о признании права на досрочное назначение пенсии



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 августа 2011 года

Ленинский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Савиновой О.Н.,

при секретаре Васильевой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Зубаревой ФИО5 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда РФ в Ленинском районе города Екатеринбурга Свердловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Зубарева В.Г. обратилась в суд с иском к Управлению ПФ РФ в Ленинском районе г. Екатеринбурга о включении в стаж периодов работы Свердловском областном лечебно-профилактическом, учебно-производственном объединении «Психиатрия» в период с 10.05.1994 г. по 2000 года в должности фельдшера-лаборанта кабинета и назначении досрочной пенсии с даты возникновения права, т.е. с 21.04.2011 г.

Ответчик, иск не признал в полном объеме, пояснив, что учреждения - Свердловское областное лечебно-профилактическое, учебно-производственное объединение «Психиатрия», в списках отсутствует, что препятствует включению в стаж истца периодов работы с 1994 г. по 2000 год.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд полагает исковые требования Зубаревой В.Г. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.п. 20 п. 1 статьи 27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» N 173 ФЗ от 17.12.2001 г. предусматривает, что досрочная трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного законодателем, назначается лицам, не менее 30 лет осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и поселках городского типа, либо только в городах.

Согласно п.2 статьи 27 названного Закона Списки соответствующих работ, профессий, должностей и учреждений (организаций) с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, в том числе, и в соответствии с п.п.20 п.1 статьи 27, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 21 января 2002 года № 30 «О реализации федеральных законов «О трудовых пенсиях в РФ», нормативные правовые акты РФ, определяющие порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу названного федерального Закона, применяются в части ему не противоречащей.

Таким образом, в настоящее время лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, досрочная трудовая пенсия по старости назначается с применением действовавших до 1 января 2002 года нормативных правовых актов - Постановления Совета Министров РСФСР № 464 от 06.09.1991 года «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», (в дальнейшем Список № 464), и Постановлением Правительства РФ № 1066 от 22.09.1999 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и правил исчисления сроков выслугу для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», (в дальнейшем Список № 1066).

В связи с чем, право на досрочное назначение пенсии по нормам подп.20 п.1 ст.27 Закона № 173-ФЗ определялось на основании: списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых

по охране здоровья населения даёт право на пенсию за выслугу лет (далее Список № 464), утвержденного Постановлением СМ РСФСР от 06.09.91г. № 464. Список № 464 действует на периоды работы до 1 ноября 1999г.; номенклатуры должностей медицинского и фармацевтического персонала, утвержденной приказом Минздрава России от 15.10.1999 г. № 377;

номенклатуры учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 03.11.1999 г. № 395; единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 3.06.2003 г. N 229, списка должностей, работа в которых с 1 ноября 1999 г. подлежит зачету в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066 с изменениями и дополнениями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 19.02.2001 г. № 130 (далее Список № 1066, Правила).

Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 были утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соотв. со ст.ст. 27 и 26 Закона № 173-ФЗ" (вступившим в действие с 23.07.2002 г.),

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 утверждены соответствующие

Списки и Правила, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соотв. со ст. 28 Закона № 173-ФЗ, вступившие в действие с 12.11.2002 г.

Для зачета в выслугу лет периодов работы необходимо, чтобы наименование должности, отделения, учреждения были предусмотрены выше указанными списками и номенклатурами.

Льготный порядок исчисления стажа применяется в случае, если наименование структурного подразделения государственного или муниципального учреждения здравоохранения соответствует наименованию, имеющемуся в Перечне структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденному постановлением Правительства РФ № 1066 от 22.09.1999 года, если речь идет о периоде работы после 1 ноября 1999 года, или п.2 Постановления Совета Министров РСФСР № 464 от 06.09.1991 года по периодам работы до 01.11.1999 года.

Разрешая исковые требования по существу, суд принимает во внимание следующее.

Как видно из материалов дела, 21.04.2011 г. в Управление ПФ Зубаревой В.Г. к рассмотрению были представлены документы для досрочного назначения трудовой пенсии по старости по подп.20 п.1 ст.27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (далее Закон № 173-ФЗ).

Решением Управления от 19.07.2011 г. № 16\109 Зубаревой В.Г. было отказано в назначении пенсии в связи с тем, что стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, составил 23 года 03 месяца 22 дня вместо требуемого стажа в 30 лет.

Зубарева В.Г. обратилась в суд с заявлением о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, ссылаясь на то, что она работала на одном и том же месте, в 1994 году было организовано лечебно-профилактическое, учебно-производственное объединение, в которое вошла Психиатрическая больница, Свердловская областная наркологическая больница и лечебно-производственные мастерские Свердловской областной клинической психиатрической больницы.

Как следует из трудовой книжки истца, являющейся официальным документом о трудовом стаже, Зубарева В.Г. с 01.03.1986 г. по 01.12.1989 г. работала в Свердловской областной наркологической больнице в должности фельдшера-лаборатна в кабинете экспертизы алкогольного опьянения, с 10.05.1994 г. принята на должность фельдшера-лаборанта в кабинет экспертизы алкогольного опьянения в Свердловское лечебно-профилактическое учебно-производственное объединение «Психиатрия» Свердловской областной наркологической больницы.

Согласно уточняющей справке, Зубарева ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения с 01.03.1986 г. по 02.12.1989 г. работала в должности фельдшера – лаборанта в Свердловской областной наркологической больнице. В Свердловском лечебно-профилактическом учебно-производственном объединении «Психиатрия» в должности фельдшера-лаборанта кабинета экспертизы алкогольного опьянения с 10.05.1994 г. по 08.10.2000 г. В Областном государственном учреждении здравоохранения «Свердловская областная психиатрическая больница» в должности фельдшера – лаборанта кабинета экспертизы алкогольного опьянения с 09.10.2000 г. по 31.10.2000 г., в должности фельдшера-лаборанта областного кабинета экспертизы алкогольного и наркотического опьянения с 01.11.2000 г. по 31.12.2003 г., в должности фельдшера-лаборанта в кабинете экспертизы опьянения с 01.01.2004 г. по 31.03.2006 г., в должности фельдшера – лаборанта в кабинете медицинского освидетельствования на состояние опьянения с 01.04.2006 г. по настоящее время.

Исходя из справки уточняющей наименование учреждения, на основании решения облисполкома от 11.12.1990 г. № 455 «О переводе здравоохранения области с 1991 г. в систему нового хозяйственного механизма» и приказа Главного управления здравоохранения области № 455 от 28.12.1990 г. организовано в системе Главного управления здравоохранения Свердловское областное лечебно-профилактическое учебно-производственное объединение «Психиатрия» в состав Свердловской областной клинической психиатрической больнице, Свердловской областной наркологической больницы и лечебно-производственных мастерских Свердловской областной клинической психиатрической больницы.

Из Устава Областного государственного учреждения здравоохранения «Свердловская областная клиническая психиатрическая больница» следует, что ранее учреждение было зарегистрировано, как Свердловское областное лечебно-профилактическое учебно-производственное объединение «Психиатрия», и является некоммерческой организацией.

Основной целью учреждения является оказание высококвалифицированной специализированной медицинской помощи.

При таких обстоятельствах, суд считает, что несоответствие наименования учреждения здравоохранения спискам, не может являться самостоятельным основанием отказа в удовлетворении исковых требований Зубаревой В.Г.

Совокупность изученных судом доказательств свидетельствует о том, что Зубарева В.Г. осуществляла медицинскую деятельность по охране здоровья граждан, что является основанием для зачёта в стаж истца периодов работы с 1994 г по 2000 год.

При подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 10 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается. (ст. 13, Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 30.11.2001))

Работа истца в указанный период в качестве фельдшера-лаборанта подтверждается как записью в трудовой книжке, так и уточняющими справками.

Поскольку льготное пенсионное обеспечение медицинских работников является их конституционным правом и социальной гарантией, то не соответствие наименования учреждения спискам, применяемым при зачёте периодов работы в стаж, не должно влиять на право пенсионного обеспечения граждан.

Таким образом, суд считает установленным факт осуществления истцом в указанный период медицинской деятельности по оказанию помощи населению, а спорный период работы истца подлежит включению в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с оказанием лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом, также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж, определенный период его работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности, тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений

Согласно п. 3 ст.4 Федерального Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ" граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на пенсию.

Зубарева В.Г. обратилась в пенсионный фонд 21.04.2011 года, когда она, с учётом спорных периодов, выработала необходимый для назначения пенсии стаж.

В соответствии со ст.19 Закона пенсия назначается со дня обращения за ней (ч.1), но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема заявления со всеми необходимыми документами (ч.2), в случаях, когда к заявлению приложены не все необходимые для назначения пенсии документы и если они будут представлены не позднее трёх месяцев со дня подачи заявления, днём обращения считается день подачи заявления (ч.3).

Подтверждение спец.стажа потребовало установление фактов в судебном порядке, истец реализовал свое право на защиту интересов, однако, право на получение пенсии при наличии необходимого стажа возникает именно с момента приобретения права с учетом тех периодов, которые подтверждены вступившим в законную силу решением суда.

Заявление о назначении пенсии истцом было подано, когда она (с учетом тех спорных периодов, которые признаны судом обоснованными) выработала стаж, необходимый для назначения пенсии.

Таким образом, днем приобретения права на назначение пенсии является 21.04.2011 г.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Зубаревой ФИО7 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда РФ в Ленинском районе города Екатеринбурга Свердловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии, удовлетворить.

Зачесть Зубаревой ФИО8 в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии работу: с 10.05.1994 года по 12.10.1997 года, с 07.11.1997 года по 20.09.1998 года, с 24.09.1998 года по 08.10.2000 года в должности фельдшера – лаборанта в Свердловском областном лечебно-профилактическом, учебно-производственном объединении «Психиатрия».

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в Ленинском районе г. Екатеринбурга Свердловской области установить и выплачивать Зубаревой ФИО9 пенсию в соответствии с законодательством, регулирующим досрочное назначение трудовых пенсий в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, с зачетом спорных периодов, с момента возникновения права, т.е. с 21 апреля 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательном виде с подачей жалобы через суд, вынесший решение.

Судья: подпись.

Копия верна. Судья: