о ликвидации



Дело № 2-4646/11(2)

Мотивированное решение изготовлено 22.07.2011г

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 июля 2011 года Ленинский районный суд города Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи – Шабалдиной Н.В.

при секретаре – Воложаниной Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области к Негосударственному образовательному учреждению Средняя общеобразовательная школа «Согласие», Нагибину В.В., Нагибиной И.Н. о ликвидации организации,

УСТАНОВИЛ:

Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области обратилось в суд с иском к Негосударственному образовательному учреждению Средняя общеобразовательная школа «Согласие», Нагибину В.В., Нагибиной И.Н. о ликвидации организации.

В обоснование иска указано, что Негосударственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Согласие» (далее по тексту Учреждение зарегистрировано администрацией <адрес> ДД.ММ.ГГГГ за регистрационным номером 0000, серия 0000. Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая документарная проверка учреждения на предмет соответствия деятельности, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным учредительными документами, и законодательству Российской Федерации. В ходе проверки установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в учреждении также была проведена проверка Управлением Роспотребнадзора, в ходе которой было установлено, что Учреждение занимается образовательной деятельностью без соответствующей лицензии, кроме того, в Учреждении был принят на работу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ учитель начальных классов. Учреждение решением Арбитражного суда от ДД.ММ.ГГГГ было привлечено к административной ответственности по ч.2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме того, в ходе проверки были выявлены нарушения связанные с расходованием денежных средств, не представлены договоры с коммерческими организациями, сметы утверждаются директором Учреждения, а не органом указанным в Уставе, выявлены факты направления денежных средств на цели, не предусмотренные уставом. В Уставе Учреждения не предусмотрен Попечительский совет, в нарушение закона Учреждение не предоставило отчет о своей деятельности в средствах массовой информации. В настоящей момент данные нарушения учредителями Учреждения не устранены, лицензии на осуществления образовательной деятельности не получено.

В соответствии с п.4 ст. 344 Федерального закона от 10.07.1992года № 3266-1 «Об образовании» ликвидация образовательного учреждения может осуществляться по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащей лицензии, либо деятельности, запрещенной законом, либо деятельности, не соответствующей уставным целям.

В соответствии с п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. Считает, что факты неоднократного и грубого нарушения законодательства Российской Федерации со стороны Учреждения, имеют место. Просит ликвидировать Негосударственному образовательному учреждению Средняя общеобразовательная школа «Согласие», (основной государственный регистрационный номер 1026602346451) и исключить данные о нем из Единого государственного реестра юридических лиц. Возложить обязанность по осуществлению ликвидации юридического лица на ФИО1, ФИО2.

В судебном заседании представители истца Сазонова О.В., Шабаршина Е.И., действующие на основании доверенностей, исковые требования поддержали по предмету и основаниям.

Ответчик Нагибина И.Н. в суд не явилась, о времени и месте судебного заседания изведена своевременно и надлежащим образом.

Ответчик Нагибин В.В. в судебном заседании пояснил, что действительно имелись нарушения действующего законодательства, однако в настоящее время решается вопрос о получении лицензии на осуществления образовательной деятельности, фактически учреждение образовательной деятельностью не занимается, а осуществляет только воспитание, уход и присмотр за детьми. Денежные средства, полученные от предпринимательской цели направлены на развитие Учреждения, что касается договоров с коммерческими организациями они имеются, но Министерству юстиции своевременно представлены не были. По нарушениям, выявленным в ходе проверки, пояснил, что они устранены, однако в Министерство юстиции по свердловской области не предоставлены. Считает оснований для ликвидации нет, образовательной деятельностью Учреждение не занимается.

Третье лицо Управление Федеральной налоговой службы по Свердловской области своего представителя для участия в деле не направило, представив отзыв в котором просит дело рассмотреть в их отсутствие.

Выслушав пояснения представителя истца, ответчика, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

Судом установлено, подтверждено имеющимися письменными доказательствами, что Негосударственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Согласие» (далее по тексту Учреждение зарегистрировано администрацией <адрес> ДД.ММ.ГГГГ за регистрационным номером 0000, серия 0000., внесены в Единый государственный реестр юридических лиц Инспекцией МНС России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ за основным государственным номером 0000, учетный номер 0000.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее по тексту Закон о некоммерческих организациях), некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Согласно ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 7 Закона о некоммерческих организациях, некоммерческие организации могут создаваться в форме учреждения. Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера..

Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 настоящего Кодекса.

Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).

Учреждение использует имущество для целей, определенных уставом Учреждения. Учреждение вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей этим целям и необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых Учреждение создано.

Учреждение обязано ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.

На основании ст. 32 Закона о некоммерческих организациях, Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области от 13.01.2010 № 30 была проведена проверка Учреждения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на предмет соответствия его деятельности, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным учредительными документами, и законодательству Российской Федерации. По факту проверки составлен Акт проверки Фонда от ДД.ММ.ГГГГ.

Проверкой установлено, следующее.

Учреждением нарушены ст. 120, п. 1. ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами. Отдельные виды деятельности могут осуществляться некоммерческими организациями только на основании специального разрешения (лицензии).

Учреждением нарушены статьи 12, 33 Закона Российской Федерации
от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», так как Фонд в проверяемом периоде
осуществлял деятельность, подлежащую лицензированию (по содержанию,
воспитанию и обучению воспитанников) без лицензии.

Учреждением нарушен пункт 2 статьи 17 Федерального закона от 11.08.1995
№ 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»,
благотворительные программы Учреждения не отвечают требованиям указанной нормы закона

Учреждением нарушены требования ст. 120 Гражданского кодекса Российской
Федерации и пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О
некоммерческих организациях», так как Учреждением не составлялся и не публиковался
отчет об использовании своего имущества в 2006 г. (за 2008 г.).

Учреждением нарушен пункт 3 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996
№ 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Учреждение не разместило в Сити Интернет, не предоставило в средства массовой информации отчет о своей деятельности и сведения о
персональном составе ее руководящих органов за 2009г., 2010год в порядке и в сроки,
предусмотренные Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 07.10.2010года № 252 «О порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций».

Фондом нарушен пункт 1, 2 статьи 17 Федерального закона от 11.08.1995
№ 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»,
так как представленные благотворительные программы Учреждения не включают сметы предполагаемых поступлений, планируемых расходов, а также не устанавливают этапов и сроков реализации указанных программ. Кроме того, Благотворительная программа по совершенствованию образовательного процесса <данные изъяты> год утверждена «заведующей учреждения В.В. Нагибин»

В силу ст. 18 Закона «О некоммерческих организациях» решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.

Статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В данном случае некоммерческой организацией неоднократно нарушены требования действующего законодательства.

Ответчика не доказал, что выявленные недостатки устранены, кроме того лицензия на образовательную деятельность не получена.

В соответствии с пунктом 2 статьи 33.1 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон об образовании) (в ред. от 08.11.2010 N 293-ФЗ) лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам.

Согласно пункту 1 статьи 12 Закона об образовании образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

В силу пп. 1 п. 4 ст. 12, п. 3 ст. 18 Закона об образовании к образовательным учреждениям относятся, в том числе и дошкольные учреждения, действующие в целях воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье.

Организация образовательного процесса в образовательном учреждении осуществляется в соответствии с образовательными программами и расписаниями занятий (п. 1 ст. 15 Закона об образовании).

В силу ст. 9, п. 1 ст. 17 Закона об образовании программа дошкольного образования относится к основным общеобразовательным программам, которая реализуется в дошкольных образовательных учреждениях.

Согласно пункту 3 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 N 666, дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.

Порядок лицензирования образовательной деятельности образовательных учреждений установлен в настоящее время Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2011 N 174, в соответствии с п. 4 которого не подлежит лицензированию деятельность по содержанию и воспитанию обучающихся и воспитанников, осуществляемая без реализации образовательных программ.

Исходя из положений Закона, Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 N 666, а также соответствующего Положения о лицензировании образовательной деятельности держателем лицензии на ведение образовательной деятельности может быть учреждение, по своей природе являющееся дошкольным образовательным учреждением, при наличии статуса юридического лица и при реализации им образовательных программ.

В соответствии с п. 1.3 Устава негосударственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа "Согласие" реализует общеобразовательные программы, в том числе дошкольного образования.

Из материалов дела следует, что заинтересованным лицом на основании соответствующих договоров оказываются возмездные услуги по содержанию детей (присмотр, уход, питание), а также услуги по организации занятий по развитию физических, умственных и творческих способностей, занятий по подготовке к школе, занятий по развитию художественных способностей ребенка, что подтверждается режимами дня групп, представленными на стендах в групповых ячейках. Данные режимы дня содержат информацию о том, что детский сад работает по "программе воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т. Комаровой. Данная программа является доработанным и обновленным вариантом российской "Программы воспитания и обучения в детском саду" под ред. М.А. Васильевой, подготовленным с учетом новейших достижений современной науки и практики отечественного дошкольного образования. Кроме того, из штатного расписания следует, что помимо воспитателей в детском саду имеются специалисты - учителя-логопеды, музыкальные руководители, учитель английского языка.

Таким образом, заинтересованное лицо является дошкольным образовательным учреждением, которым реализуется основная общеобразовательная программа дошкольного образования, обеспечивается воспитание, обучение и развитие детей, присмотр и уход за ними.

Поскольку учреждение осуществляет образовательную деятельность, ему необходимо иметь лицензию на право осуществления указанного вида деятельности.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что Учреждение занималось образовательной деятельностью без специального разрешения.

Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в ст. 61 ГК РФ может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом. Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2009 г. № 146 утверждено Положение о Главном Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня Главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, согласно которому Главное управление наделено правом обращения в суд с заявлениями о ликвидации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций, о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица (п. 86 Положения).

Таким образом, иск заявлен уполномоченным лицом.

Согласно ст. 18 Закона о некоммерческих организациях, учредители (участники) некоммерческой организации или орган, принявший решение о ликвидации некоммерческой организации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации.

Учитывая изложенное, суд считает необходимым назначить ликвидатора и установить срок ликвидации организации.

Таким образом, исковые требования Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области, осуществляющего контроль за соблюдением некоммерческими организациями законодательства Российской Федерации, подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, 197-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области удовлетворить.

Ликвидировать Негосударственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «СОГЛАСИЕ»

Установить срок ликвидации до <адрес> года.

Обязанности по осуществлению ликвидации негосударственного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа «СОГЛАСИЕ» возложить на Нагибина В.В., Нагибину И.Н.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти дней с момента изготовления решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга.

Судья (подпись)

Копия верна

Судья