РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 08 сентября 2011 года Ленинский районный суд г. Екатеринбурга в составе: председательствующего судьи Савиновой О.Н., при секретаре Васильевой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зябкина ФИО4 к Военному комиссариату Свердловской области о перерасчете пенсии и выплате задолженности по недополученной пенсии, установил: Зябкин Н.Ф. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Свердловской области о перерасчете пенсии и взыскании недополученной пенсии с учетом индексации. Истец просит произвести перерасчет пенсии и взыскать задолженность по недополученной пенсии с индексацией за период с 01.01.1999 г. по 30.06.1999 г. в связи с увеличением месячных окладов по воинским званиям согласно постановлению Правительства РФ от 19.01.1999 г. N 72, с индексацией суммы задолженности. В обоснование требований истец указал, что является военным пенсионером, получает пенсию за выслугу лет, в период с 1 января 1999 г. по 30 июня 1999 г. указанная пенсия выплачивалась ему в меньшем размере, чем было предусмотрено действовавшим законодательством. Пенсия военнослужащим исчисляется из денежного довольствия военнослужащих, при расчете учитываются оклады по должности, оклады по воинскому званию, процентная надбавка за выслугу лет. Пунктом 2 ст. 12 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предусмотрено, что размеры окладов по воинским должностям, окладов по воинским званиям и дополнительных выплат определяются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) с соблюдением условия единства основных норм денежного довольствия военнослужащих. При этом, оклады по первичным воинским должностям солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда, а оклады по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее половины окладов по воинским должностям. Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 19.01.1999 № 72 с 01.01.1999 повышены в 1,62 раза оклады по воинским должностям, пунктом 2 данного Постановления повышение окладов по воинским званиям предусмотрено с 01.07.1999. Решением Верховного Суда Российской Федерации от 20.10.1999 № ВКПИ 99-18 пункт 2 названного Постановления в части повышения военнослужащим окладов по воинским званиям лишь с 01.07.1999 признан не соответствующим абз. 2 ст. 12 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Таким образом, по мнению истца, в период с 1 января 1999 г. по 30 июня 1999 г. пенсия неправомерно начислялась ему в меньшем размере, в соответствии с п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 г. № 9 (в редакции от 06 февраля 2007 г. № 6) сумма недоплаченной за этот период пенсии подлежит взысканию и индексации с применением индексов потребительских цен, рассчитанных государственным органом статистики. В силу ч. 2 ст. 58 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине ответчика, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком, с учетом требований ст.ст. 15, 1064, 1082 ГК РФ истец просил обязать Военный комиссариат Свердловской области произвести перерасчет его пенсии и выплатить задолженность по недополученной пенсии с индексацией за период с 01.01.1999 г. по 30.06.1999 г. в связи с увеличением месячных окладов по воинским званиям согласно постановлению Правительства РФ от 19.01.1999 г. N 72, с индексацией суммы задолженности по сводному индексу потребительских цен по Свердловской области со дня образования задолженности по дату фактического перерасчета пенсии. Ответчик иск не признал, указав в своем отзыве, что исходя из содержания ст. 12 Федерального закона «О статусе военнослужащих» следует, что установление новых окладов по воинскому званию всем военнослужащим, кроме первичных воинских званий, находится в исключительной компетенции Правительства Российской Федерации. Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1998 № 1638 Правительству Российской Федерации поручено повысить с 01.01.1999 в 1,62 раза месячные оклады по воинским должностям, с 01.07.1999 - повысить в 2,02 раза месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями. Во исполнение данного Указа Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1999 № 72 с 01.07.1999 установлены новые оклады по воинскому званию. С учетом этих окладов по воинскому званию пенсионерам произведен перерасчет пенсий с 01.07.1999. Решением Верховного Суда Российской Федерации от 20.10.1999 № ВКПИ 99-18 признано незаконным повышение лишь с 01.07.1999 окладов по воинскому званию только по первичному воинскому званию, в этом решении не имелось указаний о перерасчете денежного довольствия военнослужащих и пересмотре пенсий с 01.01.1999. Правительством Российской Федерации также не принималось дополнительных решений по данному вопросу. Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1998 г. № 1638 Указом № 72 не отменялся, действовал до издания Указа Президента Российской Федерации от 30 июня 2002 г. № 673. Поскольку за период с 01.01.1999 по 30.06.1999 военнослужащим, состоящим на службе, оклады по воинскому званию, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 г. № 72, не выплачивались, поэтому применять иной размер окладов по воинским званиям, при перерасчете пенсии ответчик был не вправе, определение размеров окладов относится к компетенции Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. В связи с изложенным в удовлетворении иска ответчик просил отказать, в том числе с учетом положений ст. 16 Конституции Российской Федерации, согласно которой органы законодательной исполнительной и судебной власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенции друг друга, и ст. 11 ГПК Российской Федерации о применяемых судом при разрешении дела нормативных правовых актах. Истец просил рассмотреть дело в его отсутствие. Ответчик просил рассмотреть дело в отсутствие его представителя с учетом доводов, изложенных в отзыве. Изучив материалы дела, суд полагает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В судебном заседании установлено, что истец является получателем пенсии в Военном комиссариате Свердловской области в период с 1990 года, что подтверждается представленными в материалы дела документами. Пенсионное обеспечение истца осуществляется в соответствии с Федеральным Законом РФ № 4468-1 от 12 февраля 1993года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» (введен в действие с 1.02.1993 г.) и Постановлением Правительства РФ № 941 от 22 сентября 1993года «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». В соответствии со ст. 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 с последующими изменениями и дополнениями "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Для исчисления им пенсии в денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, ежемесячной денежной продовольственной компенсации, выплачиваемой лицам рядового и начальствующего состава. Согласно статье 49 названного Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, состоящих на службе, исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсии денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением. Таким образом, положения ст.49 Закона устанавливают основания пересмотра пенсий. Разрешая вопрос об обоснованности исковых требований в части необходимости производства перерасчета пенсий военных пенсионеров за период с 01.01.1999 года по 30.06.1999 года в связи с увеличением месячных окладов в соответствии с занимаемыми воинскими званиями военнослужащим, суд полагает его подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Пунктом 2 ст. 12 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 72-ФЗ (в редакции, действовавшей в период рассматриваемых правоотношений) предусматривалось, что размеры окладов по воинским должностям, окладов по воинским званиям и дополнительных выплат определяются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) с соблюдением условия единства основных норм денежного довольствия военнослужащих. При этом оклады по первичным воинским должностям солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда, а оклады по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее половины окладов по воинским должностям (абз. 2 п. 2 ст. 12). Из содержания данной нормы следует, что минимальный предел окладов по воинским званиям (не менее половины окладов по воинским должностям) предусмотрен не только в отношении первичных воинских званий, а установлен для всех военнослужащих. Иное толкование абз. 2 п. 2 ст. 12 указанного Закона не соответствует буквальному тексту закона и противоречит принципу равенства всех перед законом (ст. 19 Конституции Российской Федерации). Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1999 № 72 принятым в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1998 № 1638, военнослужащим повышены с 01.01.1999 в 1,62 раза месячные оклады в соответствии с занимаемыми воинскими должностями, а с 01.07.1999 установлены месячные оклады по воинским званиям согласно приложению № 1. В силу нормы абз. 2 п. 2 ст. 12 Федерального закона «О статусе военнослужащих» оклады по воинским званиям не могли быть меньше половины действовавших с 01.01.1999 окладов по воинским должностям. Указанный закон подлежит применению в соответствии с ч. 2 ст. 120 Конституции Российской Федерации, ст. 5 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», ч. 2 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, как нормативный акт, имеющий большую юридическую силу, чем Указ Президента Российской Федерации от 24.12.1998 № 1638 и Постановление Правительства Российской Федерации от 19.01.1999 № 72, не предусмотревшие с 01.01.1999 г. увеличения размеров окладов по воинскому званию до половины окладов по воинским должностям. То обстоятельство, что пункт 2 Постановления Правительства Российской Федерации не подлежит применению только с момента вступления в законную силу решения Верховного Суда Российской Федерации от 20.10.1999, не препятствует применению при разрешении иска нормы абз. 2 п. 2 ст. 12 Федерального закона «О статусе военнослужащих», как нормы, имеющей большую юридическую силу по сравнению с названной нормой акта Правительства Российской Федерации. Требование абз. 2 п. 2 ст. 12 Федерального закона «О статусе военнослужащих» являлось обязательным для ответчика, производившего начисление пенсии, вследствие чего ссылка ответчика на не повышение военнослужащим с 01.01.1999 окладов по воинским должностям не может рассматриваться как законное основание для не увеличения пенсии истцу в соответствии с названным положением закона. Учитывая, что выплата пенсии в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, причинила имущественный вред истцу, суд вправе удовлетворить его требование об индексации суммы недоплаченной пенсии с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики. Индексации подлежит сумма недоплаты за период с февраля 1999 г. (со дня образования задолженности, поскольку первая недоплата была за январь 1999 г.) до фактического перерасчета пенсии. Таким образом, в соответствии со ст. 58 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком. Недоплаченная сумма пенсии подлежит взысканию с индексацией суммы задолженности по сводному индексу потребительских цен по Свердловской области со дня образования задолженности по дату фактического перерасчета пенсии. С целью защиты нарушенного права истца сумма задолженности подлежит индексации в связи с обесцениванием денежных средств в результате инфляции по сводному индексу потребительских цен по Свердловской области в соответствии со ст.ст. 15, 1064 и 1069 ГК РФ и п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 года N 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих". Таким образом, исковые требования истца подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Обязать Военный комиссариат Свердловской области в срок до 21.10.2011 г. произвести перерасчет пенсии Зябкину ФИО5 и выплатить задолженность за период с 01.01.1999 г. по 30.06.1999 г., в связи с увеличением месячных окладов по воинским званиям согласно постановлению Правительства РФ от 19.01.1999 г. N 72, с индексацией задолженности по сводному индексу потребительских цен по Свердловской области. На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Свердловский областной суд с подачей жалобы через суд, вынесший решение, в течение десяти дней. Судья: