Дело № 2 – 3516/2011(21) Мотивированное решение изготовлено 27.07.2011 г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Екатеринбург «22» июля 2011 года Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Шперлинг Ю.А. при секретаре Яникиевой Ю.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Егорова В.И. к ООО "Урал Тур", ООО "Агентство "Путешествуй!" о восстановлении нарушенных прав потребителя, У С Т А Н О В И Л : Егоров В.И. предъявил к ООО "Урал Тур" (далее по тексту - ООО «Урал Тур») иск о восстановлении нарушенных прав потребителя, а именно: взыскании <данные изъяты>, уплаченных по договору № 0000 от ДД.ММ.ГГГГ, неустойки в сумме <данные изъяты> за каждый день просрочки удовлетворения требования в добровольном порядке, компенсации морального вреда в сумме <данные изъяты>, а также взыскании штрафа в доход государства в размере <данные изъяты> % от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя. В обоснование иска указано, что истец Егоров В.И. и ответчик ООО «Урал Тур» заключили ДД.ММ.ГГГГ договор № 0000, по условиям которого турагентство обязалось организовать тур для туристов Егорова В.И. и Егоровой Н.К. в <данные изъяты>, отель <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Стоимость тура составила <данные изъяты>, оплачена истцом в полном объеме, в том числе <данные изъяты> - ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> - ДД.ММ.ГГГГ. Воспользоваться данным турпродуктом туристы не смогли, поскольку в нарушение условий договора он не был предоставлен турагентом. Истец был вынужден приобрести у ответчика за свои собственные денежные средства ещё один турпродукт – тур в <данные изъяты>, отель <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Направленная в адрес ответчика ДД.ММ.ГГГГ претензия с требованием о возврате суммы, уплаченной по договору № ДД.ММ.ГГГГ, выплате неустойки в добровольном порядке удовлетворена не была. Неустойка рассчитывается на основании пункта 2 статьи 23.1 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» и на день предъявления иска составляет <данные изъяты>. Кроме того, действиями ответчика истцу причинен моральный вред. В судебном заседании «21» июня 2011 года истец Егоров В.И. заявил об уточнении иска и просил взыскать неустойку на основании пункта 5 статьи 28 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» в сумме <данные изъяты> в остальной части требования оставлены без изменения. Заявление истца об уточнении иска принято к производству суда. В судебном заседании истец Егоров В.И. иск поддержал в полном объеме по изложенным доводам и основаниям, в дополнение пояснил, что сообщение об аннуляции забронированного тура было получено от ответчика фактически за день до вылета, мотивировано возникшими проблемами у туроператора и перевозчика. По предложению ответчика через другого туроператора был приобретен аналогичный турпродукт. Своими действиями ответчик причинил моральный вред, выразившийся в том, что поездка планировалась заранее, на турпутевку были потрачены денежные средства, однако в определенный в договоре срок невозможно было воспользоваться турпродуктом, в сокращенные сроки пришлось заниматься поиском другого тура, что повлекло дополнительные расходы. Представитель ответчика ООО «Урал Тур», его директор Воронин О.Н., в судебном заседании иск не признал, в письменном отзыве на иск указал и в судебном заседании пояснил, что ООО «Урал Тур» является турагентом, не имеет право формировать турпродукт без финансового обеспечения страховой компании, на основании договора № 0000 о реализации туристского продукта от ДД.ММ.ГГГГ и договора № 0000 о реализации туристского продукта от ДД.ММ.ГГГГ, заключенных с туроператором ООО «Агентство «Путешествуй!», забронировало для истца тур в Мальдивскую Республику с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Денежные средства за тур за вычетом агентского вознаграждения, которое составило <данные изъяты>, оплачены в кассу туроператора наличными денежными средствами в сумме <данные изъяты>. В листе бронирования туроператора содержалась информация о готовности страховки и ваучера, не было только авиабилетов. ДД.ММ.ГГГГ туроператор ООО «Агентство «Путешествуй!» направило информацию об аннуляции тура в связи с изменением полетной программы, о чем просило уведомить туристов. Для разрешения данной ситуации истцу было предложено приобрести аналогичный тур в Мальдивскую республику через другого туроператора, с чем он согласился. Новая туристическая путевка реализована истцу без взимания агентского вознаграждения. <данные изъяты> в ООО «Агентство «Путешествуй!» было направлено требование о возврате суммы, внесенной в качестве оплаты тура, впоследствии <данные изъяты> также была направлена претензия туристов. До настоящего времени ответ на данные обращения не получен. Вины ООО «Урал Тур» в отмене тура не имеется, поскольку при заключении договора невозможно было предположить, что авиарейс будет отменен, а тур аннулирован туроператором. Судом к участию в деле привлечены в качестве соответчика ООО «Агентство «Путешествуй!», в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Егорова Н.К. Ответчик ООО «Агентство «Путешествуй!» своего представителя в судебное заседание не направил, своевременно и надлежащим образом извещался о времени и месте рассмотрения дела, отзыв на иск не представил, о причинах неявки не уведомил, не просил о рассмотрении дела в свое отсутствие. Третье лицо Егорова Н.К. в судебное заседание также не явилась, будучи надлежаще извещенной о времени и месте рассмотрения дела. Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, суд находит иск Егорова В.И. подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со статьями 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Отношения в сфере оказания услуг по туристическому обслуживанию регулируются нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей». В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации возмещение убытков, компенсация морального вреда являются одними из способов защиты нарушенного гражданского права. Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от «29» сентября 1994 г. «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» (с последующими изменениями и дополнениями) при рассмотрении дел, возникших в связи с осуществлением и защитой прав потребителей, необходимо иметь в виду, что законодательство о защите прав потребителей регулирует отношения между гражданином, имеющим намерение заказать или приобрести либо заказывающим, приобретающим или использующим товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, с одной стороны, и организацией либо индивидуальным предпринимателем, производящими товары для реализации потребителям, реализующими товары потребителям по договору купли - продажи, выполняющими работы и оказывающими услуги потребителям по возмездному договору, - с другой стороны. В соответствии со статьей 1 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» турист - гражданин, посещающий страну (место) временного пребывания в оздоровительных, познавательных, профессионально - деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющий не менее одной ночевки; тур - комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия; туристский продукт - право на тур, предназначенное для реализации туристу; туристский продукт - комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта; заказчик туристского продукта - турист или иное лицо, заказывающее туристский продукт от имени туриста, в том числе законный представитель несовершеннолетнего туриста; формирование туристского продукта - деятельность туроператора по заключению и исполнению договоров с третьими лицами, оказывающими отдельные услуги, входящие в туристский продукт (гостиницы, перевозчики, экскурсоводы (гиды) и другие); реализация туристского продукта - деятельность туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом или иным заказчиком туристского продукта, а также деятельность туроператора и (или) третьих лиц по оказанию туристу услуг в соответствии с данным договором. Статьей 9 данного Закона предусмотрено, что т уроператор обеспечивает оказание туристам всех услуг, входящих в туристский продукт, самостоятельно или с привлечением третьих лиц, на которых туроператором возлагается исполнение части или всех его обязательств перед туристами и (или) иными заказчиками. Туроператор несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги). Туроператор отвечает перед туристами или иными заказчиками за действия (бездействие) третьих лиц, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо. Туроператор отвечает перед туристами и (или) иными заказчиками также за действия (бездействие), совершенные от имени туроператора его турагентами в пределах своих обязанностей (полномочий). Согласно статье 10 указанного Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком. Указанный договор должен соответствовать законодательству Российской Федерации, в том числе законодательству о защите прав потребителей. К существенным условиям договора о реализации туристского продукта относятся, в частности: сведения о туристе, а также об ином заказчике и его полномочиях (если турист не является заказчиком) в объеме, необходимом для реализации туристского продукта; общая цена туристского продукта в рублях; информация о потребительских свойствах туристского продукта - о программе пребывания, маршруте и об условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) и питания, услугах по перевозке туриста в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика, инструктора-проводника, а также о дополнительных услугах; права, обязанности и ответственность сторон; сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком претензий к туроператору в случае нарушения туроператором условий договора; сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком требований о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо требований об уплате денежной суммы по банковской гарантии, а также информация об основаниях для осуществления таких выплат по договору страхования ответственности туроператора и по банковской гарантии. Претензии к качеству туристского продукта предъявляются туристом и (или) иным заказчиком туроператору в письменной форме в течение 20 дней со дня окончания действия договора и подлежат рассмотрению в течение 10 дней со дня получения претензий. Правилами оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 452 от «18» июля 2007 г., также предусмотрено, что п од исполнителем понимаются туроператор, который заключает с потребителем договор о реализации туристского продукта или от имени которого заключается этот договор, а также турагент, действующий на основании договора с сформировавшим туристский продукт туроператором и заключающий с потребителем договор о реализации туристского продукта от своего имени, но по поручению и за счет туроператора в соответствии с Федеральным законом «Об основах туристской деятельности Российской Федерации» и Гражданским кодексом Российской Федерации (пункт 2). Исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о туристском продукте, обеспечивающую возможность его правильного выбора. Информация о туристском продукте в обязательном порядке должна содержать, в том числе сведения о потребительских свойствах (качестве) туристского продукта - программе пребывания, маршруте и условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) и питания, услугах по перевозке потребителя в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика и инструктора-проводника, а также дополнительных услугах (пункт 7). Если исполнитель при заключении договора о реализации туристского продукта был поставлен потребителем в известность о конкретных целях туристского продукта, необходимого потребителю, исполнитель обязан предоставить потребителю туристский продукт, пригодный для использования в соответствии с этими целями (пункт 17). За реализацию туристского продукта, содержащего в себе недостатки, в том числе за нарушение требований к качеству и безопасности туристского продукта исполнитель несет ответственность в соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» (пункт 22). Судом установлено, что на основании договора № 0000 о реализации туристского продукта от ДД.ММ.ГГГГ туроператор ООО «Агентство «Путешествуй!» обязался передать Заказчику ООО «Урал Тур» туристский продукт, а Заказчик, в свою очередь, обязался принять туристский продукт и произвести все взаиморасчеты по его оплате. Договором предусмотрено обязательство туроператора после получения заявки от Заказчика произвести бронирование тура (пункт 3.1.), а после осуществления Заказчиком полной оплаты и получения подтверждения выдать под расписку туристскую документацию (пункт 3.7). В соответствии с пунктом <данные изъяты> данного договора Туроператор обязался обеспечить заказчика всем набором услуг, входящих в полностью оплаченный тур согласно листу бронирования. Кроме того, Туроператор обязан предоставить Заказчику полную, необходимую и достоверную информацию о предоставляемых услугах, обеспечить информационными материалами по заказанной туристической поездке, а также ознакомить с условиями отказа или внесения изменений в подтвержденное бронирование (пункт 7.5) (л.д. 34 – 38). Исполняя свои обязательства по данному договору, ООО «Урал Тур» (Агентство), с одной стороны, и Егоров В.И. (Турист) с другой, заключили ДД.ММ.ГГГГ договор № 0000, по условиям которого Агентство обязалось реализовать Туристу туристический продукт (право на тур) - комплекс услуг по перевозке, размещению, питанию, экскурсионные услуги, услуги гидов и переводчиков и другие. Турист, в свою очередь, обязался принять этот туристский продукт и уплатить за него определенную денежную сумму (пункт 1.2.). Договором предусмотрены обязанности Агентства предоставить Туристу весь комплекс услуг, предусмотренных подтвержденным листом бронирования (пункт 3.1.1.), оформить документы, необходимые для получения оплаченных услуг (пункт 3.1.2.), предоставить информацию о программе тура, потребительских свойствах услуг, входящих в тур, особенностях путешествия, осуществить предусмотрительные меры, направленные на обеспечение безопасности туриста (пункт 3.1.3.). В соответствии с пунктом <данные изъяты> этого договора в случае расторжения договора по инициативе Туриста, но без нарушения Туристом условий договора, Турист обязан возместить Агентству фактически понесенные Агентством расходы по организации данного тура, остальная часть стоимости тура возвращается Туристу. В фактические расходы по организации тура входит: стоимость билета, штрафные санкции за аннуляцию бронирования места в гостинице, консульский сбор, стоимость страхового полиса, штрафные санкции за аннуляцию трансфера, экскурсионной программы и других услуг, иные расходы произведенные Агентством для организации данного тура и подтвержденные документально (пункт 9.2) (л.д. 5 – 9). Согласно листу бронирования от ДД.ММ.ГГГГ, туристам Егорову В.И. и Егоровой Н.К. забронирован тур в <данные изъяты> на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с размещением в отеле <данные изъяты>, тип номера <данные изъяты>, взрослый, питание – всё включено. В услугу также включены медицинская страховка, трансфер (гидросамолет), перелет (<данные изъяты>) (л.д. 10). Данная заявка подтверждена туроператором (л.д. 44). Материалами дела подтверждается и не оспаривается сторонами, что стоимость туристкой путевки составляет <данные изъяты>, полностью оплачена истцом в кассу ООО «Урал Тур», в том числе <данные изъяты> в день заключения договора - «ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> - ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается квитанциями к приходному кассовому ордеру (л.д. 12). Таким образом, свои обязательства по договору истец исполнил надлежащим образом. Заключив договор с истцом, и получив подтверждение бронирования тура, ООО «Урал Тур» оплатило в кассу ООО «Агентство «Путешествуй!» наличными денежными средствами стоимость путевки <данные изъяты>, что подтверждается кассовым чеком от ДД.ММ.ГГГГ на указанную сумму (л.д. 44). Размер агентского вознаграждения ООО «Урал Тур» составил <данные изъяты>. Вышеуказанной статьей 10 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора о реализации туристского продукта в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора. К существенным изменениям обстоятельств относится, в частности невозможность совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам (болезнь туриста, отказ в выдаче визы и другие обстоятельства). Право потребителя в любое время заявить отказ от исполнения договора об оказания услуги при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору, предусмотрено статьей 32 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей». Установлено, что в <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут ДД.ММ.ГГГГ, туроператор ООО «Агентство «Путешествуй!» направил в адрес ООО «Урал Тур» электронное письмо, в котором проинформировал о том, что бронирование для туристов Задорожного Д.Н. и Задорожной Л.В. аннулировано в связи с изменением полетной программы, о чем необходимо уведомить туристов. В письме указано, что для осуществления возврата оплаченной суммы необходимо предоставить оригинал заявления на возврат (л.д. 45). На этом основании ДД.ММ.ГГГГ директор ООО «Урал Тур» Воронин О.Н. направил в ООО «Агентство «Путешествуй!» требование о возврате внесенных в оплату тура денежных средств с указанием необходимых реквизитов для их перечисления. Указанное требование получено лично представителем ООО «Агентство «Путешествуй!» Никишевой Е.В. в г. Екатеринбурге, а также по почте по месту нахождения данного лица в г. Москве (л.д. 46 – 48). В письме от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Урал Тур» разъяснил истцу, что забронированный тур был в одностороннем порядке аннулирован туроператором, обязался возвратить денежные средства после их перечисления туроператором (л.д. 11). На следующий день ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с претензией в ООО «Урал Тур» с требованием о возврате в полном объеме уплаченной по договору денежной суммы в связи с неоказанием услуги (л.д. 14). Из объяснений истца и представителя ответчика ООО «Урал Тур» в судебном заседании следует, что до настоящего времени требования истца не удовлетворены. Вместе с тем, отказывая в удовлетворении требований истца к ответчику ООО «Урал Тур» и, взыскивая уплаченную за турпродукт сумму частично в размере <данные изъяты> 78 копеек с ответчика ООО «Агентство «Путешествуй!», суд исходит из того, что невозможность исполнения обязательств ООО «Урал Тур» перед истцом была вызвана действиями туроператора ООО «Агентство «Путешествуй!», который в отсутствие подтверждающих документов в одностороннем порядке отказался предоставить забронированный тур, заявил о его аннуляции. С учетом этих обстоятельств, а также принимая во внимание, что ответчиком ООО «Урал Тур» представлены доказательства фактически понесенных расходов, более того, данным лицом предпринимались меры для разрешения возникшей неблагоприятной ситуации для истца, оказана помощь в приобретении аналогичного тура через другого туроператора, при этом не удержано агентское вознаграждение, суд не находит оснований для возложения ответственности на указанного ответчика. Доказательства фактических расходов по туру, забронированному истцом, ответчиком ООО «Агентство «Путешествуй!» суду не представлено. Какие – либо доводы и возражения на требования истца, указанным ответчиком не представлены, поэтому взысканию с ООО «Агентство «Путешествуй!» в пользу истца подлежит сумма <данные изъяты>. В соответствии с частью 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. В связи с нарушением ответчиком срока удовлетворения требования о возврате уплаченной по договору денежной суммы, истцом заявлено требование о взыскании неустойки в соответствии с пунктом 5 статьи 28 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» в размере <данные изъяты> % цены услуги за каждый день просрочки за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом допустимого размера неустойки равного цене турпродукта в сумме <данные изъяты>. Это требования истца о взыскании неустойки суд находит обоснованным, поскольку в судебном заседании установлен факт нарушения ответчиком ООО «Агентство «Путешествуй!» срока удовлетворения требования потребителя о возврате денежных средств, полученных ответчиком за туристическую путевку, в связи с отказом от исполнения договора. Истец представил доказательства предъявления ДД.ММ.ГГГГ претензии ответчику ООО «Урал Тур», которая была передана для рассмотрения ответчику ООО «Агентство «Путешествуй!», с требованием о возврате уплаченной денежной суммы. В установленный законом срок, ответчик не удовлетворил требования истца, что является основанием для взыскания с ответчика неустойки. Согласно пункту 1 статьи 31 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» требования потребителя о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора, предусмотренные пунктом 1 статьи 28 и пунктами 1 и 4 статьи 29 настоящего Закона, подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования. Пунктом 3 данной статьи установлено, что за нарушение предусмотренных настоящей статьей сроков удовлетворения отдельных требований потребителя исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню), размер и порядок исчисления которой определяются в соответствии с пунктом 5 статьи 28 настоящего Закона. В силу пункта 5 статьи 28 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», в случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем на основании пункта 1 настоящей статьи новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа. Договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени). Неустойка (пеня) за нарушение сроков окончания выполнения работы (оказания услуги), ее этапа взыскивается за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки вплоть до окончания выполнения работы (оказания услуги), ее этапа или предъявления потребителем требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи. Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы (оказания услуги) не определена договором о выполнении работы (оказании услуги). Размер неустойки (пени) определяется, исходя из цены выполнения работы (оказания услуги), а если указанная цена не определена, исходя из общей цены заказа, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено исполнителем в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование потребителя добровольно удовлетворено не было. Суд, разрешая спор в пределах заявленных требований, находит необходимым произвести расчет неустойки по основанию, предусмотренному пунктом 5 статьи 28 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей». Согласно пункту 12 вышеназванного Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 7 от «29» сентября 1994 года, размер подлежащей взысканию неустойки (пени) в случаях, указанных в статье 23, пункте 5 статьи 28, статьях 30, 31 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», а также в случаях, предусмотренных иными законами или договором, определяется судом, исходя из цены товара (выполнения работы, оказания услуги), существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено продавцом (изготовителем, исполнителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) на день вынесения решения, поскольку должник не выполнил возложенную на него пунктом 5 статьи 13 названного Закона обязанность удовлетворить требования потребителя по уплате неустойки в добровольном порядке. (см. текст в предыдущей редакции) Учитывая, что указанный Закон Российской Федерации не содержит каких-либо изъятий из общих правил начисления и взыскания неустойки, суд в соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе уменьшить размер неустойки, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательств. При этом судом должны быть приняты во внимание степень выполнения обязательства должником, имущественное положение истца, а также не только имущественный, но и всякий иной, заслуживающий уважения, интерес ответчика. Таким образом, неустойка составила <данные изъяты> (<данные изъяты> х <данные изъяты> % х <данные изъяты> дня просрочки (истечение срока ответа на претензию по ДД.ММ.ГГГГ). С учетом положения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации о явной несоразмерности установленного размера неустойки последствиям нарушения обязательства, а также конкретных обстоятельств дела, длительности нарушения обязательства, поведения ответчика, который проигнорировал законное требование истца, размера суммы основного обязательства, суд снижает размер неустойки до <данные изъяты>. Суд также находит законным и обоснованным требование истца о компенсации морального вреда. Согласно статье 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения. Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд, в соответствии со статьей 151 данного Кодекса, может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред. На основании статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего. Признавая обоснованными требования истца как потребителя о компенсации морального вреда ответчиком ООО «Агентство «Путешествуй!», и разрешая вопрос о размере этой компенсации, суд также руководствуется положением статьи 15 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 25 Постановления № 7 от «29» сентября 1994 года, в соответствии с которыми моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) или организацией, выполняющей функции изготовителя (продавца) на основании договора с ним, его прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей, возмещается причинителем вреда только при наличии вины. Поскольку моральный вред возмещается в денежной или иной материальной форме и в размере, определяемых судом, независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда, размер иска, удовлетворяемого судом, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки, а должен основываться на характере и объеме причиненных потребителю нравственных и физических страданий в каждом конкретном случае. Суд учитывает, что истцу Егорову В.И. причинены физические и нравственные страдания, выразившиеся переживаниях, необходимости обращения к ответчикам за разрешением возникшей проблемы и удовлетворением своего законного требования потребителя. Суд принимает во внимание доводы истца, приведенные в обоснование морального вреда, а также учитывает, что именно по вине ответчика ООО «Агентство «Путешествуй!» истец не смог воспользоваться турпродуктом, это доставило ему множество переживаний. Допущенные ответчиком нарушения не позволили истцу своевременно реализовать свои планы о проведении отпуска. Истец был вынужден искать дополнительные денежные средства для приобретения другой туристической путевки. Указанные обстоятельства, безусловно, негативно отразились на состоянии истца, свидетельствуют о доказанности вины причинителя вреда, суд исходит из принципов разумности и справедливости и, оценивая в совокупности виновные действия ответчика, с учетом характера и объема причиненных потребителю нравственных страданий, степени вины и поведения ответчика, фактических обстоятельств по делу полагает соразмерно и достаточно возложить на ответчика обязанность по компенсации морального вреда истцу в сумме <данные изъяты>. Согласно пункту 6 статьи 13 закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Принимая во внимание, что с досудебной претензией непосредственно к ответчику ООО «Агентство «Путешествуй!» истец не обращался, оснований для взыскания штрафа с указанного ответчика не имеется. В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика ООО «Агентство «Путешествуй!» подлежит взысканию государственная пошлина в доход государства в размере, предусмотренном статьей 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований в сумме <данные изъяты>. На основании изложенного, руководствуясь статьями 196 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Егорова В.И. к ООО "Урал Тур", ООО "Агентство "Путешествуй!" о восстановлении нарушенных прав потребителя, удовлетворить частично. Взыскать с ООО "Агентство "Путешествуй!" в пользу Егорова Владимира Ильича стоимость туристской путевки в сумме <данные изъяты>, неустойку в сумме <данные изъяты>, компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты>. В удовлетворении исковых требований Егорова Владимира Ильича к Обществу с ограниченной ответственностью «Урал Тур» – отказать. Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Агентство «Путешествуй!» в доход государства государственную пошлину в сумме <данные изъяты>. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей жалоб через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга, принявший решение. Судья (подпись) Копия верна. Судья Секретарь