о возложении обязанности



Дело № 2 – 5896/11(2)

Мотивированное решение изготовлено 22.09.2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Екатеринбург 20 сентября 2011 года

Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Шабалдиной Н.В.

при секретаре Барашевой А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дымова ФИО13, Дымовой ФИО14 к Товариществу собственников жилья «Зеленая роща» об обязывании принять к расчету данных индивидуального прибора учета тепловой энергии, обязывании дать согласие на установку индивидуального прибора учета тепловой энергии в квартиру,

У С Т А Н О В И Л :

Дымов А.В., Дымова Е.А. предъявили к Товариществу собственников жилья «Зеленая роща» (далее по тексту – ТСЖ «Зеленая роща») иск об обязывании принять к расчеты данные индивидуального прибора учета тепловой энергии в <адрес> и обязывании дать согласие на установку индивидуального прибора учета тепловой энергии в <адрес>.

В обосновании иска указано, что истцы являются супругами и собственниками квартир, расположенных по <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ в принадлежащей истцам <адрес> были установлены приборы учета тепловой энергии. В соответствии с устной договоренностью с председателем ИТСЖ «Зеленая роща» для принятия показаний прибора учета тепловой энергии к расчету, истцы были обязаны подготовить проект узла учета тепла, согласовать его с ОАО «ТГК-9». Проект был подготовлен ЗАО «Тяжпромэлектромет», согласован ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела по работе с УКУТ ОАО «ТГК-9» Молотковской И.В., после чего установлены приборы учета в квартире. В связи с приведением ремонта в <адрес> истцы приняли решение установить аналогичные индивидуальные приборы учета тепловой энергии в данной квартире. Для подготовки проекта на установку таких приборов истцы обратились к председателю ТСЖ с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно ответа председателя установка приборов учета тепловой энергии возможно только при горизонтальной разводке системы отопления многоквартирного дома. В связи с отказом в согласовании установки приборов учета в <адрес> фактическом отказе в принятии к расчетам показаний прибора, установленного в <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились к ответчику с повторным письмом с просьбой принять данные прибора к учету и согласовать установку прибора в <адрес>. Письмом 0000 от ДД.ММ.ГГГГ ответчик повторно отказал в принятии к расчетам показаний прибора учета тепловой энергии в <адрес> в согласовании установки такого прибора в <адрес>. Считают действия ответчика незаконными, в связи с тем, что они противоречат Федеральному закону 0000 от ДД.ММ.ГГГГ « Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». До ДД.ММ.ГГГГ собственники квартир в многоквартирных домах обязаны обеспечивать оснащение таких квартир приборами учета тепловой энергии, а также ввод установленных приборов в эксплуатацию. Ни в одном нормативном акте, в методических требованиях, нет условий, согласно которым, приборы могут устанавливаться только в домах с горизонтальной разводкой систему отопления.

В судебном заседании истец Дымова Е.А., надлежащим образом, извещенная о времени и месте судебного заседания в суд не явилась.

В судебном заседании истец Дымов А.В. в полном объеме подержал исковые требования по изложенным доводам и основаниям, в дополнение пояснил, что он по договоренности в председателем ТСЖ подготовил проект узла учета тепла, по данным представленным ТСЖ, также по требованию ТСЖ получил заключение ОАО «ТГК-9», согласно которого проект установки узла учета тепла соответствует правилам учета тепловой энергии и теплоносителя Москва 1995г., после чего данные прибор учета тепла был принят ТСЖ по Акту от ДД.ММ.ГГГГ. Учитывая, что в квартире было очень жарко, он перекрыл радиаторы и в течении двух месяцев передавал показания прибора учета тепла, но они были нулевые, так как получал тепло только от стояков, которых в его однокомнатной <адрес> оплачивал за тепловую энергию получаемую от данных стояков. Расчет тепла получаемого от стояков, был учтен при разработке проекта, поскольку в доме вертикальная система отопления, он вынужден был провести реконструкцию систему отопления и сделать в квартире систему отопления горизонтальной при этом были учтены все стояки. Оплачивал он первое время только по проекту за тепло, получаемое от стояков, за тепло в местах общего пользования. В течении двух месяцев ТСЖ принимали такие расчеты, а затем стали насчитывать по тарифам потребления тепла. Считает, что имеет полное право на установление индивидуального прибора учета тепла, и платить только за то количество тепла, которое потребляет. Проект по <адрес> не разработан, и в ТСЖ на согласование не представлялся.

Представитель истца Сергеев Д.Н., в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, указав, что довод ответчика, что истец нарушает права иных собственников и членов ТСЖ тем, что установил индивидуальный прибор учета тепла и оплачивает меньше на <данные изъяты>, чем раньше необоснован и ничем не подтвержден. ТСЖ была предоставлена вся документация по индивидуальному прибору учета тепла, кроме того дважды сотрудник ТСЖ приходил в квартиру истца и проверял прибор индивидуального учета тепла. Никаких нарушений со стороны истца не было допущено. Также считает, что действия ТСЖ не законны и в отказе в согласовании установки индивидуального прибора учета тепловой энергии в <адрес>. Проект по <адрес> не разработан, и в ТСЖ на согласование не представлялся.

Представитель ответчика ТСЖ «Зеленая роща» Кадочникова Г.П., пояснила, что является председателем ТСЖ, исковые требования не признала, указав, что заявление от истцов на установление индивидуального прибора учета тепла в правление ТСЖ не поступало, жалоба на незаконные действия ТСЖ от истцов в адрес общего собрания собственников не поступало и не рассматривалось. Решение вопроса по установке поквартирных приборов учета тепловой энергии в компетенции общего собрания собственников жилых помещений, так как затрагивают интересы всех собственников жилья и членов ТСЖ в соответствии с Уставом ТСЖ. На обращение истцов было отказано, поскольку в соответствии с Федеральным законом 0000 от ДД.ММ.ГГГГ не предусматривает установку индивидуальных приборов учета тепловой энергии, а регламентирует, что до ДД.ММ.ГГГГ многоквартирные дома должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии. В <адрес> общедомовой прибор учета тепла установлен. В принятии показаний индивидуального прибора учета истцу отказано, поскольку это нарушает Федеральный закон 0000 п.5 ст. 13, легитимность проекта вызывает сомнение, отсутствие методики расчета тепловой энергии при установки индивидуальных приборов учета, которая должна быть утверждена Федеральными нормативными актами или общим собранием собственников, для установки индивидуальных приоров учета тепла в домах постройки <данные изъяты> имеющих вертикальную разводку системы отопления, отсутствует техническая возможность установления таких приборов. Кроме того, сумму, которую экономит ответчик при оплате за тепло по индивидуальным приборам учета, необходимо распределять между всеми жильцами дома, что нарушает их права.

Представитель ответчика Малков И.Ю., в судебном заседании доводы представителя ответчика Кадочниковой Г.П. поддержал в полном объеме, кроме того пояснил, что истец не соблюдал процедуру, предусмотренную внутренними документами ТСЖ в том числе не вынес вопрос на общее собрание, поскольку установление в квартире горизонтальной системы отопления является изменением инженерной системы здания, кроме того, считает, что договор 0000 на оказание услуг, заключенный между ООО «Квантум» и Дымовым А.В. является незаключенным, поскольку ООО «Квантум» не вправе проводить работы по монтажу узла квартирного учета тепловой энергии.

Привлеченный в качестве третьего лица ОАО «ТКГ-9» в судебное заседание не явились, отзыв на исковое заявление не представили, о рассмотрении дела в свое отсутствие не ходатайствовали.

Допрошенные в судебном заседании специалисты Сорокин Д.Н., Мышковский А.В., пояснили, что представленный истцом проект соответствует правилам учета тепловой энергии и теплоносителя, Москва 1995 года, учитывая, что в квартире истца вертикальная система отопления, проектом предусмотрено, и истец оплачивает стоимость тепла, полученного от стояков, которых у него в однокомнатной <адрес>, Кроме того, оплачивает тепло за места общего пользование и количество тепла, по показаниям индивидуального прибора учета тепловой энергии. Система отопления в квартире была частично реконструирована из вертикальную в горизонтальную. Проект истца был представлен в ОАО «ТГК-9», где нарушений в проекте не выявлено. Кроме того, если истец потребляет меньше тепловой энергии, то она возвращается обратно поставщику тепловой энергии и необходимости оплачивать ее нет.

Суд с учетом мнения сторон определил дело рассмотреть при данной явке.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования Дымова А.В., Дымовой Е.А. подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.

В соответствии со статьями 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что истец Дымов А.В. является собственником <адрес>, истец Дымова Е.А. является собственником <адрес> расположенной в этом же доме.

В ДД.ММ.ГГГГ в принадлежащей квартире истцам 0000 были установлены приборы учета тепловой энергии, для этого был подготовлен проект узла учета тепла. Проект был подготовлен ЗАО «Тяжпромэлектромет», после чего представлен на изучение в ОАО «ТГК-9», ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела по работе с УКУТ ОАО «ТГК-9» ФИО4, было указано, что проект соответствует требованиям «Правил учета тепловой энергии и теплоносителя», Москва 1995 года, после чего установлены приборы учета в <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с актом 0000, утвержденным председателем ТСЖ, учет тепловой энергии в <адрес> будет осуществляться на основании приборов учета, показания потребленной тепловой энергии должны сдаваться в ТСЖ не позднее <данные изъяты> расчетного месяца по «карточке регистрации параметров учета тепловой энергии», при отсутствии сведений об объемах потребляемой тепловой энергии до <данные изъяты>, расчет будет производится по общему тарифу.

В соответствии с п.71.1Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденного Министерством топлива и энергетики Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № Вк-4936 допуск в эксплуатацию узлов учета тепла потребителя осуществляется представителем энергоснабжающей организации в присутствии представителя потребителя, о чем составляется соответствующий акт.. Акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии утверждается руководителем энергоснабжающей организации. Истцом данные требования правил соблюдены (акт 0000 от ДД.ММ.ГГГГ).

Как установлено в судебном заседании в течение ДД.ММ.ГГГГ ТСЖ принимали к учету показания индивидуального прибора учета тепловой энергии, однако с учетом нулевых показаний счетчика, отказали в приеме показаний прибора учета тепловой энергии и стали осуществлять расчет по тарифу потребляемой тепловой энергии. При этом, истец оплачивал за тепло, поступаемое от стояков, что в судебном заседании ответчиком не оспаривалось, кроме того, представитель ответчик не отрицала, что при нулевом показании счетчика тепла, в квартире истца было тепло.

Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от «23» мая 2007 года 0000, предусмотрено, что Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (пункт 1). Действие настоящих Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов (пункт 2).

В настоящих Правилах используются следующие определения: «потребитель» - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; «коммунальные услуги» - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях, "индивидуальный прибор учета" - средство измерения, используемое для определения объемов (количества) потребления коммунальных ресурсов потребителями, проживающими в одном жилом помещении многоквартирного дома или в жилом доме;

Положениями статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги (часть 2). Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (часть 3). Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (часть 4).

Согласно части 1 статьи 157 данного Кодекса размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанной правовой нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от «23» мая 2006 года 0000 были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг.

В силу пункта 1 указанных Правил, они регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.

В соответствии с пунктом 23 указанных Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам.

Таким образом, указанными Правилами предусмотрена возможность начисления исполнителем коммунальных услуг оплаты за предоставленные гражданам коммунальные услуги – как по тарифам, так и по индивидуальным приборам учет.

Согласно п. 1 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ 0000 –ФЗ « Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 5.1.1. Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденного Министерством топлива и энергетики Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № Вк-4936 узел учета тепловой энергии оборудуется средствами измерения ( теплосчетчиками, водосчетчиками, тепловычислителями, счетчиками пара, приборами, регистрирующими параметры теплоносителя и др.), зарегистрированными в Государтсвенном реестре средств измерений и имеющие сертификат Главгосэнергонадзора Российской Федерации.

В <адрес> установлен прибор учета тепловой энергии «Эльф», который соответствует данным требованиям.

В соответствии с п.5 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до ДД.ММ.ГГГГ собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.(п.2 ст. 13 указанного Закона)

Исходя из буквального понимания закона, собственник жилого помещения в многоквартирном доме обязан обеспечить помещение индивидуальным прибором учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии.

Довод ответчика, что собственник помещения в многоквартирном доме не имеет право устанавливать индивидуальный прибор учета тепловой энергии, в связи с тем, что в многоквартирном доме используется общедомовой прибор учета тепла, не состоятелен и противоречит данной норме закона.

Суд полностью принимает доводы истца, изложенные в ходе судебного разбирательства, довод ответчика, что установка индивидуального прибора учета тепловой энергии противоречит Федеральному закону 0000 от ДД.ММ.ГГГГ и нарушает права третьих лиц в судебном заседании подтверждения не нашел. Ответчиком не представлено доказательств того, что проект в соответствии с которым истцом установлен индивидуальный прибор учета тепловой энергии в квартире не соответствует требованиям закона, выполнен с нарушением.

Кроме того, довод ответчика, что истец должен был решить вопрос об установлении индивидуального прибора учета тепла на общем собрании собственников жилья не состоятелен.

Истцом представлены суду доказательства того, что индивидуальный прибор учета установлен с соблюдением всех правил, не нарушает права третьих лиц.

Доводов, помимо изложенных выше, ответчик в обоснование своих возражений не указал, иных доказательств по рассматриваемым требованиям сторонами представлено не было, о их наличии и необходимости истребования, не заявлено, в связи с чем, суд в силу части 2 статьи 195, части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, и принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Поскольку действия истца были совершены в соответствии с требованиями закона, суд удовлетворяет требования истца в части обязывания ТСЖ «Зеленая роща» принять к расчеты данные индивидуального прибора учета тепловой энергии, установленного в <адрес>.

При этом суд отказывает в удовлетворении требования истца об обязывании ТСЖ «Зеленая роща» дать согласие на установку индивидуального прибора учета тепловой энергии в <адрес> поскольку, истец в судебном заседании указал, что проект на установку узла тепла в указанную квартиру не разрабатывался, в ТСЖ не представлялся, не представлено доказательств того, что ответчик отказался согласовать проект. Кроме того, как указал сам истец, согласия на установку индивидуального прибора учета тепла не требуется, требуется согласие на допуск в эксплуатацию узлов учета тепла потребителя. Акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии утверждается руководителем энергоснабжающей организации, в данном случае председателем ТСЖ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 196 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Дымова ФИО15, Дымовой ФИО16 к Товариществу собственников жилья «Зеленая роща» об обязывании принять к расчету данные индивидуального прибора учета тепловой энергии, обязывании дать согласие на установку индивидуального прибора учета тепловой энергии в квартиры удовлетворить частично.

Обязать ТСЖ «Зеленая роща» принять к расчету данные индивидуального прибора учета тепловой энергии, установленного в квартире по адресу <адрес>.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме, с подачей кассационной жалобы через Ленинский районный суд города Екатеринбурга.

Судья (подпись)

Копия верна

Судья