О признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным. возложении обязанности предоставить земельный участок для индивидуального жилищного строительства в аренду в первоочередном порядке



Дело № 2 – 3355/2011(21)

Мотивированное решение изготовлено 15.08.2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Екатеринбург «8» августа 2011 года

Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Шперлинг Ю.А.

при секретаре Яникиевой Ю.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Полякова С.Г. к Администрации г. Екатеринбурга, Министерству по управлению государственным имуществом по Свердловской области о признании права на первоочередное получение в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, признании незаконным бездействия, возложении обязанности сформировать и предоставить любой сформированный земельный участок для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке в аренду (безусловно и при отсутствии торгов),

У С Т А Н О В И Л:

Поляков С.Г. предъявил к Администрации г. Екатеринбурга, Министерству по управлению государственным имуществом по Свердловской области иск о признании отказа Главархитектуры Администрации г. Екатеринбурга от ДД.ММ.ГГГГ0000 незаконным, возложении обязанности предоставить в аренду на десять лет в первоочередном порядке (безусловно и без проведения аукциона) земельный участок с кадастровым номером 0000 площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес> (строительный номер <данные изъяты> для индивидуального жилищного строительства.

В обоснование иска указано, что истец Поляков С.Г. является инвалидом <данные изъяты> и относится к категории граждан, имеющих в соответствии с частью 1 статьи 28, частями 4,6 статьи 30, частью 3 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, абзацем 14 статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду безусловно и без проведения аукциона (без платы за приобретение права аренды). Ранее право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства истец не реализовал, заявлений на получение земельного участка однократно бесплатно в собственность не подавал, в очередь на получение земельного участка однократно бесплатно в собственность истец не включен. На основании опубликованной на официальном сайте Администрации г. Екатеринбурга информации о предстоящем строительстве индивидуальных жилых домов по <адрес> истец ДД.ММ.ГГГГ обратился к Главе Администрации Екатеринбурга с заявлением о предоставлении в аренду на десять лет в первоочередном порядке (безусловно и без проведения аукциона) для индивидуального жилищного строительства земельного участка с кадастровым номером 0000 площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес> (строительный номер <данные изъяты>), относящегося к землям населенных пунктов, на который право государственной собственности не разграничено, и свободный от прав третьих лиц. В этом же заявлении в качестве альтернативного варианта истец предложил предоставить ему в аренду на десять лет в первоочередном порядке (безусловно и без проведения аукциона) любой иной сформированный земельный участок по выбору Администрации г. Екатеринбурга для индивидуального жилищного строительства, относящийся в соответствии со статьей 52 – 3 Правил землепользования и застройки к территориальной зоне индивидуальной или существующей смешанной жилой застройки Ж – 1, Ж – 2 или Ж – 3, с учетом норм предоставления. В ответе от ДД.ММ.ГГГГ0000, подготовленном Главархитектурой Администрации г. Екатеринбурга, в предоставлении конкретного земельного участка отказано по мотиву того, что уже принято решение о проведении торгов и оснований для предоставления земельного участка истцу в аренду в первоочередном порядке не имеется, предложено принять участие в аукционе. По мнению истца, данный отказ является незаконным, нарушающим его права, поскольку решения органа местного самоуправления о проведении аукциона в отношении земельного участка на дату подачи заявления истцом и его рассмотрения в установленном законом порядке принято не было. В силу вышеуказанных норм действующего законодательства истец как инвалид имеет льготу и вправе претендовать на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду на основании заявления без проведения аукциона, поскольку возможность безвозмездного приобретения (без торгов) гражданами земельных участков в аренду для индивидуального жилищного строительства предусмотрена Земельным кодексом Российской Федерации. Предусмотренные частью 3 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации условия (торги, публикация и наличие только одной заявки) по отношению к инвалидам не должны применяться, право на первоочередное получение земельного участка порождает обязанность уполномоченного органа предоставить его безусловно и без проведения торгов. Закон Свердловской области от «7» июля 2004 года № 18 – ОЗ «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области», на который ссылается ответчик, регулирует правоотношения по предоставлению земельных участков в собственность и только на территории данного субъекта Российской Федерации, не лишает инвалидов Свердловской области получать земельные участки для индивидуального жилищного строительства в аренду. Нормы данного Закона и Положения «О порядке предоставления земельных участков и организации учета граждан, имеющих право на приобретение земельных участков для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно на территории муниципального образования «город Екатеринбург», применению в данном случае не подлежат.

В ходе рассмотрения дела представитель истца Пыцко М.О., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, неоднократно уточнял исковые требования и окончательно просил признать за Поляковым С.Г. право на первоочередное получение в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства (безусловно и при отсутствии торгов), признать незаконным бездействие Администрации г. Екатеринбурга, выразившееся в не предоставлении любого сформированного земельного участка в аренду на десять лет в первоочередном порядке (безусловно и при отсутствии торгов) для индивидуального жилищного строительства, обязать Администрацию г. Екатеринбурга в двухмесячный срок сформировать и предоставить инвалиду Полякову С.Г. любой сформированный земельный участок в аренду на десять лет в первоочередном порядке (безусловно и при отсутствии торгов) для индивидуального жилищного строительства. Заявление об уточнении исковых требований принято к производству суда.

В судебное заседание Поляков С.Г. не явился, своевременно и надлежащим образом извещался о времени и месте рассмотрения дела.

Представитель истца Пыцко М.О. в судебном заседании иск поддержал в полном объеме по изложенным доводам и основаниям с учетом внесенных уточнений.

Представитель ответчика Администрации г. Екатеринбурга Любезнова Ю.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, иск не признала, в отзыве указала и пояснила в судебном заседании, что доводы истца основаны на несуществующем праве требовать у органа местного самоуправления предоставления земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства. Администрация г. Екатеринбурга руководствуется действующим законодательством, в том числе и региональным, определяющим на сегодняшний день основания, порядок и условия предоставления земельных участков гражданам. Ни одна из указанных истцом норм главы 5 Земельного кодекса Российской Федерации не предусматривает исключений в порядке и условиях предоставления земельных участков для инвалидов, таких как безусловность и безвозмездность. Наличие у истца права на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства не означает обязанность органа местного самоуправления в совершении действий по формированию и безусловному предоставлению любого иного земельного участка по его требованию. Само по себе право на первоочередное получение земельного участка для целей индивидуального жилищного строительства является декларативным и для его реализации должен быть разработан порядок предоставления земельных участков. Понятие «первоочередности» означает определенную последовательность (очередь) и дает преимущество истцу перед другими гражданами лишь именно в очередности предоставления земельного участка, а не в безусловности. В настоящее время отсутствует на федеральном уровне законодательно установленная правовая возможность приобретения инвалидами земельных участков для индивидуального жилищного строительства за плату в собственность или аренду без проведения торгов. В соответствии с утвержденным Положением «О порядке предоставления земельных участков и организации учета граждан, имеющих право на приобретение земельных участков для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно на территории муниципального образования «город Екатеринбург» Администрацией г. Екатеринбурга ведется работа по предоставлению земельных участков в рамках реализации Закона Свердловской области от «7» июля 2004 года № 18 – ОЗ «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области». Мера социальной защиты инвалидов, предусмотренная статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», направлена на улучшение жилищных условий инвалидов и предусматривает получение земельных участков также для целей индивидуального жилищного строительства. Истец, требуя от органа местного самоуправления безусловно предоставить ему земельный участок, злоупотребляет своим правом, предусмотренным указанным федеральным законом, так как попирает права и интересы других таких же граждан-инвалидов, состоящих в очереди, а также граждан, имеющих право на внеочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, следовательно, оснований для безусловного предоставления земельного участка для целей индивидуального жилищного строительства, без ущемления прав других льготных категорий граждан, не имеется. В письменном ответе истцу неоднократно разъяснялось, о возможности реализации права на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства путем обращения в орган местного самоуправления в соответствии с утвержденным порядком, установленным действующим законодательством. Истец в административном порядке (в рамках Положения) в орган местного самоуправления для реализации своего права не обращался, следовательно, права истца действиями ответчика не нарушены. Истец приводит неверное толкование норм Земельного кодекса Российской Федерации, регулирующих возникновение прав на земельные участки. Формировать любой иной земельный участок по необоснованному требованию истца Администрация г. Екатеринбурга не обязана. Бездействия, выразившегося в не предоставлении земельного участка со стороны органа местного самоуправления не допущено. Поскольку земельный участок как объект права возникает только после его формирования и постановки на кадастровый учет, то, соответственно, только с этого момента данный объект может выступать предметом сделок и обязательств. Так как испрашиваемый земельный участок не идентифицирован - не имеет установленных границ, следовательно, определить его местоположение и отсутствие прав иных лиц не представляется возможным, отсутствует предмет спора. Правовая возможность для возложения обязанности на орган местного самоуправления по формированию земельного участка и постановке его на кадастровый учет также отсутствует. Обязанности органа местного самоуправления незамедлительно сформировать и предоставить истцу земельный участок для проектирования и строительства индивидуального жилого дома в законодательстве не предусмотрено.

Ответчик Министерство по управлению государственным имуществом по Свердловской области своего представителя в судебное заседание не направил, в письменном отзыве представитель Коновалова Э.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, по существу иска указала, что испрашиваемый земельный участок находится в неразграниченной собственности. Между Министерством по управлению государственным имуществом по Свердловской области и муниципальным образованием «город Екатеринбург» ДД.ММ.ГГГГ заключено Соглашение о взаимодействии в процессе распоряжения земельными участками, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенными на территории муниципального образования «город Екатеринбург». В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации», статьи 54 – 3 Закона Свердловской области «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области» и заключенного Соглашения, распоряжение испрашиваемым земельным участком осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления муниципального образования «город Екатеринбург». В соответствии с Соглашением Министерством согласуются направляемые Администрацией г. Екатеринбурга проекты правовых актов по вопросам формирования земельных участков и оформления прав на них. До настоящего времени правовой акт органов местного самоуправления по вопросу предоставления истцу без проведения аукциона в аренду на десять лет испрашиваемого земельного участка для индивидуального жилищного строительства в Министерство не поступал и решение об отказе в согласовании такого акта Министерством не принималось.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд находит иск Полякова С.Г. подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно статье 255 данного Кодекса к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в пункте 25 Постановления № 2 от «10» февраля 2009 года «О практике рассмотрения судам дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» следует, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: 1)

имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; 2) соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; 3) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Судом установлено, что истец Поляков С.Г. является инвалидом <данные изъяты> (л.д. 10). Реализуя право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, закрепленное в статье 17 Федерального закона от «24» ноября 1995 года № 181 – ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ДД.ММ.ГГГГ Поляков С.Г. обратился в Администрацию г. Екатеринбурга с заявлением о предоставлении в аренду на десять лет без проведения аукциона для индивидуального жилищного строительства земельного участка с кадастровым номером 0000 площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного в <адрес> (строительный номер <данные изъяты>) категории – «земли населенных пунктов», на который право государственной собственности не разграничено и свободный от прав третьих лиц, либо предоставлении также в аренду на десять лет без проведения аукциона для индивидуального жилищного строительства иного сформированного земельного участка, относящегося в соответствии со статьей 52 – 3 Правил землепользования и застройки к территориальной зоне индивидуальной или существующей смешанной жилой застройки Ж – 1, Ж – 2 или Ж – 3, по выбору Администрации г. Екатеринбурга с учетом норм предоставления (л.д. 12).

В письменном ответе от ДД.ММ.ГГГГ0000 на данное заявление Главное управление архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Администрации г. Екатеринбурга отказало заявителю в предоставлении без проведения торгов в аренду на десять лет земельного участка по <адрес> (строительный номер <данные изъяты>) для проектирования и строительства индивидуального жилого дома, поскольку в отношении этого земельного участка принято решение о проведении торгов для целей индивидуального жилищного строительства.

В этом же ответе истцу разъяснено право на получение земельного участка в собственность однократно бесплатно для индивидуального жилищного строительства в соответствии с Законом Свердловской области от «7» июля 2004 года № 18 – ОЗ «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области» (в редакции Закона Свердловской области от «20» ноября 2009 года № 103 – ОЗ) и Положением «О порядке предоставления земельных участков и организации учета граждан, имеющих право на приобретение земельных участков для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно на территории муниципального образования «город Екатеринбург», утвержденным Решением Екатеринбургской городской Думы № 44/22 от «27» апреля 2010 года. Истцу предложено обратиться в Комитет по жилищной политике Администрации г. Екатеринбурга с заявлением о постановке на учет на приобретение земельных участков для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно на территории муниципального образования «город Екатеринбург» с приложением необходимого пакета документов (л.д. 13).

Полагая, что Администрация г. Екатеринбурга бездействует в вопросе предоставления любого сформированного земельного участка в аренду на десять лет в первоочередном порядке для индивидуального жилищного строительства, истец обратился с указанными требованиями в суд.

В соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, по смыслу действующего законодательства земельные участки по общему правилу предоставляются за плату. Исключения из этого правила должны быть установлены Земельным кодексом, федеральными законами и законами и законами субъектов Российской Федерации.

В силу части 14 статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Анализ указанной нормы позволяет сделать вывод о том, что прямого указания, на каком праве и в каком порядке предоставляются земельные участки инвалидам – в собственность или в аренду, платно или бесплатно, в ней не содержится.

Согласно положениям статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта (часть 1).

Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса (часть 2).

Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка (часть 3).

Системный анализ указанных норм законодательства позволяет сделать вывод о том, что реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий, а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна. Поэтому при предоставлении инвалиду земельного участка для индивидуального жилищного строительства торги не проводятся.

В силу части 2 статьи 31 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в случаях, если другими правовыми актами для инвалидов предусмотрены нормы, повышающие по сравнению с настоящим Федеральным законом уровень социальной защиты инвалидов, применяются положения этих правовых актов. Если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной защиты по настоящему Федеральному закону и одновременно по другому правовому акту, мера социальной защиты предоставляется либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому правовому акту (независимо от основания установления меры социальной защиты).

В соответствии с пунктом 2 статьи 54 - 7 Закона Свердловской области «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области», земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются однократно бесплатно в собственность граждан независимо от места их постоянного проживания на территории Свердловской области для индивидуального жилищного строительства, если граждане постоянно проживают на территории Свердловской области и относятся к категориям граждан, имеющих в соответствии с федеральными законами право на первоочередное или внеочередное предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства.

Организация деятельности по приему и регистрации заявлений граждан о предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно регламентирована Положением «О порядке предоставления земельных участков и организации учета граждан, имеющих право на приобретение земельных участков для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно на территории муниципального образования «город Екатеринбург», утвержденным Решением Екатеринбургской городской Думы от «27» апреля 2010 № 44/22.

Учитывая приведенные нормы законодательства Свердловской области, суд находит обоснованными доводы представителя ответчика Администрации г. Екатеринбурга о том, что региональное законодательство не ухудшает уровень социальной защиты инвалидов, в целях правовой меры социальной поддержки, обеспечивающей инвалидов первоочередным правом предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства, дает право предоставления такого земельного участка однократно бесплатно в собственность.

Вместе с тем, право инвалида на первоочередное получение земельного участка не может быть ограничено только возможностью получения земельного участка однократно бесплатно в собственность, поскольку по смыслу вышеуказанной статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды имеют первоочередное право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства платно и без проведения торгов в собственность или аренду. Иное толкование данного положения закона являлось бы нарушением социальных прав инвалидов, гарантированных статьей 39 Конституции Российской Федерации.

На этом основании суд не может согласиться с доводами представителя Администрации г. Екатеринбурга о том, что требования истца основаны на несуществующем праве требовать у органа местного самоуправления предоставления земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства.

То обстоятельство, что в настоящее время на законодательном уровне не определен механизм предоставления инвалидам земельных участков для целей индивидуального жилищного строительства в аренду не может являться основанием ограничения права такого лица на первоочередное получение земельного участка.

Судом не усматривается злоупотребления истцом своим правом на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, на что ссылается представитель ответчика в возражения на доводы истца.

Равным образом судом не могут быть приняты во внимание доводы представителя ответчика о том, что обращаясь с требованием о предоставлении земельного участка в первоочередном порядке, истец нарушает права других льготных категорий граждан, в том числе имеющих право на внеочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, поскольку, установив нарушение права эти граждане вправе обратиться за самостоятельной защитой такого нарушенного права. Обратившись в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду в первоочередном порядке, истец реализовал свое законное право инвалида, гарантированное частью 14 статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В судебном заседании установлено, что ранее истец Поляков С.Г. свое право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, в том числе и однократно бесплатно в собственность не реализовал, правом, предусмотренным пунктом 2 статьи 54 - 7 Закона Свердловской области «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области», не воспользовался, с таким заявлением в Администрацию г. Екатеринбурга не обращался, в связи с чем он имеет право выбора способа реализации права на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке – в собственность, в порядке предусмотренном региональным законодательством, либо в аренду без проведения аукциона (торгов).

Являются обоснованными доводы истца и его представителя о том, что какой – либо информации по вопросу предоставления истцу в аренду без проведения торгов иного сформированного земельного участка ответ от «ДД.ММ.ГГГГ не содержит, решение об отказе в предоставлении истцу любого сформированного земельного участка Администрацией г. Екатеринбурга не принято.

Вместе с тем, наличие у истца права на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду без проведения торгов не означает обязанность органа местного самоуправления сформировать и предоставить Полякову С.Г. по его требованию любой произвольно выбранный земельный участок.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе.

Согласно пункту 1 статьи 8 данного Кодекса гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В силу пунктов 1 и 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, которые с учетом имеющихся особенностей могут быть применены к спорным правоотношениям, учитывая, что в данном случае не применяются положения статьи 30.1 настоящего Кодекса о предоставлении земельного участка для жилищного строительства на аукционе, и иной порядок выбора земельного участка законом не предусмотрен, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Таким образом, из приведенной нормы права следует, что орган местного самоуправления при обращении гражданина с заявлением о предоставлении земельного участка, в котором отражены характеристики, предъявляемые к земельному участку, обязан обеспечить гражданину выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости, соответствующего данным характеристикам.

Судом установлено, что истец Поляков С.Г. просил, как один из вариантов, предоставить ему в аренду на десять лет без проведения аукциона для индивидуального жилищного строительства любой иной сформированный земельный участок, относящийся в соответствии со статьей 52 – 3 Правил землепользования и застройки к территориальной зоне индивидуальной или существующей смешанной жилой застройки Ж – 1, Ж – 2 или Ж – 3, по выбору Администрации г. Екатеринбурга с учетом норм предоставления.

Вместе с тем, данное требование истца не соответствует установленному порядку обращения и рассмотрения заявлений о предоставлении земельного участка.

Обоснованно утверждает представитель ответчика, что земельный участок как объект права возникает только после его формирования и постановки на кадастровый учет, только после этого участок может выступать предметом сделок и обязательств.

Истец не указывает конкретные характеристики земельного участка, его примерные границы, что не позволяет определить местоположение земельного участка, наличие или отсутствие прав третьих лиц на этот участок.

Суд также обращает внимание на то обстоятельство, что произвольное формирование и предоставление любого земельного участка по выбору Администрации г. Екатеринбурга может привести к нарушению прав самого истца, поскольку предоставление такого участка, его индивидуальные характеристики, не согласованные с истцом, могут не отвечать требованиям и пожеланиям истца.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что допущенное ответчиком Администрацией г. Екатеринбурга бездействие было обоснованным, нарушения прав истца Полякова С.Г. не установлено, поэтому оснований для признания бездействия, выразившегося в не предоставлении истцу любого сформированного земельного участка в аренду на десять лет в первоочередном порядке (безусловно и при отсутствии торгов) для индивидуального жилищного строительства незаконным, возложении обязанности сформировать и предоставить любой сформированный земельный участок в аренду на десять лет в первоочередном порядке (безусловно и при отсутствии торгов) для индивидуального жилищного строительства не имеется.

Вместе с тем, руководствуясь положениями статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» суд считает необходимым признать за истцом Поляковым С.Г. право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду без проведения торгов. Указания на безусловность данного права при этом не требуется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 196 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Полякова С.Г. к Администрации г. Екатеринбурга, Министерству по управлению государственным имуществом по Свердловской области о признании права на первоочередное получение в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, признании незаконным бездействия, возложении обязанности сформировать и предоставить любой сформированный земельный участок для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке в аренду (безусловно и при отсутствии торгов), удовлетворить частично.

Признать за Поляковым С.Г. право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду без проведения торгов.

В удовлетворении исковых требований Полякова С.Г. к Администрации г. Екатеринбурга, Министерству по управлению государственным имуществом по Свердловской области о признании незаконным бездействия Администрации г. Екатеринбурга, выразившегося в не предоставлении любого сформированного земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду на десять лет в первоочередном порядке (безусловно и при отсутствии торгов), возложении обязанности сформировать и предоставить любой сформированный земельный участок для индивидуального жилищного строительства в аренду на десять лет в первоочередном порядке (безусловно и при отсутствии торгов) - отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей жалоб через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга, принявший решение.

Судья