селянин к гибдд



Дело N 2-4632\11(09)

В окончательном виде изготовлено 05 августа 2011 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 июля 2011 года

Ленинский районный суд г.Екатеринбурга в составе

председательствующего судьи Проняевой Г.А.

при секретаре Кузнецовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление

Селянина К.П.

о признании незаконными действий, бездействия УГИБДД по Свердловской

области и возложении обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Селянин К.П. обратился в суд с заявлением о признании незаконными

действий, бездействия УГИБДД по Свердловской области и возложении обя-

занности совершить определенные действия.

Неоднократно заявителем уточнялись требования, в окончательном

виде они изложены в заявлении от 27.07.2011 г.

Заявитель просил рассмотреть дело в его отсутствие с участием

представителя по доверенности.

Представитель УГИБДД ГУВД по Свердловской области просил в удов-

летворении заявления Селянина К.П. отказать по причине отсутствия пра-

вовых оснований как для признания действий (бездействия) незаконным,

так и для возложения обязанности совершить те действия, о которых зая-

вил Селянин К.П.

Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд считает

требования Селянина К.П. не подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 258 Гражданского процессуального кодекса

Российской Федерации суд выносит решение об удовлетворении жалобы и о

возложении обязанности на соответствующий орган, должностное лицо уст-

ранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина

только в случае совершения таких действий с нарушением закона и без

соответствующих полномочий.

Если действия органа или должностного лица соответствуют норма-

тивно-правовым актам, полномочия ими не превышены, в удовлетворении

жалобы на их действия должно быть отказано.

В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации

права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федераль-

ным законом только в той мере, которая необходима, в частности, в це-

лях защиты безопасности государства.

Согласно п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации

гражданские права могут быть ограничены на основании федерального за-

кона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ

конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных ин-

тересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности госу-

дарства.

Как указал Селянин К.П., в своем заявлении от 19.04.2011 г. в

УГИБДД по Свердловской области (л.д.89) он просил выдать дубликат ПТС

(т.е. ПТС, который существует на сегодняшний момент), как собственник

автомобиля, чье право подтверждено вступившим в силу решением Ленинс-

кого районного суда г. Екатеринбурга от 25.10.2010 г.

Как указано в ответе УГИБДД по Свердловской области № 22/С-85 от

04.05.2011 г. (л.д.52-53), в соответствии с п. 16 Административного

регламента МВД РФ исполнения государственной функции по регистрации

автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденных приказом

МВД России от 24.11.2008 года №1001 <О порядке регистрации транспорт-

ных средств>, дубликаты регистрационных документов восстанавливаются

по заявлению собственника автомобиля.

В судебном заседании Селянин К.П. подтвердил, что автомобиль со

всеми документами к нему по настоящее время находится в распоряжении

бывшей супруги ФИО5

Заявитель полагает, что наличие права собственности является дос-

таточным основанием для совершения регистрационных действий в отноше-

нии спорного автомобиля именно за ним.

По мнению заявителя, дополнительных действий, таких как предос-

тавление автомобиля, ПТС и т.д., на которые ссылается УГИБДД по Сверд-

ловской области в своем ответе № 22/С-85 от 04.05.2011, в данном слу-

чае не требуется, равно как и участия службы судебных приставов в ука-

занных действиях, поскольку именно орган ГИБДД вправе проводить необ-

ходимые действия по регистрации транспортных средств, и именно указан-

ный орган вправе аннулировать запись о регистрации автомобиля за ФИО8

ФИО8 и выдать Селянину К.П. соответствующий ПТС (или его дубли-

кат) на автомобиль, где именно он будет указан в качестве собственника

автомобиля (как и было до сделки, которую суд признал незаконной).

С таким толкованием нормативных актов суд согласиться не может,

учитывая следующее.

В соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О

безопасности дорожного движения", органы ГИБДД осуществляют допуск

транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении

на территории Российской Федерации, путем регистрации транспортных

средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортного

средства без документа, удостоверяющего его соответствие установленным

требованиям безопасности дорожного движения, запрещается. ПТС является

основным документом, позволяющим идентифицировать транспортное средс-

тво, определяющим соответствие безопасности дорожного движения.

Указом Президента Российской Федерации "О дополнительных мерах по

обеспечению безопасности дорожного движения" от 15 июня 1998 г. N 711

(в редакции Указа Президента Российской Федерации от 2 июля 2002 г. N

679) утверждено Положение о Государственной инспекции безопасности до-

рожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

В силу утвержденного Указом Президента Российской Федерации от

15.06.1998 N 711 Положения о Государственной инспекции безопасности

дорожного движения, определяющего правовое положение Госавтоинспекции,

ее права и обязанности, ГИБДД МВД России в своей деятельности обязана

руководствоваться Конституцией Российской Федерации, федеральными

конституционными законами, Законом Российской Федерации "О милиции",

Федеральным законом "О безопасности дорожного движения", указами и

распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и рас-

поряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми

актами МВД Российской Федерации, законами и иными нормативными право-

выми актами субъектов Российской Федерации, настоящим Положением.

В соответствии с подп. "з" п. 12 указанного Положения ГИБДД имеет

право не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в ре-

гистрации и выдаче соответствующих документов автомототранспортные

средства и прицепы к ним без документов, удостоверяющих их соответс-

твие установленным требованиям безопасности дорожного движения.

Федеральный закон "О безопасности дорожного движения", определяя

правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на терри-

тории Российской Федерации, установил регистрацию транспортных

средств.

В силу п. 3 ст. 15 Федерального закона "О безопасности дорожного

движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в

дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением

транспортных средств, участвующих в международном движении или ввози-

мых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев,

осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации

путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих доку-

ментов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяюще-

го его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного

движения, запрещается.

Из данной нормы следует, что отсутствие документа, удостоверяюще-

го соответствие транспортного средства установленным требованиям безо-

пасности дорожного движения, препятствует его регистрации.

Таким документом является паспорт транспортного средства, подт-

верждающий техническую безопасность автомобиля, номерные обозначения

узлов и агрегатов которого указаны в этом паспорте.

Вопросы оформления паспортов транспортных средств регулируются

Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации

от 18 мая 1993 г. N 477 "О введении паспортов транспортных средств" и

Положением о паспортах транспортных средств и шасси транспортных

средств, утвержденным Приказом МВД РФ N 496, Минпромэнерго РФ N 192,

Минэкономразвития РФ N 134 от 23.06.2005 г.

Так, в п.9 Положения о паспортах транспортных средств указано,

что наличие паспорта является обязательным условием для регистрации

транспортных средств.

Согласно пунктам 1, 2 Постановления Совета Министров - Правитель-

ства Российской Федерации от 18.05.1993 N 447 "О введении паспортов

транспортных средств" наличие паспортов транспортных средств является

обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска

их к участию в дорожном движении; дубликаты паспортов транспортных

средств выдаются взамен утраченных или пришедших в негодность паспор-

тов.

В силу п. 3 ст. 15 Федерального закона "О безопасности дорожного

движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в

дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением

транспортных средств, участвующих в международном движении или ввози-

мых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев,

осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации

путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих доку-

ментов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяюще-

го его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного

движения, запрещается.

Из данной нормы следует, что отсутствие документа, удостоверяюще-

го соответствие транспортного средства установленным требованиям безо-

пасности дорожного движения, препятствует его регистрации. Таким доку-

ментом является паспорт транспортного средства, подтверждающий техни-

ческую безопасность автомобиля, номерные обозначения узлов и агрегатов

которого указаны в этом паспорте.

Кроме этого регистрация транспортного средства осуществляется в

соответствии с Правилами регистрации автомототранспортных средств и

прицепов к ним и Административным Регламентом МВД России, утвержденным

Приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001.

Согласно п.36 Правил, для производства регистрационных действий

собственниками (владельцами) транспортных средств в регистрационные

подразделения сдаются следующие документы: документы, удостоверяющие

право собственности на транспортные средства, номерные агрегаты; доку-

менты, подтверждающие снятие предусмотренных настоящими Правилами и

Административным регламентом запретов и ограничений; документы, удос-

товеряющие полномочия гражданина представлять интересы собственника

(владельца) при совершении регистрационных действий; регистрационные

документы, паспорта транспортных средств, регистрационные знаки, вклю-

чая регистрационные документы и регистрационные номера государств ре-

гистрации транспортных средств, ввезенных на территорию Российской Фе-

дерации, регистрационные знаки "ТРАНЗИТ"; оригиналы расчетных докумен-

тов об уплате государственной пошлины.

В соответствии с данными Правилами регистрации, ПТС является обя-

зательным документом, по которому идентифицируется транспортное средс-

тво.

Кроме этого, собственники должны выполнить ряд иных действий:

заключить договор обязательного страхования автогражданской ответс-

твенности, оплатить соответствующие платежи для совершения данного

действия, предоставить транспортное средство для произведения провер-

ки, сверки с документами регистрационных знаков автомобиля.

Согласно п. 20 Положения о паспортах транспортных средств оформ-

ление паспортов таможенными органами и подразделениями Госавтоинспек-

ции осуществляется в порядке, установленном настоящим Положением, при

условии представления транспортных средств или шасси таможенным орга-

нам (в зоне таможенного контроля) или подразделениям Госавтоинспекции.

Представление на регистрацию автомобиля, имеющего иные номерные

обозначения узлов и агрегатов, чем те, которые указаны в паспорте

транспортного средства, по сути означает отсутствие документа, удосто-

веряющего соответствие транспортного средства требованиям безопасности

дорожного движения. Регистрация такого автомобиля прямо запрещена п. 3

ст. 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения".

Согласно п. 49 Правил регистрации, утвержденных Приказом МВД Рос-

сии N 1001, новые документы выдаются взамен утраченных или непригодных

для пользования регистрационных документов, паспортов транспортных

средств на зарегистрированные в Госавтоинспекции транспортные средства

и иных выдаваемых регистрационными подразделениями документов.

Аналогичная норма содержится в п. 10 Положения о паспортах транс-

портных средств и шасси транспортных средств, утвержденным Приказом

МВД РФ N 496, Минпромэнерго РФ N 192, Минэкономразвития РФ N 134 от

23.06.2005 г.

В данном случае отсутствуют оба основания для замены ПТС.

В силу п. 16 Административного регламента МВД России, утвержден-

ного Приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001, для совершения регист-

рационных действий собственники или владельцы транспортных средств

представляют:

а) заявление (приложения N 2 к настоящему Административному рег-

ламенту);

б) документ, удостоверяющий личность гражданина, обратившегося за

совершением регистрационных действий;

в) документ, удостоверяющий полномочия гражданина представлять

интересы собственника (владельца) транспортного средства при соверше-

нии регистрационных действий;

г) документ об уплате государственной пошлины;

д) регистрационный документ и (или) паспорт транспортного средс-

тва, если он выдавался;

е) транспортное средство.

Транспортное средство не представляется при получении регистраци-

онных знаков и (или) регистрационного документа, и (или) паспорта

транспортного средства взамен утраченных или пришедших в негодность,

при внесении изменений в учетные данные, не связанные с изменениями

регистрационных данных транспортных средств, при снятии с учета в свя-

зи с его утилизацией или утратой, при прекращении временной регистра-

ции на основании заявления собственника или по окончанию срока ее

действия, а также вывезенное и оставленное прежним или новым собствен-

ником за пределами территории Российской Федерации;

ж) документы, удостоверяющие право собственности на транспортное

средство, номерной агрегат в соответствии с законодательством Российс-

кой Федерации.

Из данных норм следует, что приобретение права на транспортное

средство не порождает безусловную обязанность органов ГИБДД допустить

данное средство к участию в дорожном движении и зарегистрировать его.

Как было установлено судом и не оспаривалось заявителем, транс-

портное средство и документы на него Селяниным К.П. в органы ГИБДД не

представлялись, что является препятствием к регистрации транспортного

средства.

В соответствии с требованиями ст.5 Федерального закона <Об испол-

нительном производстве> от 19.09.2007г. №229, непосредственное осу-

ществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов

других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-ис-

полнителей структурных подразделений территориальных органов Федераль-

ной службы судебных приставов.

К полномочиям органов ГИБДД не отнесено исполнение решений суда

по истребованию транспортного средства у третьих лиц и передаче его

заявителю, поскольку разрешение данных вопросов входит в компетенцию

службы судебных приставов-исполнителей.

При этом следует принять во внимание, что органы ГИБДД участником

правоотношений собственности не являются.

Следовательно, обстоятельства, свидетельствующие о праве собс-

твенности заявителя, в данном случае правового значения не имеют и не

влияют на оценку оспариваемых действий (бездействия) должностных лиц

органов ГИБДД.

При таких обстоятельствах правовые основания для удовлетворения

требований заявления Селянина К.П. отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

суд,

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении требований Селянина К.-

П. признать незаконными действия и бездействие сотрудников Управле-

ния ГИБДД по Свердловской области, а именно:

а) действие, выразившееся в отказе в выдаче Селянину К.П. дубли-

ката ПТС, изложенное в ответе № 22/С-85 от 04.05.2011 на заявление от

19.04.2011 в УГИБДД по Свердловской области о выдаче дубликата ПТС;

б) бездействие, выразившееся в невыдаче Селянину К.П. дубликата

ПТС по требованию, содержавшемуся в заявлении Селянина К.П. от

19.04.2011 в УГИБДД по Свердловской области;

в) действие, выразившееся в отказе в содействии исполнения реше-

ния суда и в выдаче Селянину К.П. ПТС (или его дубликата) на автомо-

биль <данные изъяты> с указанием Селянина К.П. в качестве законного владельца,

изложенное в ответе № 22/С-85 от 04.05.2011 на заявление Селянина К.П.

от 19.04.2011 в УГИБДД по Свердловской области.

г) бездействие, выразившееся в невыдаче Селянину К.П. ПТС (или

его дубликата) на автомобиль <данные изъяты> с указанием Селянина К.П. в ка-

честве законного владельца.

Отказать в удовлетворении требований Селянина К.-

П. возложении на Управление ГИБДД по Свердловской области обязаннос-

ти совершить определенные действия, а именно:

а) Обязать сотрудников УГИБДД по Свердловской области выдать Се-

лянину К.П. дубликат Паспорта транспортного средства на автомобиль <данные изъяты>

<данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, № двигателя: <данные изъяты>,

0000, цвет: <данные изъяты>);

б) выдать Селянину К.П. Паспорт транспортного средства (или его

дубликат) на автомобиль <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года вы-

пуска, № двигателя: <данные изъяты>, цвет: <данные изъяты>), указав Селянина К.П.

в качестве законного владельца.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Свердловский об-

ластной суд в течение 10 дней с даты изготовления решения в оконча-

тельном виде с подачей жалобы через суд, вынесший решение.

Председательствующий