возложение обязанности провести аттестацию рабочих мест



Дело № 2-4478/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 июля 2011 года Ленинский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Серебренниковой О.Н.,

при секретаре Стаовой М.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Екатеринбурга Петрова В.В. к Екатеринбургскому муниципальному унитарному предприятию «Трамвайно-троллейбусное управление» о возложении обязанности провести аттестацию рабочих мест Службы движения по условиям труда, ознакомлении работников с результатами аттестации рабочих мест по условиям труда,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Екатеринбурга Петров В.В. обратился в суд с иском в порядке ст.45 ГПК РФ) к Екатеринбургскому муниципальному унитарному предприятию «Трамвайно-троллейбусное управление» о возложении обязанности провести аттестацию рабочих мест Службы движения по условиям труда в соответствии с действующим законодательством, ознакомлении работников с результатами аттестации рабочих мест по условиям труда.

В обоснование иска указано, что Прокуратурой г.Екатеринбурга с привлечением Государственной инспекции труда в Свердловской области проведена проверка соблюдения трудового законодательства об охране труда в ЕМУП «Трамвайно-троллейбусное управление», расположенном: по адресу: <адрес>. Проведённой проверкой установлено, что ЕМУП «ТТУ» нормы закона об охране труда не соблюдаются. Из Акта проверки Государственной инспекции труда в Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ 0000 и внесенного ими Предписания 0000 от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что согласно Приказа 0000 от ДД.ММ.ГГГГ генерального директора ЕМУП «Трамвайно-троллейбусное управление» Мирошника А.В. необходимо приступить к аттестации рабочих мест по условиям труда с ДД.ММ.ГГГГ Согласно Протокола 0000 аттестации рабочих мест по условиям труда Службы движения ЕМУП «ТТУ» от ДД.ММ.ГГГГ «В соответствии с приказом по организации от ДД.ММ.ГГГГ 0000 Аттестационная комиссия провела с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ аттестацию 32 рабочих мест по условиям труда». Согласно Протокола 0000 «измерений шума» измерения проводились в службе движения ДД.ММ.ГГГГ, согласно Протокола 0000 «измерения метеорологических факторов» измерения проводились в службе движения ДД.ММ.ГГГГ, согласно Протоколу «исследования воздуха рабочей зоны (договор 0000 от ДД.ММ.ГГГГ) измерения проводились в службе движения в марте ДД.ММ.ГГГГ Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах на основании проведенных замеров в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов. Таким образом, оценку условиям труда на рабочем месте можно дать только после фактического измерения фактора соответствующим прибором (оборудованием). Сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. Соответственно, измерения факторов трудового процесса в Службе движения ЕМУП «ТТУ» в установленный срок (с периодом не реже одного раза в пять лет) не проведены. Указанное является нарушением ст. 212 Трудового кодекса РФ, п. 5 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ 0000, п. 7.1.2 раздела 7 Коллективного договора на ДД.ММ.ГГГГ годы (зарегистрирован под номером 0000 от ДД.ММ.ГГГГ в Министерстве экономики и труда Свердловской области). Также из акта проверки и предписания следует, что предприятием не организовано ознакомление работников с результатами аттестации рабочих мест по условиям труда в соответствии с п.11 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.08.2007г. №569, ст.ст. 22, 212, 219 Трудового Кодекса РФ. Таким образом, в ЕМУП «ТТУ» (Службе движения) не произведена оценка всех рабочих мест по показателям вредности и опасности. В связи с этим, работники лишены права, предусмотренного ст. 219 Трудового кодекса РФ, на получение достоверной информации от работодателя, об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов. Кроме этого, работники предприятия, осуществляющие трудовую деятельность на рабочих местах на прошедших аттестацию по условиям труда, лишены возможности получения компенсаций за работу во вредных условиях труда, которые предусмотрены Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.1.1.2008г. № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда». В соответствии с ч. 4 ст. 353 Трудового кодекса РФ государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом. Согласно ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора за исполнением законов является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Настоящее заявление подано прокурором города Екатеринбурга в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту неопределенного круга лиц, граждан, которые работают в ЕМУП «ТТУ» в настоящее время и трудоустроятся на работу в предприятие в будущем.

В судебном заседании представитель истца Перминов И.А., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал в полном объеме, по предмету и основаниям, изложенным в иске, указал, что мероприятия по проведению очередной аттестации ответчиком начаты по истечению срока, аттестация не закончена, следовательно, обязанность ее провести ответчиком на момент рассмотрения иска не исполнена, не исполнена и обязанность ознакомить с результатами проводимой аттестации работников.

Представитель ответчика Ткаченко Л.Ю., действующая на основании доверенности, с иском не согласилась по доводам, изложенным в отзыве на иск, указала, что предприятие приступило к проведению очередной аттестации, работники, которые не были ознакомлены с результатами предыдущей аттестации, ознакомились с нею.

Представитель третьего лица Липина Т.В. в суд не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, представила отзыв на иск, в котором указала на обоснованность заявленных требований.

Заслушав представителей истца, ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд полагает, что иск является обоснованным и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что ответчик является действующим юридическим лицом, осуществляющим деятельность по решению социальных задач в сфере обеспечения деятельности городского электрического транспорта – трамвайного, троллейбусного и автомобильного транспорта.

Как следует из представленных материалов дела, последняя аттестация рабочих мест по условиям труда проводилась на предприятии в соответствии с Приказом генерального директора ЕМУП «Трамвайно-троллейбусное управление» Мирошника А.В. 0000 от ДД.ММ.ГГГГ, начата с ДД.ММ.ГГГГ Согласно Протокола 0000 аттестации рабочих мест по условиям труда Службы движения ЕМУП «ТТУ» от ДД.ММ.ГГГГ, аттестация была проведена в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Согласно Протокола 0000 «измерений шума» такие измерения проводились в службе движения ДД.ММ.ГГГГ, согласно Протокола 0000 «измерения метеорологических факторов» подобные измерения проводились в службе движения ДД.ММ.ГГГГ, согласно Протокола «исследования воздуха рабочей зоны (договор 0000 от ДД.ММ.ГГГГ) эти измерения проводились в службе движения в марте ДД.ММ.ГГГГ.

Суд соглашается с позицией представителя истца в том, что аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах на основании проведенных замеров в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов, оценку условиям труда на рабочем месте можно дать только после фактического измерения фактора соответствующим прибором (оборудованием). Поэтому и сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно быть аттестовано не реже одного раза в пять лет. То есть, ответчику с тем, чтобы соблюсти сроки проведения аттестации, надлежало приступить к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с ДД.ММ.ГГГГ. и закончить ее в ДД.ММ.ГГГГ с ознакомлением с ее результатами всех работников.

Установленные обстоятельства, свидетельствуют о нарушении ответчиком положений ст.ст.212, 219, 212 Трудового кодекса РФ, п.п.5, 11 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ 0000, п.7.1.2 раздела 7 Коллективного договора на ДД.ММ.ГГГГ (зарегистрирован под номером 0000 от ДД.ММ.ГГГГ в Министерстве экономики и труда Свердловской области).

Поскольку измерения факторов трудового процесса в Службе движения ЕМУП «ТТУ» в установленный срок не проведены, результаты аттестации к ДД.ММ.ГГГГ не готовы, суд считает заявленный иск обоснованным.

Принимая решение об удовлетворении иска, суд учитывает, что ст. 37 Конституции РФ гарантировано право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

В соответствии со ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, а также работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

Статьей 212 ТК РФ определены обязанности работодателя обеспечить: безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Согласно ч.12 ст. 209 Трудового кодекса РФ аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утвержден Приказом № 569 Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.08.2007 года. Согласно п. 1 данного документа, аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Мероприятия по аттестации рабочих мест проводится с целью обеспечения охраны труда.

При разрешении спора суд руководствуется именно этим Порядком, поскольку Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 342н от 26.04.2011г., на который ссылается представитель ответчика применению в настоящее время не подлежит в связи с тем, что он вводится в действие с 1 сентября 2011 года. В этом же Приказе указано, что проведение аттестации рабочих мест по условиям труда до вступления в силу настоящего Приказа осуществляется в соответствии с Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. N 569 «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда». Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007г. N 569, действительны до проведения очередной аттестации рабочих мест по условиям труда.

Статьей 219 Трудового кодекса РФ установлено право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда. Каждый работник имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда, а также на получение достоверной информации от работодателя, об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов.

В дело ответчиком предоставлены сведения о начале проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Приказом генерального директора ЕМУП «Трамвайно-троллейбусное управление» Мирошника А.В. 0000 от ДД.ММ.ГГГГ определено провести аттестацию в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ предприятием с УФНПР «НИИОТ в г.Екатеринбурге» заключен договор на выполнение научно-исследовательской работы « Исследование условий труда и аттестация рабочих мест».

Согласно отзыва ответчика, указанные мероприятия свидетельствуют об отсутствии предмета спора.

Суд считает, что позиция ответчика по делу основана на неверном толковании норм действующего трудового законодательства, в связи с чем, судом не принимается как верная. То обстоятельство, что предприятие приступило к проведению аттестации рабочих мест, не свидетельствует о ее проведении, завершении с получением соответствующих результатов, в связи с чем, предмет спора разрешенным не является.

На основании изложенных норм закона и исследованных по делу обстоятельств, суд соглашается с доводами иска в полном объеме, при этом учитывает, что согласно положений главы 16 Гражданского процессуального кодекса РФ и п.11 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств, в ней должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд как по заявленному иску, кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право. Судом должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении (часть 5 статьи 198, статьи 204 - 207 Гражданского процессуального кодекса РФ).

В связи с чем, суд полагает возможным с учетом вышеизложенных норм и установленных обстоятельств по делу, удовлетворяя иск прокурора, указать конкретные даты для исполнения ответчиком возложенных на него судом обязанностей, и принять решение об обязании ЕМУП «Трамвайно-троллейбусное управление» провести аттестацию рабочих мест Службы движения по условиям труда в сроки и в порядке, предусмотренные Приказом генерального директора ЕМУП «Трамвайно-троллейбусное управление» Мирошника А.В. 0000 от ДД.ММ.ГГГГ, закончить аттестацию не позднее ДД.ММ.ГГГГ А также обязать ответчика ознакомить с результатами указанной аттестации всех работников Службы движения в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора города Екатеринбурга Петрова В.В. к Екатеринбургскому муниципальному унитарному предприятию «Трамвайно-троллейбусное управление» о возложении обязанности провести аттестацию рабочих мест Службы движения по условиям труда, ознакомлении работников с результатами аттестации рабочих мест по условиям труда, - удовлетворить.

Обязать Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие «Трамвайно-троллейбусное управление» провести аттестацию рабочих мест Службы движения по условиям труда в сроки и в порядке, предусмотренные Приказом генерального директора ЕМУП «Трамвайно-троллейбусное управление» Мирошника А.В. 0000 от ДД.ММ.ГГГГ, закончить проведение аттестации в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ

Обязать Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие «Трамвайно-троллейбусное управление» ознакомить работников с результатами аттестации рабочих мест Службы движения по условиям труда в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения суда с подачей кассационной жалобы через Ленинский районный суд города Екатеринбурга.

Мотивированное решение составлено 29.07.2011г.

Судья (подпись)

Копия верна

Судья О.Н. Серебренникова