об устранении нарушения прав собственника



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«02» августа 2011 года

Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Савиновой О.Н.

при секретаре Васильевой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Звездина ФИО6 к Администрации города Екатеринбурга в лице комитета социальной политики, Министерству социальной защиты населения Свердловской области, Правительству Свердловской области об устранении нарушения прав собственника по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, компенсации морального вреда, судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Звездин В.С. обратился в суд с заявлением о предоставлении компенсации расходов по оплате коммунальных услуг и содержания жилья, указав следующее.

Истец не согласен с ограничениями в оплате коммунальных услуг и содержания жилья, предусмотренных Постановлением Правительства Свердловской области 1557-ПП, где указано ограничение по предоставлению компенсации на потребление коммунальных услуг.

Так, он, являясь Ветераном труда, получает компенсацию расходов в пределах нормативов, между тем, он, проживая один, лишён возможности использовать в своём жилом помещении бытовые приборы, поскольку, не укладывается в норматив потребления электроэнергии 55 киловатт часов в месяц.

Кроме того, он проживает в своём доме, который требует постоянного ухода и дополнительных расходов по его содержанию, однако, пенсионерам, проживающим в своих частных домах, расходы по содержанию жилья не компенсируются.

В доме, где проживает истец, установлен газовый котёл, но компенсация по расходам на газ, также выплачивается несоразмерная потребляемому объёму газа.

По мнению истца, компенсация расходов не справедливо предоставляется больше тем пенсионерам, которые пользуются уже готовым теплом, поскольку они получают его в батареи и оплачивают по выходу тепла, он же, обладая газовым котлом, оплачивает газ сразу по приходу, поскольку, счётчик стоит на входящий газ, между тем, в процессе сгорания при выходе из котла вырабатывается тепло, которое и должно оплачиваться.

Нормативы потребления газа установлены без учёта указанного обстоятельства.

Полагает, что нормативы указаны ошибочно и не могут применяться, поскольку это ставит граждан имеющих право на компенсацию по одному и тому же основанию в неравное положение.

Просит взыскать компенсацию расходов за 2010 год <данные изъяты> руб., на содержание жилья за 2010 год <данные изъяты> руб., всего <данные изъяты> руб.

В дальнейшем истец уточнил исковые требования, просил отменить норматив потребления электроэнергии 55 квт., при расчёте компенсации расходов на газ принять расчёт истца, компенсировать ему 50% от расходов за газ, электричество и расходов по содержанию дома в размере <данные изъяты> руб., взыскать с Администрации города <данные изъяты> руб. расходы на юриста, взыскать компенсация морального вреда <данные изъяты> руб.

В судебном заседании заявитель поддержал свои доводы по предмету и основаниям, огласив заявление от 11.07.2011 г. и 02.08.11 г.

Представитель Администрации города Екатеринбурга, по доверенности ФИО7., не признал требования заявителя, считает их, не основанными на Законе, поскольку компенсация предоставляется истцу как Ветерану труда в полном объёме, в размере 50% расходов на коммунальные услуги. Нормативы потребления коммунальных услуг и нормы площади установлены Постановлением Правительства № 1556-ПП, которым руководствуется комитет социальной политики при расчете компенсации. Компенсация расходов на содержание индивидуальных жилых домов не предусмотрена действующим законодательством, поскольку, компенсация предоставляется на расходы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме.

Представитель Министерства социальной защиты населения Свердловской области также исковые требования не признал, пояснил, что нормативы потребления коммунальных услуг и установлены Постановлением Правительства Свердловской области № 1556-ПП, полагая себя не надлежащим ответчиком, представитель пояснил, что ответственность за расчеты компенсации несёт уполномоченный орган, комитет социальной политики Администрации города Екатеринбурга, о чём указано в отзыве.

В судебном заседании представитель Министерства социальной защиты населения Свердловской области пояснил, что в случае несогласия с Постановлением Правительства свердловской области, истец вправе оспорить его с соблюдением правил подсудности в Свердловском Областном суде.

Представитель ОАО «Екатеринбурггаз» пояснила, что на основании договора предоставляют газ в дом, где проживает истец, на входящий газ стоит счётчик, определяющий количество потреблённого газа, в этом случае, оплата складывается из объёма потреблённого газа умноженного на тариф (цену) на газ.

Согласно заключённому соглашению между ОАО «Екатеринбурггаз» и Администрацией города Екатеринбурга в лице комитета социальной политики, предоставляются сведения о потребителе газа, с указанием потреблённого газа, количества зарегистрированных человек, площадь дома, наличие счётчика, централизованного газового отопления, наличие газоводонагревателя, газовой плиты.

Истец проживает в доме, оборудованном печной горелкой, плитой, котлом.

Представители УСЗН МСЗН по Октябрьскому району г. Екатеринбурга, ОАО «Энергосбыт», Правительство Свердловской области в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Заслушав участвующих лиц, суд считает заявление не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии со ст.39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Возлагая на Российскую Федерацию как социальное государство обязанность по обеспечению гарантий социальной защиты населения (статья 7), Конституция Российской Федерации, относя социальную защиту, к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), вместе с тем, не определяет конкретные способы и объемы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан, и относит разрешение этих вопросов к компетенции законодателя.

На основании Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах», с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.

Ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда", награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Государственная политика в отношении ветеранов предусматривает реализацию мер социальной поддержки, установленных Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей.

С 1 января 2005 года меры социальной поддержки ветеранов труда в соответствии со статьей 22 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, которые при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся названной категории граждан до указанной даты в натуральной форме (например, при замене отдельных льгот на денежные компенсации), обязаны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан из числа ветеранов труда; при этом совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены (преамбула и статья 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ).

Приведенные положения свидетельствуют о сохранении обязанности государства по обеспечению ветеранов труда мерами социальной поддержки, несмотря на изменение способов их предоставления. Порядок же реализации этой обязанности устанавливается исходя из совокупного объема предоставленных им в натуральной и денежной формах указанных мер на уровне конкретного субъекта Российской Федерации (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 16 февраля 2006 года N 14-О, от 18 апреля 2006 года N 85-О и от 24 июня 2008 года N 336-О-О). (Определение Конституционного Суда РФ от 17.12.2009 N 1585-О-О).

Меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации «Ветеранам труда», являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Во исполнение, предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий законодатель Свердловской области Законом Свердловской области 190-ОЗ разработал систему мер социальной поддержки граждан Российской Федерации, проживающих на территории Свердловской области, являющихся ветеранами.

Социальная поддержка ветеранов предусматривает систему мер, включающих в себя оплату коммунальных услуг и содержания жилья.

Звездин В.С. получает пенсию, является «Ветераном труда», имеет право на получение льгот при оплате коммунальных услуг и содержания жилья.

Предоставление Звездину В.С. компенсации расходов по оплате коммунальных услуг и содержанию жилья относится к компетенции субъекта Российской Федерации.

Согласно частям 1, 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.

В соответствии со ст.11 Областного закона от 25.11.2004 N 190-ОЗ «О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области", для ветеранов труда и лиц, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, достигших возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, устанавливаются следующие меры социальной поддержки:

компенсация нанимателю и (или) члену семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, 50 процентов расходов на оплату пользования занимаемым им и совместно с ним проживающими нетрудоспособными членами его семьи, находящимися на полном его содержании или получающими от него помощь, которая является постоянным и основным источником средств к существованию, жилым помещением в пределах нормы, установленной Правительством Свердловской области, и 50 процентов расходов на оплату содержания и ремонта жилого помещения, занимаемого им и совместно с ним проживающими нетрудоспособными членами его семьи, находящимися на полном его содержании или получающими от него помощь, которая является постоянным и основным источником средств к существованию, включающую в себя оплату услуг и работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в пределах нормы, установленной Правительством Свердловской области, либо компенсация собственнику и (или) члену семьи собственника жилого помещения в многоквартирном доме 50 процентов расходов на оплату содержания и ремонта жилого помещения, занимаемого им и совместно с ним проживающими нетрудоспособными членами его семьи, находящимися на полном его содержании или получающими от него помощь, которая является постоянным и основным источником средств к существованию, включающую в себя оплату услуг и работ по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в пределах нормы, установленной Правительством Свердловской области;

компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг, включающую в себя оплату холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставок бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставок твердого топлива при наличии печного отопления в домах, не имеющих центрального отопления), в пределах нормативов, устанавливаемых Правительством Свердловской области.

Истец, являясь Ветераном труда, в соответствии с п.2 ст.11 Областного закона «О социальной защите ветеранов Свердловской области» имеет право на меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг и содержания жилья в размере 50% расходов по оплате коммунальных услуг, включающую в себя оплату холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставок бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставок твердого топлива при наличии печного отопления в домах, не имеющих центрального отопления), в пределах нормативов, устанавливаемых Правительством Свердловской области.

Постановлением Правительства Свердловской области от 29.10.2009 N 1556-ПП "О Порядке рассмотрения заявлений о частичной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и выплаты этих компенсаций отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которым, относится к ведению субъекта Российской Федерации", утверждён Порядок рассмотрения заявлений о частичной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, выплаты этих компенсаций, нормы площади жилого помещения и нормативы потребления коммунальных услуг, отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки, которым относится к ведению субъекта Российской Федерации.

Согласно указанному Порядку, компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются следующим категориям граждан:

1) лицам, награжденным знаком "Житель блокадного Ленинграда", не имеющим инвалидности;

2) лицам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР; награжденным орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны;

3) ветеранам труда и лицам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, достигшим возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости;

4) совершеннолетним узникам нацистских концлагерей, тюрем и гетто (с лагерным режимом) и других мест принудительного содержания и принудительного труда, расположенных как на территории Германии и ее союзников, так и на оккупированных территориях СССР или других государств, подвергшихся немецкой оккупации, а также лицам из числа гражданского населения, насильственно вывезенным с территории бывшего СССР на принудительные работы в Германию, в союзные с ней страны и оккупированные ими государства, в возрасте старше 18 лет, содержавшимся в условиях лагерного режима;

5) реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий;

6) гражданам, проживающим на территории Свердловской области, получившим увечье или заболевание, не повлекшие инвалидности, при прохождении военной службы или службы в органах внутренних дел Российской Федерации в период действия чрезвычайного положения либо вооруженного конфликта;

7) лицам, которым присвоено почетное звание Свердловской области "Почетный гражданин Свердловской области";

8) лицам, награжденным знаком отличия Свердловской области "За заслуги перед Свердловской областью" I степени в случае, если им не присвоено почетное звание Свердловской области "Почетный гражданин Свердловской области".

Назначение компенсаций расходов осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, наделенными государственным полномочием Свердловской области по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (далее - уполномоченный орган).

Уполномоченный орган в пределах своей компетенции вправе возлагать на муниципальные учреждения реализацию отдельных управленческих и иных функций, связанных с осуществлением органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования переданного государственного полномочия.

Уполномоченный орган ежемесячно производит расчет компенсаций расходов, в срок до 1 числа каждого месяца формирует реестр получателей компенсаций расходов (далее - реестр) с указанием даты рождения, места жительства (пребывания), категории льготника, реквизитов документа о праве на меры социальной поддержки, суммы компенсации по каждому получателю и способа выплаты компенсации в соответствии с заявлением получателя компенсации.

Копия реестра на бумажном носителе и в электронном виде ежемесячно направляется в территориальный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения, осуществляющий деятельность на территории соответствующего муниципального образования (далее - управление социальной защиты населения).

Компенсация 50 процентов расходов на оплату жилого помещения, на которую имеют право лица, оказание мер социальной поддержки которым, относится к ведению субъекта Российской Федерации (далее - Порядок), рассчитывается в пределах следующих норм:

1) в пределах фактических расходов, исчисленных исходя из общей площади жилого помещения, но не более 33 квадратных метров, - для одиноко проживающих лиц, имеющих право на компенсацию расходов.

Размер частичной компенсации расходов за электроснабжение, рассчитывается в пределах следующих нормативов:

1) в пределах фактических расходов на оплату потребленной электроэнергии, но не более 55 киловатт-часов в месяц - в домах, имеющих центральное либо печное отопление, не оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами, либо не более 85 киловатт-часов в месяц - в домах, имеющих центральное либо печное отопление, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами, либо не более 1870 киловатт-часов в месяц - в домах, оборудованных в установленном порядке электроотопительными установками, не имеющих центрального отопления, - для одиноко проживающих лиц, имеющих право на компенсацию расходов.

Размер частичной компенсации расходов за отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления в домах, не имеющих центрального отопления) и (или) газоснабжение (в части поставок бытового газа для газового отопления в домах, не имеющих центрального отопления), рассчитывается на отопительный сезон:

в пределах фактических расходов на оплату бытового газа, используемого для газового отопления, исходя из норм общей площади жилого помещения, определяемой в соответствии с частями второй, третьей и четвертой настоящего пункта, - в домах, оборудованных в установленном порядке индивидуальными газовыми котлами, не имеющих центрального отопления, но не более 7,5 кубического метра в месяц на 1 квадратный метр отапливаемой жилой площади на отопительный сезон.

Площадь жилого помещения, при расчете размера платы за отопление, для одиноко проживающих лиц, имеющих право на компенсацию расходов, - исходя из общей площади жилого помещения, но не более 33 квадратных метров.

Размер частичной компенсации расходов на оплату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, рассчитывается в пределах следующих нормативов:

1) в пределах фактических расходов на оплату части потребленной холодной воды - в объеме, не превышающем 4350 литров в месяц;

2) в пределах фактических расходов на оплату части потребленной горячей воды - в объеме, не превышающем 3150 литров в месяц;

3) в пределах фактических расходов на оплату водоотведения - в объеме, не превышающем 7500 литров в месяц.

Размер частичной компенсации за газоснабжение (в том числе поставки, а именно приобретение и доставка бытового газа в баллонах), рассчитывается в пределах следующих нормативов:

1) в пределах фактических расходов на оплату потребленного газа - для одиноко проживающих лиц, имеющих право на компенсацию расходов, при наличии газовой плиты и центрального горячего водоснабжения, но не более 10,2 кубического метра в месяц или в случае поставок бытового газа в баллонах - не более 7,2 килограмма в месяц;

2) в пределах фактических расходов на оплату потребленного газа - для одиноко проживающих лиц, имеющих право на компенсацию расходов, при наличии газовой плиты и отсутствии централизованного горячего водоснабжения, но не более 14,9 кубического метра в месяц или в случае поставок бытового газа в баллонах - не более 10,5 килограмма в месяц;

3) в пределах фактических расходов на оплату потребленного газа - для одиноко проживающих лиц, имеющих право на компенсацию расходов, при наличии газовой плиты и газового водонагревателя при отсутствии центрального горячего водоснабжения, но не более 24,9 кубического метра в месяц или в случае поставок бытового газа в баллонах - не более 17,6 килограмма в месяц.

В том случае, если объём потреблённых коммунальных услуг меньше установленных нормативов потребления, в пределах которых предоставляется компенсация расходов, компенсация расходов предоставляется за фактически потреблённый объём услуг.

Как установлено в судебном заседании, истец проживает один в индивидуальном жилом доме, оборудованном газовым котлом.

Компенсация предоставляется в размере 50% оплаты коммунальных услуг в пределах нормативов потребления газа на отопление 7,5 куб.м. на 1 кв.м площади, но не более 33 кв. м и на приготовление пищи 10.2 куб. м на человека в соответствии с Постановлением правительства Свердловской области №1556-ПП.

Компенсация расходов на электричество предоставляется в пределах фактических расходов на оплату потребленной электроэнергии, но не более 55 киловатт-часов в месяц.

Истец, считая данное Постановление Правительства № 1556-ПП незаконным, в виду ограничения нормативов потребления коммунальных услуг за газ и электричество, просил признать свой расчет за потреблённый газ, правильным, где в расчёт включен продукт сгорания, отменить норматив потребления электроэнергии и включить в оплату содержание жилья индивидуального дома.

Представитель Администрации города Екатеринбурга пояснил, что компенсация установлена Постановлением Правительства Свердловской области, иная трактовка нормативов потребления приведёт к перерасходу бюджетных средств.

Представитель Министерства социальной зашиты населения Свердловской области, пояснил, что указанные в Постановлении Правительства нормативы потребления коммунальных услуг, устанавливаются с учётом объективного потребления коммунальных услуг, в целях рационального расходования бюджетных средств.

Регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение осуществляется в соответствии с ст. 3, Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Тарифы и надбавки могут дифференцироваться в зависимости от систем коммунальной инфраструктуры.

Расчеты потребителей за услуги по водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод, по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов осуществляются исходя из суммы, включающей цену (тариф) для потребителей и надбавку к цене (тарифу) для потребителей.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Согласно Постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам"), размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с данными Правилами под нормативом потребления коммунальных услуг понимается месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета (пункт 2); нормативы потребления коммунальных услуг в отношении услуг по электроснабжению и газоснабжению утверждаются уполномоченными органами, которыми являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги (пункты 3, 4); в норматив электроснабжения включается расход электрической энергии исходя из расчета расхода электрической энергии на 1 потребителя, необходимой для освещения жилых помещений, использования бытовых приборов, содержания общего имущества многоквартирного дома, а при наличии стационарных электрических плит - также для приготовления пищи (пункт 30).

Исполнитель осуществляет газоснабжение потребителя при наличии, отвечающего установленным техническим требованиям газопринимающего устройства, внутреннего газопровода и другого необходимого внутридомового газового оборудования.

Потребитель обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасную эксплуатацию внутридомового газового оборудования.

В случае использования потребителем приборов учета газа без температурной компенсации показания этих приборов учета используются в расчетах за газ с использованием температурных коэффициентов, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере технического регулирования и метрологии.

Газоснабжение потребителя, проживающего в жилом помещении, осуществляется при условии надлежащего содержания и ремонта внутридомового газового оборудования специализированной организацией.

Поставка газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется исходя из следующих принципов:

а) обеспечение бесперебойности и безопасности поставки газа;

б) поставка газа по фактической потребности;

в) государственное регулирование розничных цен на газ, потребляемый населением, в том числе тарифов на его транспортировку;

г) применение энергосберегающих технологий при использовании газа.

Поставка газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется на основании договора. Абонент обязан: оплачивать потребленный газ в установленный срок и в полном объеме.

Определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа, объем потребленного газа по показаниям прибора учета газа, не имеющего температурной компенсации, определяется как разность показаний прибора учета газа на начало и конец отчетного периода, умноженная на температурный коэффициент (коэффициент приведения к стандартным условиям), утверждаемый для таких типов приборов учета газа Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.

Нормы потребления газа устанавливаются по следующим видам потребления:

а) приготовление пищи;

б) нагрев горячей воды при отсутствии централизованного горячего водоснабжения (с использованием газового водонагревателя, а при его отсутствии - с использованием газовой плиты);

в) отопление жилых помещений в многоквартирных домах, жилых помещений и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием, в жилых домах;

г) отопление нежилых помещений в многоквартирных домах и помещений в надворных постройках индивидуальных домовладений;

д) содержание в личном подсобном хозяйстве сельскохозяйственных животных и домашней птицы.

Нормой потребления газа является среднемесячный объем потребления газа в следующих целях:

а) приготовление пищи и нагрев воды при отсутствии централизованного горячего водоснабжения - в расчете на 1 человека в месяц;

б) отопление жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домах - в расчете на 1 кв. метр общей площади указанных помещений в месяц;

в) отопление нежилых помещений в многоквартирных домах, вспомогательных помещений в жилых домах и помещений в надворных постройках индивидуального домовладения - в расчете на 1 куб. метр объема отапливаемого помещения в месяц;

г) приготовление кормов и нагрев воды, необходимых для содержания в личном подсобном хозяйстве сельскохозяйственных животных и домашней птицы, - в расчете на 1 животное или птицу определенного вида соответственно.

В судебном заседании установлено, что истцу на основании договора предоставляется газ для обеспечения коммунально-бытовых нужд, по городской газораспределительной сети до газопринимающего устройства, количество фактически полученного газа определяется по показаниям прибора учёта - счётчика, поверенного в установленном законом порядке, и внесенного в государственный реестр средств измерений.

Во исполнение соглашения о передаче информации между администрацией города Екатеринбурга в лице комитета социальной политики и ОАО «Екатеринбурггаз», поставщик передаёт уполномоченному органу сведения о количестве потреблённого газа за календарный месяц исходя из показаний приборов учёта.

Учитывая, что у истца установлен газовый котёл и счётчик, объём потреблённого газа определяется по показаниям прибора учёта, за указанный объём, истец платит газоснабжающей организации, в соответствии с действующими тарифами на газ, следовательно, компенсация также предоставляется исходя из показаний прибора учёта.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", при установлении нормативов потребления коммунальных услуг применяются следующие методы: метод аналогов; экспертный метод; расчетный метод.

При определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии, газа во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома) и не учитываются расходы коммунальных ресурсов, возникшие в результате нарушения требований технической эксплуатации внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, правил пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме.

В норматив отопления включается расход тепловой энергии исходя из расчета расхода на 1 кв. метр площади жилых помещений для обеспечения температурного режима жилых помещений, содержания общего имущества многоквартирного дома, с учетом требований к качеству данной коммунальной услуги.

В норматив электроснабжения включается расход электрической энергии исходя из расчета расхода электрической энергии на 1 потребителя, необходимой для освещения жилых помещений, использования бытовых приборов, содержания общего имущества многоквартирного дома, а при наличии стационарных электрических плит - также для приготовления пищи.

В норматив газоснабжения включается расход природного газа исходя из расчета расхода на 1 потребителя природного газа в зависимости от вида потребления (для приготовления пищи, для горячего водоснабжения, отопления жилых помещений) и с учетом требований к качеству указанной коммунальной услуги.

В Постановлении Правительства Свердловской области № 1556-ПП установлены нормативы, исходя из которых, предоставляется компенсация расходов по коммунальным услугам.

Указанное Постановление обязательно к исполнению на всей территории Свердловской области, поэтому при расчёте компенсации расходов на коммунальные услуги Администрация города Екатеринбурга в лице комитета социальной политики руководствуется этим Постановлением.

При таких обстоятельствах, суд считает, что оснований для удовлетворения требований истца о применении иного порядка расчёта потребления газа и электроэнергии, у суда не имеется.

Расчёты предоставленных истцу компенсаций за 2010-2011 г.г. проверены в суде и являются правильными.

Требование истца о возмещении ему расходов по содержанию жилья не подлежит удовлетворению, поскольку, в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области № 1556 –ПП, такая компенсация расходов не предусмотрена гражданам, проживающим в индивидуальном жилом доме, и выплачивается только гражданам, проживающим в многоквартирном жилом доме.

Истец просил компенсировать ему моральный вред, связанный с предоставлением необоснованно низкой компенсации расходов за коммунальные услуги в размере 100000 руб., пояснив, что в связи с тем, что пытается восстановить справедливость на получение достойной компенсации, у него поднимается высокое давление, он переживает, нервничает, что отражается на его состоянии здоровья и общем самочувствии и настроении.

Между тем, суд считает, что указанные требования не подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, гражданин имеет право требовать возмещения морального вреда.

Обязанность по представлению доказательств, дающих основание для привлечения к ответственности, возложена на истца.

Таким образом, истец должен был доказать факт причинения ему морального вреда, степень претерпеваемых им физических и нравственных страданий и в чем они выражаются, а также причинно-следственную связь между причинением вреда и наступившими физическими и нравственными страданиями.

Истцом такие доказательства не представлены.

Между тем, предметом доказывания по иску о компенсации морального вреда является совокупность юридических фактов (юридический состав), образующих основание иска. Основанием иска о компенсации морального вреда служит виновное совершение ответчиком противоправного деяния, повлекшего причинение истцу физических или нравственных страданий.

Кроме того, необходимым условием возложения обязанности возместить ущерб является причинная связь между противоправным деянием и возникшим вредом.

Наличие причинной связи между противоправным действием и моральным вредом предполагает, что противоправное действие должно быть необходимым условием наступления негативных последствий в виде физических или нравственных страданий. Неправомерное деяние должно быть главной причиной, с неизбежностью влекущей причинение морального вреда.

При этом, одним из основных условий для возложения обязанности возместить причиненный вред является наличие вины ответчика.

Как правильно отметил истец, ответственность за моральный вред наступает при наличии вины, однако, вина Администрации города Екатеринбурга в лице комитета социальной политики не нашла своё подтверждение в судебном заседании.

Кроме того, безусловным основанием для наступления права пострадавшего требовать возмещения ущерба за счет конкретного ответчика является наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) ответчика и наступившими последствиями.

Причем, указанные действия должны быть незаконными, поскольку, законными действиями вред причинен, быть не может. При отсутствии, вины ответственность может наступить только в случаях, прямо предусмотренных законом.

Основным доводом истца причинения ему морального вреда является нарушение его имущественных прав.

Компенсация расходов - это социальная выплата, которая является денежным эквивалентом мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с Законами Свердловской области.

Частью 2 статьи 1099 ГК РФ предусмотрено, что компенсация морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими имущественные права граждан, может иметь место при наличии указания об этом в законе.

Поскольку, настоящий спор затрагивает имущественные права истца, суд исходя из положений пункта 2 статьи 1099 ГК РФ, отказывает в удовлетворении требования о компенсации морального вреда, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения к такой ответственности, не имеется.

Истец, не соглашаясь с ограничением нормативов потребления коммунальных услуг, установленными Постановлением правительства Свердловской области 1556-ПП, просил их отменить.

Суд, отказывая в иске в этой части, считает необходимым отметить следующее.

Федеральный закон 5 «О ветеранах» устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.

Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Во исполнение Федерального закона, субъектом Российской Федерации принят Областной закон № 190 «О социальной защите ветеранов в Свердловской области».

Органы государственной власти Свердловской области участвуют в реализации государственной политики в отношении ветеранов, в том числе осуществляют выделение из областного бюджета средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки ветеранов, предусмотренных в Областном законе от 25.11.2004 N 190-ОЗ "О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области".

В целях реализации социальных гарантий, предоставленных, в том числе Ветеранам труда, Правительство Свердловской области утвердило Постановление № 1556-ПП, в котором предусмотрен порядок предоставления компенсации расходов в пределах средств, выделяемых из областного бюджета.

Конституция Российской Федерации каждому гарантирует право на судебную защиту его прав и свобод и устанавливает, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (статья 46).

В соответствии с частью 1 статьи 77 Конституции Российской Федерации и со статьей 2 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с последующими изменениями) система органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно.

Полномочия представительных органов муниципальных образований изложены в части 1 - 3 статьи 34, части 11 статьи 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с последующими изменениями).

Полномочия органов местного самоуправления, установленные Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 20, 21 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", по вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в пределах своей компетенции, вправе издавать обязательные для исполнения, нормативные правовые акты и осуществлять контроль за их исполнением.

Органы государственной власти осуществляют контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также за использованием предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Статьей 10 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения: на законодательную, исполнительную, судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

По смыслу приведенной правовой нормы органы указанных ветвей власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга. На этом основании суд не может обязать орган законодательной или исполнительной власти принять или дополнить какой-либо нормативный акт.

Суд рассматривает заявления, содержащие требования о признании нормативных правовых актов противоречащими Конституции Российской Федерации, федеральному закону или иному другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. При этом, суд не вправе обязать соответствующий орган государственной власти, принять какой-либо нормативный правовой акт.

Вместе с тем, рассмотрение вопросов, связанных с законностью Постановлений Правительства Свердловской области не относится к компетенции районного суда.

Суд принимает решение по заявленным требованиям.

Заявление о расходах истца на представителя не подлежат удовлетворению в силу ст. 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного и руководствуясь ст.197-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Звездина ФИО8 к Администрации города Екатеринбурга в лице комитета социальной политики, Министерству социальной защиты населения Свердловской области, Правительству Свердловской области об устранении нарушения прав собственника по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, компенсации морального вреда, судебных расходов, отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти дней с момента изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга.

Судья: