О признании нормативного акта недействующим в части



Дело 0000 – 3642/2011(21)

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Екатеринбург «2» июня 2011 года

Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Шперлинг Ю.А.

при секретаре Анисимовой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Заместителя прокурора Свердловской области о признании нормативно – правового акта недействующим в части,

У С Т А Н О В И Л:

Заместитель прокурора Свердловской области обратился в суд с заявлением о признании нормативно – правового акта недействующим в части, а именно: признании абзаца 1 пункта 52, пункт 58, подпункты 1, 3, 4 пункта 6, пункт 19, пункт 21, пункт 25, пункт 45, пункт 49, пункт 54, пункт 57, пункт 62, а также абзац 2 пункта 52 раздела 3 и пункт 59 раздела 4 Положения «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории муниципального образования «город Екатеринбург», утвержденного Решением Екатеринбургской городской Думы от «28» марта 2006 года № 23/22, противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления в законную силу решения суда.

В обоснование заявления указано, что Прокуратурой Свердловской области проведена проверка соответствия федеральному законодательству Положения «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории муниципального образования «город Екатеринбург» в редакции Решений Екатеринбургской городской Думы от «26» сентября 2006 года № 64/28, «5» июня 2007 года № 35/43, «23» декабря 2008 года № 90/70, «22» сентября 2009 года № 33/9. Оспариваемое Положение опубликовано в издании «Вестник Екатеринбургской городской Думы» «10» апреля 2006 года № 108. В данном Положении имеются нормы, противоречащие федеральному законодательству.

Согласно абзацу 1 пункта 52 раздела 3 Положения и пункту 58 раздела 4 Положения, решение о предоставлении в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное срочное пользование земельного участка, в том числе для строительства, принимается Главой Екатеринбурга. Однако, в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 36 Федерального закона от «6» октября 2003 года № 131-ФЗ (ред. от 29.12.2010 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон), глава муниципального образования не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации. Полномочия Главы Екатеринбурга - Председателя Екатеринбургской городской Думы определены в статье 35 Устава муниципального образования «город Екатеринбург», утвержденного Решением Екатеринбургской городской Думы от «30» июня 2005 г. № 8/1 (в редакции от 12.10.2010) и не содержат вопросов местного значения исполнительно-распорядительного характера. Исполнительно - распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, наделяемая уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия (пункт 1 статьи 37 Закона). Глава местной администрации, обеспечивает осуществление местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (подпункт 3 пункта 6.1 статьи 37 Закона). Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 37 Устава, вопрос владения пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, включая муниципальные земли является вопросом местного значения, по которым организационно-распорядительные полномочия осуществляются Администрацией города Екатеринбурга. Постановления Администрации города Екатеринбурга по вопросам местного значения издает глава администрации г. Екатеринбурга (подпункт 1 пункта 7 статьи 38-1 Устава с изменениями и дополнениями вступившими в силу с 01.01.2011 г.). В силу указанных положений органом, уполномоченным принимать решение о предоставлении земельных участков, в том числе для строительства, является Администрация города Екатеринбурга, а не Глава Екатеринбурга.

Согласно подпункту 1 пункта 6 Положения к полномочиям Екатеринбургской городской Думы по управлению и распоряжению земельными участками относится утверждение в пределах полномочий, установленных законодательством, нормативных правовых актов об управлении и распоряжении земельными участками на территории муниципального образования «город Екатеринбург» по представлению Главы Екатеринбурга. Однако это противоречит подпункту 5 пункта 1 статьи 26 Устава, согласно которому определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, производится по представлению главы Администрации города Екатеринбурга.

По аналогичному основанию подлежат приведению в соответствие с Уставом подпункты 3 и 4 пункта 6 раздела 1 Положения.

Согласно пункту 19 Положения резервирование земель для муниципальных нужд муниципального образования «город Екатеринбург» осуществляется Администрацией города Екатеринбурга на основании постановления Главы Екатеринбурга с указанием сроков резервирования. Вместе с тем, в силу подпункта 27 пункта 2 Устава вопросы резервирования земель являются вопросами местного значения постановления по которым полномочен принимать глава администрации г. Екатеринбурга (подпункт 1 пункта 7 статьи 38-1 Устава с изменениями и дополнениями вступившими в силу с 01.01.2011 г.).

По аналогичному основанию подлежит приведению в соответствие с положениями Устава пункт 21 Раздела 1 Положения в части закрепления полномочий по принятию решений об изъятии земельных участков.

Согласно пункту 25 раздела 2 Положения проведение торгов по продаже земельного участка в собственность или продаже права на заключение договора аренды земельного участка осуществляется на основании решения органа местного самоуправления - постановления Главы Екатеринбурга. Это противоречит подпункту 9 пункта 1 статьи 37, подпункту 1 пункта 7 статьи 38 – 1 Устава и пункту 4 части 2 статьи 36, пункту 1 статьи 37 вышеуказанного Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Вопросы владения пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, включая муниципальные земли является вопросом местного значения, по которым организационно - распорядительные полномочия осуществляются Администрацией города Екатеринбурга, поэтому приведению в соответствие с Уставом подлежит пункт 45 Положения, которым установлено, что подача заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта подается гражданами (лично или через своего представителя), юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления на имя Главы Екатеринбурга.

Подлежит приведению в соответствие пункт 47 Положения о возможности принятия решения о предварительном согласовании места размещения земельного участка главой Екатеринбурга, поскольку в силу вышеуказанных норм подпункту 9 пункта 1 статьи 37, подпункту 1 пункта 7 статьи 38 – 1 Устава и пункту 4 части 2 статьи 36, пункту 1 статьи 37 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» данный вопрос также относится к компетенции администрации г. Екатеринбурга в связи с чем, принятие постановления по данному вопросу находится в компетенции главы администрации г. Екатеринбурга.

По аналогичному основанию подлежат приведению в соответствие пункты 49, 54, 57, 58, 62 Положения.

Кроме того, согласно абзацу 2 пункта 52 раздела 3 указанного Положения, при предоставлении земельного участка в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное срочное пользование для строительства в результате его изъятия, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд в соответствии с федеральным законом одновременно с решением о предоставлении земельного участка принимается решение о соответствующей форме изъятия такого земельного участка.

Согласно пункту 59 раздела 4 указанного положения, при предоставлении земельного участка в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное срочное пользование для целей не связанных со строительством, в результате его изъятия, в том числе путем выкупа, для муниципальных нужд в соответствии с федеральным законом одновременно с решением о предоставлении земельного участка принимается решение о соответствующей форме изъятия такого земельного участка.

Между тем, в соответствии с пунктом 3 статьи 55 Земельного кодекса Российской Федерации порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.

Предоставление земельных участков третьим лицам может быть осуществлено только после их изъятия, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд у правообладателей в установленном законом порядке. В ином случае будут нарушены права лиц, у которых изымаются земельные участки, а также их права на расположенные на таких участках объекты недвижимости.

Исходя из нормативных положений пунктов 3 и 4 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации вышеприведенные положения абзаца 2 пункта 52 раздела 3 и пункта 59 раздела 4 Положения противоречат федеральному законодательству и подлежат изменению.

По мнению заявителя, по сути, одновременное принятие решения о предоставлении земельного участка с указанием формы его изъятия является: внесудебным (административным) изъятием земельных участков до истечения года со дня получения уведомления об изъятии, которое допускается только с согласия собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков (абзац 2 пункта 2 статьи 63 Земельного кодекса Российской Федерации); принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд, которое может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда (пункт 2 статьи 55 Земельного кодекса Российской Федерации). То есть согласно федеральному законодательству требуется завершение процедуры изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков у правообладателей до их предоставления иным лицам. Иной подход являлся бы ограничением земельных прав граждан, которое допустимо только в соответствии с нормами федерального закона, которые в настоящее время отсутствуют.

Нормы Положения «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории муниципального образования «город Екатеринбург» после принятия Федерального закона от «18» декабря 2006 года № 232 – ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» отменены не были, ни в части предоставления земельных участков для строительства (часть 2 пункта 52), ни в части их предоставления для целей, не связанных со строительством (пункт 59). Необходимость указания в решениях о предоставлении земельных участков сведений об обременениях земельных участков не может являться законным основанием для предоставления земельных участков до завершения процедуры их изъятия для государственных или муниципальных нужд.

Подпункт 4 пункта 1 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации, по сути, позволяет предоставлять земельные участки до окончания процедуры их изъятия для государственных или муниципальных нужд. Иначе указания на формы изъятия в решении не требовалось бы. Указание на форму изъятия требуется только тогда, когда процедура изъятия, в том числе путём выкупа, не завершена. Требование о принятии решений о форме изъятия земельных участков не содержится в Земельном кодексе Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации Форма изъятия определяется соглашением сторон (пункты 1 и 3 статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации), а не решением органов государственной власти или органов местного самоуправления.

Протест Заместителя прокурора Свердловской области от «11» февраля 2011 года № 7/1-13-11 об изменении абзаца 2 пункта 52 раздела 3 и пункта 59 раздела 4 Положения «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории муниципального образования «город Екатеринбург» оставлен Екатеринбургской городской Думой без удовлетворения.

В судебном заседании помощник Свердловского областного прокурора Смирнова Л.А. заявление поддержала в полном объеме по изложенным доводам и основаниям.

Представитель заинтересованного лица Екатеринбургской городской Думы Соколовская А.Л., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, с доводами заявителя не согласилась, в судебном заседании поддержала отзыв Главы Екатеринбурга – Председателя Екатеринбургской городской Думы Порунова Е.Н. и пояснила, что доводы Заместителя прокурора Свердловской области о несоответствии подпунктов 1, 3 и 4 пункта 6, пунктов 19, 21, 25, 45, 47, 49, абзаца 1 пункта 52, пунктов 54, 57, 58 и 62 Положения «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории муниципального образования «город Екатеринбург» о наделении Главу Екатеринбурга компетенциями исполнительно – распорядительного органа местного самоуправления (местной администрации) и руководителя (главы) данного органа Федеральному закону от «6» октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставу муниципального образования «город Екатеринбург», основаны на неправильном применении норм указанного Закона и Устава. Обжалуемые нормы Положения действительно наделяют Главу Екатеринбурга компетенциями исполнительно – распорядительного органа местного самоуправления (местной администрации) и руководителя (главы) данного органа. Однако, Глава Екатеринбурга, как орган местного самоуправления и высшее должностное лицо муниципального образования «город Екатеринбург» с «3» ноября 2010 года отсутствует. Распространение оспариваемых норм на Главу Екатеринбурга – Председателя Екатеринбургской городской Думы не основано на требованиях Устава муниципального образования «город Екатеринбург» и фактических обстоятельствах дела. Глава Екатеринбурга – Председатель Екатеринбургской городской Думы является самостоятельным органом местного самоуправления муниципального образования «город Екатеринбург», отличным от существовавшего до «3» ноября 2010 года Главы Екатеринбурга, и наделен Уставом муниципального образования «город Екатеринбург» самостоятельной компетенцией. Оспариваемые нормы Положения компетенцию данного органа не устанавливают, Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставу муниципального образования «город Екатеринбург» не противоречат, поскольку Глава Екатеринбурга – Председатель Екатеринбургской городской Думы этими нормами не наделен компетенциями исполнительно – распорядительного органа местного самоуправления (местной администрации) и руководителя (главы) данного органа. Указанные нормы Положения в части регулирования полномочий Главы Екатеринбурга фактически утратили силу и практически не применяются. Вопрос о внесении изменений в Решение Екатеринбургской городской Думы от «28» марта 2006 года № 23/22 включен для рассмотрения Планом работы Екатеринбургской городской Думы на первое полугодие 2011 года на «14» июня 2011 года. Соответствующее постановление Главы Администрации г. Екатеринбурга уже направлено в Екатеринбургскую городскую Думу. Более того, оспариваемые абзац 2 пункта 25, абзац 2 пункта 57 и абзац 2 пункта 45 Положения вообще не затрагивают полномочия Главы Екатеринбурга, решают совершенно иные вопросы, в полном объеме соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации. Признание противоречащими действующему законодательству и недействующими подпунктов 1,3 и 4 пункта 6, пунктов 19, 21, 25, 45, 47, 49, абзаца 1 пункта 52, пунктов 54, 57, 58 и 62 приведет к нарушению прав граждан и возникновению пробела и неопределенности в правовом регулировании земельных отношений на территории муниципального образования «город Екатеринбург», поскольку помимо полномочий Главы Екатеринбурга, указанные нормы определяют права граждан и юридических лиц на получение документов; права заявителей на направление в органы местного самоуправления заявлений о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, о предоставлении земельного участка в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование; компетенцию Екатеринбургской городской Думы.

По мнению Екатеринбургской городской Думы, доводы Заместителя прокурора Свердловской области о несоответствии законодательству Российской Федерации части 2 пункта 52 и пункта 59 Положения также основано на неправильном применении норм федерального законодательства и ошибочном толковании оспариваемых пунктов Положения, поскольку решение о форме изъятия земельного участка не является решением об изъятии данного земельного участка. Решение об изъятии принимается до принятии решения о форме такого изъятия и принятия решения о предоставлении земельного участка иному лицу, не позднее чем за год до предшествующего фактического изъятия, регистрируется в установленном законом порядке и направляется собственнику изымаемого земельного участка с соблюдением процедур, гарантирующих право на получение соответствующей информации. Заместитель прокурора Свердловской области ошибочно подменяет понятие «решение об изъятии земельного участка» понятием «решение о форме изъятия земельного участка», необоснованно совмещая их. Оспариваемыми нормами Положения, сложившейся практикой их применения предусмотрено, что решение об изъятии земельного участка принимается до фактического изъятия, до принятия решения о форме такого изъятия и до фактического предоставления третьему лицу. Определение способа (формы) изъятия земельного участка в целях осуществления его фактического изъятия занимает длительное время, что создает временной разрыв между датой принятия уполномоченным органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка и фактическим изъятием этого участка в соответствии с принимаемой (согласованной сторонами или судом) формой изъятия. Указанный временной разрыв (не менее одного года) обусловлен требованиями пунктов 3 и 4 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации. Предусмотренное частью 2 пункта 52 и пунктом 59 Положения одновременное принятие уполномоченным органом местного самоуправления решения о предоставлении земельного участка третьему лицу в результате его изъятия у правообладателя и решения о форме изъятия земельного участка у такого правообладателя, е допускает фактического изъятия земельного участка в отсутствие намерения предоставить земельный участок иному лицу.

Представитель заинтересованного лица Администрации г. Екатеринбурга Русалева Ю.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, с доводами заявителя также не согласилась, в отзыве на заявление указала и в судебном заседании пояснила, что орган местного самоуправления «Глава Екатеринбурга» - глава Администрации г. Екатеринбурга (исполнительно - распорядительного органа местного самоуправления муниципального образования «город Екатеринбург») с «3» ноября 2010 года в структуре органов местного самоуправления муниципального образования «город Екатеринбург» отсутствует. Орган местного самоуправления «Глава Екатеринбурга - Председатель Екатеринбургской городской Думы», появившийся в структуре органов местного самоуправления муниципального образования «город Екатеринбург» после внесения изменений в Устав муниципального образования «город Екатеринбург» Решением Екатеринбургской городской Думы от «12» октября 2010 № 62/29, по своей компетенции не является (не тождествен) органом местного самоуправления - «Глава Екатеринбурга», входящим в структуру органов местного самоуправления муниципального образования «город Екатеринбург» до «3» ноября 2010 года. На этом основании оспариваемые нормы Положения «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории муниципального образования «город Екатеринбург» утвержденного Решением Екатеринбургской городской Думы от «28» марта 2006 года № 23/22 (абзац 1 пункта 52, пункт 58, подпункты 1, 3, 4 пункта 6, пункт 19, пункт 21, пункт 25, пункт 45, пункт 49, пункт 54, пункт 57, пункт 62) на орган местного самоуправления «Главу Екатеринбурга - Председателя Екатеринбургской городской Думы» распространены необоснованно. Глава Екатеринбурга - Председатель Екатеринбургской городской Думы не наделен полномочиями Администрации г. Екатеринбурга (исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления) и руководителя (главы) Администрации г. Екатеринбурга.

Часть 2 пункта 52 и пункт 59 Положения устанавливают, что при предоставлении земельного участка (для строительства или для целей не связанных со строительством) в результате его изъятия, в том числе путем выкупа, для муниципальных нужд в соответствии с федеральным законом одновременно с решением о предоставлении земельного участка принимается решение о соответствующей форме изъятия такого земельного участка. Возможность указания в решении о предоставлении земельного участка для строительства или для целей не связанных со строительством в результате его изъятия для муниципальных нужд на соответствующую форму изъятия земельного участка не противоречит действующему гражданскому и земельному законодательству, поскольку речь идет об указании на форму изъятия, а не о принятии решения об изъятии земельного участка. Порядок изъятия земельных участков для муниципальных нужд установлен в статьях 279 - 282 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 55, главе 8, статьях 62, 63 Земельного кодекса Российской Федерации. Поскольку в соответствии с пунктом 4 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации в решении о предоставлении земельного участка для строительства должны быть установлены условия предоставления земельных участков для государственных или муниципальных нужд, которые должны предусматривать возмещение всех убытков, связанных с изъятием этих земельных участков у землепользователей, землевладельцев, расторжением или прекращением договоров их аренды, следовательно, не является противоречием действующему земельному и гражданскому законодательству указание в решении о предоставлении земельного участка для строительства в условиях предоставления земельного участка для муниципальных нужд формы изъятия земельного участка. Следовательно, часть 2 пункта 52 и пункт 59 Положения не противоречат действующему гражданскому и земельному законодательству.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд находит заявление Заместителя прокурора Свердловской области не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в Постановлении от «29» ноября 2007 года № 48 следует, что прокурор имеет право на обращение с заявлением о признании недействующими полностью или в части нормативных правовых актов (в том числе нарушающих права и свободы гражданина), издаваемых федеральными органами исполнительной власти (за исключением Правительства Российской Федерации), представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами (пункт 4). Существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений (пункт 9). При рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: 1) полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; 2) форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; 3) предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования. Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта (пункт 17).

Судом установлено, что Решением Екатеринбургской городской Думы от «28» марта 2006 года № 23/22 утверждено Положение «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории муниципального образования «город Екатеринбург», которое опубликовано в официальном издании «Вестник Екатеринбургской городской Думы» от «10» апреля 2006 года № 108.

В последующем в данное Решение вносились изменения: Решением Екатеринбургской городской Думы от «26» сентября 2006 года № 64/28 (опубликовано в «Вестнике Екатеринбургской городской Думы» от «9» октября 2006 года № 115), Решением Екатеринбургской городской Думы от «5» июня 2007 года № 35/43 (опубликовано в «Вестнике Екатеринбургской городской Думы» от «11» июня 2007 года № 130), Решением Екатеринбургской городской Думы от «23» декабря 2008 года № 90/70 (опубликовано в «Вестнике Екатеринбургской городской Думы» от «30» декабря 2008 года № 157), Решением Екатеринбургской городской Думы от «22» сентября 2009 года № 33/9 (опубликовано в «Вестнике Екатеринбургской городской Думы» от «7» октября 2009 года).

Оспариваемые Заместителем прокурора Свердловской области нормы данного Положения предусматривают следующее:

- решение о предоставлении в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное срочное пользование земельного участка для строительства принимается Главой Екатеринбурга (абзац 1 пункта 52);

- решение о предоставлении земельного участка в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное срочное пользование принимается Главой Екатеринбурга (пункт 58);

- к полномочиям Екатеринбургской городской Думы по управлению и распоряжению земельными участками относятся: утверждение в пределах полномочий, установленных законодательством, нормативных правовых актов об управлении и распоряжении земельными участками на территории муниципального образования "город Екатеринбург" по представлению Главы Екатеринбурга (подпункт 1 пункта 6), установление по представлению Главы Екатеринбурга предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства (подпункт 3 пункта 6), установление по представлению Главы Екатеринбурга максимальных размеров земельных участков, предоставляемых в собственность гражданам бесплатно из земель, находящихся в муниципальной собственности, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства (подпункт 4 пункта 6);

- резервирование земель для муниципальных нужд муниципального образования "город Екатеринбург" осуществляется Администрацией города Екатеринбурга на основании постановления Главы Екатеринбурга с указанием сроков резервирования (пункт 19);

- изъятие земельных участков для муниципальных нужд муниципального образования "город Екатеринбург" осуществляется Администрацией города Екатеринбурга на основании постановления Главы Екатеринбурга (пункт 21);

- проведение торгов по продаже земельного участка в собственность или продаже права на заключение договора аренды земельного участка осуществляется на основании решения органа местного самоуправления - постановления Главы Екатеринбурга. Организатором торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды выступает Администрация города Екатеринбурга. От имени Администрации города Екатеринбурга функции организатора торгов выполняют уполномоченные Главой Екатеринбурга должностное лицо и (или) отраслевой (функциональный) орган Администрации города Екатеринбурга либо специализированная организация (пункт 25);

- заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта подается гражданами (лично или через своего представителя), юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления на имя Главы Екатеринбурга (пункт 45);

- заверенная копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта выдается заявителю уполномоченным Главой Екатеринбурга структурным подразделением Администрации города Екатеринбурга в семидневный срок со дня принятия такого решения( пункт 49);

- заверенная копия решения о предоставлении земельного участка в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное срочное пользование для строительства либо о предоставлении земельного участка в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное срочное пользование для строительства выдается заявителю уполномоченным Главой Екатеринбурга структурным подразделением Администрации города Екатеринбурга (пункт 54);

- заявление о предоставлении земельного участка в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное срочное пользование для целей, не связанных со строительством, подается гражданами (лично или через своего представителя), юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления на имя Главы Екатеринбурга (пункт 57);

- заверенная копия решения о предоставлении земельного участка в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное срочное пользование для целей, не связанных со строительством, выдается заявителю уполномоченным Главой Екатеринбурга структурным подразделением Администрации города Екатеринбурга (пункт 62).

Статья 6 Устава муниципального образования "город Екатеринбург", принятого Решением Екатеринбургской городской Думы от «30» июня 2005 года № 8/1 (в ред. Решения Екатеринбургской городской Думы от «09» июня 2009 года № 14/6) предусматривала, что Представительным органом муниципального образования является Екатеринбургская городская Дума, Высшим должностным лицом муниципального образования является Глава Екатеринбурга, Исполнительно - распорядительным органом муниципального образования является Администрация города Екатеринбурга.

Согласно новой редакции данной статьи Устава муниципального образования "город Екатеринбург" (Решение Екатеринбургской городской Думы от «12» октября 2010 года № 62/29) представительным органом муниципального образования является Екатеринбургская городская Дума. Высшим должностным лицом муниципального образования является Глава Екатеринбурга - Председатель Екатеринбургской городской Думы. Исполнительно - распорядительным органом муниципального образования является Администрация города Екатеринбурга.

В соответствии со статьями 24, 34, 36 Устава структуру органов местного самоуправления образуют: городская Дума, Глава Екатеринбурга - Председатель Екатеринбургской городской Думы, Администрация города Екатеринбурга. Глава Екатеринбурга - Председатель Екатеринбургской городской Думы является высшим должностным лицом муниципального образования "город Екатеринбург", наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Администрация города Екатеринбурга является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Администрация города Екатеринбурга обладает правами юридического лица.

Таким образом, как обоснованно утверждает представитель Екатеринбургской городской Думы и представитель Администрации г. Екатеринбурга такого органа местного самоуправления и высшего должностного лица муниципального образования «город Екатеринбург» как Глава Екатеринбурга в структуре органов местного самоуправления не имеется с момента принятия «12» октября 2010 года Екатеринбургской городской Думой Решения № 62/29 «О внесении изменений в Устав муниципального образования «город Екатеринбург».

Полномочия Главы Екатеринбурга - Председатель Екатеринбургской городской Думы закреплены в статье 35 Устава муниципального образования "город Екатеринбург", и не предусматривают разрешение вопросов, которые входят в компетенцию исполнительно – распорядительного органа местного самоуправления и компетенцию руководителя данного органа. Вопросы местного значения исполнительно – распорядительного характера в полномочия Главы Екатеринбурга - Председатель Екатеринбургской городской Думы не входят, находятся в компетенции Администрации г. Екатеринбурга, которой руководит Глава Администрации г. Екатеринбурга (статьи 36, 37, 38 – 1 Устава).

Поскольку должность «Глава Екатеринбурга» в структуре органов местного самоуправления отсутствует, соответствующие полномочия прекращены, оспариваемые нормы Положения фактически не действуют, поэтому не имеется оснований для вывода о том, что эти нормы противоречат Уставу Свердловской области (в редакции Решение Екатеринбургской городской Думы от «12» октября 2010 года № 62/29) и статьям 36, 37 Федерального закона от «6» октября 2003 года № 131 – ФЗ (в редакции от «29» декабря 2010 года) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Отказывая в удовлетворении требований заявителя в части признания противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления в законную силу решения суда абзаца 1 пункта 52, пункт 58, подпункты 1, 3, 4 пункта 6, пункт 19, пункт 21, пункт 25, пункт 45, пункт 49, пункт 54, пункт 57, пункт 62 Положения «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории муниципального образования «город Екатеринбург», суд также исходит из того, что Постановлением Главы Администрации г. Екатеринбурга от «11» января 2011 года № 1 на рассмотрение в Екатеринбургскую городскую Думу внесен проект решения Екатеринбургской городской Думы «О внесении изменений в Решение Екатеринбургской городской Думы от «28» марта 2006 года № 23/22 «Об утверждении Положения «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории муниципального образования «город Екатеринбург» (в редакции Решения Екатеринбургской городской Думы от «22» сентября 2009 года № 33/9). Данным проектом предусмотрено замена в оспариваемых заявителем пунктах Положения слов «Глава Екатеринбурга» на «Глава Администрации г. Екатеринбурга» в целях приведения Положения в соответствии с уставом муниципального образования «город Екатеринбург» в новой редакции (л.д. 42 – 43).

Обсуждение данного вопроса включено в примерный план работы Екатеринбургской городской Думы на первое полугодие 2011 года – 14 июня 2011 года (л.д. 44, 45 – 53).

Суд также учитывает и принимает во внимание доводы представителя Екатеринбургской городской Думы о том, что признание противоречащими действующему законодательству и недействующими подпунктов 1,3 и 4 пункта 6, пунктов 19, 21, 25, 45, 47, 49, абзаца 1 пункта 52, пунктов 54, 57, 58 и 62 затронет права граждан и юридических лиц, явится препятствием в реализации прав на получение и оформление земельных участков.

Оснований для признания противоречащими действующему законодательству и недействующими абзаца 2 пункта 52 раздела 3 и пункт 59 раздела 4 Положения «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории муниципального образования «город Екатеринбург», утвержденного Решением Екатеринбургской городской Думы от «28» марта 2006 года № 23/22, судом также не усматривается.

