Дело N 2-3740\11(09) В окончательном виде изготовлено 15 августа 2011 года РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 12 августа 2011 года Ленинский районный суд г.Екатеринбурга в составе: председательствующего судьи Проняевой Г.А. при секретаре Кузнецовой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Галлямова Р.Р. к ООО <УГМК - Страхование> о возмещении ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия, УСТАНОВИЛ: Галлямов P.P. обратился в Ленинский районный суд с исковым заяв- лением к ООО <УГМК-Страхование> о взыскании страхового возмещения (<данные изъяты> <данные изъяты> стоимости услуг по проведению технической экспер- тизы (<данные изъяты> р.), компенсации морального вреда (<данные изъяты> р.), судебных расходов (<данные изъяты> р.), госпошлины (<данные изъяты> р.) в связи с дорожно-транс- портным происшествием, имевшим место ДД.ММ.ГГГГ Исковые требования истца основаны на заключенных договорах добро- вольного страхования транспортных средств (0000 0000 от ДД.ММ.ГГГГ г.) и страхования от несчастного случая (0000 0000 от ДД.ММ.ГГГГ), а также заявленном истцом в качестве страхового случая событии (ДТП от ДД.ММ.ГГГГ). Истец в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, что подтверждается уведомлением о вручении истцу повестки суда. Представитель истца исковые требования поддержал в ранее заявлен- ном объеме. Ответчик исковые требования не признал, указав на отсутствие пра- вовых оснований для возложения на ответчика обязанности по возмещению истцу вреда, поскольку имеют место обстоятельства, дающие дают основа- ния полагать, что указанные договоры страхования были заключены дейс- твующим по доверенности 0000 от ДД.ММ.ГГГГ агентом ООО <УГМК-Страхо- вание> ФИО16 с Галлямовым Р- Р. не ДД.ММ.ГГГГ, а уже после произошедшего дорожно-транспортного происшествия, т.е. после наступления события, которое истец пытается выдать за страховой случай. Со стороны страховой компании последовало подача заявление в пра- воохранительные органы с целью установления в действиях Галлямова P.P. состава преступления, однако, на сегодняшний день проверка в отношении Галлямова P.P. еще продолжается. Заслушав стороны, показания свидетеля, специалиста и эксперта, изучив материалы гражданского дела и дело об административном правона- рушении, суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст.ст.55-56 ГПК РФ обязанность по представлению доказательств возлагается на стороны. В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требова- ниями закона. Согласно ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обяза- тельства не допускается. Суд пришел к выводу, что основания, необходимые для возложения на ответчика обязанности по договорам возместить истцу ущерб, отсутствуют. Как видно из материалов дела, 29.06.2009 года в 10 час. 16 мин. Галлямов Р.Р., управляя принадлежащим ему на праве собственности авто- мобилем <данные изъяты>, совершил наезд на препятствие - бордюрный ка- мень, что подтверждается Справкой Отделения ГИБДД города Березовского Свердловской области об участии в дорожно-транспортном происшествии от 29.06.2009 г., Справкой Отделения ГИБДД города Березовского Свердловс- кой области о дорожно-транспортном происшествии от 29.06.2009 г., оп- ределением об отказе в возбуждении дела об административном правонару- шении от 29.06.2009 г. В результате произошедшего ДТП принадлежащий истцу на праве собс- твенности автомобиль получил механические повреждения, кроме того, был причинен вред здоровью Галлямова Р.Р., в связи с чем истец находился на стационарном, амбулаторном лечении и был нетрудоспособен в период с 29.06.2009 г. по 12.12.2009 г. (включительно), общий период нетрудос- пособности составил 166 календарных дней. Истцом заявлены к возмещению: - стоимость восстановительного ремонта автомашины, которая сог- ласно экспертному заключению рассчитана в сумме <данные изъяты> рубля, - размер подлежащей оплате страховой выплаты по договору страхо- вания от несчастного случая составляет <данные изъяты> рублей (страховая сумма составляет <данные изъяты> рублей, размер страхового возмещения составляет <данные изъяты>% от страховой суммы за каждый день нетрудоспособности, общий период нетрудоспособности составляет <данные изъяты> <данные изъяты> - стоимость оказания услуг по проведению технической экспертизы в размере <данные изъяты> рублей, - возмещение судебных расходов по оплате договора оказания юриди- ческих услуг <данные изъяты> рублей, - возмещение расходов по уплате государственной пошлины <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, - компенсация морального вреда <данные изъяты> рублей. В обоснование указанных требований истцом представлен договор, согласно которому 27 июня 2009 года между истцом и ООО <УГМК - Страхо- вание> в пользу кредитора - Екатеринбургского филиала ОАО <АК БАРС> Банк был заключен договор страхования транспортного средства (страхо- вой полис 0000 от 27.06.2009 г.) от рисков <Ущерб> и <Угон> (Ав- токаско). Страховая стоимость, предусмотренная указанным договором страхования, - <данные изъяты> рублей. Срок страхования с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Как утверждает истец, в момент заключения договора страхования транспортного средства автомобиль был осмотрен представителем ответчи- ка с применением средств фото-фиксации, претензий и нареканий по тех- ническому состоянию автомобиля не поступало, что подтверждается актом осмотра транспортного средства к страховому полису 0000 0000). Кроме того, одновременно с вышеуказанным договором Галлямовым Р.Р. дополнительно был заключен договор страхования от несчастного случая (страховой полис серия 0000 0000 от ДД.ММ.ГГГГ, страховая сумма - <данные изъяты> рублей с условием выплаты страхового возмещения в раз- мере <данные изъяты> % от страховой суммы за каждый день нетрудоспособности. Срок страхования с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Ответчик оспаривает факт заключения указанных договоров в те да- ты, которые в них указаны, по мнению ответчика договоры были заключены после ДТП. В соответствии со ст.929 ГК РФ по договору имущественного Страхо- вания одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страховате- лю)или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобре- тателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами стра- хователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной до- говором суммы (страховой суммы). Согласно ст. 942 ГК РФ одним из существенных условий договора страхования является условие о характере события, на случай наступле- ния которого осуществляется страхование (страхового случая), а также соглашение о сроке действия договора. В силу требований ст. 957 ГК РФ, если в договоре не предусмотрен иной срок начала действия страхования, страхование, обусловленное до- говором страхования, распространяется на страховые случаи, происшедшие после вступления договора страхования в силу. В ходе судебного разбирательства были тщательно проверены все до- воды сторон, и суд не находит возможным согласиться с доводами истца, учитывая следующее. Как указал ответчик, страховая премия по указанным договорам была сдана агентом ФИО2 в кассу ООО <УГМК-Страхование> только ДД.ММ.ГГГГ, хотя агентским договором 0000 от ДД.ММ.ГГГГ заключен- ным с ней установлен срок сдачи денежных средств - в течении трех дней с момента их получения от страхователя. Из объяснений страхового агента ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что фотографирование автомобиля при страховании производилось в г. Березовском собственным фотоаппаратом страхователя, указанные фо- тографии были приложены к договорам и находились у ответчика. ФИО2, несмотря на неоднократные вызовы, в суд не яви- лась. 16 декабря 2009г. Галлямов P.P. обратился в ООО <УГМК-Страхова- ние> с заявлением о наступлении страхового случая по договору страхо- вания 0000 от ДД.ММ.ГГГГ по которому было застраховано транс- портное средство <данные изъяты> гос. 0000. Также 16 декабря 2009г. Галлямов P.P. обратился с заявлением о наступлении страхового случая по договору страхования от несчастного случая 0000 0000 от ДД.ММ.ГГГГ В ходе рассмотрения заявленных событий в страховой компании были установлены факты, послужившие основанием для отказа в выплате страхо- вого возмещения, и суд считает обоснованными доводы ответчика о заклю- чении договора после ДТП и спорности прав истца на получение страхово- го возмещения. Так, на фотографиях автомобиля <данные изъяты> гос. № 0000 при страховании усматривается, что колеса данного транспортного средства укомплектованы шинами марки <<данные изъяты>>, а колеса автомобиля предос- тавленного на осмотр эксперту, укомплектованы шинами марки <<данные изъяты>>. Истцом данный факт не оспаривается. Галлямов Р.Р. пояснил, что в связи с дефектом одной из шин, они были им поменяны накануне ДТП, однако истцом не представлены ни чеки, подтверждающие приобретение указанных шин, ни квитанции об их установ- ке. Истец пояснил, что прибрел шины у частного лица, причем бывшие в употреблении. Однако суд полагает необходимым обратить внимание на то, что пос- кольку в Акте осмотра транспортного средства к страховому полису от 27.06.2009 г. (т.1 л.д.25), не указано на наличие каких-либо поврежде- ний, соответственно, дефект шины мог наступить только 27 или 28 июня (истец не доказал, что повреждение действительно имело место, при ка- ких обстоятельствах произошло повреждение и когда именно), соответс- твенно, и замена четырех шин должна была быть произведена в указанные даты. Следовательно, именно в эти два дня (приобретение шин заблагов- ременно, тем более, б\у, представляется нелогичным, поскольку автомо- биль новый, 2008 г.в., находился в залоге), он должен был найти част- ное лицо, которое продало бы ему четыре шины и заменить их. Истец не представил сведений об этом частном лице, а также дока- зательств того, каким образом им были приобретены шины (по объявлению, на рынке или через знакомых), не подтвердил факт уплаты денежных средств. Ответчик просил обратить внимание, что на автомобиле <данные изъяты> <данные изъяты>, предоставленном на осмотр эксперту, имеются пластиковые ветрови- ки установленные на верхних рамках всех дверей, а на фотографиях авто- мобиля при страховании данные ветровики отсутствуют. Истец данный факт также не оспаривает, однако в ходе судебного заседания он пояснил, что готовил автомобиль к продаже, поэтому 28.06.2009 г. установил на автомобиле ветровики. Чеки на приобретение ветровиков истцом не представлены. Как указал истец, ветровики, бывшие в употреблении, он приобрел до ДТП у частного лица, документы, подтверждающие факт оплаты, также отсутствуют, устанавливал ветровики самостоятельно у себя в гараже. На вопрос суда, с какой целью производилась установка дополни- тельных приспособлений (т.е. были понесены дополнительные расходы) в автомобиле, предназначенном к продаже, истец объяснил данное действие намерением улучшить внешний вид автомобиля, что представляется нес- колько нелогичным, поскольку новый владелец мог не согласиться с нали- чием таких приспособлений, соответственно, расходы истца были бы нап- расными. Аналогичные вопросы вызвала тонировка автомашины. Как видно на фотографиях страхового агента, тонировка на автомо- биле истца отсутствует. Из административного дела (протокола осмотра и фотографий ДТП) следует, что на момент аварии автомобиль имел тонировку. Истцом в судебном заседании подтверждено, что на момент страхова- ния тонировки на автомашины не имелось, на момент ДТП - автомашина бы- ла тонирована. Истец пояснил, что тонировка была им установлена также в рамках предпродажной подготовки автомобиля 28.06.2009 г. Причем, как указал истец, до оформления договора страхования автомобиль был тонирован, накануне заключения договора он удалил тонировку (поскольку в страхо- вой компании "Росгосстрах" ему пояснили, что договор страхования при наличии тонировки не заключается), на следующий день он в гараже част- ного лица Лаптева снова установил тонировку. Суд отмечает, что Лаптев истцом в качестве свидетеля не заявлен, документы, подтверждающие оплату приобретения и установки тонировки, также отсутствуют. Кроме того, представляются неубедительными объяснения истца о том, что тонирование автомобиля было произведено повторно, после того, как тонировка была снята накануне страхования, и восстановлена на сле- дующий же день после заключения договора, причем, на автомобиль, пред- назначенный истцом для продажи, т.е. траты истца были также не рента- бельны. Более того, если истец был намерен продать автомобиль, и при этом знал, что тонированные автомобили не страхуются (а при смене собствен- ника потребовалось бы обязательное заключение договора страхования), тогда истец должен был предполагать, что новому собственнику также придется снимать только что установленную им тонировку, таким образом, последовательность действий истца с удалением-установкой тонироки яв- ляется алогичной. Также ответчик обратил внимание, что на фотографиях автомобиля <данные изъяты> при страховании накладная рамка заднего гос. номера име- ется надпись <<данные изъяты>> (<данные изъяты>>, а накладка рамки заднего гос. номера, автомобиля предоставленного на осмотр эксперту, имеет надпись <данные изъяты> Истец пояснил, что, возможно, накладку заменил ФИО17 при смене колес и установлении тонировки, он, однако, его об этом не просил, по- тому что она не была сломана. Откуда у ФИО18 могла оказаться запас- ная накладная рамка, он не знает. Также суд обращает внимание на то, что при первоначальном опросе (протокол от 07.02.2011 г. - т.1, л.д.219-223) истец давал несколько иные пояснения по данным фактам, в частности, фамилия ФИО19 им не упоминалась, истец заявлял о том, что работы по замене шин и установке ветровиков он производил самостоятельно, тогда как в протоколе от 09.03.2011 г. (т.2 л.д.2-7) он изменил пояснения, указав, что эти ра- боты производил именно Лаптев, которому он оставлял автомашину на 1-3 часа. Ответчик отметил также, что на фотографиях автомобиля <данные изъяты> <данные изъяты> при страховании, на крышке багажника имеется две наклейки в пра- вой части в виде буквенной надписи <<данные изъяты>>, в левой части в виде бук- венной надписи <<данные изъяты>>, а на крышке багажника автомобиля, предостав- ленного на осмотр эксперту, данные наклейки отсутствуют. Истец пояснил, что снял наклейки самостоятельно в рамках предпро- дажной подготовки, т.к. полагал, что новому владельцу их наличие может не понравиться. Однако, представляется более логичным, если бы истец продал авто- мобиль в том состоянии, которое было, а покупатель самостоятельно ре- шил, оставлять ему наклейки или нет. Также непонятно, почему наклейки были удалены именно 28.06.2009 г., поскольку автомобиль находился в пользовании истца более года. Также ответчик указал на то, что из фотографий автомобиля <данные изъяты> <данные изъяты> при страховании усматривается, что табличка гос. номера, уста- новленная на крышке багажника, имеет повреждения, идентичные поврежде- ниям таблички гос. номера предоставленной на осмотр эксперту, которая до ДТП была установлена на передний бампер автомобиля и была поврежде- на при заявленном ДТП. Данный довод ответчика истцом не опровергнут. Кроме того, у автомобиля <данные изъяты>, предоставленного на осмотр эксперту, передняя панель выполнена в двухцветном исполнении серая па- нель и черные вставки (черная панель центральной консоли, черные деф- лекторы воздуховодов), а на фотографиях автомобиля при страховании ус- матривается, что передняя панель выполнена в одном цвете (серая). На момент вынесения решения от 23 марта 2011 года суд не распола- гал сведениями о местонахождении автомашины, поэтому в указанном реше- нии была дана оценка показаниям свидетеля ФИО6, который подт- вердил, что панель была сменена им после приобретения у истца повреж- денного автомобиля в июле 2009 года. Однако в апреле 2011 года ответчик обратился в суд с заявлением о пересмотре решения по вновь открывшимся обстоятельствам Основанием к подаче указанного заявления послужило то обстоятель- ство, что после того, как был установлен следующий собственник транс- портного средства <данные изъяты> (0000), экспертом ООО Агентство <ЭкспертИнформ> ФИО7 данный автомобиль был осмотрен и изучен на предмет того, имеются ли следы демонтажа на уста- новленной на данном ТС приборной панели. Осмотр экспертом указанного транспортного средства проводился ДД.ММ.ГГГГ по месту жительства его нынешнего собственника ФИО20 ФИО20 (<адрес>), на данный осмотр был приглашен Галлямов Р.Р. (направлена телеграмма 2/362). Истец не отрицал, что получил указанную телеграмму, но не смог явиться на осмотр, поскольку когда приехал в г.Каменск-Уральский, не нашел место осмотра автомобиля. В соответствии с заключением специалиста 0000 от ДД.ММ.ГГГГ демонтаж панели приборов, которая установлена на <данные изъяты> <данные изъяты> (0000) предприятием-изготовителем, не произво- дился (т.2 л.д.78-90). Представитель ответчика просил обратить внимание на то, что из протокола судебного заседания от 07.02.2011г. со слов Галлямова P.P., следует, что в январе 2010г. при проведении осмотра автомобиля на него была установлена уже другая панель. Заменой панели занимался ФИО21 ФИО21., которому он продал автомобиль в июле 2009 года в период нахожде- ния на стационарном лечении. Так, согласно протокола судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО22 ФИО22. в суде подтвердил, что бывшая в употреблении приборная па- нель ТС приобреталась им у неизвестного лица на рынке и заменялась не- посредственно свидетелем, также ФИО8 указал, что ремонт был <не очень хорошего качества>. Следовательно, панель (если она заменялась ФИО8), быв- шая в употреблении, как минимум, должна быть дважды монтирована и один раз демонтирована. При этом ремонт был не очень хорошего качества, что безусловно, подразумевает образование следов от проведенного таким об- разом ремонта. В свою очередь специалист ФИО7 в заключении указал, что в обследованном им транспортном средстве установлена панель предп- риятия-изготовителя и отсутствуют следы ее полного демонтажа. В связи с указанными обстоятельствами сторонами было заявлено хо- датайство о назначении автотехнической экспертизы для определения, имеются ли на приборной панели спорной автомашины следы демонтажа. Обе стороны присутствовали при проведении судебной автотехничес- кой экспертизы. Согласно заключению эксперта N 12\311 от ДД.ММ.ГГГГ (т.2 л.д.125-137) при внешнем осмотре панели приборов автомобиля <<данные изъяты> <данные изъяты>> и элементов отделки салона препятствующих снятию панели приборов установлено следующее: 1. На крышке звукового сигнала отсутствуют следы механического воздействия (Фото №-3), на рулевом колесе на его внутренней части от- сутствуют следы механического воздействия от рабочих элементов механи- ческого съемника. Верхний кожух рулевой колонки имеет излом пластика в районе переключателя омывателя ветрового стекла (Фото №-4), кроме того на сопрягаемых плоскостях верхнего и нижнего кожухов рулевой колонки имеются следы повреждений выполненных предметом по твердости значи- тельно превосходящего твердость пластика (Фото №-5 фрагмент №-1, Фото №-6 фрагмент №-2) Винты (Фото №-7,8) крепления верхнего и нижнего ко- жухов рулевой колонки имеют многочисленные следы механического воз- действия с разрушением защитного гальванического покрытия с образова- нием коррозии в местах повреждений. 2. На пластике комбинации приборов отсутствуют следы механическо- го воздействия (Фото №-3); 3. На нижней панели отделки панели приборов отсутствуют следы ме- ханического воздействия. 4. На винтах (Фото №-9,10,11) крепления вещевого ящика отсутству- ют следы механического воздействия. 5,6. На блоке управления отоплением и вентиляцией, а также на па- нели радиоприемника отсутствуют следы механического воздействия (Фото N9-3). 8,9. На креплении, накладках порога и обивках нижней передней стойки (Фото №-13), а так же верхней обивке передней стойки (Фото №-12,14) отсутствуют следы механического воздействия. 10. На головке левого винта (Фото №-15) крепления панели приборов имеются многочисленные повреждения гальванического покрытия с замятием граней головки, шайба винта имеет повреждения гальванического покры- тия, пластик панели в месте контактирования имеет разрушение в виде заусеницы. На головке правого винта (Фото №-16) крепления панели при- боров, шайбе и пластике панели в месте контактирования с шайбой от- сутствуют следы механического воздействия Анализ повреждений на вин- тах, пластике облицовке и панели приборов автомобиля "<данные изъяты>" показывает, что снятие/установка панели приборов не производилась в бедствии отсутствия следовых отпечатков инструмента (головок, кресто- вых отверток и т.д), за исключением силового воздействия на кожухи ру- левого управления и винты их соединяющие. С учетом выявленных признаков, имеющихся на автомобиле <<данные изъяты> <данные изъяты>>, а также имеющихся повреждений, по мнению эксперта, можно кате- горически утверждать, что панель приборов установлена на заводе-изго- товителе, а ее повторный демонтаж/монтаж не производился. На основании произведенного осмотра экспертом ФИО9 (так- же как и специалистом ФИО7) сделан однозначный вывод, что наличие частичного демонтажа крепежных элементов панели приборов не позволяло произвести ее замену. В данном случае, по заключению экс- перта, можно категорически утверждать, что панель приборов установлена на заводе-изготовителе, а ее повторный демонтаж/монтаж не производил- ся. Поскольку истцом были высказаны возражения против указанного зак- лючения, в ходе судебного заседания в присутствии сторон и экспертов был произведен осмотр автомобиля. Допрошенные в судебном заседании эксперт ФИО9 и специалист ФИО7 пояснили, что при осмотре ими были обнаружены кре- пежные элементы, не подвергавшиеся воздействию, что невозможно при полном демонтаже панели. Оснований не доверять показаниям указанных лиц у суда не имеется, их пояснения мотивированы, подтверждены материалами дела. Привлеченный истцом в качестве специалиста ФИО10, автоэ- лектрик ООО "Автолидер-Восток", в судебном заседании пояснил, что ав- тосигнализация может быть установлена без демонтажа всей панели, что не опровергает заключений ФИО9 и ФИО7 Суд полагает, что вышеизложенные факты в совокупности подтвержда- ют факт предоставления Галлямовым P.P. при оформлении договора страхо- вания иного автомобиля, чем указано в договоре, и, следовательно, зак- лючение этого договора имело место уже после произошедшего ДТП. Поскольку истец настаивал, что договор страхования автомашины заключался одновременно с договором страхования от несчастного случая, суд полагает, что и указанный договор также был оформлен после наступ- ления страхового случая. Следовательно, согласно ст.957 ГК РФ, отсутствуют основания для возмещения ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия 29.06.2009 г., в том числе страхового возмещения (стои- мости восстановительного ремонта) по договору страхования автотранс- портного средства 0000 от ДД.ММ.ГГГГ, и страхового возмещения по договору страхования от несчастного случая 0000 0000 от ДД.ММ.ГГГГ Соответственно, в силу ст.ст.98, 100 ГПК РФ не подлежат возмеще- нию расходы по проведению технической экспертизы, судебные расходы по оплате договора оказания юридических услуг и по оплате государственной пошлины. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований Галлямова Р.Р. к ООО <УГМК - Страхование> о возмещении ущерба, причиненного в результа- те дорожно-транспортного происшествия 29.06.2009 г., отказать. На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Сверд- ловский областной суд с подачей жалобы через суд, вынесший решение, в течение десяти дней с даты изготовления решения в окончательном виде. Судья. Подпись. Копия верна. Судья