о признании права на досрочное назначение пенсии



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1 августа 2011 года

Ленинский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Савиновой О.Н.,

при секретаре Васильевой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление

Пушкаревой ФИО4 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда РФ в Ленинском районе города Екатеринбурга Свердловской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости, назначении трудовой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Пушкарева Э.Н. обратилась в суд с иском к Управлению ПФ РФ в Ленинском районе г. Екатеринбурга об установлении и выплате пенсии за выслугу лет с момента обращения с заявлением в ПФ РФ с 19 января 2011 г.

Ответчик, иск не признал в полном объеме, пояснив, что стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, на момент обращения составлял 21 год 10 месяцев вместо требуемого 25 лет.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд полагает исковые требования Пушкарёвой Э.Н. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п.1 ст. 1 Закона № 173-ФЗ трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с подп.19 п.1 ст.27 Закона № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста 55 лет для женщин, лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Правительство РФ определяет порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии и условия установления указанных пенсий отдельным категориям граждан (п.3 ст.1 Закона № 173-ФЗ).

Согласно п.2 ст.27 Закона № 173-ФЗ списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подп.7-13 п.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Конституционный суд РФ Постановлением от 29.01.2004 г. № 2-П постановил, что оценка пенсионных прав, приобретенных гражданами до 1 января 2002 г, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размере пенсии, может осуществляться по нормам ранее действующего законодательства.

В связи с чем, право на досрочное назначение пенсии по нормам подп.19 п.1 ст.27 Закона № 173-ФЗ определялось на основании следующих списков и правил.

Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей даёт право на пенсию за выслугу лет (далее Список № 463), утвержденного Постановлением СМ РСФСР от 06.09.91г. № 463 (список № 463 действует на периоды работы до 1 ноября 1999 г.).

Список должностей, работа в которых с 1 ноября 1999 г. подлежит зачету в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1067 с изменениями и дополнениями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.02.2001 г. № 79 (далее Список № 1067, Правила).

Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.21 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 (далее Постановление № 516, Правила № 516.

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подп.10 п.1 ст.28 Закона № 173-ФЗ и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подп.10 п.1 ст. 28 Закона № 173-ФЗ", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 (далее Постановление № 781, Список № 781, Правила № 781).

Согласно Списку, право на указанную пенсию предоставляется педагогическим работникам, при наличии одновременно двух условий - работы в определенных должностях и в образовательных учреждениях для детей, предусмотренных списками.

Как видно из материалов дела, Пушкарева Э.Н. 19.01.2011 г. обратилась в Управление ПФР в Ленинском районе с заявлением о назначении пенсии, представила к рассмотрению документы для досрочного назначения трудовой пенсии по старости по подп.19 п.1 ст. 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ <О трудовых пенсиях в РФ> (далее Закон № 173-ФЗ).

В соответствии с решением Управления от 25.04.2011 г. № 16\14 Пушкарёвой Э.Н. было отказано в назначении пенсии в связи с тем, что стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости составил 21 год 10 месяцев.

Определяя право Пушкарёвой Э.Н. на досрочное назначение трудовой пенсии по подп.19 п.1 ст.27 Закона № 173-ФЗ в соответствии со Списком и Правилами № 781, Управлением был исключен из стажа период работы с 22.08.1995 г. по 15.05.1997 г. в должности воспитателя, в детском комбинате № 510, поскольку наименование учреждения не предусмотрено в списках №781, дающих право на зачёте периода работы в специальный стаж.

Период с 09.11.1999 года по 01.08.2000г., с 16.08.2000 г. по 25.06.2001 г. в должности воспитателя группы продленного дня в Муниципальном специальном (коррекционном) образовательном учреждении №220, для детей с задержкой психического развития, поскольку в наименовании учреждения не содержится вид учреждения.

Суд полагает, что отказ Управления в этой части является не законным, учитывая следующее.

В соответствии с п.3 Правил № 781 в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке №781, при этом работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела <Наименование должностей> списка, засчитывается в стаж работы при условии её выполнения в учреждениях, указанных в п.2 раздела <Наименование учреждений> Списка.

Список № 781 (п.2) не предусматривает наименования учреждений, где истец осуществляла свою работу педагога.

Между тем, трудовая книжка, в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, является основным документом, свидетельствующем о работе истца.

Так, в период с 01.09.1993 года она принята переводом на работу в ДОУ№510 воспитателем, а с 09.11.1999 г. принята воспитателем группы продленного дня в муниципальное образовательное учреждение специальную (коррекционную) школу № 220 для детей с ЗПР, а 31.08.2005 г. уволена в связи с ликвидацией учреждения.

Согласно представленной истцом справки, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного типа №510 с 01.09.1993 года назывался детский комбинат № 510 Отдела образования Верх-Исетского района г. Екатеринбурга, с 16.05.1997 года – муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 510, с 15.02.2000 г. – муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад комбинированного вида № 510.

Как следует из Устава, муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 510, создано в целях удовлетворения потребности населения в образовательных услугах для детей дошкольного возраста, цель – способствовать полноценному развитию ребёнка.

Из справки следует, Пушкарева Э.Н. в период с 01.09.1993 г. по 30.08.999 года числилась воспитателем в детском комбинате № 510. За периоды работы, выполняла педагогическую нагрузку за ставку заработной платы.

Согласно справке о периодах работы, Пушкарева Э.Н. с 09.11.1999 г. по 31.08.2005 г. работала воспитателем группы продленного дня в Муниципальном специальном (коррекционном) образовательном учреждении № 220 для детей с задержкой психического развития и выполняла норму педагогической нагрузки, установленную за ставку заработной платы в должности воспитателя.

С 1996 года муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение № 220 для детей с задержкой психического развития, с 26.06.2001 г. муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии – специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №220.

На основании лицензии от 10.09.1998 г., выданной Муниципальному специальному (коррекционному) образовательному учреждению №220 для детей с задержкой психического развития Департамент образования Свердловской области разрешает осуществление образовательной деятельности в сфере начального общего образования детей с ЗПР.

Как указано в Уставе, Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение №220 для детей с задержкой психического развития – школа. Основными задачами школы является обучение и воспитание детей с задержкой психического развития.

Отказывая в зачислении в спец.стаж вышеуказанных периодов работы, ответчик сослался на то, что в соответствии с п.3 Правил № 781 в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке №781. При этом, работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела <Наименование должностей> списка, засчитывается в стаж работы при условии её выполнения в учреждениях, указанных в п.2 раздела <Наименование учреждений> списка. Наименование должностей и учреждения не предусмотрено Списком № 781 (п.2).

Суд не может согласиться с доводами ответчика.

Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Вместе с тем, принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 года N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Согласно ч. 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463.

При этом следует иметь в виду, что на основании пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.99 N 1067 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком от 06.09.91 N 463, а периоды работы после 1 ноября 1999 г. - в соответствии со Списком и Правилами от 22.09.99 N 1067, кроме абзацев первых пунктов 1 и 2 указанных Правил, которые введены в действие с 1 сентября 2000 г. согласно пункту 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.99 N 1067.

Кроме того, следует учитывать, что на основании абзаца 2 пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.99 N 1067 упомянутые выше Правила от 22.09.99 N 1067 по желанию гражданина могут применяться за периоды работы до 1 ноября 1999 г.

Для подтверждения достоверности индивидуальных сведений, содержащих информацию о работе, связанной с педагогической деятельностью, проверяется:

соответствие наименования организации или ее структурного подразделения, в котором протекала работа, организации или ее структурному подразделению, предусмотренному названными Списками;

соответствие наименования занимаемой должности той должности, которая предусмотрена названными Списками;

правовой статус организации, наличие и дата государственной регистрации;

данные об установленной норме рабочего времени (педагогической или учебной нагрузке) и фактическом рабочем времени (педагогической или учебной нагрузке) застрахованного лица в случаях, предусмотренных Правилами от 22.09.99 N 1067;

данные об общей численности обучающихся в учреждениях, в том числе детей в возрасте до 18 лет, в случаях, предусмотренных Правилами от 22.09.99 N 1067.

Для получения сведений о наименовании и правовом статусе организации или ее структурного подразделения рассматриваются учредительные документы (устав организации, учредительный договор, постановление компетентного органа о ее образовании, положение о структурном подразделении) и свидетельство о государственной регистрации. Наименование структурного подразделения может подтверждаться штатным расписанием.

Список 463 утверждённый Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 N 463 (ред. от 22.09.1993) "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет"), предусматривал включение в специальный стаж работу в Детских дошкольные учреждениях всех типов (детские сады, сады - ясли, детские ясли).

В стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).

При таких обстоятельствах, суд считает, что работа воспитателем в детском комбинате №510 может быть засчитана в специальных стаж истца.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1067 в стаж работы засчитывается работа воспитателем в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, в том числе начальная школа - детский сад и общеобразовательная школа.

Пунктом 2 Списка № 781 от 29.10.2002 предусмотрено, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости педагогическим работникам дает работа воспитателем в «специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии, в том числе, начальная школа (школа).

Таким образом, наименование учреждения «Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение № 220 для детей с задержкой психического развития» относится к учреждению, которое по направлению и характеру своей деятельности является разновидностью учреждения начального общего образования.

Само по себе несоответствие наименования образовательного учреждения Спискам профессий и должностей, работа в которых дает право на пенсию, не является основанием для отказа в предоставлении досрочной трудовой пенсии.

Возникновение права на пенсию за выслугу лет (досрочное назначение трудовой пенсии по старости) законодатель связывает с осуществлением деятельности в соответствующих учреждениях, а не только с определенным видом деятельности. Это обусловлено не характером деятельности, а повышенной интенсивностью труда педагогических и медицинских работников, приводящего к преждевременной утрате трудоспособности и профессиональной пригодности из-за высоких эмоциональных и физических перегрузок в учреждениях, с установленной и регулируемой органами исполнительной власти нагрузкой и объемом работ.

Таким образом, в оспариваемые ответчиком периоды деятельности истец осуществляла педагогическую деятельность в учреждениях, дающих право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, что является основанием для включения периодов работы в должности воспитателя в стаж педагогической деятельности.

Учитывая указанные обстоятельства, суд пришел к выводу, что исковые требования истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению и имеются основания для того, чтобы зачесть в специальный стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение по выслуге лет в связи с педагогической деятельностью, работу истца в спорные периоды.

Следовательно, на момент обращения с заявлением она не имела требуемый стаж работы 25 лет.

Истец заявил требование обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Екатеринбурга Свердловской области установить пенсию с момента обращения (19.01.2011 г.).

Суд полагает, что указанные требования подлежат удовлетворению с момента получения права, в том числе с момента обращения, если на момент обращения имелся необходимый стаж.

Согласно п. 3 ст.4 Федерального Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ" граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на пенсию.

В соответствии со ст.19 Закона пенсия назначается со дня обращения за ней (ч.1), но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема заявления со всеми необходимыми документами (ч.2), в случаях, когда к заявлению приложены не все необходимые для назначения пенсии документы и если они будут представлены не позднее трёх месяцев со дня подачи заявления, днём обращения считается день подачи заявления (ч.3).

Заявление о назначении пенсии истцом было подано, когда она (с учетом тех спорных периодов, которые признаны судом обоснованными) выработала стаж, необходимый для назначения пенсии, необходимый стаж у истца возник 19.01.2011 г.

Таким образом, днем приобретения права на назначение пенсии является 19.01.2011 г.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Пушкаревой ФИО5 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда РФ в Ленинском районе города Екатеринбурга Свердловской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости, назначении трудовой пенсии, удовлетворить.

Зачесть Пушкаревой ФИО6 в стаж, дающий право для назначения пенсии по старости периоды работы: с 22.08.1995 г. по 15.05.1997 г. в должности воспитателя в Детском комбинате № 510, с 09.11.1999 г. по 01.08.2000 г. и с 16.08.2000 г. по 25.06.2001 г. в должности воспитателя группы продленного дня в Муниципальном специальном (коррекционном) образовательном учреждении № 220 с задержкой психического развития.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в Ленинском районе города Екатеринбурга Свердловской области установить и выплачивать Пушкаревой ФИО7 пенсию в соответствии с законодательством, регулирующим досрочное назначение трудовых пенсий по старости, с зачетом спорных периодов, с момента возникновения права, то есть с 19.01.2011 года.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательном виде с подачей жалобы через суд, вынесший решение.

Судья: подпись.

Копия верна. Судья: