о признании права на досрочное назначение пенсии



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 сентября 2011 года

Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Савиновой О.Н.,

при секретаре Васильевой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление

Гацюк ФИО9 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда РФ в Ленинском районе города Екатеринбурга Свердловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Гацюк О. Н. обратилась в суд с иском к Управлению ПФ РФ в Ленинском районе г. Екатеринбурга об установлении и выплате досрочной трудовой пенсии в льготном исчислении с момента возникновения права.

Ответчик иск не признал, пояснив, что специальный стаж Гацюк О. Н., дающий право на досрочную пенсию, составлял на момент ее обращения с заявлением 27 лет 01 месяц 07 дней вместо требуемых 30 лет.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.п. 20 п. 1 статьи 27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» N 173 ФЗ от 17.12.2001 г. предусматривает, что досрочная трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного законодателем, назначается лицам, не менее 30 лет осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и поселках городского типа, либо только в городах.

Согласно п.2 статьи 27 названного Закона Списки соответствующих работ, профессий, должностей и учреждений (организаций) с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, в том числе, и в соответствии с п.п.20 п.1 статьи 27, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 21 января 2002 года № 30 «О реализации федеральных законов «О трудовых пенсиях в РФ», нормативные правовые акты РФ, определяющие порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу названного федерального Закона, применяются в части ему не противоречащей.

Таким образом, в настоящее время лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, досрочная трудовая пенсия по старости назначается с применением действовавших до 1 января 2002 года нормативных правовых актов - Постановления Совета Министров РСФСР № 464 от 06.09.1991 года «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», (в дальнейшем Список № 464), и Постановлением Правительства РФ № 1066 от 22.09.1999 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и правил исчисления сроков выслугу для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», (в дальнейшем Список № 1066).

В связи с чем, право на досрочное назначение пенсии по нормам подп.20 п.1 ст.27 Закона № 173-ФЗ определялось на основании: списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения даёт право на пенсию за выслугу лет (далее Список № 464), утвержденного Постановлением СМ РСФСР от 06.09.91г. № 464. Список № 464 действует на периоды работы до 1 ноября 1999г.; номенклатуры должностей медицинского и фармацевтического персонала, утвержденной приказом Минздрава России от 15.10.1999 г. № 377; номенклатуры учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 03.11.1999 г. № 395; единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 3.06.2003 г. N 229, списка должностей, работа в которых с 1 ноября 1999 г. подлежит зачету в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066 с изменениями и дополнениями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 19.02.2001 г. № 130 (далее Список № 1066, Правила).

Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 были утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соотв. со ст.ст. 27 и 26 Закона № 173-ФЗ" (вступившим в действие с 23.07.2002 г.),

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 утверждены соответствующие Списки и Правила, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соотв. со ст. 28 Закона № 173-ФЗ, вступившие в действие с 12.11.2002 г.

Для зачета в выслугу лет периодов работы необходимо, чтобы наименование должности, отделения, учреждения были предусмотрены выше указанными списками и номенклатурами.

Льготный порядок исчисления стажа применяется в случае, если наименование структурного подразделения государственного или муниципального учреждения здравоохранения соответствует наименованию, имеющемуся в Перечне структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденному постановлением Правительства РФ № 1066 от 22.09.1999 года, если речь идет о периоде работы после 1 ноября 1999 года, или п.2 Постановления Совета Министров РСФСР № 464 от 06.09.1991 года по периодам работы до 01.11.1999 года.

Разрешая исковые требования по существу, суд принимает во внимание следующее.

Как видно из материалов дела, 05.05.2011 г. Гацюк О.Н. в Управление ПФ к рассмотрению были представлены документы для досрочного назначения трудовой пенсии по старости по подп.20 п.1 ст.27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (далее Закон № 173-ФЗ).

Решением Управления Гацюк О.Н. было отказано в назначении пенсии в связи с тем, что стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии составил 27 года 01 мес. 07 дней, вместо требуемого стажа в 30 лет.

По мнению ответчика, не подлежат зачету в стаж периоды работы Гацюк О.Н. с 20.09.1977 г. по 04.04.1980 г. в должности медицинской сестры, а с 13.11.1978 г. в должности старшей медицинской сестры в Детском саду - яслях № 156 Свердловского завода резиновых изделий; с 15.08.2005 г. по 31.12.2005 г. в должности медицинской сестры по работе с физическими лицами в ООО «Медицинское объединение «Новая больница»; с 10.01.2006 г. по 21.05.2007 г. в должности медицинской сестры в центре медицинских услуг ООО «Пеан», поскольку наименование учреждения не предусмотрено списками учреждений, работа в которых даёт право на назначение досрочной трудовой пенсии.

С данным доводом ответчика суд согласиться не может, учитывая следующее.

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом, также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж, определенный период его работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности, тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений.

Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 утверждён ПЕРЕЧЕНЬ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ И ДОЛЖНОСТЕЙ, РАБОТА В КОТОРЫХ ДАЕТ ПРАВО НА ПЕНСИЮ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ.

Исходя из данного перечня работа в лечебно-профилактических учреждения, учреждениях охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждениях - Детских яслях, детских садах, объединенных ясли – садах в качестве медицинской сестры, независимо от наименования должности, засчитывается в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет.

Данное Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N 1397 утратило силу с 1 октября 1993 года в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Света министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой".

Вместе с тем, принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 года N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Таким образом, работа истца в период с 20.09.1977 г. по 04.04.1980 г. в должности медицинской сестры, а с 13.11.1978 г. в должности старшей медицинской сестры в Детском саду - яслях № 156 Свердловского завода резиновых изделий должна быть включена в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.

Периоды работы истца с 15.08.2005 г. по 31.12.2005 г. в должности медицинской сестры по работе с физическими лицами в ООО «Медицинское объединение «Новая больница»; с 10.01.2006 г. по 21.05.2007 г. в должности медицинской сестры в центре медицинских услуг ООО «Пеан», также подлежит включению в стаж, дающий право на назначение пенсии, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, по следующим основаниям.

Так, согласно представленной истцом, должностной инструкции и справки о характере работы, она в период с 10.01.2006 г. по 21.05.2007 г. работала медицинской сестрой в Медицинском центре ООО «Пеан», должностной инструкцией на неё возложено ряд обязанностей, в том числе: обеспечивать инфекционную безопасность, своевременно и качественно выполнять профилактические и лечебно-диагностические процедуры, назначенные врачом, ассистировать при осуществлении врачом манипуляций и малых операций, оказывать доврачебную помощь, вводить лекарственные препараты.

Истец в период с 27.09.1993 года по 25.11.1994 г. и с 15.08.2005 г. по 31.12.2005 г. работала в ООО «Медицинское объединение «Новая больница» в качестве медицинской сестры по работе с физическими лицами. За указанный период наименование лечебного учреждения изменялось, однако, функции данного учреждения оставались прежними, с 1993 года по настоящее время в структуру АОЗТ «Медицинское объединение «Новая больница, ЗАО «Медицинское объединение «Новая больница», ООО «Медицинское объединение «Новая больница» входит «Городская клиническая больница № 33».

Как указано в Списках 781, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее именуется - список).

При этом наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 N 11-П положение подпункта 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ в той мере, в какой оно не позволяет с 1 января 2002 года засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, периоды деятельности, осуществлявшейся в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, которые включались в соответствующий стаж ранее действовавшим законодательством, признано противоречащим Конституции РФ.

Таким образом, истец в указанные периоды работала в медицинском учреждении, которое занимается лечебной и иной работой по охране здоровья населения, следовательно, периоды работы истца подлежат зачёту в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

То обстоятельство, что при формировании документов были допущены несоответствия наименования учреждения Спискам, не должно причинять ущерб интересам истца, поскольку льготное пенсионное обеспечение медицинских работников является их конституционным правом и социальной гарантией, и ошибочное наименование не может влиять на права граждан.

По мнению суда, следует учитывать, что назначение пенсии за выслугу лет зависит от вида деятельности работников, а не от наименования или правового статуса учреждения здравоохранения или его структурного подразделения, в которых они осуществляли свою трудовую деятельность.

Периоды работы истца в АОЗТ «Медицинское объединение «Новая больница» с 01.10.1993 г. по 25.11.1994 г. в должности медицинской сестры и с 29.11.1994 г. по 31.10.1999 г. в поликлинике ГУ ЦБ РФ по Свердловской области зачтены в стаж в календарном исчислении, в связи с чем, в этой части исковых требований истцу следует отказать.

Истец заявил требование обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Екатеринбурга Свердловской области установить пенсию с момента возникновения права.

Согласно п. 3 ст.4 Федерального Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ" граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на пенсию.

В соответствии со ст.19 Закона пенсия назначается со дня обращения за ней (ч.1), но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема заявления со всеми необходимыми документами (ч.2), в случаях, когда к заявлению приложены не все необходимые для назначения пенсии документы и если они будут представлены не позднее трёх месяцев со дня подачи заявления, днём обращения считается день подачи заявления (ч.3).

Подтверждение спец.стажа потребовало установление фактов в судебном порядке, истец реализовал свое право на защиту интересов, однако, право на получение пенсии при наличии необходимого стажа возникает именно с момента приобретения права с учетом тех периодов, которые подтверждены вступившим в законную силу решением суда.

Заявление о назначении пенсии истцом было подано, когда она (с учетом тех спорных периодов, которые признаны судом обоснованными) выработала стаж, необходимый для назначения пенсии.

Достаточный стаж был выработан истцом 10.02.2011 г.,

Таким образом, днем приобретения права на назначение пенсии является 10.02.2011 г.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Гацюк ФИО10 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда РФ в Ленинском районе города Екатеринбурга Свердловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии, удовлетворить частично.

Зачесть Гацюк ФИО11 в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, работу в период: с 20.09.1977 г. по 04.04.1980 г. в должности медицинской сестры, а с 13.11.1978 г. в должности старшей медицинской сестры в Детском саду-яслях № 156 Свердловского завода резиновых изделий; с 15.08.2005 г. по 31.12.2005 г. в должности медицинской сестры по работе с физическими лицами в ООО «Медицинское объединение «Новая больница»; с 10.01.2006 г. по 21.05.2007 г. в должности медицинской сестры в центре медицинских услуг ООО «Пеан».

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в Ленинском районе г. Екатеринбурга Свердловской области установить и выплачивать Гацюк ФИО12 пенсию в соответствии с законодательством, регулирующим досрочное назначение трудовых пенсий в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, с зачетом спорных периодов, с момента возникновения права, т.е. с 10 февраля 2011 года.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательном виде с подачей жалобы через суд, вынесший решение.

Судья: подпись.

Копия верна. Судья: