Дело № 2 – 4161/2011 (21) Мотивированное решение изготовлено 12.09.2011 г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Екатеринбург «6» сентября 2011 года Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Шперлинг Ю.А. при секретаре Яникиевой Ю.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Свердловского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО "Европа Эйр" о признании действий незаконными, возложении обязанности прекратить бронирование и реализацию авиабилетов, У С Т А Н О В И Л : Свердловский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц предъявил к ООО "Европа Эйр" (далее по тексту – ООО «Европа Эйр») иск о признании действий при продаже и бронировании авиабилетов с Интернет – сайтов авиакомпаний ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии», ОАО «Авиакомпания «ЮтЭйр», ОАО «Аэрофлот Российские авиалинии», ОАО «Владивосток Авиа», ОАО «Авиакомпания «Трансаэро», авиакомпания «Сибирь» по ценам выше установленных перевозчиками, незаконными, возложении обязанности прекратить бронирование и реализацию авиабилетов с Интернет – сайтов указанных авиакомпаний по ценам выше установленных перевозчиками. В обоснование иска указано, что проведенной проверкой соблюдения требований законодательства о защите прав потребителей при предоставлении авиапассажирам услуг при продаже и бронировании авиабилетов, в том числе через сеть Интернет, было установлено юридическое лицо ООО «Европа Эйр», которое согласно Уставу осуществляет деятельность в сфере воздушного транспорта, управлению воздушным движением и прочую. Самостоятельно воздушные перевозки ООО «Европа Эйр» не осуществляет, личного парка воздушных судов, а также воздушных судов, эксплуатируемых по договору аренды, не имеет, процедуру регистрации в качестве эксплуатанта коммерческой авиации не проходило Свидетельства эксплуатанта под наименованием «Европа Эйр» также е имеется, в автоматизированных системах бронирования рейсы под кодом авиакомпании «Европа Эйр» не представлены. Вместе с тем, на официальном сайте компании www.europaair.ru размещена информация о деятельности данного юридического лица как перевозчика, основным видом деятельности которого является выполнение регулярных и чатерных рейсов из Европейской части России. Информация о правилах перевозки рейсами авиакомпании, тарифах и правилах их применения на официальном сайте данного лица отсутствует. Согласно сведениям на главной странице официального сайта авиакомпании, компания «Европа Эйр» с ДД.ММ.ГГГГ открывает регулярные рейсы из <данные изъяты> на комфортабельном самолете <данные изъяты>. Кроме того, проверкой установлено, что ООО «Европа Эйр» осуществляет продажу электронных билетов с официальных сайтов авиакомпаний – перевозчиков по различным маршрутам, получая прибыль от комиссии за бронирование авиабилетов. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ таким способом реализовано более <данные изъяты> авиабилетов на российские и зарубежные авиакомпании. По мнению истца, деятельность ответчика не соответствует требованиям Воздушного кодекса Российской Федерации, Федеральным авиационным правилам, утвержденным приказом Минтранса России от «26» августа 2007 года № 82, которые предусматривают осуществление деятельности по продаже и бронированию авиабилетов только при наличии агентского соглашения с авиакомпаниями – перевозчиками, фактически осуществляющими перевозку. Согласно информации, предоставленной авиакомпаниями, осуществляющими авиаперевозки из аэропорта Кольцово, в том числе ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии», ОАО «Авиакомпания «ЮтЭйр», ОАО «Аэрофлот Российские авиалинии», ОАО «Владивосток Авиа», ОАО «Авиакомпания «Трансаэро», указанные авиаперевозчики не заключали с ООО «Европа Эйр» агентских договоров на продажу и бронирование авиаперевозок, которые они осуществляют, в том числе из аэропорта Кольцово. Незаконными действиями ответчика нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц на получение своевременной и достоверной информации о товарах (работах, услуга), обеспечивающей возможность их правильного выбора. В судебном заседании «12» июля 2011 года помощник Свердловского транспортного прокурора Смирнова К.И. уточнила исковые требования и окончательно просила признать действия ООО «Европа Эйр» при бронировании и реализации авиабилетов с Интернет – сайтов ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии», ОАО «Авиакомпания «ЮтЭйр», ОАО «Аэрофлот Российские авиалинии», ОАО «Владивосток Авиа», ОАО «Авиакомпания «Трансаэро», авиакомпания «Вим Авиа», авиакомпания «S7 Airlines», авиакомпания «IBERIA», авиакомпания «Скайэкспресс», ОАО «Авиационные линии Кубани», ОАО «Аэрофлот», авиакомпания «WIND JET», авиакомпания «Авианова», авиакомпания «Эмирейтс» незаконными, обязать ООО «Европа Эйр» прекратить бронирование и реализацию авиабилетов с Интернет – сайтов указанных авиакомпаний. Заявление об уточнении иска принято к производству суда. В судебном заседании помощники Свердловского транспортного прокурора Смирнова К.И. и Мадиева Ю.А. иск поддержали в полном объеме по изложенным доводам и основаниям. Представитель ответчика Чурканов М.А. иск не признал, в возражениях на иск указал и пояснил в судебном заседании, что ООО «Европа Эйр» не является авиаперевозчиком, нигде себя так не называла и не позиционировала, занимается брокерской деятельностью в области авиаперевозок, что в силу действующего законодательства не обязывает иметь собственный парк воздушных судов. Во исполнение договорных обязательств перед своими клиентами ООО «Европа Эйр» договор аренды воздушного судна с экипажем, заключенный с ЗАО ПО «Космос», является представителем данного перевозчика в г. Екатеринбурге. На Интернет – сайте компании представлены сведения как о компании, занимающейся авиационной и туристической деятельностью, не указывает себя авиаперевозчиком. Информация об открытии рейса <данные изъяты> была представлена на основании проведенных переговоров и полученных ответов от авиаперевозчика «Международные авиалинии Украины». Свою деятельность ООО «Европа Эйр» осуществляется с ДД.ММ.ГГГГ. Продажа авиабилетов на российские и зарубежные авиакомпании производится через систему он-лайн бронирования сайтов авиаперевозчика. При обращении потребителя в кассу ООО «Европа Эйр» ему предлагается и с его согласия бронируется самый дешевый тариф на полет. Билет оформляется по данным пассажира и оплачивается посредством банковской карты ООО «Европа Эйр», открытой на имя директора ООО «Европа Эйр» Чурканову И.Б., после чего билет распечатывается и оплачивается потребителем. ООО «Европа Эйр» предоставляет своим клиентам при покупке электронного авиабилета с сайта авиакомпании электронную маршрут квитанцию, с указанием стоимости авиабилета и сборов авиакомпании перевозчика, а также квитанцию разных сборов с указанием полной стоимости авиабилета с учетом сервисного сбора, что соответствует законодательству, не вводит потребителя в заблуждение о фактической стоимости авиабилета. Поскольку при бронировании авиабилетов через сайты авиакомпаний действует договор публичной оферты, заключения агентского договора с перевозчиками не требуется. С ДД.ММ.ГГГГ оплату билета можно произвести через интернет – сайт ООО «Европа Эйр» посредством банковской карты, возможно приобрести билет на рейс любой авиакомпании. На момент проведения прокурорской проверки интернет – сайт ООО «Европа Эйр» находился в стадии разработки, в разделе «О компании» имелась техническая ошибка в том, что указано ООО «Европа Эйр» является авиакомпанией. После обнаружения этой ошибки данная информация была удалена, техническая ошибка устранена. Обращаясь в кассу ООО «Европа Эйр» потребитель в устной форме в течение <данные изъяты> минут получает полную информацию о перевозчике, правилах перевозки, фактической деятельности ООО «Европа Эйр». Свое согласие с правилами перевозки потребитель подтверждает своей подписью в квитанции разных сборов в графе «примечание» либо на оборотной стороне квитанции. В случае отказа от поездки потребитель обращается с заявлением, приходит к перевозчику и сумма компенсируется. Если происходит вынужденный возврат, авиаперевозчик производит возврат суммы на карту ООО «Европа Эйр», которое производи выплату потребителю. Поскольку договоры с авиаперевозчиком не заключались, Федеральные авиационные правила на деятельность ООО «Европа Эйр» не распространяются. Представитель ответчика Космарев О.А. иск также не признал, в отзыве на иск указал и пояснил в судебном заседании, что требования иска противоречат собранным по делу доказательствам, поскольку продажа авиабилетов уполномоченными агентами также осуществляется по цене фактически выше той, которая установлена перевозчиком. За время деятельности ООО «Европа Эйр» претензий о потребителей не поступало, доводы истца о нарушении прав потребителей способом оплаты билетов представителем ООО «Европа Эйр», а не самим потребителем доказательствами не подтверждены. Имелось всего два случая отказа потребителя от перелета, в добровольном порядке денежные средства возвращались ООО «Европа Эйр». Маршрут квитанции, выдаваемые уполномоченными агентами, в частности ОАО «Уральское территориальное агентство гражданской авиации», также как и маршрут – квитанции, выдаваемые ответчиком, содержат отсылку к интернет – сайту либо содержит предложение ознакомиться с условиями перевозки в офисе перевозчика. В данном случае иск предъявлен в интересах авиакомпаний и уполномоченных агентов, а не в интересах потребителей. Судом к участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены авиакомпании ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии», ОАО «Авиакомпания «ЮтЭйр», ОАО «Аэрофлот Российские авиалинии», ОАО «Владивосток Авиа», ОАО «Авиакомпания «Трансаэро», авиакомпания «Вим Авиа», авиакомпания «S7 Airlines», авиакомпания «IBERIA», авиакомпания «Скайэкспресс», ОАО «Авиационные линии Кубани», ОАО «Аэрофлот», авиакомпания «WIND JET», авиакомпания «Авианова», авиакомпания «Эмирейтс». Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, своевременно и надлежащим образом извещались о времени и месте рассмотрения дела. Представители третьего лица ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии» Тархаеева Н.А. и Папкова Т.И. в судебном заседании «12» июля 2011 года и в отзыве на исковое заявление полагали требования подлежащими удовлетворению, мотивируя тем, что ответчик предоставляет недостоверную информацию и вводит потребителей в заблуждение, позиционируя себя на официальном интернет - сайте как перевозчика, основным видом деятельности которого является выполнение регулярных и чартерных рейсов из европейской части России. Фактически перевозку пассажиров ответчик не осуществляет, воздушных судов в собственности или по договору аренды не имеет, равно как и свидетельства эксплуатанта. Осуществляя покупку электронных билетов с официальных сайтов авиакомпаний – перевозчиков Чурканова И.Б. действует как физическое лицо. В договорных отношениях с ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии» ответчик не состоит. Представителем перевозчика или уполномоченного агента ответчик не является, нарушает пункты 15, 37, 48 Федеральных авиационных правил, утвержденным приказом Минтранса России от «26» августа 2007 года № 82. Представитель третьего лица ОАО «Аэрофлот Российские авиалинии» Сергеев В.А. в письменном отзыве на иск, ссылаясь на положения статей 102, 103 Воздушного кодекса Российской Федерации, пункты 8, 13, 30 вышеуказанных Федеральных авиационных правил, полагает, что пассажир для покупки авиабилета может обратиться не только к перевозчику или уполномоченному агенту, но и самостоятельно осуществить бронирование на соответствующих аккредитованных интернет сайтах (л.д. 187 – 188). Представитель третьего лица ОАО «Авиационные линии Кубани» Таранкевич Н.А. в письменном ходатайстве просила рассмотреть дело в ее отсутствие (л.д. 198) По ходатайству помощника Свердловского транспортного прокурора Смирновой К.И. для дачи консультации по делу в качестве специалистов были привлечены Уральское межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) и ЗАО «Транспортная клиринговая палата». В судебном заседании представитель Уральского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Анциферов А.В., занимающий должность заместителя начальника отдела аэропортной деятельности воздушной авиации, пояснил, что в соответствии с действующим законодательством, деятельность по бронированию и продаже авиабилетов не подлежит сертификации и лицензированию. Эксплуатант вправе, помимо бронирования и продажи билетов, поручить это агенту, и в этом случае условия бронирования и покупки авиабилетов оговариваются авиаперевозчиком и агентом. Не заключив договоров с агентами, ответчик самостоятельно взял на себя функции авиаперевозчика. Если ответчик четко не разъясняет правила перевозок пассажиров в соответствии с правилами авиакомпании, потребитель может получить недостоверную или неполную информацию. Как юридическое лицо ООО «Европа Эйр» должно иметь договор с авиаперевозчиком, являться уполномоченным агентом. ЗАО «Транспортная клиринговая палата» (ТКП) своего представителя в судебное заседание не направила, в письменном ответе от ДД.ММ.ГГГГ указано, что основной деятельностью ТКП является организация сети продаж пассажирских авиаперевозок и обеспечение полных, своевременных расчетов по проданным перевозкам с авиакомпаниями, заключившими договор с ТКП. ООО «Европа Эйр» не является участником Системы взаиморасчетов на воздушном транспорте, и каких – либо договоров с ТКП никогда не имело (л.д. 156). Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд находит иск Свердловского транспортного прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. На основании части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Судом установлено, что по поручению Уральской транспортной прокуратуры, проводившей мониторинг средств массовой информации, в результате которого была установлена продажа авиабилетов на чартерные рейсы из аэропорта г. Екатеринбурга ООО «Европа Эйр», свердловской транспортной прокуратурой проводилась проверка исполнения законодательства о защите прав пассажиров на воздушном транспорте данным юридическим лицом (л.д. 89, 30 – 91). ООО «Европа Эйр» зарегистрировано в установленном законом порядке ДД.ММ.ГГГГ, состоит на учете в Инспекции ФНС по Ленинскому району г. Екатеринбурга (л.д. 77, 78). Обязанности генерального директора исполняет Чурканова И.Б. (л.д. 75). Согласно Уставу ООО «Европа Эйр» осуществляет различные виды деятельности в сфере воздушного транспорта (грузового, пассажирского), в том числе аренда воздушного транспорта с экипажем, управление воздушным движением, прочая вспомогательная деятельность воздушного транспорта деятельность по наземному обслуживанию воздушных судов, брокерская деятельность и другие (л.д. 217 – 240). В соответствии со статьями 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Преамбула Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» определяет потребителя как гражданина, имеющего намерение заказать или приобрести либо заказывающего, приобретающего или использующего товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 1 Постановления № 7 от «29» сентября 1994 года с последующими изменениями и дополнениями «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей», что законодательство о защите прав потребителей регулирует отношения между гражданином, имеющим намерение заказать или приобрести либо заказывающим, приобретающим или использующим товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, с одной стороны, и организацией либо индивидуальным предпринимателем, производящими товары для реализации потребителям, реализующими товары потребителям по договору купли-продажи, выполняющими работы и оказывающими услуги потребителям по возмездному договору, - с другой стороны. Отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать, в частности из договоров перевозки граждан, их багажа и грузов. Судом установлено, что в рассматриваемом деле ответчик ООО «Европа Эйр» является действующим юридическим лицом, предоставляющим потребителям услуги по продаже и бронированию авиабилетов через Интернет – сайты различных российских и зарубежных авиакомпаний. Согласно пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Обязанность изготовителя (исполнителя, продавца) своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора, и в обязательном порядке содержащую, в частности, сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), предусмотрена пунктом 1 статьи 10 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей». В соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное. Согласно части 1 статьи 2 Воздушного кодекса Российской Федерации воздушное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. В соответствии со статьей 102 указанного Кодекса перевозчики при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами. Согласно статье 103 данного Кодекса по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также этот багаж доставить в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу. Срок доставки пассажира и багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок. Пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа сверх установленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа и провоз этого багажа. В силу статьи 105 данного кодекса перевозочным документам относится, в частности, билет; билетом удостоверяется договор воздушной перевозки пассажира. Аналогичные положения закреплены в статье 786 Гражданского кодекса Российской Федерации. На основании части 1 статьи 790 данного Кодекса за перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. В силу положений пункта 1 статьи 793 данного Кодекса в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон. Пунктами 6, 7 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателе, утвержденных Приказом Минтранса Российской Федерации от «28» июня 2007 года № 82, предусмотрено, что перевозчик организует, обеспечивает и выполняет перевозку пассажиров, багажа, груза регулярными рейсами. Перевозчик вправе передать обязанности или их часть по договору воздушной перевозки лицу, осуществляющему от имени перевозчика бронирование, продажу и оформление перевозок на перевозочных документах (уполномоченный агент), лицу, осуществляющему аэропортовую или иную деятельность по обеспечению обслуживания пассажиров, багажа, грузов на основании предусмотренного законодательством Российской Федерации сертификата соответствия (обслуживающая организация) или другому лицу, в том числе перевозчику, являясь ответственным за их действия (бездействие) перед пассажиром, грузоотправителем и грузополучателем и выполнение договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза. Перевозчик выполняет перевозку пассажиров, багажа, груза чартерными рейсами в соответствии с договором фрахтования воздушного судна (воздушного чартера). Перевозка пассажиров, багажа, грузов регулярными рейсами осуществляется в сроки и порядке, предусмотренные договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза. Условия договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза содержатся в Воздушном кодексе Российской Федерации, правилах перевозчика, условиях применения тарифа и перевозочном документе. Пунктами 10, 13 и 15 этих Правил предусмотрено, что бронирование должно быть отражено в системе бронирования перевозчика. Информация о произведенном бронировании должна быть предоставлена перевозчиком или уполномоченным агентом пассажиру, грузоотправителю. Пассажир для осуществления бронирования может обратиться к перевозчику или уполномоченному агенту непосредственно в пункты продажи перевозок либо по телефону, электронной почте и т.п., либо забронировать пассажирское место и провозную емкость самостоятельно через информационные системы. При бронировании пассажирского места и провозной емкости для пассажира перевозчик или уполномоченный агент: предоставляет пассажиру достоверную и полную информацию о расписании движения воздушных судов, наличии свободных пассажирских мест и провозных емкостей, тарифах и условиях применения тарифов, правилах перевозчика, об условиях договора воздушной перевозки пассажира, условиях обслуживания на борту воздушного судна, типе воздушного судна, перевозчике, который будет фактически осуществлять перевозку, другую сопутствующую информацию; производит подбор оптимального маршрута и провозной платы за перевозку с учетом тарифов и условий их применения. Анализ вышеуказанных норм действующего законодательства позволят сделать вывод о том, что правоотношения по перевозке возникают непосредственно между перевозчиком и пассажиром, именно перевозчик несет ответственность за исполнение обязательств по договору перевозки. Осуществление посреднической деятельности по продаже и бронированию билетов, в том числе авиабилетов, возможно уполномоченным агентом, который в установленном законом порядке заключил агентский договор с перевозчиком. Это является гарантией соблюдения и защиты прав пассажиров – потребителей. Исследовав все представленные доказательства в совокупности и каждое в отдельности, суд приходит к выводу о том, что деятельность ответчика ООО «Европа Эйр» указанным требованиям не отвечает. Из материалов дела следует, что ООО «Европа Эйр» имеет официальный Интернет – сайт www.europaair.ru. На момент проведения прокурорской проверки и рассмотрения дела судом на главной странице данного сайта представлена в разделе «О компании» представлена информация о том, что основным направлением деятельности ООО «Европа Эйр» является выполнение регулярных чартерных рейсов на арендованных самолетах, продажа авиабилетов на регулярные и чартерные рейсы, продажа туров «Европа Эйр» - это ориентированная на потребителя авиакомпания, применяющая инновационный подход к обслуживанию клиентов на всем протяжении полета…(л.д. 97). В судебном заседании представитель ответчика Чурканов М.А. подтвердил факт того, что на момент проверки указанная информация действительно содержалась на сайте, однако указание на «Европу Эйр» как авиакомпанию является технической ошибкой, которая была устранена незамедлительно после ее обнаружения. Данная ошибка была вызвана тем, что сайт находился в разработке. Между тем доказательства, что в настоящее время указанная информация об ООО «Европа Эйр» как авиакомпании на Интернет – сайте была удалена, ответчиком суду не представлено. Распространение информации об ответчике как авиаперевозчике на протяжении почти более полугода с момента создания юридического лица и организации сайта, не может рассматриваться судом как техническая ошибка. Суд полагает, что такие сведения были указаны ответчиком с целью привлечения потребителей к оказываемым услугам. Данных о том, что ответчик является уполномоченным агентом и, соответственно вправе осуществлять деятельность по бронированию и продаже авиабилетов, суду также не представлены. Это обстоятельство не оспаривалось в судебном заседании ответчиком, подтверждается данными, представленными авиакомпаниями (л.д. 10, 12, 14, 17, 19, 21, 23). Согласно информации, представленной Уральским межрегиональным управлением воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта, свидетельства эксплуатанта ответчик не имеет, процедуру регистрации в данном органе ООО «Европа Эйр» не проходило (л.д. 64). Из объяснений представителя ответчика Чурканова М.А. в судебном заседании также следует, что с «1» сентября 2011 года для потребителей доступна возможность приобрести билет любой авиакомпании посредством Интернет – сайта ООО «Европа Эйр» и оплаты собственной банковской карты, однако, доказательства того, что Интернет – сайт ответчика прошел соответствующую аккредитацию в материалы дела представителем ответчиком не представлено. В подтверждение того обстоятельства, что ответчик представлял информацию о себе как авиаперевозчике суд также учитывает доводы истца об опубликовании ответчиком на Интернет сайте информации об открытии регулярных рейсов из Симферополя в Екатеринбург на комфортабельном самолете Боинг – 737. Факт доведения указанных сведений до потребителей представителем ответчика Чуркановым М.А. в судебном заседании не оспаривался, при этом он пояснил, что ни единого подобного рейса совершено не было, такая информация на сайте в настоящее время отсутствует. Установлено также, что за бронирование и продажу авиабилетов ответчиком с потребителей взимается комиссия, размер которой утвержден приказом генерального директора ООО «Европа Эйр» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 242). Требования к порядку формирования и применения пассажирских тарифов на воздушные перевозки пассажиров, выполняемые рейсами по расписанию движения воздушных судов и дополнительными рейсами, взиманию сборов установлены Правилами формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденными приказом Минтранса России от «25» сентября 2008 года № 155. Исследуя представленные в материалы дела многочисленные маршрут квитанции электронных билетов, агентских купонов, квитанций разных сборов (л.д. 24 – 60), суд приходит к выводу о том, что потребителю предоставляется информация, указанная на сайте перевозчика в бланке электронного билета, общая информация о наименовании перевозчика, рейсе, маршруте, тариф, стоимость билета, при этом взимается дополнительная плата в качестве комиссионного сбора. В тоже время, достоверных данных, что потребитель получает информацию о правилах перевозки, правила разъясняются представителем ответчика не представлено. Доводы представителя ответчика о том, что в квитанции потребитель собственноручно расписывается за ознакомление с правилами перевозки, доказательствами не подтверждены. Кроме того, как установлено в судебном заседании, оплата за бронирование авиабилета производится посредством банковской карты руководителя ООО «Европа Эйр». Между тем, это обстоятельство может явиться препятствием для получения возврата денежных средств потребителем в случае отказа от поездки, в том числе вынужденного отказа. Суд находит несостоятельными доводы представителей ответчика о том, что проблем с возвратом денежных средств у потребителя быть не может, ввиду того, что ответчик гарантирует их добровольный возврат, такие случаи за время осуществления ответчиком деятельности случаются редко. Суд полагает, что единственной гарантией обеспечения соблюдения прав потребителей могут являться только надлежащим образом оформленные правоотношения между перевозчиком и уполномоченным агентом, что в данном случае отсутствует. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ответчиком осуществляется незаконная деятельность по бронированию и продажи авиабилетов через Интернет – сайты различных авиакомпаний, в том числе ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии», ОАО «Авиакомпания «ЮтЭйр», ОАО «Аэрофлот Российские авиалинии», ОАО «Владивосток Авиа», ОАО «Авиакомпания «Трансаэро», авиакомпания «Вим Авиа», авиакомпания «S7 Airlines», авиакомпания «IBERIA», авиакомпания «Скайэкспресс», ОАО «Авиационные линии Кубани», ОАО «Аэрофлот», авиакомпания «WIND JET», авиакомпания «Авианова», авиакомпания «Эмирейтс». Указанные действия ответчика признаются судом незаконными, в связи с чем на ответчика должна быть возложена обязанность прекратить данные незаконные действия. На основании изложенного, руководствуясь статьями 196 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Свердловского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО "Европа Эйр" о признании действий незаконными, возложении обязанности прекратить бронирование и реализацию авиабилетов, удовлетворить. Признать действия ООО "Европа Эйр" при бронировании и реализации авиабилетов с Интернет – сайтов ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии», ОАО «Авиакомпания «ЮтЭйр», ОАО «Аэрофлот Российские авиалинии», ОАО «Владивосток Авиа», ОАО «Авиакомпания «Трансаэро», авиакомпания «Вим Авиа», авиакомпания «S7 Airlines», авиакомпания «IBERIA», авиакомпания «Скайэкспресс», ОАО «Авиационные линии Кубани», ОАО «Аэрофлот», авиакомпания «WIND JET», авиакомпания «Авианова», авиакомпания «Эмирейтс» незаконными. Обязать ООО "Европа Эйр" прекратить бронирование и реализацию авиабилетов с Интернет – сайтов ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии», ОАО «Авиакомпания «ЮтЭйр», ОАО «Аэрофлот Российские авиалинии», ОАО «Владивосток Авиа», ОАО «Авиакомпания «Трансаэро», авиакомпания «Вим Авиа», авиакомпания «S7 Airlines», авиакомпания «IBERIA», авиакомпания «Скайэкспресс», ОАО «Авиационные линии Кубани», ОАО «Аэрофлот», авиакомпания «WIND JET», авиакомпания «Авианова», авиакомпания «Эмирейтс». Взыскать с ООО "Европа Эйр" в доход государства государственную пошлину в сумме <данные изъяты>. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей жалоб через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга, принявший решение. Судья