КОПИЯ Дело № 2-5319/11(11) В окончательной форме решение изготовлено 16.09.2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 09 сентября 2011 года Ленинский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Артемьева А.П., при секретаре Хотяновской А.В., с участием прокурора Замураевой Н.В., представителя ответчика Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие «Комбинат специализированного обслуживания» Сергеева А.С., действующего на основании доверенности 0000 от ДД.ММ.ГГГГ со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Кировского района г. Екатеринбурга в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Екатеринбурга, Екатеринбургскому муниципальному унитарному предприятию «Комбинат специализированного обслуживания» о понуждении совершить определенные действия, УСТАНОВИЛ: Прокурор Кировского района г. Екатеринбурга в интересах неопределенного круга лиц (далее – истец) обратился в суд с иском к Администрации г. Екатеринбурга, Екатеринбургскому муниципальному унитарному предприятию «Комбинат специализированного обслуживания» (далее – ответчики) о понуждении совершить определенные действия. В судебном заседании прокурор исковые требования уточнил, просит обязать ответчиков произвести действия по приведению в соответствие требованиям действующих санитарных правил по содержанию закрытого Шарташского кладбища в г. Екатеринбурге, исключить возможность производства несанкционированных захоронений на кладбище. Представитель ответчика Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие «Комбинат специализированного обслуживания» (далее – ЕМУП «КСО») в судебном заседании иск не признал, представил письменный отзыв, суду пояснил, что иск является необоснованным, указанные истцом требования на ЕМУП «КСО» не распространяются. Ответчик Администрация г. Екатеринбурга, извещенный судом о дате, времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, доказательств уважительности причин неявки суду не представил, об отложении дела перед судом не ходатайствовал, ранее в судебных заседаниях также заявил возражения по иску, исходя из чего, суд считает, что возможно рассмотрение данного гражданского дела в отсутствие указанного ответчика. Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд полагает, что иск является не обоснованным и не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Судом установлено, что в соответствии с Постановлением Главы г. Екатеринбурга от ДД.ММ.ГГГГ 0000 «О запрете захоронений традиционным способом на кладбище поселков Шарташ и Изоплит» с ДД.ММ.ГГГГ захоронения традиционным способом (тело умершего погребенное в землю) на кладбище поселка Шарташ и Изоплит запрещено. Кладбище в п. Шарташ обслуживается ЕМУП «КСО». В обоснование исковых требований истец указал, что в связи с коллективным обращением граждан прокуратурой Кировского района г. Екатеринбурга совместно со специалистом-экспертом Кировского и Октябрьского ТО Управления Роспотребнадзора по Свердловской области проведена выездная проверка исполнения санитарно-эпидемиологического законодательства содержания закрытого кладбища в п. Шарташ по ул. Кедровая в г. Екатеринбурге. В результате проверки на момент обследования территории кладбища выявлено 5 свежих захоронений граждан: Чубаровой Л.В. (ДД.ММ.ГГГГ), Тарабаевой В.В. (ДД.ММ.ГГГГ), Кобякова П.В. (ДД.ММ.ГГГГ), Волошковой М.В. (ДД.ММ.ГГГГ) и неизвестного лица. Прокурор полагает, что несанкционированные захоронения на закрытом Шарташском кладбище в г. Екатеринбурге оказывают неблагоприятное воздействие на окружающую среду, создают угрозу загрязнения подземных вод, возникновения массовых инфекционных заболеваний, а бездействие ЕМУП «КСО», которое обязано принимать своевременные меры по их недопущению, нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ и п.1 ст. 11 ФЗ « Об охране окружающей среды»), при этом в нарушение п. 5.4 СанПин ДД.ММ.ГГГГ-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения. Санитарные правила и нормы» от ДД.ММ.ГГГГ № 4475, которым запрещено производить захоронение на закрытых кладбищах, за исключением урн с прахом после кремации в родственные могилы, по истечению кладбищенского периода - времени, в течение которого завершаются процессы минерализации трупов, ЕМУП «Комбинат спецобслуживания» г. Екатеринбурга не принимаются меры к предотвращению захоронений на закрытом Шарташском кладбище в г. Екатеринбурге. Пунктом 5.7 вышеуказанных санитарных правил предусмотрено, что при нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения приостанавливается или прекращается деятельность на месте погребения и проводятся мероприятия по ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека. В соответствии со ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении) деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления. Санитарно-эпидемиологический надзор и экологический контроль за состоянием мест погребения осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В силу ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения. В соответствии со ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ, с изм. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Согласно ст. 18 Закона о погребении общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, а на основании ч. 2 ст. 15 этого же закона места погребения (с расположенными на них кладбищами) по принадлежности могут быть государственными и муниципальными. Пунктами 1 и 4 статьи 18 Закона о погребении установлено, что общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, данные органы также определяют порядок деятельности общественных кладбищ. Пунктом 2 статьи 25 названного закона закреплено, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. При этом погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления. В соответствии с п. 1.10 Устава Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия «Комбинат специализированного обслуживания» от ДД.ММ.ГГГГ 0000 предприятие имеет обособленные подразделения - муниципальные кладбища, в том числе Шарташское по ул. Рыбаков в г. Екатеринбурге. Пунктом 2.1 Устава предусмотрено, что основной целью создания и предметом деятельности предприятия являются решение социальных задач в сфере ритуального обслуживания населения (похоронного дела), в том числе содержания муниципальных кладбищ и крематория. В соответствии с п. 31, 32, 35 гл. гл. 5, 7 Решения Екатеринбургской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N 49/44 «Об утверждении Порядка работы и содержания кладбищ и крематория на территории муниципального образования «город Екатеринбург» ответственность за благоустройство мест захоронения и санитарное состояние территории кладбища возлагается на администрацию кладбища. Администрация кладбища обеспечивает, кроме прочего, охрану территорий кладбищ и колумбария собственными силами или по договору, заключенному специализированной службой с организациями, с целью предотвращения актов вандализма; выполнение прочих требований, предусмотренных законодательством, а именно - находиться на территории кладбища после его закрытия; производить раскопку грунта. Федеральным Законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 21) установлено, что содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. Согласно ст. ст. 3, 7 ФЗ «Об охране окружающей среды» в качестве одного из основных принципов охраны окружающей среды, предусмотрены ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной среды на соответствующей территории и обязанность их участия в деятельности по охране окружающей среды. Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В соответствии со ст. 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. В силу ч. 3. ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Суд с учетом пояснений и возражений стороны ответчиков полагает, что заявленные прокурором требования к указанным им ответчикам являются необоснованными, не конкретизированы, доводы истца не в полной мере подтверждаются материалами дела и представленными суду сведениями. Так, отсутствуют надлежащие доказательства фактов захоронений и их вида, что является обязательным, поскольку захоронение урн с прахом после кремации в родственные могилы разрешено п. 5.4 вышеупомянутого СанПин ДД.ММ.ГГГГ-03. Лица, производившие захоронения, не установлены, в то время как именно в их действиях имеется признаки не соблюдения установленных положений законодательства, регулирующего порядок захоронений. Вместе с тем, несмотря на то, что исходя из положений Закона о погребении общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления и данные органы также определяют порядок деятельности общественных кладбищ, в функции Администрации г. Екатеринбурга не входит контроль за пресечением противоправной деятельности третьих лиц в сфере захоронений. ЕМУП «Комбинат специализированного обслуживания» в соответствии с Уставом, утв. решением Екатеринбургского комитета по управлению городским имуществом от ДД.ММ.ГГГГ 0000, является коммерческой организацией и осуществляет деятельность в сфере ритуального обслуживания населения (похоронного дела). По пояснениям ответчиков и согласно представленных ими документов в настоящее время производится реформирование и создание соответствующей организационной структуры, органов по вопросам функционирования кладбищ, в том числе с разрешением вопросов необходимого финансирования и с учетом исполнения решения Управления Федеральной антимонопольной службы России по Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу 0000 (предписания 0000 от ДД.ММ.ГГГГ), которым в действиях Администрации г. Екатеринбурга признан факт нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции. По данному спору ДД.ММ.ГГГГ было также принято решение Арбитражного суда Свердловской области (дело № А60-13581-2011). Поскольку из указанных актов следует, что Администрацией г. Екатеринбурга надлежит принять меры по изменению системы работы кладбищ, их исполнение в настоящее время непосредственно касается полномочий и обязанностей ЕМУП «КСО» в рассматриваемой сфере деятельности ввиду их ограничений. Указанные ответчиками обстоятельства и сведения подтверждаются представленными документами, материалами дела. Доказательств, опровергающих их доводы, прокурором суду не представлено. Таким образом, иск Прокурора Кировского района г. Екатеринбурга по заявленным им предмету и основаниям удовлетворению не подлежит. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении иска Прокурора Кировского района г. Екатеринбурга в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Екатеринбурга, Екатеринбургскому муниципальному унитарному предприятию «Комбинат специализированного обслуживания» отказать. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме с подачей жалобы через суд, принявший решение. Судья (подпись) Копия верна. Судья А.П. Артемьев