Дело N 2-4843\11(09) В окончательном виде изготовлено 08 июля 2011 г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 07 июля 2011 года Ленинский районный суд г.Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Проняевой Г.А. при секретаре Кузнецовой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Прокурора Ленинского района г.Екатеринбурга в интересах неопределенного круга лиц к ГОУ ВПО <Уральский государственный горный университет> о возложении обязанности по устранению нарушений норм и правил эксплу- атации и содержания объекта нежилого фонда, находящегося в федеральной собственности - защитного сооружения гражданской обороны - убежища, УСТАНОВИЛ: Прокурор Ленинского района г. Екатеринбурга обратился в суд с ис- ком в интересах неопределенного круга лиц к ГОУ ВПО <Уральский госу- дарственный горный университет> о возложении обязанности по устранению нарушений норм и правил эксплуатации и содержания объекта нежилого фонда, находящегося в федеральной собственности - защитного сооружения гражданской обороны (убежища), расположенного по адресу: <адрес>- <адрес>, <адрес>А. В обоснование иска прокурор указал на то, что в ходе прокурорской проверки (акт проверки от 24.06.2010 г.) было установлено, что помеще- ние защитное сооружение гражданской обороны (ЗС ГО) № 414525 не отве- чает требованиям, установленным Приказом МЧС РФ от 21.07.2005 г. N 575 "Об утверждении Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время" и Приказом МЧС РФ от 15.12.2002 г. N 583 "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защит- ных сооружений гражданской обороны". Так, согласно акта, в спорном по- мещении разгерметизирована стена ЗС ГО - пробит проем размером 120x60 см., санузлы демонтированы, защитно-герметические двери (ЗГД) демонти- рованы, электроосвещения, ФВО демонтировано, имеются следы подтопления на полу. Ответчик иск не признал, сославшись на несоответствие фактическо- го состояния помещения ЗС ГО № 414527 недостаткам, указанным в Акте проверки от 24.06.2010 г., поскольку фактически в стенах помещения ЗС № 414527 отсутствуют проемы, на которые ссылается прокурор; санузлы на экспликации подвала здания, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, отсутствуют; освещение име- ется. Таким образом, вменяемое университету нарушение, зафиксированное в акте проверки от 24.06.2010 г., не имеет отношения к ЗС ГО с указан- ным инвентарным номером 414527. К участию в деле в качестве третьего лица было привлечено ГУ МЧС РФ по Свердловской области, представитель которого иск прокурора под- держал, полегая его обоснованным в интересах неопределенного круга лиц, учитывая, что содержание защитных сооружений гражданской обороны в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений для безопасного пребывания в них укрываемых, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуа- циях мирного времени. Нарушения в использовании и содержании защитного сооружения гражданской обороны, выявленные прокуратурой Ленинского ра- йона г. Екатеринбурга в ходе проверки, действительно не отвечают тем требованиям, которые установлены приказом МЧС России от 15.12.2002 г. № 583 (зарегистрирован в Минюсте 25.03.2003 года), приказом МЧС России 21.07.2005 г. № 575 (зарегистрирован в Минюсте 21.07.2005 года) и дру- гими нормативными актам. По мнению представителя третьего лица, данные нарушения подлежат обязательному устранению, поскольку исключают возможность укрытия лю- дей, в случае чрезвычайных ситуаций и военного времени. Кроме того, к участию в деле в качестве третьих лиц были привле- чены Администрация города Екатеринбурга, ОАО "Метрострой ПТС", Аген- тство по управлению федеральным имуществом по Свердловской области, представители указанных третьих лиц в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом. Заслушав представителей истца и ответчика, третьего лица, иссле- довав материалы дела, суд полагает иск обоснованным в части, учитывая следующее. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ <О гражданской обороне> гражданская оборона - это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опаснос- тей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 г. № 1309 <О поряд- ке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны> определен по- рядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, к которым относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмы- вочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне. В соответствии с п. 11 указанного постановления организации обес- печивают сохранность объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию. В соответствии с пунктом 1.2. приказа МЧС России от 15.12.2002 г. № 583 <Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защит- ных сооружений гражданской обороны> статус защитного сооружения граж- данской обороны, как объекта гражданской обороны, определяется наличи- ем паспорта убежища. Согласно Свидетельству о государственной регистрации права 0000 0000 0000 от ДД.ММ.ГГГГ нежилое здание по адресу <адрес> ул. <адрес> <адрес> <адрес> принадлежит на праве оперативного управ- ления ГОУ ВПО <Уральский государственный горный университет>. Прокуратурой Ленинского района г. Екатеринбурга проведена провер- ка по факту использования ГОУ ВПО <Уральский государственный горный университет>, находящегося в федеральной собственности объекта нежило- го фонда - защитного сооружения гражданской обороны (далее - ЗС ГО) по адресу: <адрес>А. Согласно паспорта убежища № 414527 помещение ГОУ ВПО <Уральский государственный горный университет> имеет специальный статус - защит- ное сооружение гражданской обороны - противорадиационное укрытие. Таким образом, как обоснованно указал истец, правовое положение здания - это объект защитного сооружения гражданской обороны, на кото- рый распространяются требования ФЗ от 12.02.1998г. № 28-ФЗ <О граж- данской обороне>, нормы и требования, предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации <О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны> от 29.11.1999г. № 1309, Приказа Минис- терства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и лик- видации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002г. № 583 <Об ут- верждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооруже- ний гражданской обороны>, Приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации пос- ледствий стихийных бедствий от 21.06.2005г. № 575 <Об утверждении По- рядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обо- роны в мирное время>, регулирующих специальные условия (правила) экс- плуатации объектов гражданской обороны. Согласно указанным нормативным актам защитные сооружения граж- данской обороны являются инженерными сооружениями, предназначенными для укрытия людей, техники, имущества от опасностей, возникших в ре- зультате последствий аварий или катастроф, от воздействия современных средств поражения. Защитные сооружения гражданской обороны имеют стра- тегическое значение для государства, служат для поддержания в надлежа- щем состоянии обороноспособности страны (СНиП 11-11-77*). Как видно из материалов дела, 24 июня 2010 года была проведена проверка содержания и использования защитного сооружения ГО инв. № 414527, которая показала (акт от 24.06.2010 г.), что помещение ЗС ГО № 414525 не в полной мере отвечает требованиям, установленным Приказом МЧС РФ от 21.07.2005 N 575 "Об утверждении Порядка содержания и ис- пользования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время" (далее - Порядок) и Приказом МЧС РФ от 15.12.2002 N 583 "Об утвержде- нии и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны" (далее - Правила). В ходе судебного разбирательства ответчиком было оспорено наличие в помещении ЗС ГО № 414527 тех недостатков, которые были указаны в Ак- те проверки от 24.06.2010 г., поскольку фактически в стенах помещения ЗС № 414527 отсутствуют проемы, на которые ссылается прокурор; санузлы на экспликации подвала здания, расположенного по адресу: <адрес>- <адрес>, <адрес>, отсутствуют; освещение имеется. Таким образом, вменяемое университету нарушение, зафиксиро- ванное в акте проверки от 24.06.2010 г. не имеет отношения к ЗС ГО с указанным инвентарным номером 414527. С целью устранения указанных противоречий по поручению суда от- ветчиком было организовано проведение повторного обследования убежища под инвентарным номером N 414527. Прокурор и заинтересованные лица бы- ли приглашены для участия в работе комиссии, назначенной на 30.06.2011 г., однако никто из приглашенных участия в обследовании спорного поме- щения не принял. Согласно Акта проверки фактического состояния защитного сооруже- ния инв.N 414527 были выявлены следующие недостатки: проем в смежное помещение (ширина 60 см, высота 180 см), отсутствие уплотнительной ре- зины на дверях, нарушение герметизации стен (имеются трещины на сте- нах). Как видно из приложенных к Акту фотографий, в помещении имеется освещение, герметическая дверь, сантехническое оборудование. Осушения помещения не требуется, убежище используется для хранения бытовой тех- ники. Однако помещение нуждается в текущем ремонте и приведении обору- дования систем жизнеобеспечения в соответствие с установленными прави- лами. Согласно ГОСТу Р22.0.02-94 "Безопасность в чрезвычайных ситуаци- ях. Термины и определения основных понятий", утвержденному постановле- нием Госстандарта Российской Федерации от 22.12.1994 N 327, под защит- ным сооружением понимается инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в ре- зультате последствий аварий и катастроф на потенциально опасных объек- тах, либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств поражения. В силу п.п. 2, 3 Приказа МЧС РФ от 21.07.2005 N 575 "Об утвержде- нии Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время" содержание защитных сооружений гражданской обороны (ЗС ГО) в мирное время обязано обеспечить постоянную готов- ность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом необходимо обеспечить сохранность: защитных свойств как ЗС ГО в целом, так и отдельных его элементов; герметизации и гидроизо- ляции всего ЗС ГО; инженерно-технического и специального оборудования, средств связи и оповещения ЗС ГО. При содержании ЗС ГО в мирное время запрещается, в том числе, уст- ройство отверстий или проемов в ограждающих конструкциях; нарушение герметизации и гидроизоляции; демонтаж оборудования; оштукатуривание потолков и стен помещений. Аналогичные нормы закреплены в п. 3.2.1 и 3.2.2 Правил. Кроме того, в силу п. 3.2.11 данных Правил инженерно-техническое оборудование ЗС ГО должно содержаться в исправном состоянии и готов- ности к использованию по назначению. Также, согласно п.3.2.1 Правил при эксплуатации ЗС ГО в мирное время во входах, используемых в мирное время, защитно-герметические и герметические ворота и двери должны находится в открытом положении на подставках и прикрываться съемными легкими экранами или щитами (п.3.2.5 Правил), внутренняя отделка помещений ЗС ГО производится из несгораемых или трудносгораемых материалов, а стены, потолки, перего- родки окрашиваются преимущественно в светлые тона (п. 3.2.8), элементы инженерных систем внутри ЗС ГО должны быть окрашены в разные цвета. В соответствии с п.9 Порядка при использовании ЗС ГО в мирное время необходимо: поддерживать температуру в помещениях в соответствии с требованиями проекта; обеспечить защиту от атмосферных осадков и по- верхностных вод входов и аварийных выходов; проводить окраску и ремонт помещений и оборудования систем жизнеобеспечения в соответствии с ус- тановленными правилами; стены, потолки, перегородки окрашиваются преи- мущественно в светлые тона, закрыть и опечатать герметические клапаны, установленные до и после фильтров-поглотителей, устройств регенерации и фильтров для очистки воздуха от окиси углерода; обеспечить в напор- ных емкостях аварийного запаса питьевой воды проток воды с полным об- меном ее в течение 2 суток; содержать аварийные безнапорные емкости для питьевой воды в чистоте; закрыть и опечатать вспомогательные поме- щения, а также санузлы, не используемые в хозяйственных целях; закон- сервировать дизельные электростанции; обеспечить открываемые защит- но-герметические и герметические ворота и двери подставками. Инженер- но-техническое оборудование ЗС ГО должно содержаться в исправном сос- тоянии и готовности к использованию по назначению (п. 3.2.11). Помещения ЗС ГО должны быть сухими. Температура в этих помещениях в зимнее и летнее время должна поддерживаться в соответствии с требо- ваниями проекта (п. 3.2.7 Правил). Использование ЗС ГО в нарушение указанных требований законода- тельства является существенным нарушением действующего законодательст- ва, влечет в совокупности к нарушению целостности и готовности объекта к использованию в чрезвычайных ситуациях. В соответствии с п. 4.2.5 Приказа N 583 устройство в ограждающих конструкциях отверстий и проемов, не предусмотренных проектом, являет- ся грубым нарушением защитных свойств сооружения. На основании указанных правовых норм следует, что фактическое состояние помещения ЗС ГО, которое указано в акте проверки от 24.06.2010 г., свидетельствует о нарушении защитных свойств сооруже- ния. Согласно п. 1.2, 2.2 Приказа МЧС РФ от 15.12.2002 N 583 "Об ут- верждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооруже- ний гражданской обороны" статус ЗС ГО как объекта ГО определяется на- личием паспорта убежища (ПРУ), заверенного организацией, эксплуатирую- щей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций поме- щений ЗС ГО, заверенных органами технической инвентаризации. Документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является пас- порт сооружения, в котором указываются его основные технические харак- теристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Обязатель- ными приложениями к паспорту ЗС ГО являются копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта ГО, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией - балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуа- циям. Согласно паспорта убежища помещение ГОУ ВПО <Уральский государс- твенный горный университет> имеет специальный статус - защитное соору- жение гражданской обороны - противорадиционное укрытие. На основании указанного паспорта убежищу присвоен 5 класс защиты, прочность 0,5 кг/ см 2. Действующим законодательством не предусмотрено классификации за- щитных сооружений гражданской обороны. Однако отсутствие законодательно закрепленной классификации ЗС ГО не может служит основанием для освобождения от обязанности по устране- нию нарушений норм и правил их содержания. В соответствии с паспортом убежища помещение ГОУ ВПО <Уральский государственный горный университет>, расположенное по адресу: <адрес>- <адрес>, <адрес> является встроенным убежищем 5 класса защиты. Указанное помещение находится в охранной зо- не строящегося метрополитена. Документов, подтверждающих влияние строительных работ на деформа- цию ЗС ГО, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>/<адрес>, ГОУ ВПО <Уральский государственный горный уни- верситет>, не предоставлено. По результатам проверки прокурором Ленинского района г. Екатерин- бурга было вынесено постановление от 30.06.2010 г. о возбуждении в от- ношении ГОУ ВПО <УГГУ> дела об административном правонарушении по ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ, выразившемся в использовании находящегося в феде- ральной собственности объекта нежилого фонда с нарушением установлен- ных норм и правил эксплуатации и содержания. Однако наличие или отсутствие оснований для возбуждения админист- ративного производства не имеет правового значения в данном споре. В соответствии с пунктом 2 раздела II Порядка содержание за- щитных сооружений гражданской обороны в мирное время обязано обеспе- чить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобес- печения к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооруже- ний для безопасного пребывания в них укрываемых, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуациях мирного времени. Нарушения в использовании и содержании защитного сооружения граж- данской обороны, выявленные прокуратурой Ленинского района г. Екате- ринбурга в ходе проверки, подлежат обязательному устранению, поскольку исключают возможность укрытия людей, в случае чрезвычайных ситуаций и военного времени. Соответственно, имеются правовые основания для возложения на от- ветчика обязанности по устранению нарушений норм и правил эксплуатации и содержания объекта нежилого фонда, находящегося в федеральной собс- твенности - защитного сооружения гражданской обороны - убежища. Однако учитывая необходимость дополнительного финансирования рас- ходов на устранение выявленных недостатков в состоянии защитного соо- ружения, суд находит возможным установить ответчику длительный срок исполнения решения суда - шесть месяцев, при этом порядок их устране- ния следует согласовать с ГУ МЧС РФ по Свердловской области. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Обязать ГОУ ВПО <Уральский государственный университет>, исполь- зуя защитное сооружение гражданской обороны - убежище под инвентарным номером N 414527, расположенное по адресу: <адрес>- <адрес> <адрес>, в течение шести месяцев с момента вступ- ления решения в законную силу устранить нарушение герметизации защит- ного сооружения гражданской обороны путем установления уплотнительной резины на герметические двери; провести окраску и ремонт помещений и оборудования систем жизнеобеспечения в соответствии с установленными правилами; устранить проем в смежное помещение размером 180x60 в стене защитного сооружения, согласовав порядок устранения с ГУ МЧС РФ по Свердловской области. Решение может быть обжаловано и опротестовано в Свердловский об- ластной суд в течение 10 дней с даты изготовления решения в оконча- тельном виде с подачей жалобы через суд, вынесший решение. Председательствующий. Подпись. Копия верна. Судья