Прокурор Ленинского района г. Екатеринбурга в интересах Скорикова А.С. к Администрации г. Екатеринбурга, Минстрой Со



Мотивированное решение изготовлено 02.08.2011

Дело № 2-4999/11(7)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«28» июля 2011 года. Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе: председательствующего судьи - Киселевой С.Н.,

при секретаре – Зотиной С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Ленинского района г. Екатеринбурга, действующего в интересах Скориков А.С. к Администрации города Екатеринбурга, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Правительству Свердловской области, СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» о предоставлении жилого помещения на условиях социального найма,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Ленинского района г. Екатеринбурга, действуя в интересах Скорикова А.С. обратился с иском к Администрации г. Екатеринбурга, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области о предоставлении жилья. В обоснование иска указано, что Скориков А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к лицам <данные изъяты>. Собственного жилья Скориков А.С. не имеет, нанимателем по договору социального найма не является. Распоряжением Главы Администрации Ленинского района г. Екатеринбурга, Скориков А.С. поставлен на учет для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования. До настоящего времени жилое помещение Скорикову А.С. не предоставлено, чем нарушаются его права на жилье. Просит обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета благоустроенное жилое помещение для передачи в муниципальную собственность. Обязать Администрацию города Екатеринбурга предоставить Скориков А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное изолированное жилое помещение общей площадью не менее 16 кв.м, в пределах Муниципального образования «город Екатеринбург», приобретенное за счет средств областного бюджета.

Судом в качестве соответчиков привлечены Правительство Свердловской области, СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», в качестве третьих лиц Министерство финансов Свердловской области, Министерство финансов Российской Федерации.

В судебном заседании прокурор требования поддержал по предмету и основаниям.

Представитель администрации города Екатеринбурга Лунегова Н.В. не возражает против удовлетворения исковых требований.

Ответчики Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, Правительство Свердловской области, СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» в суд не явились, о времени и месте судебного заседания извещались своевременно и надлежащим образом. От Министерства строительства и архитектуры Свердловской области поступил отзыв, в котором указано, что ответчик возражает против удовлетворения исковых требований ввиду того, что объективно невозможно обеспечить всех детей-сирот единовременно жилыми помещениями, поэтому обеспечение данной категории лиц жилыми помещениями возможно по аналогии с п.1 ст. 57 ЖК РФ в порядке очереди, исходя из времени постановки на учет в соответствии с установленным Порядком обеспечения в 2011-2015 г.г. жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.

Третьи лица Министерство финансов Свердловской области, Министерство финансов Российской Федерации в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещались своевременно и надлежащим образом.

Выслушав пояснения прокурора, представителя Администрации города Екатеринбурга, изучив материалы дела и оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона №159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с последующими изменениями и дополнениями), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Таким образом, федеральное законодательство, прямо гарантирует право указанных категорий лиц на внеочередное получение в пользование жилого помещения на условиях договора социального найма.

Судом установлено, что истец Скориков А.С, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа <данные изъяты> в отношении истца решением Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 09.06.1993 (л.д.30), местонахождение отца неизвестно. Постановлением Главы Администрации Ленинского района г.Екатеринбурга № 48 от 18.01.1995 г., Скориков А.С. направлен в детское учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на полное государственное обеспечение (л.д.33). В МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Детского дома-школы № 153, истец находился на полном государственном обеспечении с <данные изъяты> (л.д.16-17).

18 декабря 2000 г. Постановлением Главы Администрации Ленинского района г. Екатеринбурга, Скориков А.С. поставлен в очередь на улучшение жилищных условий во внеочередном порядке как <данные изъяты> (л.д.13).

Решением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 16.04.2010, вступившим в законную силу 30.04.2010, за Скориковым А.С. признано наличие статуса <данные изъяты> на дату включения 18 декабря 2000 г. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, для обеспечения в последующем финансирования из бюджета. За Скориковым А.С. признано право на включение в <данные изъяты>, для обеспечения в последующем финансирования из бюджета. На Администрацию Ленинского района города Екатеринбурга возложена обязанность сохранить за Скориковым А.С. право состоять в списке <данные изъяты>, не имеющих закрепленного жилого помещения, для обеспечения в последующем финансирования из бюджета, в который он включен 18 декабря 2000 года (л.д.36-38).

Согласно справке администрации Ленинского района г. Екатеринбурга от 13.05.2011, подтверждается, что истец поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договорам социального найма, очередь в настоящее время среди сирот – 12 (л.д.11).

На момент рассмотрения дела Скориков А.С. временно зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес> (л.д.10).

Отсутствие у истца какого либо жилья на условиях договора социального найма и в собственности не оспаривается представителями ответчиков, а также подтверждено представленными документами, в т.ч. информацией из ЕМУП БТИ (л.д.8), Управления Росреестра по Свердловской области (л.д.7).

Все вышеназванные доказательства ответчиками не оспорены, отвечают требованиям относимости и допустимости, не противоречивы, взаимно дополняют друг друга и в своей совокупности позволяют суду признать наличие у истца права на получение жилого помещения во внеочередном порядке как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с Порядком обеспечения в 2011 - 2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 № 84-ПП, уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями указанной категории лиц за счет средств областного бюджета указано Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.

В силу п.п. 2, 3 названного Порядка, в соответствии с областной целевой программой "Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области" на 2011 - 2015 годы" обеспечение в 2011 - 2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения (далее - дети-сироты), осуществляется за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.

Получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Свердловское областное государственное учреждение "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства" (далее - Фонд).

Согласно п.п.8,9 указанного Порядка, жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Свердловской области, и после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма. Списки нуждающихся в жилье детей-сирот формируются органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области.

Учитывая, что Постановлением Правительства Свердловской области определена конкретная денежная сумма, подлежащая расходованию на обеспечение жильем детей-сирот, и учитывая, что истец имеет право на получение жилья во внеочередном порядке, суд считает необходимым возложить на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанность передать благоустроенное жилое помещение в виде квартиры в собственность МО г.Екатеринбург для последующего предоставления указанного жилья истцу на условиях договора социального найма.

С учетом этого обязанность по предоставлению жилого помещения и заключению договора социального найма суд возлагает на администрацию г.Екатеринбурга, поскольку согласно Постановлению Правительства Свердловской области от 20.04.2010г. именно орган местного самоуправления заключает договор социального найма с гражданином.

Определяя размер жилого помещения, подлежащего предоставлению истцу на условиях социального найма, суд принимает во внимание положения ч.5,6 ст.57 ЖК РФ, Постановление Главы г.Екатеринбурга №824 от 31.08.2005г. «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения, действующих на территории муниципального образования «Город Екатеринбург», в связи с чем обязывает администрацию г.Екатеринбурга предоставить истцу благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 16 м.кв., расположенное в пределах г.Екатеринбурга и отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.

Доводы ответчика Министерства Строительства и архитектуры Свердловской области о том, что предоставление вне очереди истцу жилого помещения нарушит права других детей-сирот, обязанность по обеспечению которых также возложена законом на ответчика и которые ожидают свое очереди на предоставление жилья в соответствии с Порядком, являются необоснованными.

Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.

Данная норма Закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

Руководствуясь ст.ст.12, 194-198, ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области за счет средств субъекта Российской Федерации – Свердловской области – передать в собственность МО «Город Екатеринбург» благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 16 кв.м, соответствующее санитарным и техническим требованиям для предоставления Скориков А.С..

Обязать администрацию г. Екатеринбурга предоставить Скориков А.С. на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 16 кв.м, отвечающее санитарным и техническим требованиям и расположенное в пределах г.Екатеринбурга.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти дней с момента изготовления решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга.

Судья Подпись

Копия верна

Судья

Секретарь