О возложении обязанности сформировыать земельный участок под многоквартирный дом



Дело № 2 – 5037/2011(21)

Мотивированное решение изготовлено 29.08.2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Екатеринбург «24» августа 2011 года

Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Шперлинг Ю.А.

при секретаре Яникиевой Ю.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Стрепетова В.Б. к Администрации г. Екатеринбурга о возложении обязанности сформировать земельный участок под многоквартирным домом,

У С Т А Н О В И Л:

Стрепетов Б.В. предъявил к Администрации г. Екатеринбурга иск о возложении обязанности сформировать земельный участок под многоквартирным домом № 0000 <адрес>, а именно: выполнить кадастровые работы и осуществить государственный кадастровый учет земельного участка, а также взыскании расходов по уплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты>.

В обоснование иска указано, что на основании решения общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного жилого дома № 0000 <адрес> ДД.ММ.ГГГГ истец Стрепетов Б.В. направил в Администрацию г. Екатеринбурга заявление о формировании земельного участка под данным домом. Постановлением Главы Екатеринбурга от ДД.ММ.ГГГГ0000 утверждена схема расположения земельного участка, однако, кадастровые работы и государственный кадастровый учет земельного участка до настоящего времени не проведены, что свидетельствует о бездействии Администрации г. Екатеринбурга при формировании земельного участка для дальнейшего перехода в общую долевую собственность собственников жилых помещений в вышеуказанном многоквартирном доме. По мнению истца, в силу положений пункта 4 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» выполнение кадастровых работ и постановка земельного участка на государственный кадастровый учет является обязанностью Администрации г. Екатеринбурга как органа местного самоуправления. Данная обязанность ответчика также вытекает из разъяснений Министерства экономического развития Российской Федерации, приведенных в письме № 0000 от «ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ, где приводится определение термина «Формирование земельного участка».

В судебном заседании истец Стрепетов Б.В. и его представитель Никифоров В.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, поддержали иск в полном объеме по изложенным доводам и основаниям, в дополнение пояснили, что в настоящее время спора по границам земельного участка не имеется, утвержденная Постановлением Главы Екатеринбурга схема расположения земельного участка е оспаривается.

Представитель ответчика Гредина А.В., действующая на основании доверенности от «ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании иск не признала и пояснила, что являясь органом местного самоуправления, Администрация г. Екатеринбурга выполнила все действия, предусмотренные пунктом 4 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», в частности, проведены публичные слушания, утвержден проект межевания, выполнена и утверждена схема расположения земельного участка. В соответствии с частью 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации проведение процедуры межевания земельного участка, постановка земельного участка на государственный кадастровый учет в обязанности Администрации г. Екатеринбурга не входит, эти работы выполняются заинтересованным лицом самостоятельно и за его счет. Имея утвержденную схему границ земельного участка, истец должен был обратиться в любую межующую организацию для проведения и межевания, после чего обратиться в орган кадастрового учета для постановки земельного участка на кадастровый учет. В целях оказания помощи гражданам Администрация г. Екатеринбурга заключила муниципальный контракт с ООО «Кадастр», в связи с чем после утверждения схемы расположения земельного участка документы на земельный участок по <адрес> для дальнейшего формирования земельного участка были направлены в ООО «Кадастр».

Представитель третьего лица ООО «Кадастр» Селиванова Т.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании пояснила, что формирование земельного участка заключается в подготовке и утверждении проекта межевания территории, разработке и утверждении границ земельного участка. Муниципальный контракт с ООО «Кадастр» заключен по инициативе Администрации г. Екатеринбурга в целях оказания содействия собственникам жилых помещений в многоквартирных домах в проведении межевых работ. Возможность сформировать земельный участок только под жилой дом по <адрес> возможно, необходимо установить публичный сервитут или перевести участок во внутриквартальный проезд. Для этого следует изменить проект межевой территории, повторно провести публичные слушания и утвердить новую схему расположения границ земельного участка. Завершить работы по межеванию земельного участка согласно утвержденной схеме расположения земельного участка невозможно ввиду того, что участок формируется из шести объектов, куда входят земли и земельные участки, что не предусмотрено действующим земельным законодательством. Участок сформирован в нарушение требований статей 11.2, 11.6 Земельного кодекса Российской Федерации. Поставить участок на кадастровый учет в таком виде будет также невозможно.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено ФБУ «Кадастровая палата» по Свердловской области.

Представитель третьего лица Иконникова Ю.Ю., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в отзыве на иск указала и пояснила судебном заседании, что земельный участок с кадастровым номером 0000 является ранее учтенным земельным участком, сведения о котором были переданы в составе инвентаризационной описи ранее учтенных земельных участков в границах кадастрового квартала 00000000, утвержденной руководителем Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по г. Екатеринбургу ДД.ММ.ГГГГ. согласно инвентаризационной описи в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о площади земельного участка <данные изъяты> кв.м., разрешенное использование – земли жилой застройки (для жилищных нужд), границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Сведений о правах на объект недвижимости, обладателях вещных прав, ограничениях (обременениях) прав, лицах, в пользу которых установлены ограничения (обременения) в орган кадастрового учета не поступало. Утвержденная Главой Екатеринбурга схема расположения границ спорного земельного участка не позволит поставить земельный участок на кадастровый учет, поскольку он формируется из земель и земель, занятых под дороги. Однако, формирование земельного участка из земель и земельных участков недопустимо в силу закона. Поставить земельный участок на кадастровый учет будет возможно в случае исключения из схемы автомобильной дороги.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд находит иск Стрепетова Б.В. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьями 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно части 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

В силу положений статьи 16 Федерального закона от «29» декабря 2004 года № 189 – ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 1).

Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 2).

В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (пункт 3).

Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления (пункт 4).

С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 5).

Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером 0000, расположенный по адресу: <адрес> является ранее учтенным земельным участком, сведения о котором в государственный кадастр недвижимости внесены ДД.ММ.ГГГГ. Данный участок имеет декларативную площадь <данные изъяты> кв.м., разрешенное использование – земли жилой застройки, граница земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлена, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 38 – 41).

На общем собрании собственников жилых помещений многоквартирного дома, находящегося на этом земельном участке, которое состоялось ДД.ММ.ГГГГ, было принято решение обратиться в Администрацию г. Екатеринбурга с заявлением о формировании участка, на котором расположен жилой дом № 0000 <адрес>, полномочия по оформлению документов на земельный участок предоставлены собственнику квартиры № 0000 в этом доме Стрепетову Б.В., а также Никифорову В.В. (л.д. 5 – 7, 20).

На основании обращения Никифорова В.В. от ДД.ММ.ГГГГ, Постановления Главы Екатеринбурга от ДД.ММ.ГГГГ0000 «Об утверждении проекта межевания территории в квартале улиц <адрес>», документов, представленных Главархитектурой г. Екатеринбурга, ДД.ММ.ГГГГ Главой Екатеринбурга было принято Постановление № 0000, которым утверждена схема расположения земельного участка № 0000 из земель населенных пунктов площадью <данные изъяты> кв.м. на кадастровом плане территории (кадастровые кварталы № 0000, № 0000) по адресам: <адрес> <адрес> (л.д. 8, 9, 22 - 23).

Исследуя данную схему расположения земельного участка на кадастровом плане (л.д. 11 – 13), суд приходит к выводу о том, что в состав формируемого земельного участка помимо земельных участков под вышеуказанными домами входят земли, следовательно, происходит образование нового земельного участка как самостоятельного объекта недвижимости.

В соответствии со статьей 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции от «22» июля 2008 года № 141 – ФЗ, действовавшей на момент обращения за формированием земельного участка) земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Порядок образования земельных участков предусмотрен в статье 11.2 данного Кодекса, согласно которой земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (пункт 1). Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункт 3). Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях, указанных в пункте 6 настоящей статьи (пункт 4). Образование земельных участков может быть осуществлено на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки (пункт 6).

Порядок объединения земельных участков предусмотрен в статье 11.6 Земельного кодекса Российской Федерации и предусматривает, что при объединении смежных земельных участков образуется один земельный участок, и существование таких смежных земельных участков прекращается (пункт 1). При объединении земельных участков у собственника возникает право собственности на образуемый земельный участок (пункт 2). При объединении земельных участков, принадлежащих на праве собственности разным лицам, у таких лиц возникает право общей собственности на образуемые земельные участки (пункт 3).

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что единый земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., формируемый под жилые многоквартирные дома, в том числе по <адрес>, образуется из шести земельных участков и их частей, являющихся государственной собственностью, в него включены земли, находящиеся в государственной собственности и не закрепленные за конкретными лицами, не поставленные на кадастровый учет.

С учетом этих обстоятельств, суд считает обоснованными и принимает во внимание доводы представителя ответчика и представителей третьих лиц ООО «Кадастр» и ФБУ «Кадастровая палата» по Свердловской области о том, что дальнейшее формирование спорного земельного участка, а именно, выполнение работ по его межеванию и постановке на кадастровый учет в сложившихся условиях является невозможным.

Признавая необоснованными доводы истца и его представителя о том, что проведения кадастровых работ и осуществления государственного кадастрового учета земельного участка является обязанностью Администрации г. Екатеринбурга, суд исходит из следующего.

Действительно, в силу вышеуказанных положений статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом по <адрес> должно осуществляться администрацией г. Екатеринбурга, выполняющей функции органа местного самоуправления.

Поскольку на день вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации границы данного земельного участка в установленном законом порядке е были установлены, участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников этого многоквартирного дома с момента проведения государственного кадастрового учета земельного участка.

Обоснованно утверждает представитель третьего лица ФБУ «Кадастровая палата» по Свердловской области, что действие данных положений распространяется только на земельные участки под многоквартирными домами, в то время как земельный участок по <адрес> с кадастровым номером 0000 имеет разрешенное использование «земли жилой застройки (для жилищных нужд), в связи с чем требуется произвести учет изменений объекта недвижимости.

В соответствии с частью 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Руководствуясь данными положениями закона Администрация г. Екатеринбурга выполнила возложенную на нее обязанность и на основании обращения заинтересованного лица Никифорова В.В. (представителя истца по данному делу), уполномоченного общим собранием собственников жилых помещений жилого дома по ул. Пионеров, 9/1, утвердила и выдала схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Выполнение дальнейших действий по завершению процедуры формирования земельного участка (выполнение межевых работ и проведение государственного кадастрового учета земельного участка) должно производиться заинтересованным лицом в порядке, установленном в части 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Являются обоснованными доводы представителя ответчика о том, что проведение публичных слушаний, утверждение проекта межевания, выполнение и утверждение схемы расположения земельного участка свидетельствует о выполнении Администрацией г. Екатеринбурга всех необходимых действий для формирования земельного участка, предусмотренных пунктом 4 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».

При этом суд учитывает и принимает во внимание разъяснения Министерства экономического развития Российской Федерации, приведенные в письме № 0000 от ДД.ММ.ГГГГ на которое ссылается истец и его представитель, где указано, что исходя из требований, предусмотренных положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации и Земельного кодекса Российской Федерации, формирование земельного участка под многоквартирным домом включает: 1) подготовку и утверждение проекта планировки территории и проекта межевания территории; 2) выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», кадастровых работ и осуществление государственного кадастрового учета земельного участка

Таким образом, формирование земельного участка представляет собой поэтапный процесс, однако, в силу вышеуказанных положений закона выполнение всех этих этапов к обязанностям Администрации г. Екатеринбурга не относится.

Отказывая в иске Стрепетову Б.В., суд также принимает во внимание то обстоятельство, что, несмотря на отсутствие полномочий обеспечения проведения в отношении земельных участков кадастровых работ и осуществления государственного кадастрового учета, Администрация г. Екатеринбурга для осуществления содействия гражданам в проведении кадастровых работ заключила муниципальный контракт с ООО «Кадастр», на основании которого ДД.ММ.ГГГГ передала в данную организацию документы на земельный участок, испрашиваемый истцом (л.д. 10, 56 – 59).

В судебном заседании установлено, и не оспаривается сторонами, что препятствием завершения формирования земельного участка является невозможность при существующих условиях образования единого земельного участка под жилыми домами, в том числе по <адрес>, ввиду включения в его состав земель и земельных участков, что не предусмотрено законом. Формирование отдельного земельного участка только под данным домом также невозможно. При этом, в судебном заседании истец и представитель истца пояснили, что самостоятельно в межевую организацию они не обращались, границы земельного участка, утвержденная Главой Екатеринбурга схема расположения земельного участка ими в настоящее время не оспариваются.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения иска Стрепетова Б.В. и возложении на Администрацию г. Екатеринбурга обязанности сформировать земельный участок под многоквартирным домом по адресу: <адрес> не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 196 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Стрепетова В.Б. к Администрации г. Екатеринбурга о возложении обязанности сформировать земельный участок под многоквартирным домом по адресу: <адрес> отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей жалоб через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга, принявший решение.

Судья