о признании пострадавшей



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 августа 2011 года

Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе: председательствующего судьи Савиновой О.Н.,

при секретаре Васильевой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковое заявление

Дёровой ФИО5 к Управлению социальной защиты населения по Ленинскому району г. Екатеринбурга, Министерству социальной защиты населения Свердловской области, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, ликвидации последствий стихийных бедствий о признании пострадавшей, возложении обязанностей,

УСТАНОВИЛ:

Дёрова Т.А. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что в период с 1957 г. по 1963 г. она проживала в г. Семипалатинске, который расположен в зоне повышенного радиационного риска, а с 1963 по 1975 г. в г. Усть-Каменогорск, который находится около Семипалатинского полигона. Суммарная доза облучения определена ей от 14 до 70 БЭР, что гарантирует получение мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Российской Федерации от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", в чем ей отказывает ответчик, не имеет она и удостоверения специального образца.

В подтверждение полученного облучения, истец ссылается на удостоверение Республики Казахстан, выданного ей, как пострадавшей вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и справку Главного Управления труда и социальной защиты населения восточно-Казахстанской области г. Усть-Каменогорск, согласно которых с 15.12.1957 г. по 10.07.1963 г. Дерова Т.А. проживала в г. Семипалатинске - зоне повышенного радиационного риска с дозой облучения от 7 до 35 БЭР, а с 11.07.1963 г. по 25.06.1975 г. в г. Усть-Каменогорске - зоне повышенного радиационного риска с дозой облучения от 7 до 35 БЭР.

В судебном заседании истица просила признать её пострадавшей от ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и получившей суммарную дозу облучения до 70 БЭР, обязать органы социальной защиты населения включить её в реестр лиц подвергшихся воздействию радиации, в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 05.10.2009 года № 1147-ПП, а также выдать ей удостоверение единого образца.

Представитель Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства социальной защиты населения Свердловской области, извещенные о слушании дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились и не представили доказательств уважительности своего отсутствия.

Представитель Управления социальной защиты населения по Ленинскому району г. Екатеринбурга Министерства социальной защиты населения Свердловской области по доверенности Пичугина Т.Н. исковые требования Деровой Т.А. не признала, пояснив, что оснований признания за истицей права на получение льгот как пострадавшей от радиационного воздействия при испытании ядерного оружия в период с 1957 по 1975 год, не имеется.

Г. Семипалатинск не включен в список населенных пунктов, жители которых пострадали от воздействия радиации, кроме того, существует методика расчета полученных доз радиации, поэтому нельзя говорить о том, что истица получила облучение до 70 БЭР, при этом законодатель предусмотрел меры социальной поддержки для граждан, получивших радиационное воздействие до 35 БЭР и только до 1963 года, поэтому нельзя говорить о том, что истица получала радиацию до 1975 года и в размере 70 БЭР.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации устанавливает право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (статья 42), а также право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (статья 53). Этим конституционным положениям корреспондирует конституционная обязанность государства по защите прав и свобод человека и гражданина (статьи 2 и 18 Конституции Российской Федерации), в том числе по возмещению вреда лицам, пострадавшим от чрезвычайных радиационных ситуаций природного и техногенного характера.

Как вытекает из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации применительно к возмещению вреда лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, основаниями для выполнения государством конституционной обязанности по возмещению вреда перед конкретным лицом являются факт причинения ему вреда и наличие причинно-следственной связи между наступлением неблагоприятных последствий для его здоровья или имущества и соответствующей чрезвычайной ситуацией. Факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обусловливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами (Постановления от 1 декабря 1997 года N 18-П и от 19 июня 2002 года N 11-П, 04.12.2007 N 960-О-П).

Приведенная правовая позиция сохраняет свою силу и имеет общее значение для характеристики отношений, возникающих в связи с причинением радиационного вреда вследствие деятельности государства. Вместе с тем условия и порядок реализации государством названной обязанности, включая процедуры назначения и определения размера компенсационных выплат, формы социальной поддержки пострадавших лиц и их дифференциацию, в частности в зависимости от объема вреда, определяются федеральным законодателем.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, Дёрова Т.А. в период с 1957 г. по июль 1963 г. проживала на территории г. Семипалатинска бывшей Казахской ССР, а с июля 1963 г. по 1975 год в г. Усть-Каменогорске бывшей Казахской ССР.

Компетентным органом Республики Казахстан в соответствии с законодательством этой страны в 2000 году было выдано удостоверение, подтверждающее право на льготы пострадавшему вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне, как лицу, проживавшему в зоне повышенного радиационного риска.

Согласно справке от 25 сентября 2000 г. Главного Управления труда и социальной защиты населения восточно-Казахстанской области г. Усть-Каменогорск, с дозой воздействия на население от 7 до 35 БЭР.

Принимая решение по делу, суд учитывает, что Дёрова Т.А. не представила доказательств, подтверждающих получение ей облучения в определенном размере - более 5 сЗв (бэр) или 25 сЗв (бэр).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" гражданам, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей, гарантируются меры социальной поддержки, установленные настоящим Федеральным законом.

Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством Российской Федерации.

Таким образом, законодателем определены следующие обязательные условия предоставления гражданам мер социальной поддержки: проживание в 1949 - 1963 гг. в определенных населенных пунктах и получение гражданами суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр).

Статьей 5 названного Федерального закона предусмотрено, что гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления. Порядок выдачи этих удостоверений определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ).

В силу пункта 2 Правил отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2004 года N 634, отнесение граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании сведений о их проживании или прохождении военной службы в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни, утверждаемые в установленном порядке.

Определение населенных пунктов, в которых граждане за счет внешнего и внутреннего облучения получили суммарную (накопленную) эффективную дозу более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке. Подтверждением отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, являются удостоверения единого образца, выдаваемые Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пункты 3 и 5 Правил).

Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определен распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 марта 1995 г. N 356-р (действовавшему в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2002 г. N 156-р). Из указанного Перечня следует, что населенные пункты дифференцировались в зависимости от полученной населением суммарной (накопительной) эффективной дозы облучения вследствие проведения ядерных испытаний 29 августа 1949 г. и 7 августа 1962 г.

Город Семипалатинск и город Усть-Каменогорск не включены в Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 15 марта 1995 г. N 356-р.

Представленная Дёровой Т.А. справка и удостоверение не может свидетельствовать о наличии у последней суммарной эффективной эквивалентной дозы облучения, дающей право ей на получение мер социальной поддержки по законодательству Российской Федерации, поскольку в указанной справке указана доза воздействия на население, доза радиационного облучения определена в соответствии с Законом Республики Казахстан от 18 декабря 1992 г. "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".

Вместе с тем, предоставление в Российской Федерации на основании указанной справки мер социальной поддержки возможно только в соответствии с международными договорами.

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" даны разъяснения о том, что при рассмотрении судом гражданских, уголовных или административных дел непосредственно применяется такой международный договор Российской Федерации, который вступил в силу и стал обязательным для Российской Федерации и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права (часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, части 1 и 3 статьи 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", часть 2 статьи 7 ГК РФ).

Однако, международных договоров между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о взаимном признании национального законодательства, регулирующего вопросы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, не имеется, следовательно, нет законных оснований для применения при рассмотрении оспариваемого дела норм права иностранного государства, Республики Казахстан, на территории Российской Федерации.

Таким образом, представленные истцом доказательства, не дают права требовать на территории Российской Федерации предоставления ей льгот, установленных законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем, суд считает необходимым отметить следующее.

Доводы истицы о получении суммарной дозы облучения в период проживания на территории бывшей Казахской ССР 70 БЭР, своего подтверждения не нашли и основаны на неверном толковании действующего законодательства.

Во исполнение ФЗ № 2 от 2002 года "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", Правительство Российской Федерации, в рамках предоставленных ему полномочий, своим Постановлением от 15.11.2004 N 634 утвердило Правила отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Отнесение граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), определенных статьей 1 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни, утверждаемые в установленном порядке.

Определение населенных пунктов, в которых граждане за счет внешнего и внутреннего облучения получили суммарную (накопленную) эффективную дозу более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке.

Определение суммарных (накопленных) эффективных доз облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне проводится на основе Методических указаний, утверждённых Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 21.01.2010 N 5 "Об утверждении Методических указаний МУ 2.6.1.2574-2010".

Методические указания МУ 2.6.1.2574-2010 (далее - МУ) предназначены для определения значений суммарных (накопленных) эффективных доз облучения граждан, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие атмосферных ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (далее - лиц из населения).

В соответствии с МУ определяются дозы облучения лиц из населения различного возраста за любой промежуток времени, включающий или не включающий дату локального выпадения радиоактивных продуктов испытательного ядерного взрыва.

Адресная оценка суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения конкретного лица в соответствии с МУ определяется на основании сведений о датах проживания и возрасте во время проживания этого лица в упомянутых населенных пунктах.

Установленные в результате адресного применения настоящих МУ оценки доз облучения конкретных лиц из населения предназначаются для вынесения официальных заключений о соответствии (несоответствии) полученных ими суммарных (накопленных) эффективных доз облучения законодательной норме, дающей право на получение установленных Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" льгот и компенсаций в порядке обеспечения гарантий социальной защиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Вынесение официальных заключений этого содержания в другом порядке не допускается.

Таким образом, для оценки прав истицы на получение мер социальной поддержки на основании ФЗ № 2 от 2002 года « О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию на Семипалатинском полигоне» необходимо заключение о полученных суммарных (накопленных) эффективных дозах облучения, полученных истцом в период проживания на территории, подвергшейся радиационному воздействию, в соответствии с Методическими указаниями Главного санитарного врача Российской Федерации.

Исходя из чего, рассчитанная истцом самостоятельно доза облучения (составляющая 70 БЭР), судом не принимается.

Как отмечает Конституционный Суд Российской Федерации в своём определении от 04.12.2007 N 960-О-П, субъектом индивидуального конституционного права на возмещение причиненного государством вреда здоровью, реализуемого в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", является лицо, пострадавшее при проведении ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; данный статус лица определяется с учетом положений Конституции Российской Федерации объективными обстоятельствами, получившими документальное подтверждение и свидетельствующими об определенном объеме вреда, причиненного в результате проведения соответствующих ядерных испытаний; поэтому само по себе невключение населенного пункта, в котором гражданин подвергся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в установленный Правительством Российской Федерации перечень не может быть основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки.

Из этого исходит и Федеральный закон от 9 января 1996 года "О радиационной безопасности населения", который предусматривает, что граждане имеют право на радиационную безопасность, а в случае нарушения указанного права гражданам гарантируется предоставление мер социальной поддержки, т.е. возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, и причиненных им убытков (статьи 22, 25 и 26).

Таким образом, часть первая статьи 1 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не может рассматриваться как исключающая предоставление предусмотренных данным Федеральным законом мер социальной поддержки гражданам, которые получили суммарную (накопленную) дозу облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, проживая в населенном пункте, который не включен Правительством Российской Федерации в соответствующий перечень.

Вместе с тем, вопрос о возможности предоставления указанных мер социальной поддержки в случае, если настаивающий на их получении гражданин не проживал в населенном пункте, включенном Правительством Российской Федерации в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, вправе разрешить суды общей юрисдикции в зависимости от фактических обстоятельств, подтверждающих либо опровергающих получение соответствующим лицом суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие проведения ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Законодателем предусмотрено предоставление мер социальной поддержки гражданам, проживавшим на территории подвергшейся радиационному воздействию в период с 1949 по 1963 год, поэтому доводы истца о получении облучения в период проживания с 1963 года по 1975 год в г. Усть-Каменогорске и включение указанного периода при расчёте суммарной (накопленной) дозы облучения, не основано на действующем законодательстве Российской Федерации.

Учитывая, фактические обстоятельства дела, отсутствие доказательств, подтверждающих получение Дёровой Т.А. суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие проведения ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, суд не усматривает правовых оснований, для удовлетворения требований истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Дёровой ФИО6 к Управлению социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Ленинскому району г. Екатеринбурга, Министерству социальной защиты населения Свердловской области, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, ликвидации последствий стихийных бедствий о признании пострадавшей, возложении обязанностей, отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти дней с момента изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга.

Судья: