прокурор в инт.Маркова к администрации г.Екатеринбурга о предоставлении жилья



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации.

29 августа 2011 года. Ленинский районный суд г. Екатеринбурга в составе: председательствующего судьи Лимоновой Л.Ф., при секретаре Быковой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Чкаловского района г.Екатеринбурга, действующего в интересах Маркова Е.М. к администрации г.Екатеринбурга, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Правительству Свердловской области, администрации Чкаловского района г.Екатеринбурга об обязывании приобретения жилого помещения и предоставлении на условиях социального найма,

у с т а н о в и л:

Прокурор Чкаловского района г.Екатеринбурга, по основаниям ст. 45 ГПК РФ выступающий в защиту интересов Маркова Е.М., обратился в суд к указанным ответчикам об обязывании Правительства Свердловской области и Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, как главного распорядителя средств областного бюджета по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение не менее нормы предоставления, передаче данного жилого помещения в муниципальную собственность для последующего распределения истцу, обязывании администрации г.Екатеринбурга предоставить его истцу, как ребенку-сироте с дальнейшим заключением между Марковым Е.М. и администрацией Чкаловского района г.Екатеринбурга договора социального найма.

В обоснование своего иска прокурор указал, что истец <данные изъяты>. В настоящее время Марков Е.М. зарегистрирован по адресу <адрес> а проживает в <адрес>. Распоряжением главы администрации Чкаловского района г.Екатеринбурга 0000 от ДД.ММ.ГГГГ Марков Е.М. был признан нуждающимся в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма и принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с ФЗ РФ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 51 и ст. 52 ЖК РФ. На момент обращения с иском в суд иными жилыми помещениями, в том числе по договору социального найма или на праве собственности, Марков Е.М. не обеспечен. В соответствии со ст.57 ЖК РФ и ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилое помещение истцу должно предоставляться без очереди после достижения им 18 лет. Функция главного распорядителя средств областного бюджета по обеспечению жильем сирот возложена на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Поэтому данное Министерство должно приобрести для истца жилое помещение и передать его администрации г.Екатеринбурга для последующего распределения и предоставления Маркову Е.М. на условиях социального найма.

В судебном заседании прокурор поддержала исковые требования в объеме согласно предъявленному иску, указав, что обращение в суд с иском преследует своей целью защиту прав истца на предоставление жилого помещения, которое прямо закреплено законом. Прокурор просила предоставить истцу жилое помещение общей площадью не менее <данные изъяты>

В судебном заседании представитель ответчика администрации Чкаловского района г.Екатеринбурга возражения на заявленный иск суду не указал, пояснив, что жилое помещение на момент рассмотрения настоящего дела истцу не предоставлено.

В судебном заседании представитель УСЗН по Чкаловскому району г.Екатеринбурга указала на обоснованность заявленных прокурором требований, считая их основанными на законе и фактических обстоятельствах, изложенных в исковом заявлении.

В судебное заседание не явились представители ответчиков – Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, администрации г.Екатеринбурга, Правительства Свердловской области, СОГУ «Фонд поддержки индивидуального строительства», Министерства финансов РФ и Министерства Свердловской области, о дате и времени слушания дела извещались судом надлежащим образом и в срок.

От Правительства Свердловской области поступил отзыв, в котором указано, что постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 г. № 84-ПП утвержден «Порядок обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения», согласно которому главным распорядителем средств областного бюджета по обеспечению детей-сирот жильем возложены на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, получателем средств областного бюджета, направленных на строительство жилых помещений для детей-сирот является СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». В целях реализации Порядка СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» в рамках выделенных денежных средств в 2010 г. были заключены государственные контракты на строительство <данные изъяты> помещений в г.Екатеринбурге для указанной категории граждан, при этом <данные изъяты> в 2011 г. должны быть обеспечены жилыми помещениями. В настоящее время <данные изъяты> включены в списки на внеочередное получение жилья, у <данные изъяты> право на получение жилья уже возникло, <данные изъяты> данной социальной категории нуждаются в предоставлении жилья. Ответчик также указал, что деятельность СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» носит производный характер от функций Министерства строительства и архитектуры Свердловской области и сводится к размещению заказов на строительство жилья для указанной категории граждан. Поскольку истец уже поставлен на учет для внеочередного предоставления жилого помещения, а действующее законодательство, регулирующее спорные правоотношения предусматривает механизм его реализации, иск прокурора не подлежит удовлетворению.

С учетом таких обстоятельств и мнения явившихся в судебное заседание сторон суд считает возможным рассмотреть данное дело при установленной явке.

Заслушав пояснения прокурора, представителей администрации Чкаловского района г.Екатеринбурга, УСЗН по Чкаловскому району г.Екатеринбурга, изучив материалы дела и также оценив представленные в суд доказательства в их совокупности, суд частично удовлетворяет исковые требования прокурора по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона №159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с последующими изменениями и дополнениями), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Таким образом, федеральное законодательство прямо гарантирует право указанных категорий лиц на внеочередное получение в пользование жилого помещения на условиях договора социального найма.

Судом установлено, что истец <данные изъяты>

Распоряжением Главы администрации Чкаловского района г.Екатеринбурга от ДД.ММ.ГГГГ 0000 Марков Е.М. признан нуждающимся в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма и принят на учет для целей предоставления жилого помещения государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования на территории г.Екатеринбурга (л.д. 13).

На момент рассмотрения дела Марков Е.М. зарегистрирован по адресу <адрес> в жилом помещении, принадлежащем ФИО6 на основании договора найма от 24.06.2010г.

Отсутствие у истца какого-либо иного жилья на условиях договора социального найма не оспаривается представителями ответчиков, в том числе администрацией Чкаловского района г.Екатеринбурга, а отсутствие у него жилья на праве собственности подтверждается письменным ответом Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Свердловской области и ЕМУП БТИ г.Екатеринбурга.

Все вышеназванные доказательства ответчиками не оспорены, отвечают требованиям относимости и допустимости, не противоречивы, взаимно дополняют друг друга и в своей совокупности позволяют суду признать наличие у истца права на получение жилого помещения во внеочередном порядке как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области №84-ПП от 08.02.2011г., утвердившим Порядок обеспечения в 2011 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья, за счет средств областного бюджета, уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями указанной категории лиц за счет средств областного бюджета указано Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.

Согласно п.п.8,9 указанного Порядка, жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской социального использования и после распределения их детям –сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма.

Учитывая, что Постановлением Правительства Свердловской области определена конкретная денежная сумма, подлежащая расходованию на обеспечение жильем детей-сирот и учитывая, что истец имеет право на получение жилья во внеочередном порядке, суд считает необходимым возложить на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанность передать благоустроенное жилое помещение в виде квартиры в собственность МО г.Екатеринбург для последующего предоставления указанного жилья Маркову Е.М. на условиях договора социального найма.

С учетом этого обязанность по предоставлению жилого помещения, приобретенного и переданного Министерством строительства и архитектуры Свердловской области, и заключению договора социального найма суд возлагает на администрацию г.Екатеринбурга, поскольку именно орган местного самоуправления заключает договор социального найма с гражданином.

Так как изложенными правовыми нормами на Правительство субъекта не возлагается обязанность по приобретению и передаче жилого помещения категории лиц, к которой отнесен Марков Е.М., указанные требования к Правительству Свердловской области удовлетворены быть не могут.

Определяя размер жилого помещения, подлежащего предоставлению истцу на условиях социального найма, суд принимает во внимание положения ч.5,6 ст.57 ЖК РФ, Постановление Главы г.Екатеринбурга №824 от 31.08.2005г. «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения, действующих на территории муниципального образования «Город Екатеринбург», в связи с чем обязывает администрацию г.Екатеринбурга предоставить истцу благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры общей площадью не менее <данные изъяты>., расположенное в пределах г.Екатеринбурга и отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.

Кроме этого, при предоставлении истцу жилого помещения по изложенным правовым основаниям, с ним должен быть заключен договор социального найма в соответствии с ч. 4 ст. 57 ЖК РФ, однако требования о заключении администрацией Чкаловского района г.Екатеринбурга договора социального найма не подлежат удовлетворению, так как данное предоставление будет иметь место после приобретения Маркову Е.М. определенного жилого помещения. Порядок заключения договора социального найма предусмотрен законом и по существу не оспаривался представителем администрации Чкаловского района г.Екатеринбурга. Кроме этого, прокурор и Марков Е.М. не ссылались на нарушение прав истца со стороны указанного ответчика на момент рассмотрения дела.

Также не подлежат удовлетворению требования о передаче жилого помещения в муниципальную собственность, так как порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма гражданам из числа лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регламентирован законом и в судебном порядке определять иные условия предоставления нет оснований.

Иных требований, равно как и иных оснований по заявленным требованиям, на рассмотрение суда не заявлено.

Руководствуясь ст.ст.12, 194-198, ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Прокурора Чкаловского района г.Екатеринбурга, действующего в интересах Маркова Е.М. удовлетворить частично.

Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области за счет средств субъекта Российской Федерации – Свердловской области – приобрести и передать в собственность МО «Город Екатеринбург» благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры общей площадью не менее <данные изъяты>. для предоставления Маркова Е.М..

Обязать администрацию г. Екатеринбурга предоставить Маркова Е.М. переданное Министерством строительства и архитектуры Свердловской области благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма в виде отдельной квартиры общей площадью не менее <данные изъяты> отвечающее санитарным и техническим требованиям и расположенное в пределах г.Екатеринбурга.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней с подачей жалобы через Ленинский районный суд города Екатеринбурга.

Судья: (Лимонова Л.Ф.)