РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 18 июля 2011 года г. Екатеринбург Ленинский районный суд города Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Бурматовой Г.Г. при секретаре Малярик А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора города Екатеринбурга, действующего в интересах Ковалкиной В.В., к администрации города Екатеринбурга, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Правительству Свердловской области о признании права на обеспечение жилым помещением, возложении обязанности приобрести жилое помещение и предоставлении жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Прокурор города Екатеринбурга, действуя в интересах Ковалкиной В.В. обратился в суд с иском к администрации города Екатеринбурга, Министерству строительства и архитектуры, Правительству Свердловской области о признании права на обеспечение жилым помещением, возложении обязанности приобрести жилое помещение и предоставлении жилого помещения. В обоснование требований указал, что Ковалкина В.В. является вдовой погибшего участника Великой отечественной войны, в соответствии с удостоверением Ковалкина В.В. имеет право на льготы, установленные подп. 3 п. 2 ст. 21 Федерального закона «О ветеранах». Распоряжением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ 0000 Ковалкина В.В. составом семьи 1 человек принята на учет нуждающихся для предоставления жилого помещения по договору социального найма. Однако не обеспечена до настоящего времени жилым помещением, поскольку в соответствии с разъяснениями Министерства регионального развития РФ, изложенными в письме от ДД.ММ.ГГГГ 0000 по вопросу обеспечением участники войны с Финляндией в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обеспечением жильем в рамках реализации Указа президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ 0000 не подлежат. Прокурор полагает, что данное письмо противоречит федеральному закону «О ветеранах» и просит признать право за Ковалкиной В.В. на обеспечение жильем, приобрести и предоставить ей жилое помещение. В судебном заседании прокурор поддержал требования в полном объеме по предмету и основаниям. Представитель администрации города Екатеринбурга с иском не согласилась и в обоснование возражений пояснила, что истец не относится к категории лиц, имеющих право на обеспечение жильем в соответствии со ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» и Указа президента от 07.05.2008 года № 714. Представитель Правительства Свердловской области поддержала возражения представителя администрации города Екатеринбург, кроме того, указала, что является ненадлежащим ответчиком по настоящему иску. Представители Министерства строительства и архитектуры Свердловской области в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания были извещены надлежащим образом, о причине неявки суд не уведомили, слушание дела не просили отложить. Учитывая мнение участников судебного разбирательства, суд признал возможным рассмотреть дело при данной явке. Заслушав прокурора, исследовав материалы гражданского дела, и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 3 ГПК РФ, судебной защите подлежат нарушенные либо оспариваемые права, свободы и законные интересы заинтересованного лица. В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. Согласно ст. 21 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Указанные лица, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации; Пунктом 2 названной нормы установлено, что независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии и заработка меры социальной поддержки предоставляются: родителям погибшего (умершего); супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак; супруге (супругу) умершего участника Великой Отечественной войны, ставшего инвалидом вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), не вступившей (не вступившему) в повторный брак; супруге (супругу) умершего участника Великой Отечественной войны или ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко. Данная норма является исключением из общего правила о необходимости наличия других условий, предусмотренных п. 1 ст. 21 Федерального закона для других членов семьи (нетрудоспособности члена семьи погибшего (умершего) и состояния на иждивении погибшего (умершего) либо получения пенсии по случаю потери кормильца (наличия права на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации). Согласно ст. 28 названного закона реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 1 января 1992 года либо Правительством Российской Федерации. Как следует из материалов дела Ковалкина В.В. имеет право на льготы, предусмотренные подп. 3 п. 2 ст. 21 Федерального закона «О ветеранах», как супруга (супруг) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившая (не вступивший) в повторный брак, что подтверждается удостоверением, выданным ДД.ММ.ГГГГ. Между тем как следует из материалов дела согласно справки Военного комиссариата Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ Ковалкин А.В., приходившийся мужем Ковалкиной В.В., являлся участником Великой Отечественной войны и проходил военную службу в период Великой Отечественной войны в период с января 1939 года по декабрь 1939 года в отдельно развед. батальоне 70 СД Ленинградского военного округа. ДД.ММ.ГГГГ Ковалкину В.В. выдано удостоверение участника Великой Отечественной войны. Согласно приложению № 1 Федерального закона «О ветеранах» на лиц, принимавших участие в войнах и боевых действиях в государствах (на территориях) и в обороне городов, указанных в разделах I и II, распространяется действие статей 2 и 4 Федерального закона "О ветеранах", устанавливающих категории ветеранов Великой Отечественной войны. Инвалидов Великой Отечественной войны и инвалидов боевых действий. В раздел I включена Война с Финляндией: с 30 ноября 1939 года по 13 марта 1940 года. Как следует из письма Министерства регионального развития РФ от 19.03.2010 года № 10496-СК /07 в части обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета лиц, принимавших участие в войнах и боевых действиях в государствах (на территориях) и в обороне городов, указанных в разделах I и II приложения к Федеральному закону "О ветеранах". Разделами I и II приложения к Федеральному закону "О ветеранах" определено, что ветеранам боевых действий, указанным в данных разделах, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе по обеспечению жильем, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. Тем самым законодатель, наделяя указанных лиц правом на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, в случае принятия их на соответствующий учет до 1 марта 2005 г. не идентифицирует их с участниками Великой Отечественной войны, то есть не приравнивает их к таковым в полном объеме. Таким образом, указанные категории граждан обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" не подлежат. Именно в связи с данным разъяснением истцу Ковалкиной В.В., отказано в предоставлении жилого помещения, как лицу, не имеющему права на льготы. Между тем Министерство не вправе самостоятельно толковать волю законодателя и произвольно сужать круг лиц, которым предоставляется такая мера социальной поддержки, как улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета, которым такая поддержка положена на основании ФЗ "О ветеранах". Письмо Минрегиона России от 19.03.2010 N 10496-СК/07 не является нормативным правовым актом и официальным разъяснением норм закона. Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В данном случае права истца ограничиваются письмом Минрегиона России, которое не является федеральным законом. Более того, не является нормативным правовым актом. Помимо этого, суд принимает во внимание, что истец уже имеет право на льготы, установленные законом (подп. 3 п. 2 ст. 21 Федерального закона «О ветеранах»), имеет удостоверение установленного образца, более того, супруг Ковалкиной В.В. также имел удостоверение и являлся участником Великой Отечественной войны, соответственно, при разрешении настоящего иска суд не входит в обсуждение вопроса о возможности идентификации истца с участниками Великой Отечественной войны. С учетом изложенного, суд полагает возможным удовлетворить заявленные прокурором требования о признании за Ковалкиной В.В. права на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем в соответствии с подпунктом 4 п. 1 ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» и Указа президента РФ от 07.05.2008 года № 714. Относительно требований приобрести жилое помещение и предоставить приобретенное жилое помещение суд полагает, что само по себе признание за права на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем в соответствии с подпунктом 4 п. 1 ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» и Указа президента РФ от 07.05.2008 года № 714, предполагает обязательное проведение указанных мероприятий, закрепленных в вышеуказанных нормах, и дополнительного подтверждения в судебном порядке не требуют. С учетом этого, суд полагает, что данное данные требования заявлены преждевременно и не подлежит удовлетворению. Между тем отказ в данной части лишает истца права на обращение в суд, в случае нарушения прав при исполнении реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Прокурора города Екатеринбурга, действующего в интересах Ковалкиной В.В. удовлетворить частично. Признать за Ковалкиной В.В. право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем в соответствии с подпунктом 4 п. 1 ст. 21 Федерального закона «О ветеранах». В удовлетворении остальной части иска отказать. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения путем подачи жалобы через Ленинский районный суд города Екатеринбурга. Судья: подпись. Копия верна. Судья: