что оспариваемое постановление принято администрацией в пределах полномочий, форма нормативного правового акта также соответствует требованиям закона, учитывая, что постановление не отвечает требованиям, установленных для программ развития муниципального оборудования «город Екатеринбург». Кроме того, оспариваемое постановление не нарушает прав и законных интересов неопределенного круга лиц, расходы на реализацию постановления уже заложены в бюджете муниципального образования «город Екатеринбург» и составляют менее 40% бюджетных средств, а из внебюджетных источников денежные средства не привлекаются.

Заслушав прокурора, представителя Администрации города Екатеринбурга. исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности. суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Согласно ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Вместе с тем согласно ч. 3 ст. 246 ГПК РФ суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, оспариваемый нормативный акт подлежит проверке на предмет соответствия не только нормативным правовым актам, указанным в заявлении, но и другим нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу.

В силу ст.12 Конституции в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по обеспечению малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.

По вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (ст. 7 Федерального закона от 03.10.2003 №131-ФЗ).

Принятие программ развития муниципального образования является компетенцией представительного органа муниципального образования (ст. 35 Федерального закона от 03.10.2003 № 131-ФЗ).

Согласно п. 5 ст. 20 указанного выше Закона, органы местного самоуправления вправе за счет средств бюджета муниципального образования устанавливать дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий лиц вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Согласно ст. 25 Устава Муниципального образования «город Екатеринбург» городская Дума является представительным органом муниципального образования, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Пункт 6 названной нормы устанавливает, что городская Дума в пределах своих полномочий принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, а также решения по вопросам организации деятельности городской Думы.

В соответствии со ст. 37 Устава администрация города Екатеринбурга осуществляет все организационно-распорядительные полномочия по вопросам местного значения муниципального образования в соответствии с федеральным и областным законодательством, решениями городской Думы, правовыми актами Администрации города Екатеринбурга, в том числе:

1) обеспечивает исполнение бюджета муниципального образования

4) разрабатывает текущие и перспективные программы и планы социально-экономического развития муниципального образования, обеспечивает выполнение утвержденных программ и планов, составляет отчеты об их выполнении;

4-1) утверждает долгосрочные целевые программы, подлежащие реализации за счет средств бюджета муниципального образования;

01 марта 2011 года Администрацией города Екатеринбурга принято Постановление № 626 «Об оказании дополнительной меры социальной поддержки отдельным категориям граждан при приобретении (строительстве) жилого помещения с использованием механизма ипотечного жилищного кредитования».

Доводы прокурора основаны на том, что данным постановлением по существу утверждена программа развития муниципального образования, касается финансовых и бюджетных вопросов и содержит правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования «город Екатеринбург» соответственно принятие такого рода акта относится к компетенции Екатеринбургской городской Думы.

Понятие программ развития муниципального образования «город Екатеринбург» закреплено в Положении «О порядке разработки. Утверждения и финансирования городских целевых программ», утвержденных Решением Екатеринбургской городской Думы от 24.09.2002 года № 25/5.

Так согласно п. 2.1. названного решения Городская программа социально-экономического развития муниципального образования "город Екатеринбург" (далее - Программа) представляет собой увязанный по ресурсам, срокам реализации и исполнителям комплекс научно-исследовательских, производственных, организационно-хозяйственных, социально-экономических и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач и проблем экономического, экологического, социального и культурного развития муниципального образования "город Екатеринбург".

Пункт 2.3 устанавливает, что финансовое обеспечение реализации программ осуществляется за счет средств городского бюджета, а также других источников (средств бюджетов других уровней, кредитов, налоговых льгот, собственных средств предприятий, частных инвестиций и иных внебюджетных источников).

Согласно Приложению 2 установлены критерии соответствия статусу программы.

В целях формализации критериев отбора программы условно разделены на социальные и социально-экономические:

Социальные программы - программы, направленные на улучшение уровня и качества жизни горожан, внедрение которых не предполагает получение прямого экономического эффекта (окупаемости).

Социально-экономические программы - программы, в результате внедрения которых может быть получен экономический эффект.

Требования к социальным программам:

- направление не менее, чем 40% бюджетных средств на развитие материально-технической базы отрасли;

- использование не менее 10% бюджетных средств на переподготовку, обучение, повышение квалификации работников;

- привлечение средств из внебюджетных источников составляет не менее 20% к объему бюджетных средств;

- объем финансирования программы из городского бюджета (за год) - не менее 0,1% и не более 1% расходов бюджета.

Требования к социально-экономическим программам:

- сфера действия программы - городское хозяйство, в случае рыночной ориентации программы объем внебюджетных средств должен составлять не менее 70% общего объема финансирования программы;

- окупаемость конкретных мероприятий программы - 2 - 3 года;

- срок строительства конкретных объектов - не более 2-х лет;

- объем финансирования программы из городского бюджета (за год) - не менее 0,1% и не более 1% расходов бюджета.

Как следует из содержания оспариваемого Постановление, финансирование дополнительных мер социальной поддержки производится только за счет бюджетных средств муниципального образования «город Екатеринбург».

Расходы на указанные меры уже включены в решение Екатеринбургский городской Думы от 21.12.2010 года № 81\34 «О бюджете муниципального образования «город Екатеринбург» в разделе «Социальная политика», с указанием ответственного ведомства «Администрация города Екатеринбурга».

С учетом изложенного, суд находит обоснованными доводы представителя администрации города Екатеринбурга о том, что оспариваемое постановление не является программой развития муниципального образования «город Екатеринбург».

Более того, как указано выше в полномочие администрации города Екатеринбурга входит обеспечение исполнения бюджета муниципального образования.

Относительно требований к форме акта суд также принимает во внимание, что согласно ст. 49 Устава Муниципального образования «город Екатеринбург» систему муниципальных правовых актов образуют:

1) Устав муниципального образования "город Екатеринбург", оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме;

2) решения городской Думы;

3) постановления и распоряжения Главы Екатеринбурга - Председателя Екатеринбургской городской Думы;

4) постановления и распоряжения Администрации города Екатеринбурга и др.

Согласно п. 2 ст. 53-1 Устава постановления Администрации города Екатеринбурга, имеющие нормативный характер, в течение 5 дней после подписания направляются для опубликования и вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования (обнародования) в официальном печатном издании, установленном главой Администрации города Екатеринбурга, если самими постановлениями не определены иные сроки вступления их в силу.

Таким образом, доводы представителя администрации города Екатеринбурга том, что администрация вправе принимать нормативные правовые акты (т.е. содержащие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования «город Екатеринбург») также нашли свое подтверждение.

Как видно из материалов дела постановление администрации города Екатеринбурга от 01.03.2011 года № 626 опубликовано в установленном порядке в официальном издании - газете «Вечерний Екатеринбург» № 43 от 05.03.2011 года.

Таким образом, судом установлено, что оспариваемое постановление принято администрацией города Екатеринбурга в пределах полномочий, содержание нормативного правового акта соответствует нормам закона, опубликован в установленном порядке.

Кроме того, при рассмотрении данного заявления судом не установлено нарушение чьих-либо прав, свобод и законных интересов оспариваемым постановлением. Обсуждение целесообразности принятия нормативного акта не входит в полномочия суда.

С учетом изложенного суд не находит оснований для удовлетворения требований прокурора.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 251-253 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Прокурора города Екатеринбурга в интересах неопределенного круга лиц о признании недействующим Постановления администрации города Екатеринбурга от 1 марта 2011 г. № 626 «Об оказании дополнительной меры социальной поддержки отдельным категориям граждан при приобретении (строительстве) жилого помещения с использованием механизма ипотечного жилищного кредитования» отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Ленинский районный суд города Екатеринбурга.

Судья: подпись.

Копия врена.

Судья: