Дело N 2-4632\11(09) В окончательном виде изготовлено 05 августа 2011 г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 29 июля 2011 года Ленинский районный суд г.Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Проняевой Г.А. при секретаре Кузнецовой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Селянина К.П. о признании незаконными действий, бездействия УГИБДД по Свердловской области и возложении обязанности совершить определенные действия, УСТАНОВИЛ: Селянин К.П. обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий, бездействия УГИБДД по Свердловской области и возложении обя- занности совершить определенные действия. Неоднократно заявителем уточнялись требования, в окончательном виде они изложены в заявлении от 27.07.2011 г. Заявитель просил рассмотреть дело в его отсутствие с участием представителя по доверенности. Представитель УГИБДД ГУВД по Свердловской области просил в удов- летворении заявления Селянина К.П. отказать по причине отсутствия пра- вовых оснований как для признания действий (бездействия) незаконным, так и для возложения обязанности совершить те действия, о которых зая- вил Селянин К.П. Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд считает требования Селянина К.П. не подлежащими удовлетворению. В соответствии со ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд выносит решение об удовлетворении жалобы и о возложении обязанности на соответствующий орган, должностное лицо уст- ранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина только в случае совершения таких действий с нарушением закона и без соответствующих полномочий. Если действия органа или должностного лица соответствуют норма- тивно-правовым актам, полномочия ими не превышены, в удовлетворении жалобы на их действия должно быть отказано. В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федераль- ным законом только в той мере, которая необходима, в частности, в це- лях защиты безопасности государства. Согласно п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права могут быть ограничены на основании федерального за- кона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных ин- тересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности госу- дарства. Как указал Селянин К.П., в своем заявлении от 19.04.2011 г. в УГИБДД по Свердловской области (л.д.89) он просил выдать дубликат ПТС (т.е. ПТС, который существует на сегодняшний момент), как собственник автомобиля, чье право подтверждено вступившим в силу решением Ленинс- кого районного суда г. Екатеринбурга от 25.10.2010 г. Как указано в ответе УГИБДД по Свердловской области № 22/С-85 от 04.05.2011 г. (л.д.52-53), в соответствии с п. 16 Административного регламента МВД РФ исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденных приказом МВД России от 24.11.2008 года №1001 <О порядке регистрации транспорт- ных средств>, дубликаты регистрационных документов восстанавливаются по заявлению собственника автомобиля. В судебном заседании Селянин К.П. подтвердил, что автомобиль со всеми документами к нему по настоящее время находится в распоряжении бывшей супруги ФИО5 Заявитель полагает, что наличие права собственности является дос- таточным основанием для совершения регистрационных действий в отноше- нии спорного автомобиля именно за ним. По мнению заявителя, дополнительных действий, таких как предос- тавление автомобиля, ПТС и т.д., на которые ссылается УГИБДД по Сверд- ловской области в своем ответе № 22/С-85 от 04.05.2011, в данном слу- чае не требуется, равно как и участия службы судебных приставов в ука- занных действиях, поскольку именно орган ГИБДД вправе проводить необ- ходимые действия по регистрации транспортных средств, и именно указан- ный орган вправе аннулировать запись о регистрации автомобиля за ФИО8 ФИО8 и выдать Селянину К.П. соответствующий ПТС (или его дубли- кат) на автомобиль, где именно он будет указан в качестве собственника автомобиля (как и было до сделки, которую суд признал незаконной). С таким толкованием нормативных актов суд согласиться не может, учитывая следующее. В соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", органы ГИБДД осуществляют допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортного средства без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается. ПТС является основным документом, позволяющим идентифицировать транспортное средс- тво, определяющим соответствие безопасности дорожного движения. Указом Президента Российской Федерации "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения" от 15 июня 1998 г. N 711 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 2 июля 2002 г. N 679) утверждено Положение о Государственной инспекции безопасности до- рожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации. В силу утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения, определяющего правовое положение Госавтоинспекции, ее права и обязанности, ГИБДД МВД России в своей деятельности обязана руководствоваться Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Законом Российской Федерации "О милиции", Федеральным законом "О безопасности дорожного движения", указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и рас- поряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД Российской Федерации, законами и иными нормативными право- выми актами субъектов Российской Федерации, настоящим Положением. В соответствии с подп. "з" п. 12 указанного Положения ГИБДД имеет право не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в ре- гистрации и выдаче соответствующих документов автомототранспортные средства и прицепы к ним без документов, удостоверяющих их соответс- твие установленным требованиям безопасности дорожного движения. Федеральный закон "О безопасности дорожного движения", определяя правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на терри- тории Российской Федерации, установил регистрацию транспортных средств. В силу п. 3 ст. 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввози- мых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих доку- ментов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяюще- го его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается. Из данной нормы следует, что отсутствие документа, удостоверяюще- го соответствие транспортного средства установленным требованиям безо- пасности дорожного движения, препятствует его регистрации. Таким документом является паспорт транспортного средства, подт- верждающий техническую безопасность автомобиля, номерные обозначения узлов и агрегатов которого указаны в этом паспорте. Вопросы оформления паспортов транспортных средств регулируются Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 18 мая 1993 г. N 477 "О введении паспортов транспортных средств" и Положением о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств, утвержденным Приказом МВД РФ N 496, Минпромэнерго РФ N 192, Минэкономразвития РФ N 134 от 23.06.2005 г. Так, в п.9 Положения о паспортах транспортных средств указано, что наличие паспорта является обязательным условием для регистрации транспортных средств. Согласно пунктам 1, 2 Постановления Совета Министров - Правитель- ства Российской Федерации от 18.05.1993 N 447 "О введении паспортов транспортных средств" наличие паспортов транспортных средств является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении; дубликаты паспортов транспортных средств выдаются взамен утраченных или пришедших в негодность паспор- тов. В силу п. 3 ст. 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввози- мых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих доку- ментов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяюще- го его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается. Из данной нормы следует, что отсутствие документа, удостоверяюще- го соответствие транспортного средства установленным требованиям безо- пасности дорожного движения, препятствует его регистрации. Таким доку- ментом является паспорт транспортного средства, подтверждающий техни- ческую безопасность автомобиля, номерные обозначения узлов и агрегатов которого указаны в этом паспорте. Кроме этого регистрация транспортного средства осуществляется в соответствии с Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним и Административным Регламентом МВД России, утвержденным Приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001. Согласно п.36 Правил, для производства регистрационных действий собственниками (владельцами) транспортных средств в регистрационные подразделения сдаются следующие документы: документы, удостоверяющие право собственности на транспортные средства, номерные агрегаты; доку- менты, подтверждающие снятие предусмотренных настоящими Правилами и Административным регламентом запретов и ограничений; документы, удос- товеряющие полномочия гражданина представлять интересы собственника (владельца) при совершении регистрационных действий; регистрационные документы, паспорта транспортных средств, регистрационные знаки, вклю- чая регистрационные документы и регистрационные номера государств ре- гистрации транспортных средств, ввезенных на территорию Российской Фе- дерации, регистрационные знаки "ТРАНЗИТ"; оригиналы расчетных докумен- тов об уплате государственной пошлины. В соответствии с данными Правилами регистрации, ПТС является обя- зательным документом, по которому идентифицируется транспортное средс- тво. Кроме этого, собственники должны выполнить ряд иных действий: заключить договор обязательного страхования автогражданской ответс- твенности, оплатить соответствующие платежи для совершения данного действия, предоставить транспортное средство для произведения провер- ки, сверки с документами регистрационных знаков автомобиля. Согласно п. 20 Положения о паспортах транспортных средств оформ- ление паспортов таможенными органами и подразделениями Госавтоинспек- ции осуществляется в порядке, установленном настоящим Положением, при условии представления транспортных средств или шасси таможенным орга- нам (в зоне таможенного контроля) или подразделениям Госавтоинспекции. Представление на регистрацию автомобиля, имеющего иные номерные обозначения узлов и агрегатов, чем те, которые указаны в паспорте транспортного средства, по сути означает отсутствие документа, удосто- веряющего соответствие транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения. Регистрация такого автомобиля прямо запрещена п. 3 ст. 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения". Согласно п. 49 Правил регистрации, утвержденных Приказом МВД Рос- сии N 1001, новые документы выдаются взамен утраченных или непригодных для пользования регистрационных документов, паспортов транспортных средств на зарегистрированные в Госавтоинспекции транспортные средства и иных выдаваемых регистрационными подразделениями документов. Аналогичная норма содержится в п. 10 Положения о паспортах транс- портных средств и шасси транспортных средств, утвержденным Приказом МВД РФ N 496, Минпромэнерго РФ N 192, Минэкономразвития РФ N 134 от 23.06.2005 г. В данном случае отсутствуют оба основания для замены ПТС. В силу п. 16 Административного регламента МВД России, утвержден- ного Приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001, для совершения регист- рационных действий собственники или владельцы транспортных средств представляют: а) заявление (приложения N 2 к настоящему Административному рег- ламенту); б) документ, удостоверяющий личность гражданина, обратившегося за совершением регистрационных действий; в) документ, удостоверяющий полномочия гражданина представлять интересы собственника (владельца) транспортного средства при соверше- нии регистрационных действий; г) документ об уплате государственной пошлины; д) регистрационный документ и (или) паспорт транспортного средс- тва, если он выдавался; е) транспортное средство. Транспортное средство не представляется при получении регистраци- онных знаков и (или) регистрационного документа, и (или) паспорта транспортного средства взамен утраченных или пришедших в негодность, при внесении изменений в учетные данные, не связанные с изменениями регистрационных данных транспортных средств, при снятии с учета в свя- зи с его утилизацией или утратой, при прекращении временной регистра- ции на основании заявления собственника или по окончанию срока ее действия, а также вывезенное и оставленное прежним или новым собствен- ником за пределами территории Российской Федерации; ж) документы, удостоверяющие право собственности на транспортное средство, номерной агрегат в соответствии с законодательством Российс- кой Федерации. Из данных норм следует, что приобретение права на транспортное средство не порождает безусловную обязанность органов ГИБДД допустить данное средство к участию в дорожном движении и зарегистрировать его. Как было установлено судом и не оспаривалось заявителем, транс- портное средство и документы на него Селяниным К.П. в органы ГИБДД не представлялись, что является препятствием к регистрации транспортного средства. В соответствии с требованиями ст.5 Федерального закона <Об испол- нительном производстве> от 19.09.2007г. №229, непосредственное осу- ществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-ис- полнителей структурных подразделений территориальных органов Федераль- ной службы судебных приставов. К полномочиям органов ГИБДД не отнесено исполнение решений суда по истребованию транспортного средства у третьих лиц и передаче его заявителю, поскольку разрешение данных вопросов входит в компетенцию службы судебных приставов-исполнителей. При этом следует принять во внимание, что органы ГИБДД участником правоотношений собственности не являются. Следовательно, обстоятельства, свидетельствующие о праве собс- твенности заявителя, в данном случае правового значения не имеют и не влияют на оценку оспариваемых действий (бездействия) должностных лиц органов ГИБДД. При таких обстоятельствах правовые основания для удовлетворения требований заявления Селянина К.П. отсутствуют. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд, РЕШИЛ: Отказать в удовлетворении требований Селянина К.- П. признать незаконными действия и бездействие сотрудников Управле- ния ГИБДД по Свердловской области, а именно: а) действие, выразившееся в отказе в выдаче Селянину К.П. дубли- ката ПТС, изложенное в ответе № 22/С-85 от 04.05.2011 на заявление от 19.04.2011 в УГИБДД по Свердловской области о выдаче дубликата ПТС; б) бездействие, выразившееся в невыдаче Селянину К.П. дубликата ПТС по требованию, содержавшемуся в заявлении Селянина К.П. от 19.04.2011 в УГИБДД по Свердловской области; в) действие, выразившееся в отказе в содействии исполнения реше- ния суда и в выдаче Селянину К.П. ПТС (или его дубликата) на автомо- биль <данные изъяты> с указанием Селянина К.П. в качестве законного владельца, изложенное в ответе № 22/С-85 от 04.05.2011 на заявление Селянина К.П. от 19.04.2011 в УГИБДД по Свердловской области. г) бездействие, выразившееся в невыдаче Селянину К.П. ПТС (или его дубликата) на автомобиль <данные изъяты> с указанием Селянина К.П. в ка- честве законного владельца. Отказать в удовлетворении требований Селянина К.- П. возложении на Управление ГИБДД по Свердловской области обязаннос- ти совершить определенные действия, а именно: а) Обязать сотрудников УГИБДД по Свердловской области выдать Се- лянину К.П. дубликат Паспорта транспортного средства на автомобиль <данные изъяты> <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, № двигателя: <данные изъяты>, 0000, цвет: <данные изъяты>); б) выдать Селянину К.П. Паспорт транспортного средства (или его дубликат) на автомобиль <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года вы- пуска, № двигателя: <данные изъяты>, цвет: <данные изъяты>), указав Селянина К.П. в качестве законного владельца. Решение может быть обжаловано и опротестовано в Свердловский об- ластной суд в течение 10 дней с даты изготовления решения в оконча- тельном виде с подачей жалобы через суд, вынесший решение. Председательствующий