макарова к администрации



Дело N 2-5300\11(09)

В окончательном виде изготовлено 03 августа 2011 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 июля 2011 года

Ленинский районный суд г.Екатеринбурга в составе:

председательствующего судьи Проняевой Г.А.

при секретаре Кузнецовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по

заявлению

Макаровой Н.В.

об оспаривании решения Комитета социальной политики Администрации го-

рода Екатеринбурга от 31 мая 2011 года об отказе в назначении компен-

сации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,

УСТАНОВИЛ:

Макарова Н.В. обратилась в суд с заявлением об оспаривании реше-

ния Комитета социальной политики Администрации города Екатеринбурга от

31 мая 2011 года об отказе в назначении компенсации расходов на оплату

жилого помещения и коммунальных услуг.

В обоснование заявления Макарова Н.В. указала, что 17 мая 2011

года она обратилась в Единый расчетный центр с заявлением на предос-

тавление компенсации расходов по оплате коммунальных услуг как много-

детной семье. Согласно извещения от 30 мая 2011 года указанное заявле-

ние для принятия решения направлено в Комитет социальной политики Ад-

министрации г. Екатеринбурга, откуда 13 июня 2011 года получен ответ

за № 97.1 -27/363 от 31 мая 2011 года об отказе в предоставлении ком-

пенсации расходов по жилому помещению по фактическому месту жительства

в связи с отсутствием регистрации.

Данное решение Комитета социальной политики Администрации г. Ека-

теринбурга заявитель просит признать незаконным, обязать Комитет наз-

начить ей компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммуналь-

ных услуг по месту жительства по адресу: <адрес>

<адрес>, с момента обращения, т.е. с 17.05.2011

г., а также компенсировать ей судебные расходы по оплате государствен-

ной пошлины <данные изъяты> рублей.

Представитель Комитета социальной политики Администрации города

Екатеринбурга, который в соответствии с Постановлением Главы города

Екатеринбурга от 24.11.2009 № 5200 является органом, уполномоченным с

01.01.2010 на предоставление отдельным категориям граждан компенсаций

расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, просил в

удовлетворении заявления Макаровой Н.В. отказать. Не оспаривая права

заявителя на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения

и коммунальных услуг как многодетной семье, представитель указал, что

для назначения компенсации по фактическому месту жительства отсутству-

ют правовые основания.

Заслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд полага-

ет заявление Макаровой Н.В. подлежащим удовлетворению по следующим ос-

нованиям.

В соответствии со ст.ст.55-56 ГПК РФ обязанность по представлению

доказательств возлагается на стороны.

Как видно из материалов дела, Макарова Н.В. 17.05.2011 обратилась

в Комитет социальной политики с заявлением о назначении компенсации

расходов на оплату жилого помещении и коммунальных услуг по основанию:

многодетная семья. В назначении компенсации расходов было отказано.

В соответствии со ст. 1 закона Свердловской области от 20 ноября

2009 года № 100-ОЗ "О социальной поддержке многодетных семей в Сверд-

ловской области" настоящий закон распространяется на граждан, прожива-

ющих на территории Свердловской области.

В силу ст. 2 указанного закона многодетным семьям, в качестве ме-

ры социальной поддержки предоставляется компенсация 30 процентов рас-

ходов на оплату коммунальных услуг, включающую в себя оплату холодного

и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабже-

ния, отопления, в пределах нормативов, устанавливаемых Правительством

Свердловской области.

Постановлением Правительства Свердловской области от 29 октября

2009 года № 1556-ПП "О порядке рассмотрения заявлений о частичной ком-

пенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и

выплаты этих компенсаций отдельным категориям граждан, оказание мер

социальной поддержки которым относится к ведению субъекта Российской

Федерации" такой порядок был установлен.

Согласно пункту 3 Порядка компенсация расходов предоставляется

гражданам по месту их жительства (пребывания) на территории Свердловс-

кой области.

Как указал представитель Комитета, в подтверждении факта прожива-

ния по адресу: <адрес>, <адрес>, кв.

<адрес>, заявителем й представлена справка, выданная взамен удостоверения

многодетной семьи, а также Справка военной прокуратуры Екатеринбург-

ского гарнизона г. Екатеринбурга от 11.05.2011 г.

По мнению представителя Комитета, указанные документы не являются

подтверждением проживания и не могут являться доказательством факти-

ческого проживания заявителя по адресу: <адрес>, <адрес>

<адрес>, <адрес>.

Суд полагает, что указанный довод не может быть принят во внима-

ние, учитывая следующее.

В соответствии со ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федера-

ции местом жительства признается место, где гражданин постоянно или

преимущественно проживает.

Действующее законодательство не содержит положений, устанавливаю-

щих регистрацию по месту жительства в качестве исключительного или

приоритетного доказательства установления места жительства гражданина.

Вопросы регистрации военнослужащих и членов их семей регулируются

Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве

граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пре-

бывания и жительства в пределах Российской Федерации", которым введен

институт регистрации в целях обеспечения необходимых условий для реа-

лизации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также ис-

полнения ими обязанностей перед гражданами, государством и обществом,

а также даны определения понятиям "место пребывания" и "место житель-

ства".

Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 (в ред.

Федеральных законов от 02.11.2004 № 127-ФЗ, от 18.07.2006 № 121-ФЗ, от

27.07.2010 № 227-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от

25.12.2008 № 281-ФЗ (ред. 13.12.2010 г.) "О праве граждан Российской

Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства

в пределах Российской Федерации" устанавливает, что место жительства -

это жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные

дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный

дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и

другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно

или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору

найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмот-

ренных законодательством Российской Федерации (ст. 2).

Таким образом, регистрация не входит в понятие "место жительства"

и является лишь одним из обстоятельств, отражающих факт нахождения

гражданина по месту жительства или пребывания. Отсутствие регистрации

не исключает возможность установления места жительства гражданина на

основе других данных, не обязательно исходящих от органов регистраци-

онного учета.

Регистрация граждан (в том числе, военнослужащих) в пределах Рос-

сийской Федерации осуществляется в соответствии с Правилами, утверж-

денными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля

1995 г. N 713, и Административным регламентом, утвержденным Приказом

ФМС России от 20 сентября 2007 г. N 208.

Согласно этим нормативным правовым актам гражданин, изменивший

место жительства, обязан в установленном порядке оформить регистрацию

по новому месту жительства и сняться с регистрационного учета по преж-

нему месту жительства.

Граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях,

не являющихся их местом жительства, на срок свыше 90 дней, регистриру-

ются по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их

жительства. При такой регистрации они с регистрационного учета по мес-

ту жительства не снимаются.

Граждане, не имеющие регистрации по месту жительства, регистриру-

ются по месту пребывания.

В отношении военнослужащих этими актами предписано регистрировать

их по месту жительства на общих основаниях и определено, что военнос-

лужащие, поступившие на военную службу по контракту, а также офицеры,

проходящие военную службу по призыву, и члены их семей до получения

жилых помещений регистрируются органами регистрационного учета по мес-

ту дислокации воинских частей в установленном порядке.

Кроме того, согласно ч. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации "О

праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор мес-

та пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистра-

ция или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или

условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституци-

ей Российской Федерации, законами Российской Федерации.

Так, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что регист-

рация является лишь предусмотренным Законом о регистрации способом

учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный

характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания и

жительства. По смыслу названного Закона, определение гражданином места

своего пребывания и срока нахождения в нем не обязательно связано с

наличием соответствующего жилого помещения в качестве места пребыва-

ния, что предполагает, в частности, регистрацию гражданина и в иных

помещениях, предназначенных или организованных для временного прожива-

ния (Определение Конституционного Суда Российской Федерации "Об отказе

в удовлетворении ходатайства Министерства внутренних дел Российской

Федерации об официальном разъяснении Постановления Конституционного

Суда Российской Федерации от 2 февраля 1998 года по делу о проверке

конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия

граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребы-

вания и по месту жительства в пределах Российской Федерации" от 28

марта 2003 г. N 102-О).

Исходя из анализа положений п. 3 ст. 15 Федерального закона "О

статусе военнослужащих" в контексте ст. 2 Закона о регистрации, следу-

ет, что служебные жилые помещения, пригодные для временного прожива-

ния, и общежития являются местом пребывания, а не жительства (таковым

является, например, служебное жилое помещение).

Основной целью существования указанных жилых помещений является

предоставление жилья для временного размещения военнослужащих и членов

их семей с момента прибытия к новому месту прохождения военной службы

до момента получения жилых помещений по нормам, установленным феде-

ральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Фе-

дерации.

При этом военнослужащие и члены их семей должны регистрироваться

в таком случае в указанных жилых помещениях (служебных жилых помещени-

ях, пригодных для временного проживания, и общежитиях) по месту пребы-

вания, однако по их просьбе - по месту жительства по адресу воинской

части.

При обеспечении служебным жилым помещением или жилым помещением

для постоянного проживания военнослужащий и члены его семьи снимаются

с регистрации по месту жительства по адресу воинской части (по месту

пребывания в служебном жилом помещении, пригодном для временного про-

живания, или общежитии) и регистрируются по месту жительства в предос-

тавленном жилом помещении.

Сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождают

для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не могут служить осно-

ванием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, в

том числе и права членов семьи военнослужащего на выплату компенсации.

В Определении от 22 июня 2005 г. по делу N 93-Г05-7 Верховный Суд

Российской Федерации указал, что регистрация не входит в понятие "мес-

то жительства" и является лишь одним из обстоятельств, отражающих факт

нахождения гражданина по месту жительства или пребывания.

Отсутствие регистрации не исключает возможность установления мес-

та жительства гражданина на основе других данных, не обязательно исхо-

дящих от органов регистрационного учета.

Место жительства гражданина может быть установлено на основе раз-

личных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его

компетентными органами (например, подтверждаемых договором найма с

собственником жилого помещения, актом о вселении и т.д.). В рассматри-

ваемом случае подтверждением факта переезда членов семьи военнослужа-

щего также могут быть, например, решение жилищной комиссии о предос-

тавлении служебного жилого помещения, пригодного для временного прожи-

вания, ведомости учета расчетов за проживание в общежитии и др. (Опре-

деление Конституционного Суда Российской Федерации от 13 июля 2000 го-

да N 185-О).

В нарушение вышеприведенных норм законов Комитет социальной поли-

тики администрации города Екатеринбурга в своем решении указал на ре-

гистрацию по месту жительства в качестве обязательного условия реали-

зации многодетными семьями права на ежемесячную компенсацию 30 процен-

тов расходов по оплате коммунальных услуг.

Кроме того, Закон Свердловской области от 20 ноября 2009 года №

100-03 <О социальной поддержке многодетных семей в Свердловской облас-

ти>, <Порядок рассмотрения заявлений о частичной компенсации расходов

на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и выплаты этих компен-

саций отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки

которым относится к ведению субъекта Российской Федерации>, утвержден-

ный Постановлением Правительства Свердловской области от 29 октября

2009 года № 1556-ПП, не содержит указание в качестве обязательного ус-

ловия предоставления компенсации на оплату коммунальных услуг - нали-

чие регистрации по месту жительства.

Согласно вышеприведенной норме основанием для отказа заявителю в

назначении компенсации расходов служит только непредставление докумен-

тов, указанных в подпунктах 1-3 пункта 8 Порядка, то есть паспорта

гражданина Российской Федерации, удостоверения, дающего право на меры

социальной поддержки и извещения-квитанции на оплату жилого помещения

и коммунальных услуг за месяц, предшествующий обращению, которые мною

были предоставлены.

Как указала заявитель (и данный факт не оспаривается Комитетом),

кроме названных документов, были предоставлены копии свидетельств о

рождении детей, копия Списка распределения жилых помещений по адресу:

<адрес> кв. <адрес>, ко-

пии свидетельств о регистрации по месту жительства детей, справка о

том, что согласно ч. 3 ст. 15 федерального закона РФ <О статусе воен-

нослужащих> ФИО2 и члены его семьи: жена - Ма-

карова Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь - Макарова

Татьяна Владимировна, ДД.ММ.ГГГГ г.р., сын - ФИО3-

мирович, ДД.ММ.ГГГГ г.р., дочь - ФИО4,

ДД.ММ.ГГГГ г.р. зарегистрированы по месту нахождения военной прокура-

туры Екатеринбургского гарнизона по адресу: <адрес>-

<адрес>, <адрес> до оформления документов на распределенные ему квартиры

по адресу: <адрес>, кв. №

<адрес> (л.д.45).

Заявитель пояснила, что по адресу: <адрес>-

<адрес>, <адрес>, их семья не проживает (и проживать не может, поскольку дан-

ное здание является административным зданием военной прокуратуры),

квартплата и платежи за коммунальные услуги на их имя не начисляются и

ими не оплачиваются.

Также заявителем предъявлены выписка из протокола N 5 от

14.09.2010 г. заседания жилищной комиссии военной прокуратуры Приволж-

ско-Уральского военного округа, Акт приема от 26.11.2010 г. ФИО9

ФИО9 квартиры по адресу: <адрес>,

<адрес> (л.д.36), квитанции по оплате коммунальных услуг по

указанному адресу (л.д.13).

Учитывая указанные обстоятельства, суд полагает, что у заявителя

имеются законные основания как для проживания по адресу <адрес>

<адрес>, <адрес> (Комитетом данный факт не опровергнут), так

и, соответственно, для получения компенсации.

В силу ст.98 ГПК РФ заявителю следует возместить расходы по опла-

те государственной пошлины в сумме <данные изъяты> рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

суд

РЕШИЛ:

Заявление Макаровой Н.В. удовлетворить.

Признать необоснованным решение Комитета социальной политики Ад-

министрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Макаро-

вой Н.В. в назначении компенсации расходов на оплату

жилого помещения и коммунальных услуг.

Обязать Комитет социальной политики Администрации <адрес>-

ринбурга устранить в полном объеме допущенное нарушение прав Макаровой

Н.В., назначив компенсацию расходов на оплату жилого

помещения и коммунальных услуг по месту жительства по адресу: <адрес>-

<адрес>, <адрес>, с момента обращения,

т.е. с 17.05.2011 г.

Взыскать с Комитета социальной политики Администрации <адрес>-

теринбурга в пользу Макаровой Н.В. в возмещение расхо-

дов по оплате государственной пошлины <данные изъяты> рублей.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Сверд-

ловский областной суд с подачей жалобы через суд, вынесший решение, в

течение десяти дней.

Судья