РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 18 августа 2011 года Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе: председательствующего судьи Савиновой О.Н., при секретаре Васильевой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Ленинского района г. Екатеринбурга в интересах неопределённого круга лиц к ТСЖ «Соседи-1» о возложении обязанности, УСТАНОВИЛ: Прокурор Ленинского района г. Екатеринбурга обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределённого круга лиц к ТСЖ «Соседи-1» о возложении обязанности по раскрытию информации, в соответствии Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами", утвердившим «Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» (далее Стандарт). В обоснование иска указано, в нарушение Стандарта, ТСЖ «Соседи-1» не разместило информацию на Интернет сайте, в печатном издании и на информационных стендах. Истец просит обязать ТСЖ «Соседи-1» разместить информацию о деятельности ТСЖ «Соседи-1», на Интернет сайте, в печатном издании, на информационных стендах. В ходе рассмотрения дела, прокурор уточнил свои требования, просив обязать ответчика, разместить информацию, в соответствии с п.5 Стандарта, где указано, что управляющими организациями информация раскрывается путем: а) обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации: сайт управляющей организации; сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность; (пп. "а" в ред. Постановления Правительства РФ от 10.06.2011 N 459) б) опубликования в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность (далее - официальные печатные издания); в) размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации; г) предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде. В судебном заседании помощник прокурора ФИО5. настаивала на исковых требованиях по предмету и основаниям. Представитель ответчика по доверенности Попов В.А. исковые требования не признал, пояснив, что ТСЖ не является управляющей организацией, поэтому указанное Постановление Правительства РФ от 23.09.2010 N 731, утвердившее Стандарты размещения информации, не относится к ТСЖ. Как указано в п.2 Стандарта, под управляющей организацией понимается юридическое лицо, осуществляющее управление многоквартирными домами на основании договора, заключённого в соответствии со ст.162 Жилищного кодекса Российской Федерации. Суд, заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, считает, что требования прокурора не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям. Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан. Жилищное законодательство регулирует отношения, в том числе, создания и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, прав и обязанностей их членов, управления многоквартирными домами. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Частью 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией. Из содержания статьи 209 Гражданского кодекса РФ, пункта 2 статьи 161 Жилищного кодекса РФ следует, что избрание способа управления многоквартирным домом, является исключительным правом и обязанностью собственников. Как установлено в судебном заседании, собственники жилых помещений по ул. <адрес> избрали способ управления многоквартирным домом, создав товарищество собственников жилья. Товарищество собственников жилья «Соседи-1» является некоммерческой организацией, состоит в Едином государственном реестре юридических лиц. Согласно Уставу, целью деятельности Товарищества собственников жилья является совместное управление комплексом недвижимого имущества дома, обеспечение эксплуатации, владение, пользование и в установленных законодательством пределах распоряжение общим имуществом. Товарищество собственников жилья имеет право заключать договор управления многоквартирным домом с управляющей организацией. Однако, договор с управляющей организацией товарищество собственников жилья, не заключало. Вся информация, касающаяся деятельности ТСЖ «Соседи-1» размещается на информационных стендах, предоставляется по запросам граждан, в частности, расположен на стенде Устав ТСЖ, информация о начислениях коммунальных услуг тарифах, расходах ТСЖ и т.д. Прокурор, обращаясь в суд с иском о возложении обязанности на ТСЖ, ссылается на «Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами», полагая, что такая обязанность возникла у ответчика. Между тем, суд отказывает в удовлетворении исковых требований, по следующим основаниям. В соответствии с частью 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления многоквартирным домом), о выполняемых работах и услугах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядке и об условиях их предоставления, о стоимости данных услуг и работ, а также о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются стандартом раскрытия информации. Во исполнение предписаний федерального законодателя Правительство Российской Федерации издало 23 сентября 2010 г. Постановление N 731, которым утвердило Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами. Данный нормативный правовой акт опубликован в "Российской газете" от 1 октября 2010 г., Собрании законодательства Российской Федерации, N 40, 4 октября 2010 г. Стандарт устанавливает требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия. Согласно Стандарту, управляющая организация обеспечивает доступ неограниченного круга лиц к информации, касающейся общей информации об управляющей организации, основных показателей финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), сведений о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядка и условий оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведений о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, сведений о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы. При этом, в пункте 11 Стандарта уточнено, какие сведения подлежат раскрытию в рамках информации о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а в пункте 13 Стандарта, какие сведения подлежат раскрытию в рамках информации о стоимости работ (услуг) управляющей организации. С учетом объема информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, Правительство Российской Федерации в пункте 21 Стандарта установило 20-дневный срок для предоставления информации по поступившему письменному запросу. Вместе с тем, в указанном документе под управляющей организацией понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора, заключённого в соответствии со ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации. Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Согласно ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. При управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности. При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (ст. 161, "Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ). Договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом, собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора. В случае заключения договора управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом с управляющей организацией коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений в данном доме предоставляются управляющей организацией, в других случаях коммунальные услуги указанным собственникам и пользователям предоставляются лицами, несущими ответственность за содержание сетей инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества собственников помещений в данном доме. В отличие от соглашения собственников - многостороннего договора, соглашение собственников, достигнутое решением общего собрания, к числу договоров отнести нельзя. Участвуя в общем собрании, собственники не противопоставлены друг другу в качестве сторон, поэтому их воля выражается путем участия в голосовании, а не путем заключения договора. Таким образом, в результате совокупности волеизъявлений участвующих в голосовании собственников формируется "общая воля" собственников помещений в многоквартирном доме, выраженная в решении их общего собрания, оформляемом протоколом, а не документом, подписанным сторонами. Учитывая изложенные положения Жилищного кодекса Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации № 731, утвердившего «Стандарты раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами», суд полагает, что указанные Стандарты раскрытия информации, не распространяются на товарищество собственников жилья. Законодатель, определяя в Жилищном законодательстве особенности раскрытия информации для ТСЖ, в Стандартах раскрытия информации, такие особенности не предусмотрел. Вместе с тем, суд считает необходимым отметить следующее. Постановлением правительства Российской Федерации от 10.06.2011 года внесены изменения в «Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирным домом», вступившие в силу 28.06.2011 года. Согласно принятым изменениям, управляющими организациями информация раскрывается путем: а) обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации: сайт управляющей организации; сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность; б) опубликования в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность (далее - официальные печатные издания); в) размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации; г) предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде. В п.6 Постановления Правительства №459 от 10.06.11г. указан порядок раскрытия информации управляющей организацией. Так, информация размещается управляющей организацией на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на сайте в сети Интернет, выбранном ею из числа сайтов, указанных в абзацах втором - четвертом подпункта "а" пункта 5 Постановления. При этом информация должна быть доступна в течение 5 лет. Раскрытие информации путем ее опубликования в сети Интернет и взаимодействие уполномоченного федерального органа исполнительной власти, уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных органов местного самоуправления с управляющими организациями при раскрытии информации путем ее опубликования в сети Интернет осуществляются в соответствии с регламентом, утверждаемым Министерством регионального развития Российской Федерации. На территориях, где отсутствует доступ к сети Интернет, информация раскрывается путем ее опубликования в официальных печатных изданиях в полном объеме, а также путем предоставления информации на основании письменных запросов. Указанным Постановлением от 10.06.2011 года Правительство Российской Федерации поручило реализацию Стандартов раскрытия информации, Министерству регионального развития Российской Федерации, определив его уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Министерству регионального развития поручено определить официальный сайт в сети Интернет, предназначенный для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, и утвердить регламент раскрытия информации указанными организациями путем ее опубликования в сети Интернет, в 6-месячный срок. Предъявляя требования к ТСЖ «Соседи-1» о возложении обязанности раскрыть информацию путём опубликования в сети Интернет, печатном издании, истец не учитывает, что полномочия предоставленные Правительством Российской Федерации уполномоченному органу - Министерству регионального развития Российской Федерации по определению Интернет сайта, не исполнены, регламент размещения информации, не утверждён. Таким образом, механизм реализации Постановления Правительства Российской Федерации №731 «О стандарте реализации раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами», не разработан, а особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, товариществом собственников жилья, в стандарте раскрытия информации, не установлены. В то же время, требования прокурора о возложении обязанности на ТСЖ «Соседи-1» об опубликовании в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность, по мнению суда, основано на неправильном толковании «Стандартов раскрытия информации», поскольку, п.5 Стандартов содержит ряд способов раскрытия информации, тем самым, управляющей организации предоставлен выбор способа раскрытия информации, один из которых опубликование в печатных изданиях. Обязательным является только способ размещения информации на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. На территориях, где отсутствует доступ к сети Интернет, информация раскрывается путем ее опубликования в официальных печатных изданиях в полном объеме, а также путем предоставления информации на основании письменных запросов (п.6 Стандарта). Суд, принимает решение по заявленным требованиям. Поскольку, правовых оснований для удовлетворения требований истца, судом не установлено, исковые требования Прокурора Ленинского района г. Екатеринбурга в интересах неопределённого круга лиц к ТСЖ «Соседи-1» о возложении обязанности, не подлежат удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований Прокурора Ленинского района города Екатеринбурга, действующего в интересах неопределённого круга лиц к ТСЖ «Соседи-1» о возложении обязанности, отказать. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательном виде, с подачей жалобы через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга. Судья: