О признании Постановления Главы Екатеринбурга незаконным в части, включении в очередь на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно



Дело № 2 – 5129/2011(21)

Мотивированное решение изготовлено 25.07.2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Екатеринбург «20» июля 2011 года

Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Шперлинг Ю.А.

при секретаре Яникиевой Ю.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Гусар В.В. о признании Постановления Главы Екатеринбурга незаконным в части, включении в очередь на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно,

У С Т А Н О В И Л:

Гусар В.В. обратилась в суд с заявлением об отмене Постановления Главы Екатеринбурга № 0000 от ДД.ММ.ГГГГ в части, включении ее в очередь на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно с ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование заявления указано, что ДД.ММ.ГГГГ заявитель Гусар В.В. обратилась в Земельный комитет Администрации г. Екатеринбурга с заявлением о предоставлении земельного участка, поскольку является инвалидом <данные изъяты>. В ответе от ДД.ММ.ГГГГ ей было указано, что порядок предоставления земельных участков разрабатывается, о чем будет сообщено дополнительно. После неоднократных последующих обращений ДД.ММ.ГГГГ Гусар В.В. получила ответ из Комитета по жилищной политике Администрации г. Екатеринбурга, датированный ДД.ММ.ГГГГ, в котором содержался отказ во включении в очередь а предоставление земельного участка на основании Постановления Главы Екатеринбурга № 0000 от ДД.ММ.ГГГГ, ввиду того, что заявление а предоставление земельного участка было подано ДД.ММ.ГГГГ в произвольной форме и к нему не приложены необходимые документы. Эти обстоятельства не соответствуют действительности, поскольку первоначально заявление было подано ДД.ММ.ГГГГ, последующее заявление по требуемой форме с приложением соответствующих документов представлено ДД.ММ.ГГГГ. По мнению заявителя, отказ во включении ее в очередь на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно является незаконным и необоснованным.

В судебном заседании «1» июля 2011 года заявитель уточнила требования и окончательно просила признать незаконным и отменить Постановление Главы Екатеринбурга от ДД.ММ.ГГГГ0000 в части отказа во включении Гусар В.В. в очередь на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно, обязать Администрацию г. Екатеринбурга включить Гусар В.В. в данную очередь исходя из даты подачи заявления «ДД.ММ.ГГГГ. Заявление об уточнении требований принято к производству суда.

В судебном заседании заявитель Гусар В.В. заявление поддержала в полном объеме по изложенным доводам и основаниям, в дополнение пояснила, что она неоднократно обращалась в Администрацию г. Екатеринбурга с заявлением о предоставлении земельного участка, в частности в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ просила предоставить участок как инвалиду. Данное обращение по существу рассмотрено не было, поскольку порядок предоставления земельных участков только разрабатывался. Аналогичное обращение о предоставлении земельного участка как инвалиду и судье в отставке было в ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ В каждом очередном ответе сообщалось о том, что заявление будет рассмотрено по существу после утверждения порядка предоставления земельных участков инвалидам. В связи с длительностью рассмотрения поставленного вопроса, ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Администрацию г. Екатеринбурга за разъяснениями о том, передано ли в Комитет по жилищной политике ее заявление от ДД.ММ.ГГГГ, установлена ли очередность и какой номер в очереди. На это обращение было дано два ответа датированные ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, где указано, что заявление передано, но не указано какое именно. Информации о том, что порядок предоставления земельных участков утвержден и необходимо представить дополнительные документы в ответах не содержалось. На личном приеме у начальника отдела жилищной программы Администрации г. Екатеринбурга ДД.ММ.ГГГГ было указано на невозможность найти заявление, поданное ДД.ММ.ГГГГ, предложено оформить новое заявление. В этот же день она (Гусар В.В.) написала заявление по требуемой форме согласно утвержденного Положения, приложила необходимые документы – копию паспорта и медицинской справки, передала их секретарю председателя Комитета по жилищной политике, которая сверила копии документов с оригиналами, на втором экземпляре заявления поставила отметку о принятии заявления и документов. В удовлетворении заявления было отказано по мотиву предоставления не полного пакета документов, что не соответствует действительности.

Представитель заинтересованного лица Администрации г. Екатеринбурга Бекишева О.В., действующая на основании доверенности от «ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании требованиями заявителя не согласилась, полагала принятое Главой Екатеринбурга от ДД.ММ.ГГГГ Постановление № 0000 законным и обоснованным, принятым с соблюдением требований и норм действующего законодательства. По существу требований пояснила, что действительно, ДД.ММ.ГГГГ Гусар В.В. впервые обращалась в Администрацию г. Екатеринбурга с заявлением о предоставлении земельного участка как инвалиду. Однако, на тот период времени данный вопрос на законодательном уровне урегулирован не был. Порядок предоставления земельных участков, регистрации заявлений и учета граждан, имеющих право на приобретение земельных участков для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно, предусмотрен Положением, утвержденным решением Екатеринбургской городской Думы от «27» апреля 2010 года № 44/22. Согласно данному Положению, обязательной регистрации в специальном журнале подлежат заявления, составленные в произвольной форме, и поданные с ДД.ММ.ГГГГ. По этой причине заявление Гусар В.В. от ДД.ММ.ГГГГ не было зарегистрировано. ДД.ММ.ГГГГ в Комитет по жилищной политике Администрации г. Екатеринбурга поступило заявление Гусар В.В. от ДД.ММ.ГГГГ, поданное в произвольной форме. На это заявление ДД.ММ.ГГГГ был дан ответ о том, что подготовлен проект положения о порядке предоставления земельных участков и ведения учета граждан, имеющих право на приобретение земельных участков для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно, данный проект проходит стадию утверждения. Однако после утверждения вышеуказанного Положения на прием к специалисту Комитет по жилищной политике Администрации г. Екатеринбурга Гусар В.В. не обратилась, не представила все необходимые документы, что явилось основанием для отказа во включении ее в очередь на предоставление земельного участка.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд находит заявление Гусар В.В. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно статье 255 данного Кодекса к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в пункте 25 Постановления № 2 от «10» февраля 2009 года «О практике рассмотрения судам дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» следует, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: 1)

имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; 2) соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; 3) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Судом установлено, что заявитель Гусар В.В. является инвалидом <данные изъяты> (л.д. 60).

Реализуя право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, закрепленное в статье 17 Федерального закона от «24» ноября 1995 года № 181 – ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Гусар В.В. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Администрацию г. Екатеринбурга с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства. К заявлению приложила копию паспорта и копию свидетельства ВТЭК (л.д. 4). Данное заявление Администрацией г. Екатеринбурга зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ за № 0000.

В письме от ДД.ММ.ГГГГ начальник Главного Управления архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Вяткин М.Б. разъяснил заявителю, что на момент рассмотрения обращения порядок предоставления и расчета выкупной стоимости земельных участков, предоставляемых категориям граждан, чье первоочередное право предоставления таких земельных участков определено действующим законодательством социальной направленности, находится в стадии разработки, о чем будет дополнительно сообщено (л.д. 5, 51).

ДД.ММ.ГГГГ Гусар В.В. вновь обратилась в Администрацию г. Екатеринбурга с заявлением о предоставлении земельного участка, в котором указала, что ранее дважды ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ обращалась с аналогичным заявлением, в связи с чем просит сообщить разработан ли порядок предоставления земельных участкам инвалидам, когда и где с ним можно ознакомиться, либо с его проектом. Одновременно просила принять во внимание, что является судьей в отставке, нуждается в улучшении жилищных условий, имеет право на внеочередное предоставление земельного участка (л.д. 52). Данное заявление ДД.ММ.ГГГГ было принято отделом по работе с обращениями граждан Администрации г. Екатеринбурга, ДД.ММ.ГГГГ поступило в Комитет по жилищной политике Администрации г. Екатеринбурга.

В ответе от ДД.ММ.ГГГГ на данное заявление заместитель председателя Комитета по жилищной политике Панфилова Л.П. разъяснила заявителю исчерпывающий перечень случаев бесплатного однократного предоставления в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установленный в статье 54 – 7 Закона Свердловской области от «7» июля 2004 года № 18 – ОЗ «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области». Одновременно в ответе указано, что Постановлением Главы Екатеринбурга от ДД.ММ.ГГГГ0000 Комитет по жилищной политике Администрации г. Екатеринбурга определен как орган, уполномоченный осуществлять прием заявлений о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно и постановке на соответствующий учет. Также подготовлен проект положения, устанавливающего порядок предоставления земельных участков и ведения учета граждан, имеющих право на приобретение земельных участков для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно. Соответствующий порядок подлежит рассмотрению и утверждению Екатеринбургской городской Думой, куда и следует обращаться по вопросу внесения предложений в указанный порядок. После утверждения данного порядка заявление будет рассмотрено по существу (л.д. 36 – 37).

Ввиду того, что заявление, поданное Гусар В.В. ДД.ММ.ГГГГ, в течение года не было рассмотрено по существу, ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Администрацию г. Екатеринбурга с заявлением, в котором указала на предыдущие обращения о предоставлении земельного участка в собственность «ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ просила проверить и сообщить передано ли из Главархитектуры в Комитет по жилищной политике Администрации г. Екатеринбурга заявление от ДД.ММ.ГГГГ, установлена ли очередность и какой номер в очереди, когда и где возможно ознакомиться со списком очередников (л.д. 17, 53).

В ответах, датированных ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ председатель Комитета по жилищной политике Администрации г. Екатеринбурга Насчетников А.Ф. подтвердил, что такое обращение передано на рассмотрение в Комитет, разъяснил, что заявление будет рассмотрено по существу в соответствии с положением, устанавливающим порядок предоставления земельных участков и ведения учета граждан, имеющих право на приобретение земельных участков для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно на территории муниципального образования «город Екатеринбург», утвержденным решением Екатеринбургской городской думы от «27» апреля 2010 года (л.д. 16, 18).

Суд соглашается с доводами заявителя и обращает внимание на то обстоятельство, что ни один из этих ответов, имеющих идентичное содержание, не позволяет с достоверностью определить, какое из заявлений Гусар В.В. было принято к рассмотрению, а именно: от ДД.ММ.ГГГГ, где были приложены копия паспорта и копия справки об инвалидности, или от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, фактически данные ответы получены заявителем только «22» июня 2010 года, что представителем Администрации г. Екатеринбурга в судебном заседании не оспорено. Доказательства обратного, в том числе направления указанных ответов в разумный срок после их составления, суду не представлены.

Установлено также, что заявление Гусар В.В., поданное в Администрацию г. Екатеринбурга ДД.ММ.ГГГГ было зарегистрировано в журнале регистрации заявлений о постановке на учет и предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за номером 0000 (л.д. 47 – 50).

Постановлением Главы Екатеринбурга от ДД.ММ.ГГГГ0000, принятым, в том числе, на основании протоколов заседаний комиссии по ведению очереди на предоставление в собственность однократно бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства от ДД.ММ.ГГГГ0000, ДД.ММ.ГГГГ0000, «ДД.ММ.ГГГГ0000 Гусар В.В. было отказано во включении в очередь на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно, на основании подпункта 2 пункта 57 Положения «О порядке предоставления земельных участков и организации учета граждан, имеющих право на приобретение земельных участков для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно на территории муниципального образования «город Екатеринбург», утвержденного решением Екатеринбургской городской Думы от «27» апреля 2010 года № 44/22, а именно в связи с представлением не всех документов, указанных в пункте 11 настоящего Положения (л.д. 55 – 57).

Соответствующее уведомление об отказе от ДД.ММ.ГГГГ направлено заявителю почтой (л.д. 54).

В возражениях на рассматриваемое судом заявление представитель Администрации г. Екатеринбурга подтвердила, что именно наличие вышеуказанного обстоятельства послужило основанием для отказа Гусар В.В. в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

В судебном заседании заявитель пояснила, что о наличии отказа в предоставлении земельного участка по данному основанию ей стало известно из ответа заместителя председателя Комитета по жилищной политике Администрации г. Екатеринбурга Ординарцевой Е.М., который был получен ДД.ММ.ГГГГ Копию Постановления Главы Екатеринбурга от ДД.ММ.ГГГГ0000 она не получала.

В установленный статьей 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации трехмесячный срок с момента получения данного отказа и установления нарушения своих прав, заявитель обратились в суд с заявлением об оспаривании указанного решения органа местного самоуправления и возложении обязанности устранить данные нарушения.

В ходе рассмотрения дела доводы заявителя о незаконности Постановления Главы Екатеринбурга от «8» октября 2010 года № 4597 «Об отказе во включении заявителей в очередь на предоставление земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства» в части отказа во включении Гусар В.В. в очередь на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно, нашли свое подтверждение.

Согласно части 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 29 данного Кодекса предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

На основании подпункта 2 статьи 54 – 7 Закона Свердловской области от «7» июля 2004 года № 18 – ОЗ «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области» (в редакции Закона Свердловской области от «20» ноября 2009 года № 103 – ОЗ, действовавшей на момент обращения заявителей) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются однократно бесплатно в собственность граждан вне зависимости от места их постоянного проживания натерритории Свердловскойобласти для индивидуального жилищного строительства в случае если граждане постоянно проживают на территории Свердловской области и относятся к категориям граждан, имеющих в соответствии с федеральными законами право на первоочередное или внеочередное предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства.

Меры социальной поддержки инвалидов определены в статье 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В силу части 14 данной статьи инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Таким образом, заявитель Гусар В.В. как гражданка как постоянно проживающая на территории Свердловской области и являющаяся инвалидом имеет право на получение земельного участка однократно бесплатно в собственность на территории Свердловской области.

В настоящее время решением Екатеринбургской городской Думы от «27» апреля 2010 № 44/22 утверждено Положение «О порядке предоставления земельных участков и организации учета граждан, имеющих право на приобретение земельных участков для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно на территории муниципального образования «город Екатеринбург».

Указанным положением регламентирована организация деятельности по приему и регистрации заявлений граждан, указаны документы, которые необходимо приложить к заявлению, установлен порядок рассмотрения заявлений и принятия по ним решений. Для лиц, обратившихся до вступления в силу названного положения, установлено, что данные обращения регистрируются в хронологическом порядке в отдельном журнале, по итогам рассмотрения заявлений, указанных в пункте 52 Положения выносится Постановление Главы Екатеринбурга. Прием заявлений о постановке на учет и предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно осуществляется Комитетом по жилищной политике Администрации г. Екатеринбурга (пункт 9).

Положением предусмотрено, что право на приобретение земельных участков для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно имеют постоянно проживающие на территории Свердловской области граждане, указанные в статье 54-7 Закона Свердловской области от 7 июля 2004 года № 18-ОЗ «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области»: инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от «24» ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (подпункт 2 части 1 пункта 6).

Для постановки на учет и предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно заявители, указанные в пункте 6 настоящего Положения, подают в орган учета заявления по форме, указанной в Приложении 1.1 к настоящему Положению, и следующие документы: граждане, указанные в подпункте 2 части первой пункта 6 настоящего Положения: 1) копию паспорта или иного документа, удостоверяющего в соответствии с законодательством Российской Федерации личность заявителя, а также подтверждающего факт его постоянного проживания на территории Свердловской области; 2) копию справки медико-социальной экспертизы о наличии инвалидности; 3) копии документов, подтверждающих семейные отношения с инвалидом (в случае если заявление подает инвалид и совместно проживающие с ним члены его семьи); 4) справку с места жительства, подтверждающую совместное проживание инвалида и членов его семьи (в случае если заявление подает инвалид и совместно проживающие с ним члены его семьи).

Орган учета регистрирует заявления граждан, поданные в произвольной форме, поступившие в период с ДД.ММ.ГГГГ до дня вступления в силу настоящего Положения, в отдельном журнале регистрации заявлений. В случае если к заявлению, указанному в абзаце первом настоящего пункта, не приложены документы (приложены не все документы), указанные в пункте 11 настоящего Положения, граждане вправе представить недостающие документы в орган учета в течение одного месяца со дня вступления в силу настоящего Положения (пункт 52).

Из материалов дела следует, что первоначально с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность заявитель обращалась в Администрацию г. Екатеринбурга ДД.ММ.ГГГГ, то есть до утверждения в установленном порядке Положения. Повторное заявление было подано ДД.ММ.ГГГГ. В силу утвержденного нормативно - правового акта заявление было передано в Комитет по жилищной политике Администрации города Екатеринбурга для дальнейшей работы. По итогам рассмотрения заявления Главой Екатеринбурга принято соответствующее решение в порядке, предусмотренном Положением.

Принимая во внимание документы, представленные в судебном заседании представителем Администрации г. Екатеринбурга, сведения, содержащиеся в журнале регистрации заявлений (л.д. 47 – 50), а также учитывая требования пункта 52 вышеуказанного Положения об обязанности органа учета регистрировать заявления граждан, поданные в произвольной форме, поступившие в период с ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу о том, что к рассмотрению было принято именно заявление Гусар В.В. от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со статьей 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Принимая решение об отказе Гусар В.В. во включении в очередь на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно, Администрация г. Екатеринбурга руководствовалась подпунктом 2 пункта 57 Положения «О порядке предоставления земельных участков и организации учета граждан, имеющих право на приобретение земельных участков для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно на территории муниципального образования «город Екатеринбург», исходила из того, что заявителем представлены не все документы, указанные в пункте 11 настоящего Положения.

Суд не может признать законным и обоснованным данный отказ в удовлетворении заявления Гусар В.В. по данному основанию, при этом суд исходит из следующего.

Как было указано выше пунктом 52 Положения предусмотрено, что орган учета регистрирует заявления граждан, поданные в произвольной форме, поступившие в период с ДД.ММ.ГГГГ до дня вступления в силу настоящего Положения, в отдельном журнале регистрации заявлений.

В случае если к заявлению, указанному в абзаце первом настоящего пункта, не приложены документы (приложены не все документы), указанные в пункте 11 настоящего Положения, граждане вправе представить недостающие документы в орган учета в течение одного месяца со дня вступления в силу настоящего Положения.

Данное положение было опубликовано в «Вестнике Екатеринбургской городской Думы» ДД.ММ.ГГГГ и вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, заявителю необходимо было представить недостающие документы в орган учета в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Однако, доказательства того, что заявитель Гусар В.В. своевременно и надлежащим образом была уведомлена органом учета об утверждении вышеуказанного Положения, суду не представлены, несмотря на то, что заявитель обращалась в Администрацию г. Екатеринбурга за предоставлением данной информации.

На этом же основании не может быть принято судом во внимание то обстоятельство, что Положением, равно как и иным нормативно – правовым актом, не предусмотрена обязанность Администрации г. Екатеринбурга уведомлять заявителей об утверждении на законодательном уровне порядка предоставления земельных участков для отдельных категорий граждан, имеющих право на первоочередное их получение, и необходимости предоставления дополнительных документов.

С учетом того, что ответ от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, содержащий сведения об утверждении Положения, был получен Гусар В.В. только при личном обращении в Администрацию г. Екатеринбурга ДД.ММ.ГГГГ доказательства обратного в материалы дела не представлены, суд считает, что у заявителя отсутствовала реальная возможность представить необходимые документы к установленному сроку, что привело к нарушению ее прав.

Признавая обоснованными требования заявителя, суд также принимает во внимании, что ДД.ММ.ГГГГ Гусар В.В. в очередной раз обращалась в Администрацию г. Екатеринбурга с заявлением о включении ее в очередь на предоставление земельного участка, ссылаясь на первоначально поданное заявление ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6).

Из данного заявления следует, что к нему было приложено заявление по требуемой форме, а также копия паспорта и копия справки об инвалидности. Более того, данное заявление было принято Комитетом по жилищной политике Администрации г. Екатеринбурга, о чем свидетельствует соответствующий штамп на заявлении.

Доводы представителя Администрации г. Екатеринбурга о том, что заявителем нарушен установленный порядок подачи заявлений, суд находит неубедительными. Установив, что данное заявление подлежит предъявлению и рассмотрению в порядке, предусмотренном вышеуказанным Положением, и действительно содержит документы, указанные в приложении, лицу, которое приняло это заявление, следовало разъяснить существующий порядок и направить заявителя к соответствующему специалисту Комитета по жилищной политике Администрации г. Екатеринбурга. В любом случае, заявителю должен быть предоставлен подробный и мотивированный ответ на обращение по существу указанных в нем вопросов в соответствии с положениями статей 5, 9, 10, 12 Федерального закона от «2» мая 2006 года № 59 - ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Напротив, в ответе ДД.ММ.ГГГГ, не содержащего даты заявления, которое рассматривалось, указано, что заявление от ДД.ММ.ГГГГ в базе Комитета по жилищной политике Администрации г. Екатеринбурга вообще не зарегистрировано.

Изложенное не соответствует установленным в судебном заседании обстоятельствам фактического получения Комитетом по жилищной политике Администрации г. Екатеринбурга заявления Гусар В.В. от ДД.ММ.ГГГГ с приложением необходимого пакета документов.

Суд также считает необходимым отметить, что Постановление Главы Екатеринбурга, которым было отказано во включении заявителя в очередь на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно, было принято только ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении установленного пунктом 56 Положения трехмесячного срока со дня вступления в силу настоящего Положения.

Суд приходит к выводу, что Администрацией г. Екатеринбурга допущено существенное несоблюдение установленного порядка принятия решения по заявлению Гусар В.В. от ДД.ММ.ГГГГ которое было рассмотрено лишь спустя семь месяцев после его подачи, а заявление от ДД.ММ.ГГГГ осталось в целом не рассмотренным по существу, что повлекло нарушение прав и законных интересов заявителя.

Оспариваемое в части Постановление Главы Екатеринбурга от ДД.ММ.ГГГГ0000 принято в пределах предоставленных полномочий, но с нарушением установленным порядка, в результате чего было допущено нарушение прав заявителя Гусар В.В.

При таких обстоятельствах, указанное Постановление Главы Екатеринбурга подлежит признанию незаконным в части отказа во включении Гусар Веру Васильевну в очередь на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно.

На основании части 1 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Принимая во внимание, что в соответствии с пунктом 55 Положения «О порядке предоставления земельных участков и организации учета граждан, имеющих право на приобретение земельных участков для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно на территории муниципального образования «город Екатеринбург» очередность включения заявителей, указанных в пункте 52 настоящего Положения, в очередь определяется на основании документов, предусмотренных пунктом 11 настоящего Положения, в хронологической последовательности исходя из даты и номера регистрации заявления в отделе по работе с обращениями граждан Администрации города Екатеринбурга, при этом предусмотрена регистрация заявлений граждан, поданных в произвольной форме, поступившие в период с ДД.ММ.ГГГГ, суд полагает необходимым возложить на Администрацию г. Екатеринбурга обязанность включить Гусар В.В. в очередь на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно исходя из даты ДД.ММ.ГГГГ и номера 0000 регистрации заявления Гусар В.В.в отделе по работе с обращениями граждан Администрации г. Екатеринбурга.

Оснований для включения заявителя в указанную очередь с более раннего времени, а именно ДД.ММ.ГГГГ, суд не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 196 – 199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Гусар В.В. о признании Постановления Главы Екатеринбурга незаконным в части, включении в очередь на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно - удовлетворить.

Признать Постановление Главы Екатеринбурга от ДД.ММ.ГГГГ0000 «Об отказе во включении заявителей в очередь на предоставление земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства» незаконным в части отказа во включении Гусар В.В. в очередь на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно.

Обязать Администрацию г. Екатеринбурга включить Гусар В.В. в очередь на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно исходя из даты ДД.ММ.ГГГГ и номера 0000 регистрации заявления Гусар В.В. в отделе по работе с обращениями граждан Администрации г. Екатеринбурга.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей жалоб через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга, принявший решение.

Судья (подпись)

Копия верна.

Судья

Секретарь