о предоставлении единовременной денежной выплаты



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 августа 2011 года

Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе: председательствующего судьи Савиновой О.Н.,

при секретаре Васильевой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковое заявление

Павлова ФИО4 к Министерству социальной защиты населения Свердловской области, Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Чкаловскому району г. Екатеринбурга о компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Павлов В.И. обратился в суд с иском о взыскании с Министерства социальной защиты населения Свердловской области расходов на проезд к месту захоронения его отца погибшего в годы Великой отечественной войны при защите Родины в размере <данные изъяты> рублей.

В обоснование иска указал, что указанная единовременная выплата предусмотрена Постановлением Правительства Свердловской области, он, являясь сыном участника Великой отечественной войны, имеет право на получение денежных средств, в 2010 году, он съездил на могулу отца, предоставил в орган социальной защиты документы о понесённых расходах, однако сумма понесённых расходов ему не была перечислена.

Павлов В.И. обратился в суд и в ходе рассмотрения дела отказался от исковых требований в части взыскания с Министерства социальной защиты Свердловской области указанной денежной суммы, поскольку 19.07.2011 года, он получил её в полном объёме, отказ принят судом, дело в этой части прекращено.

Однако, истец просил взыскать с ответчика моральный вред, поскольку предусмотренная денежная выплата получена им по истечении года после поездки к месту захоронения отца, по этому поводу он переживал, обращался с заявлениями в различные инстанции, поэтому просит взыскать с ответчика <данные изъяты> рублей.

Считает, что денежные средства на получение такой компенсации должны сразу же выделяться территориальным управлениям, перечисление денежных средств через продолжительный период времени свидетельствует о ненадлежащей работе уполномоченных органов.

Представитель Министерства социальной защиты Свердловской области в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что является ненадлежащим ответчиком, поскольку истец состоит на учёте в территориальном отделе социальной защиты населения по месту своего жительства, которое и занимается выплатой денежных средств.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Чкаловскому району г. Екатеринбурга, представитель которого в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещался надлежащим образом, о причине неявки суду не сообщил.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает заявление не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии со ст.39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Возлагая на Российскую Федерацию как социальное государство обязанность по обеспечению гарантий социальной защиты населения (статья 7), Конституция Российской Федерации, относя социальную защиту, к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), вместе с тем, не определяет конкретные способы и объемы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан, и относит разрешение этих вопросов к компетенции законодателя.

Истец просил компенсировать ему моральный вред, связанный с неуважительным отношением к детям защитников Отечества, волокиту в исполнении взятых на себя обязательств по предоставлению компенсации на проезд.

В целях реализации Закона Свердловской области от 20 ноября 2009 года N 96-ОЗ "Об областном бюджете на 2010 год" ("Областная газета", 2009, 24 ноября, N 354-357), во исполнение Постановления Правительства Свердловской области от 25.06.2008 N 637-ПП "О подготовке и проведении в Свердловской области мероприятий в ознаменование 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" ("Областная газета", 2008, 1 июля, N 213-214) Правительство Свердловской области утвердило Порядок организации в 2010 году посещения детьми погибших в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов защитников Отечества воинских захоронений времен Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (Постановление Правительства Свердловской области от 20.04.2010 N 648-ПП).

Территориальные исполнительные органы государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения (далее - управления социальной защиты населения) ведут учет участников посещения воинских захоронений времен Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов.

Для посещения воинских захоронений участникам посещения воинских захоронений, поставленным на учет в управлении социальной защиты населения, предоставляется единовременная денежная выплата.

Решение о предоставлении единовременной денежной выплаты принимается руководителем управления социальной защиты населения в течение десяти дней после получения от Министерства социальной защиты населения Свердловской области уведомления о выделенных лимитах бюджетных обязательств.

Размер единовременной денежной выплаты определяется по стоимости проезда на железнодорожном транспорте в плацкартном вагоне по кратчайшему маршруту от места жительства к месту захоронения и обратно по территории Российской Федерации, но не более <данные изъяты> рублей на каждого участника посещения воинских захоронений.

Управления социальной защиты населения производят расчеты для определения объема денежных средств, необходимых для предоставления участникам посещения воинских захоронений единовременной денежной выплаты, и направляют в Министерство социальной защиты населения Свердловской области сведения о денежных средствах, необходимых для организации посещения воинских захоронений.

Министерство социальной защиты населения Свердловской области после получения сведений о денежных средствах, необходимых для организации посещения воинских захоронений, в пределах лимитов бюджетных обязательств перечисляет денежные средства на счета управлений социальной защиты населения.

Управления социальной защиты населения в течение десяти дней после получения денежных средств для организации посещения воинских захоронений перечисляют денежные средства на счета, открытые участниками посещения воинских захоронений в кредитных организациях, либо направляют денежные средства через организации федеральной почтовой связи либо организации, осуществляющие деятельность по доставке пенсий, в соответствии с заявлениями участников посещения воинских захоронений в порядке очередности по дате постановки на учет.

Министерство социальной защиты населения Свердловской области осуществляет контроль за целевым использованием денежных средств, направленных на организацию посещения воинских захоронений.

Постановлением Правительства Свердловской области 648 – ПП на Министерство социальной защиты населения Свердловской области возложена организация посещения детьми погибших в годы Великой отечественной войны защитников Отечества и обеспечение целевого расходования денежных средств.

Вместе с тем, учёт участников посещения захоронений ведёт управление социальной защиты населения, руководитель управления принимает решение о выделении единовременной денежной выплаты в течение десяти дней после получения от Министерства социальной защиты населения Свердловской области уведомления о выделенных лимитах бюджетных обязательств, в свою очередь перечисляет денежные средства на счета управления в пределах лимитов бюджетных обязательств.

Таким образом, предоставление единовременной денежной выплаты происходит по мере пополнения бюджета Свердловской области и сроком не ограничено.

Единовременная денежная выплата – это дополнительная социальная помощь, предоставляемая в порядке очередности (по дате постановки на учёт) и по мере выделения средств из бюджета Свердловской области, не зависящая от совершения поездки.

Исходя из указанных обстоятельств, суд полагает, что вины Министерства социальной защиты населения Свердловской области в отсутствии денежных средств на предоставление единовременной денежной выплаты судом не установлено, как не установлено и вины управления социальной защиты.

Определяя право истца на компенсацию морального вреда, суд учитывает следующее.

Согласно ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, гражданин имеет право требовать возмещения морального вреда.

Обязанность по представлению доказательств, дающих основание для привлечения к ответственности, возложена на истца.

Таким образом, истец должен доказать факт причинения ему морального вреда, степень претерпеваемых им физических и нравственных страданий и в чем они выражаются, а также причинно-следственную связь между причинением вреда и наступившими физическими и нравственными страданиями.

Истцом такие доказательства не представлены.

Между тем, предметом доказывания по иску о компенсации морального вреда является совокупность юридических фактов (юридический состав), образующих основание иска. Основанием иска о компенсации морального вреда служит виновное совершение ответчиком противоправного деяния, повлекшего причинение истцу физических или нравственных страданий.

Кроме того, необходимым условием возложения обязанности возместить ущерб является причинная связь между противоправным деянием и возникшим вредом.

Наличие причинной связи между противоправным действием и моральным вредом предполагает, что противоправное действие должно быть необходимым условием наступления негативных последствий в виде физических или нравственных страданий. Неправомерное деяние должно быть главной причиной, с неизбежностью влекущей причинение морального вреда.

При этом, одним из основных условий для возложения обязанности возместить причиненный вред является наличие вины ответчика.

Как установлено в судебном заседании, вина ответчиков в предоставлении единовременной денежной выплаты истцу по истечении года после поездки, не нашла своё подтверждение в судебном заседании.

Кроме того, безусловным основанием для наступления права пострадавшего требовать возмещения ущерба за счет конкретного ответчика является наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) ответчика и наступившими последствиями.

Причем, указанные действия должны быть незаконными, поскольку, законными действиями вред причинен, быть не может. При отсутствии, вины ответственность может наступить только в случаях, прямо предусмотренных законом.

Основным доводом истца причинения ему морального вреда является нарушение его имущественных прав.

Единовременная денежная выплата - это дополнительная социальная помощь, в рамках празднования 65-летия со дня победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 г.г.

Частью 2 статьи 1099 ГК РФ предусмотрено, что компенсация морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими имущественные права граждан, может иметь место при наличии указания об этом в законе.

Поскольку, настоящий спор затрагивает имущественные права истца, суд исходя из положений пункта 2 статьи 1099 ГК РФ, отказывает в удовлетворении требования о компенсации морального вреда, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения к такой ответственности, не имеется.

Конституция Российской Федерации каждому гарантирует право на судебную защиту его прав и свобод и устанавливает.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Павлова ФИО5 к Министерству социальной защиты населения Свердловской области, Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Чкаловскому району г. Екатеринбурга о компенсации морального вреда, отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти дней с момента изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга.

Судья: подпись.

Копия верна. Судья: