Мотивированное решение изготовлено 29.07.2011 Дело № 2-4244/11 (7) РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации «22» июля 2011 г. Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе: председательствующего судьи – Киселевой С.Н., при секретаре – Зотиной С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Безродных Г.Ю. к Администрации города Екатеринбурга, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области о признании права на первоочередное получение земельного участка в аренду, признании незаконным бездействия в непредоставлении земельного участка в аренду, обязании предоставить земельный участок в аренду, У С Т А Н О В И Л: Безродных Г.Ю. обратился с иском к ответчикам, в котором указал, что истец является <данные изъяты> и имеет право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду безусловно и без проведения торгов (без платы за приобретение права аренды). На основании опубликованной на официальном сайте Администрации города Екатеринбурга информации о предстоящем строительстве индивидуальных жилых домов по <адрес>, истец 21.03.2011 обратился к Главе администрации города Екатеринбурга с просьбой предоставить ему в аренду на 10 лет в первоочередном порядке (безусловно и без проведения торгов) для индивидуального жилищного строительства земельный участок с кадастровым номером 0000 площадью 0000 кв.м, расположенный в Ленинском административном районе 0000, категория земель – земли населенных пунктов, право собственности на который не разграничено, и свободный от прав третьих лиц. Также в этом же заявлении, истец просил предоставить ему любой иной сформированный земельный участок для индивидуального жилищного строительства по выбору Администрации города Екатеринбурга с учетом норм предоставления в аренду на 10 лет. На свое обращение получил отказ. Просит признать отказ Главархитектуры Администрации г. Екатеринбурга от 07.04.2011 № 21-01/4091, подготовленный по поручению Администрации города Екатеринбурга, незаконным. Обязать Администрацию города Екатеринбурга и Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области предоставить <данные изъяты> Безродных Г.Ю. в аренду на 10 лет в первоочередном порядке (безусловно и без проведения аукциона) земельный участок с кадастровым номером 0000 площадью 0000 кв.м, расположенный в 0000, для индивидуального жилищного строительства. В ходе судебного разбирательства, истец увеличил исковые требования. Просит: 1). Признать за <данные изъяты> Безродных Г.Ю. право на первоочередное получение в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства. 2). Признать незаконным отказ Главархитектуры Администрации г. Екатеринбурга от 07.04.2011 № 21-01/4091, подготовленный по поручению Администрации города Екатеринбурга, в предоставлении <данные изъяты> Безродных Г.Ю. земельного участка с кадастровым номером 0000 площадью 912 кв.м в <адрес> в аренду на 10 лет в первоочередном порядке для индивидуального жилищного строительства. 3). Признать незаконным бездействие Администрации города Екатеринбурга, выразившееся в непредоставлении <данные изъяты> Безродных Г.Ю. любого сформированного земельного участка в аренду на 10 лет в первоочередном порядке для индивидуального жилищного строительства. 4). Обязать Администрацию города Екатеринбурга и Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области предоставить <данные изъяты> Безродных Г.Ю. в аренду на 10 лет в первоочередном порядке (безусловно и без проведения аукциона) земельный участок с кадастровым номером 0000 площадью 912 кв.м, расположенный в <адрес>, для индивидуального жилищного строительства (л.д.46). Истец в суд не явился, просит рассмотреть дело в свое отсутствие. Представитель истца Пыцко М.О., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал по предмету и основаниям. Представитель ответчика Администрации города Екатеринбурга Гредина А.В., действующая на основании доверенности (л.д.70), считает требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, так как оспариваемый истцом отказ не нарушает прав истца и полностью соответствует требованиям действующего законодательства. Обращение истца было рассмотрено в установленный законом 30-дневный срок, на него дан письменный ответ. Полагает, что позиция истца основана на несуществующем праве требовать у органа местного самоуправления предоставления в аренду земельный участок для индивидуального жилищного строительства. Кроме того, первоочередное предоставление земельного участка означает определенную последовательность (очередь) и дает преимущество истцу перед другими гражданами лишь именно в очередности представления земельного участка, а не в безусловности, как он считает. Статья 17 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не определяет порядок предоставления земельных участков инвалидам для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и не может применяться самостоятельно. Реализация права инвалида на первоочередное предоставление земельного участка закреплена в нормативных актах субъекта Российской Федерации, в соответствии с Областным законом № 18-ОЗ инвалиды вправе бесплатно получить в собственность земельный участок в границах муниципального района или городского округа. В соответствии со ст. 28.2 ФЗ № 181, форма предоставления мер социальной поддержки определяется нормативными правовым актами субъекта Российской Федерации. На сегодняшний день иных, кроме Областного закона № 18-ОЗ и Положения «О порядке предоставления земельных участков и организации учета граждан, имеющих право на приобретение земельных участков для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно на территории муниципального образования «город Екатеринбург», нормативных документов, предусматривающих предоставление земельных участков для льготных категорий граждан, не существует. Просит отказать в удовлетворении исковых требований. Ответчик Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области своего представителя для участия в деле не направил, о времени и месте проведения судебного заседания извещался своевременно и надлежащим образом, представил отзыв, в котором исковые требования полагает необоснованными и не подлежащими удовлетворению, так как права истца со стороны МУГИСО никак не нарушались. Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу. Как следует из представленных документов, истец является <данные изъяты> с детства (л.д.9). 21 марта 2011 г. Безродных Г.Ю. обратился в администрацию города Екатеринбурга с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 0000, расположенного в <адрес>, для индивидуального жилищного строительства в аренду на 10 лет без проведения аукциона; либо предоставлении иного сформированного земельного участка на территории МО «город Екатеринбург» для индивидуального жилищного строительства, относящийся в соответствии со ст.52-3 Правил землепользования и застройки к территориальной зоне индивидуальной или существующее смешанной жилой застройки Ж-1, Ж-2 или Ж-3, по усмотрению администрации города Екатеринбурга с учетом норм предоставления в аренду на 10 лет без проведения аукциона. К заявлению были приложены следующие документы: нотариально заверенная копия паспорта заявителя (стр. 2, 3, 5) на 1л.; нотариально заверенная копия справки МСЭ <данные изъяты>; подлинник кадастрового паспорта земельного участка 0000 (л.д.11). На указанное обращение, истец получил оспариваемый ответ Главархитектуры от 07.04.2011, согласно которому заявителю разъяснялось, что земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности предоставляются в собственность или аренду без предварительного места размещения. Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах. Администрацией города Екатеринбурга принято решение о проведении торгов для целей индивидуального жилищного строительства в отношении земельного участка площадью 0000 кв.м по адресу: <адрес>. Также заявителю разъяснено, что определенным категориям граждан земельные участки могут быть предоставлены в собственность однократно бесплатно для индивидуального жилищного строительства, а также разъяснен порядок такого предоставления земельных участков (л.д.12). В соответствии с ч. 14 ст. 17 федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Согласно ч. 2 ст. 30.1 ЗК РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного п. 27 ст. 38.1 ЗК РФ (если аукцион признан не состоявшимся по причине участия в нем менее двух участников). Аукцион представляет собой продажу, в частности имущества, с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе. Таким образом, в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, «шаг аукциона» и т.д.), а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков. Поэтому при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» по договору купли-продажи торги не проводятся. (Указанная правовая позиция отражена в Обзоре законодательства и судебной практики по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2008 г.) В соответствии со ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 606 ГК РФ, по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Таким образом, инвалиды, в соответствии со ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» имеют первоочередное право на получение участка для индивидуального жилищного строительства платно в собственность или в аренду. В соответствии с п. 2 ст. 54-7 Закона Свердловской области от 07.07.2004 №18-ОЗ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются однократно бесплатно в собственность граждан в границах муниципального района или городского округа, расположенного на территории Свердловской области, на территории которого такие граждане постоянно проживают, для индивидуального жилищного строительства в случае, если граждане относятся к категориям граждан, имеющих в соответствии с федеральными законами право на первоочередное или внеочередное предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Таким образом, указанной нормой предусмотрено, что инвалиды имеют право на приобретение земельного участка однократно и бесплатно только в собственность. Исходя из системного толкования вышеперечисленных норм закона, следует, что Безродных Г.Ю. как <данные изъяты> имеет право на предоставление ему земельного участка в первоочередном порядке для индивидуального жилищного строительства по договору аренды платно без проведения торгов. Вместе с тем, наличие у истца такого права не означает обязанность органа местного самоуправления представить истцу по его требованию любой произвольно выбранный им земельный участок. В соответствии с п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Согласно п. 1 ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, которые с учетом имеющихся особенностей могут быть применены к спорным правоотношениям, учитывая, что в данном случае не действуют положения ст.30.1 настоящего Кодекса о предоставлении земельного участка для жилищного строительства на аукционе, и иной порядок выбора земельного участка законом не предусмотрен, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Таким образом, из приведенной нормы права следует, что орган местного самоуправления при обращении гражданина с заявлением о предоставлении земельного участка, в котором отражены характеристики, предъявляемые к земельному участку, обязан обеспечить гражданину выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости, соответствующего данным характеристикам. Истец просит предоставить ему в аренду на 10 лет конкретный земельный участок площадью 0000 кв.м, расположенный в <адрес> в Ленинском административном районе. Между тем, в отношении данного земельного участка органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в соответствии с требованиями законодательства принято решение о проведении торгов для целей индивидуального жилищного строительства, что подтверждается представленными документами: проектом постановления Администрации города Екатеринбурга о проведении торгов, выпиской из газеты «Вечерний Екатеринбург» от 01.04.2011 о выставлении на торги земельного участка, техническими условиями на подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения от 01.07.2009, разрешением на сбор технических условий от 15.06.2009, схемой расположения земельного участка от 30.06.2009 и др. (л.д.47-62). Таким образом, судьба испрашиваемого истцом земельного участка на момент обращения истца в орган местного самоуправления уже была определена, правовых оснований для предоставления его истцу не имеется. Кроме того, суд полагает, что в данном случае не имеет место бездействие органа местного самоуправления, доводы истца в этой части являются ошибочными. В силу разъяснений, данных в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2, к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом. В данном случае обращение заявителя было рассмотрено в установленный законом срок, по нему дан мотивированный ответ. При этом данный отказ нельзя расценивать как бездействие органа местного самоуправления по непредоставлению Безродных Г.Ю. любого сформированного земельного участка в аренду на 10 лет в первоочередном порядке для индивидуального жилищного строительства. Как видно из ответа Администрации г. Екатеринбурга от 07.04.2011, данного на обращение истца, ему отказано в предоставлении земельного участка именно по тому основанию, что в отношении выбранного им участка принято решение о проведении торгов дли целей индивидуального жилищного строительства. Вывод о невозможности предоставления истцу другого земельного участка ответ Администрации г. Екатеринбурга также не содержит. Исходят вышеизложенного, данный отказ не противоречит закону и не является бездействием. Также как следует из буквального толкования ответа Главархитектуры выводов о том, что Безродных Г.Ю. имеет право только на предоставление земельного участка в собственность бесплатно, то ответ Администрации г, Екатеринбурга таких выводов не содержит, по данному основанию в предоставлении земельного участка истцу отказано не было. Разъяснение в ответе порядка постановки на учет на приобретение земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствии с Законом Свердловской области от 07 июля 2004 года № 18-03 «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области» не может рассматриваться как основание для отказа в предоставлении земельного участка. Истец как <данные изъяты>, имеет право на получение земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства. Поскольку такое право установлено действующим законодательством, дополнительного подтверждения права судом не требуется. Однако представитель истца настаивал именно на такой формулировке своих требований, поэтому в этой части иск подлежит удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 198 ГПК РФ, суд, Р Е Ш И Л: Исковые требования Безродных Г.Ю. удовлетворить частично. Признать за Безродных Г.Ю. - <данные изъяты>, право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду. В удовлетворении остальных требований – отказать. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательном виде с подачей жалобы через Ленинский районный суд города Екатеринбурга. Судья Подпись Копия верна Судья Секретарь