об установлении степени утраты трудоспособности



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 августа 2011 года

Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Савиновой О.Н.

при секретаре Васильевой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Каргина ФИО6 к Федеральному государственному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Свердловской области" об установлении степени утраты профессиональной трудоспособности, инвалидности степени ограничения к трудовой деятельности,

УСТАНОВИЛ:

Каргин В.В. обратился в суд с иском к Федеральному государственному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Свердловской области" об установлении причины инвалидности, связанной с ликвидацией последствий на Чернобыльской АЭС, установлении 100% утраты трудоспособности, второй группы инвалидности, степень ограничения к трудовой деятельности 2-3 степени.

В обоснование иска указано, ГБ МСЭ является экспертной организацией, к полномочиям которой относится установление инвалидности.

Каргин В.В. является инвалидом 2 группы, ликвидатором последствий на Чернобыльской АЭС, связь его заболеваний, приведших к инвалидности, установлена решением межведомственного экспертного совета 24.02.2004 года, с 16.03.2004 г. в справке об инвалидности указывается причина получения инвалидности – заболевание, связанное с исполнением иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей) связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС.

Однако, с 01.12.2000 года до 24.02.2004 года причина инвалидности истца указана, как общее заболевание, в связи с чем, истец был лишён соответствующих выплат, как инвалид в результате ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС, поэтому просит суд установить причину инвалидности - заболевание, связанное с исполнением иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей) связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС.

Кроме того, процент утраты трудоспособности не указан ответчиком в справке выписке из акта освидетельствования, что также имеет значение для социальных выплат, поэтому просит установить 100 % утраты трудоспособности в указанный период, вторую группу инвалидности и степень ограничения к трудовой деятельности 2-3 степени, как указано в справках выписках из актов освидетельствования от 2000 г. по 2003 г.

В судебном заседании представитель истца, истец поддержали исковые требования по предмету и основаниям.

Представитель ответчика по доверенности Антропова М.В. суду пояснила, что на основании решения суда от 22.10.2009 г. установлена причина инвалидности с 01.12.2000 года, заболевание, связанное с ликвидацией последствий на Чернобыльской АЭС, указанный факт установлен и повторного решения суда не требуется.

Степень утраты трудоспособности устанавливается экспертами, для чего необходимо назначение экспертизы.

Судом по согласованию со сторонами назначена медико-социальная экспертиза, на разрешение которой поставлен вопрос о размере утраты профессиональной трудоспособности Каргина В.В. в период с 01.12.2000 г. по 15.03.2004 г.

По итогам судебной медико-социальной экспертизы установлено, что в период с 01.12.2000 г. по 15.03.2004 г. утрата профессиональной трудоспособности Каргина ФИО7 составляет 80 %.

В судебном заседании представитель истца, уточнила исковые требования, просив установить 80 % утрату профессиональной трудоспособности, причину инвалидности связанную с ликвидацией последствий на чернобыльской АЭС, вторую группу инвалидности 2-3 степени ограничения к трудовой деятельности, за период с 01.12.2000 года по 15.03.2004 г. и далее бессрочно.

Учитывая, что на разрешение экспертов не был поставлен вопрос об установлении размера утраты трудоспособности бессрочно, по ходатайству сторон, судом вновь назначена медико-социальная экспертиза, для установления размера степени утраты трудоспособности, начиная с 16.03.2004 г. и далее бессрочно.

Представитель ответчика по доверенности Антропова Н.В. просила рассмотреть дело в своё отсутствие, о чём направила заявление, выразив своё согласие с заключениями судебно-медицинских экспертиз.

Заслушав представителя истца, истца, изучив материалы гражданского дела, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению, однако не усматривает со стороны ответчика каких-либо нарушений законодательства в отношении истца, учитывая следующее.

Конституции Российской Федерации ст. ст. 7 и 39 устанавливают право граждан на социальное обеспечение, в том числе на социальное обеспечение по инвалидности.

Пенсионное обеспечение по инвалидности устанавливается и гарантируется Федеральными законами N 173-ФЗ, N 166-ФЗ, N 4468-1.

19.11.1998 г. Каргин В.В. была установлена 2 группа инвалидности и 80 % утрата трудоспособности на 5 лет по заболеванию – <данные изъяты>.

01.12.2000 года была установлена 2 группа инвалидности по общему заболеванию.

24.02.2004 г. межведомственным экспертным советом установлена связь заболевания с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Решением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга отменены решения ГБ №5 МСЭ по Свердловской области в части установления причины инвалидности. Признано, что причина инвалидности Каргина В.В. – заболевание, связанное с ликвидацией последствий на Чернобыльской АЭС.

С 2009 г. истцу установлена 2 группа инвалидности бессрочно, по причине – заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы, связано с катастрофой на ЧАЭС.

Согласно ст. 7 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» № 181-ФЗ медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных свидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со ст. 1, Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", инвалидом признаётся лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности.

Ст. 11, Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" предусмотрено, что степень утраты застрахованным профессиональной трудоспособности устанавливается учреждением медико-социальной экспертизы.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.10.2000 N 789, медико-социальная экспертиза устанавливает степень утраты профессиональной трудоспособности в процентах на момент освидетельствования пострадавшего, исходя из оценки потери способности осуществлять профессиональную деятельность вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, в соответствии с критериями определения степени утраты профессиональной трудоспособности, утверждаемыми Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Одновременно с установлением степени утраты профессиональной трудоспособности учреждение медико-социальной экспертизы при наличии оснований определяет нуждаемость пострадавшего в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, а также признает пострадавшего инвалидом.

Для использования учреждениями медико-социальной экспертизы при определении степени утраты профессиональной трудоспособности лицами, получившими повреждение здоровья в результате несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний нуждаемости их в мерах медицинской, профессиональной и социальной реабилитации, разработаны и введены временные критерии определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Постановление Минтруда РФ от 18.07.2001 N 56 "Об утверждении временных критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, формы программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания" разработаны и введены во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 16 октября 2000 г. N 789 "Об утверждении Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

Истец, в период с 11.10 по 11.11. 1986 года принимал участие в ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС в/ч 44311.

Решением экспертного совета от 24.02.2004 г. установлено: заболевание Каргина В.В., ставшее причиной инвалидности, связано с выполнением работ по ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС.

В случае если пострадавший вследствие выраженного нарушения функций организма может выполнять работу лишь в специально созданных условиях, устанавливается степень утраты профессиональной трудоспособности от 70 до 90 процентов (Постановление Правительства Российской Федерации от 16 октября 2000 г. N 789).

Судом назначена судебная медико-социальная экспертиза, по итогам которой установлено, что утрата трудоспособности Каргина В.В. в период с 01.12.2000 года по 20.07.2011 года и далее бессрочно составляет 80 %.

Поскольку, установлена связь заболевания Каргина В.В. явившегося основанием для установления инвалидности, с ликвидацией последствий на Чернобыльской АЭС, решением суда, указанные обстоятельства не подлежат доказыванию вновь в порядке ст.61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, суд считает, что требования истца об установлении связи заболевания, явившегося причиной инвалидности, полученного в результате ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС, не подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, требования истца об установлении степени утраты трудоспособности в период с 01.12.2000 г. до 20.07.2011 г. и далее бессрочно, подлежат удовлетворению.

Как указано в заключениях экспертов от 10.05.2011 г. и 21.07.2011 г., по представленным медико-экспертным документам, материалам гражданского дела Каргина В.В. с учётом стойких, выраженных нарушений функций организма позволяющих выполнять труд в специально созданных условиях, степень утраты профессиональной трудоспособности соответствует 80%, согласно п.15 «Правил установления степени утраты трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2000 года № 789.

Таким образом, степень утраты трудоспособности Каргина В.В. с 01.12.2000 г. до 20.07.2011 г. и далее бессрочно составляет 80 %.

Пенсионное законодательство, которое действовало до принятия Закона N 173-ФЗ, не предусматривало степеней ограничения к трудоспособности, а пенсия по инвалидности назначалась с применением критериев групп инвалидности - инвалидности I, II и III группы. В связи с этим п. 4 ст. 31 Закона N 173-ФЗ установил положение, в соответствии с которым в период с 01.01.2002 до 01.01.2004 назначение трудовых пенсий по инвалидности лицам, имеющим инвалидность I, II или III группы, осуществлялось в соответствии с положениями законодательства, предусмотренными для лиц, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности I, II или III степени.

Указанное ограничение стало применяться учреждениями медико-социальной экспертизы после соответствующего предложения, внесенного Министерством труда Российской Федерации и ПФР, изложенного в их совместном письме от 18.12.2003 N 9575-АО, ЛЧ-09-23/13281 "О порядке вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности".

С 01.01.2004 органы медико-социальной экспертизы по проводимым ими освидетельствованиям стали одновременно с установлением группы инвалидности выносить заключения об определении степени ограничения способности к трудовой деятельности. Понятие ограничения способности к трудовой деятельности определяется в Приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22.08.2005 N 535 "Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы". Пункт 8 этого Приказа определяет, что способность к трудовой деятельности включает в себя способность человека:

1) к воспроизведению специальных профессиональных знаний, умений и навыков в виде продуктивного и эффективного труда;

2) осуществлять трудовую деятельность на рабочем месте, не требующем изменений санитарно-гигиенических условий труда, дополнительных мер по организации труда, специального оборудования и оснащения, сменности, темпов, объема и тяжести работы;

3) взаимодействовать с другими людьми в социально-трудовых отношениях;

4) к мотивации труда;

5) соблюдать рабочий график;

6) к организации рабочего дня (организации трудового процесса во временной последовательности).

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 22.07.2008) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия по инвалидности устанавливалась в случае наступления инвалидности при наличии ограничения способности к трудовой деятельности III, II или I степени, определяемой по медицинским показаниям.

Каргин В.В. с 19.03.2009 года является инвалидом второй группы бессрочно, по причине – заболевание связано с ликвидацией последствий на Чернобыльской АЭС, степень ограничения к трудовой деятельности вторая.

В справках по результатам освидетельствования от 16.03.2004 г., 01.11.2001 г. и 04.12.2003 г. указана третья степень ограничения к трудовой деятельности (л.д. 5-8).

Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ (ред. от 27.07.2010г.) отменено установление степени ограничений к трудовой деятельности и в настоящее время степень ограничения к трудовой деятельности не устанавливается и не указывается.

Таким образом, требования истца в части установления степени ограничения к трудовой деятельности, не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить частично.

Установить степень утраты профессиональной трудоспособности Каргину ФИО8 с 01.12.2000 г. по 20.07.2011 г. и далее бессрочно в размере 80 %.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня получения решения в окончательном виде с подачей жалобы через суд, вынесший решение.

Судья: подпись.

Копия верна. Судья: