Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 21 сентября 2011 года. Ленинский районный суд г.Екатеринбурга в составе судьи Лимоновой Л.Ф., при секретаре Быковой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тунгусовой Н.А., действующей также в интересах несовершеннолетней ФИО2, к администрации Ленинского района г.Екатеринбурга о признании незаконным распоряжения органа местного самоуправления, обязывании внесения изменений в список получения социальной выплаты для приобретения жилья, у с т а н о в и л: Первоначально истица Тунгусова Н.А., действуя также в интересах своей несовершеннолетней дочери ФИО2, ФИО9, обратились в Ленинский райсуд г.Екатеринбурга с заявлением об определении состава молодой семьи и признании истицы и ее несовершеннолетней дочери молодой семьей, нуждающейся в улучшении жилищных условий с 2007 года, включении в список участников программы на 2011 год. В обоснование своего заявления истица указала, что в июне 2007 года она обратилась в администрацию Ленинского района г.Екатеринбурга с соответствующим заявлением о признании их молодой семьей, нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с Постановлением Правительства РФ №285 от 13.05.2006г. «Об утверждении правил на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы». Однако, истица вместе с дочерью и ее родителями была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий только год спустя после подачи такого заявления на основании распоряжения Главы администрации Ленинского района г.Екатеринбурга от 31.07.2008г. В связи с этим истица полагает, что включение ее и членов ее семьи в список нуждающихся в жилье только в 2008 году является незаконным, поскольку в соответствии с указанным Постановлением от1 3.05.2006г. срок рассмотрения ее заявления должен был составлять только 10 дней, а следовательно она должна быть включена в указанный список с даты подачи заявления, т.е. с 20.06.2007г. В последующем истица уточнила свои исковые требования, отказалась от ранее заявленных требований в части признания ее и дочери – молодой семьей и обязывании ответчика поставить их в список молодых семей, нуждающихся в жилье с 20.06.2007г., в связи с чем в данной части производство по иску Тунгусовой Н.А. было прекращено определением суда. Уточненные исковые требования – о признании недействительным распоряжения Главы администрации г.Екатеринбурга №747-р от 31.07.2008г. «О признании молодых семей нуждающимися в жилом помещении» и обязывании ответчика внести соответствующие изменения в список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2011 году и считать датой признания молодой семьи в составе Тунгусовой Н.А. и ее несовершеннолетней дочери – 12 октября 1994 года – поддержала в полном объеме, дополнительно пояснив суду, что фактически именно 12.10.94г. семья истицы, ранее состоящая из Шерстобитова А.А. (отец), Шерстобитовой В.В. (мать) и истицы были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, в связи с чем в установленном законом порядке они были поставлены на учет в администрации Ленинского района. После рождения дочери в июне 2006 года истица обратилась к ответчику о включении ее и несовершеннолетней ФИО2 в список молодых семей, желающих принять участие в программе «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010годы». 31 июля 2008 года истицу и ее дочь признали повторно нуждающимися в жилье и молодой семьей и включили в соответствующий список на получение субсидии, но с датой постановки на учет от 31.07.2008г. Истица полагает, что поскольку она вместе с другими членами ее семьи уже в 1994 году была признана нуждающейся в жилье, то соответственно именно с указанной даты она должна быть включена в список молодых семей, изъявивших желание участвовать в указанной федеральной программе. В судебном заседании истица Тунгусова Н.А. и ее представитель доводы искового заявления поддержали по предмету и основаниям, дополнительно пояснив суду, что при составлении заявления в администрацию Ленинского района г.Екатеринбурга о признании молодой семьей и включении в число участников подпрограммы истицей был подан полный комплект документов. Представитель ответчика администрации Ленинского района г.Екатеринбурга в судебном заседании против удовлетворения заявления возражала, пояснив суду, что администрация района не оспаривает факт постановки истицы и членов ее семьи на учет в качестве нуждающихся в жилье, а также то обстоятельство, что истица действительно подпадает под критерий определения ее и дочери как молодой семьи, нуждающейся в улучшении жилищных условий, однако распоряжением Главы администрации она была поставлена на учет для получения субсидии только в 2008 году, в связи с чем в указанном списке имеются другие граждане, которые были включены в качестве участников данной программы раньше истицы. Привлеченные судом к участию в деле в качестве 3-х лиц Тунгусов Ю.А. (отец ребенка) и УСЗН по Верх-Исетскому району г.Екатеринбурга в судебное заседание не явились, о дате и времени слушания дела извещались судом надлежащим образом, не ходатайствовали об отложении слушания дела, письменного отзыва на иск не предоставили. С учетом таких обстоятельств и мнения сторон, явившихся в судебное заседание, суд признал возможным рассмотреть настоящее дело при установленной явке. Заслушав пояснения истицы и ее представителя, возражения представителя администрации Ленинского района г.Екатеринбурга, изучив материалы дела и оценив в совокупности представленные доказательства суд удовлетворяет исковые требования Тунгусовой Н.А. по следующим основаниям. В соответствии с ч.1 ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Судом было установлено и подтверждается письменными материалами дела, что на основании постановления Главы администрации Ленинского района №990 от 12.10.1994г. «О постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий», Шерстобитов А.А., пенсионер, проживающий на жилой площади <данные изъяты> (жена – Шерстобитова В.В., дочь – Шерстобитова (в браке – Тунгусова) Н.А.) были поставлены на очередь на улучшение жилищных условий по списку №2. 20.06.2007 года истица Тунгусова Н.А., действующая также в интересах несовершеннолетней дочери Тунгусовой М.ФИО10, обратилась в администрацию Ленинского района г.Екатеринбурга с заявлением о признании ее нуждающейся в жилье, а 31.07.2008г. истица обратилась с заявлением о включении ее с несовершеннолетней дочерью в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы». Распоряжением Главы администрации Ленинского района №747-р от 31.07.2008г. истица Тунгусова Н.А. и несовершеннолетняя ФИО2 были признаны молодой семьей, нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с Постановлением Правительства РФ №285 от 13.05.2006г. «Об утверждении правил на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы». Однако суд не может согласиться с выводами администрации Ленинского района г.Екатеринбурга о том, что истица Тунгусова Н.А. повторно подлежит признанию нуждающейся в улучшении жилищных условий, в том числе для целей получения субсидии в соответствии с федеральной программой, в связи с чем Тунгусова Н.А. подлежит включению в список лиц, участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» с момента признания ее таковой и постановки на учет в администрации Ленинского района г.Екатеринбурга, т.е. с 1994 года по следующим основаниям. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, перечислены в ст.51 ЖК РФ и предусматривают отсутствие у обратившихся для постановки на учет граждан другого жилья на условиях социального найма либо в собственности, либо обеспеченность жилой площадью менее установленной нормы на одного члена семьи, либо проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, либо имеющим хронические заболевания, перечисленные в специальном Перечне, утвержденном Правительством РФ, в связи с чем их проживание с другими семьями в одном жилом помещении является невозможным. Аналогичные основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий были закреплены также в ст.29 ЖК РСФСР, действующего до 01 марта 2005 года. Согласно ч.4 ст.52 ЖК РФ с заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Как следует из заявления Шерстобитова А.А. в орган местного самоуправления Ленинского района от 01.10.1994г., он просил поставить его на очередь с семьей (жена, дочь) на расширение жилой площади, поскольку они втроем проживают в 1-комнатной квартире жилой площадью 16 м.кв. Постановлением Главы администрации Ленинского района №990 от 12.10.1994г. Шерстобитов А.А. и члены его семьи были поставлены на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. В соответствии с ч.1 ст.32 ЖК РСФСР, право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения или возникновения оснований, влекущих снятие данных граждан с такого учета. Аналогичные положения закреплены также в ст.55 ЖК РФ, вступившего в действие с 01 марта 2005 года. Судом установлено и не оспаривалось сторонами, в том числе и представителем администрации Ленинского района г.Екатеринбурга, что Шерстобитов А.А. и члены его семьи до настоящего времени состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и с такого учета они не снимались. Также судом установлено и подтверждается письменными материалами дела, что истица Тунгусова Н.А. с апреля 2010г. является собственником одной <адрес> В соответствии с п.5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и 1 и более детей, возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье не должен превышать 35 лет на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи – участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году и признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий. Принимая во внимание, что истица в полном объеме отвечает указанным требованиям, предъявляемым к молодой семье, что не оспаривалось представителем ответчика, суд приходит к выводу, что Тунгусова Н.А. уже ранее была признана в установленном законом порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с постановлением Главы администрации Ленинского района №990 от 12.10.1994г. «О постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий», которое на момент рассмотрения настоящего дела не отменено и не изменено, в связи с чем повторное признание истицы нуждающейся в жилом помещении, как указано в распоряжении Главы администрации Ленинского района г.Екатеринбурга №747-р от 31.07.2008г. является необоснованным и незаконным, в связи с чем данное распоряжение подлежит признанию недействительным. Поскольку истица Тунгусова Н.А. в установленном законом порядке признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановлена на учет в органе местного самоуправления 12 октября 1994 года, то соответственно с указанной даты она подлежит включению в списки участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы и подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Свердловской области» на 2011-2015 годы областной целевой программы «Развитие жилищного комплекса в Свердловской области» на 2011-2015 годы. При таких обстоятельствах требования истицы Тунгусовой Н.А., действующей также в интересах несовершеннолетней ФИО2 о признании недействительным распоряжения Главы администрации Ленинского района г.Екатеринбурга от 31 июля 2008г. и о возложении на ответчика обязанности внести изменения в список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2011 году, считая датой признания семьи Тунгусовой Н.А. нуждающейся в жилье, с 12 октября 1994 года – являются обоснованными, правомерными и подлежащими удовлетворению судом в полном объеме. С учетом изложенного и руководствуясь ст.12,194-198, ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Тунгусовой Н.А., действующей также в интересах несовершеннолетней ФИО2, удовлетворить. Признать распоряжение администрации Ленинского района г.Екатеринбурга №747-р от 31 июля 2008 года «О признании молодых семей нуждающимися в жилом помещении» - недействительным. Обязать администрацию Ленинского района г.Екатеринбурга внести изменения в список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2011 году и считать датой признания семьи Тунгусовой Н.А. и несовершеннолетней ФИО2 – 10 октября 1994 года. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней с подачей кассационной жалобы через Ленинский районный суд города Екатеринбурга. Судья Лимонова Л.Ф.