Согласно абзацу 2 пункта 52 Положения при предоставлении земельного участка в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное срочное пользование для строительства в результате его изъятия, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд в соответствии с федеральным законом одновременно с решением о предоставлении земельного участка принимается решение о соответствующей форме изъятия такого земельного участка.

В соответствии с пунктом 59 Положения при предоставлении земельного участка в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное срочное пользование для целей, не связанных со строительством, в результате его изъятия, в том числе путем выкупа, для муниципальных нужд в соответствии с федеральным законом одновременно с решением о предоставлении земельного участка принимается решение о соответствующей форме изъятия такого земельного участка.

Доводы Заместителя прокурора Свердловской области о противоречии данных норм федеральному законодательству основаны на том, что одновременное решение вопросов о предоставлении земельного участка третьим лицам и соответствующей форме изъятия данного земельного участка у его правообладателя повлечет нарушение прав такого правообладателя, поскольку в этом случае будет нарушено обязательное условие о письменном уведомлении органом принявшим решение об изъятии земельного участка не позднее чем за год до предстоящего изъятия, а также условие об извещении о произведенной государственной регистрации соответствующего решения об изъятии земельного участка с указанием даты регистрации, что прямо предусмотрено пунктами 3 и 4 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Суд не может согласиться с этими доводами, поскольку принятие решения о предоставлении земельного участка и принятие решения о форме изъятия этого земельного участка являются самостоятельными действиями, выполняемыми органами местного самоуправления, однако связанными между собой. При этом указанные действия совершаются после принятия в установленном законом порядке решения о самом изъятии земельного участка.

Одновременное принятие указанных решения не свидетельствует об одновременном исполнении этих решений, ввиду того, что между принятием решения об изъятии земельного участка и фактическим совершением действий по изъятию земельного участка имеется определенный промежуток времени, в том числе в течение которого выполняются мероприятия по уведомлению собственника земельного участка о предстоящем изъятии земельного участка, регистрации решения об изъятии земельного участка в регистрирующем органе, уведомлению собственника земельного участка о произведенной регистрации в соответствии со статьей 279 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, процесс предоставления земельного участка в результате его изъятия у собственника выполняется поэтапно и последовательно, что не может являться основанием для вывода о нарушении прав лиц, у которых изымаются земельные участки, а также их права на объекты недвижимости, расположенные на таких участках.

Кроме того, само по себе изъятие земельного участка предшествует фактическому изъятию и предоставлению этого участка третьему лицу. Буквальное толкование оспариваемых заявителем положений не означает предоставление земельного участка до окончания процедуры его изъятия для государственных или муниципальных нужд.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что протест Заместителя прокурора Свердловской области от «11» февраля 2011 года о приведении пунктов 52 и 59 Положения «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории муниципального образования «город Екатеринбург» в соответствии с действующим законодательством был обосновано отклонен Екатеринбургской городской Думой, о чем «15» марта 2011 года вынесено Решение № 30 (л.д. 16 – 17).

Суд находит заслуживающими внимание доводы представителя Екатеринбургской городской Думы, приведенные в обоснование возражений на требования Заместителя прокурора Свердловской области, в связи с чем не усматривает оснований для удовлетворения заявления.

На основании части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 196 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления Заместителя прокурора Свердловской области о признании нормативно – правового акта недействующим в части, а именно: признании абзаца 1 пункта 52, пункт 58, подпункты 1, 3, 4 пункта 6, пункт 19, пункт 21, пункт 25, пункт 45, пункт 49, пункт 54, пункт 57, пункт 62, а также абзац 2 пункта 52 раздела 3 и пункт 59 раздела 4 Положения «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории муниципального образования «город Екатеринбург», утвержденного Решением Екатеринбургской городской Думы от «23» марта 2006 года № 23/22, противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления в законную силу решения суда - отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей жалоб через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга, принявший решение.

Судья