Дело N 2-4973\11(09) В окончательном виде изготовлено 14 июля 2011 г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 13 июля 2011 года Ленинский районный суд г.Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Проняевой Г.А. при секретаре Кузнецовой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Свердловского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, в интересах Российской Федерации в лице Департамента Феде- ральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу к Государственному унитарному предприятию Свердловской об- ласти <Облкоммунэнерго> (ГУП СО <Облкоммунэнерго>) об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды, УСТАНОВИЛ: Свердловский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, в интересах Российской Федерации в лице Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу к ГУП СО <Облком- мунэнерго> об устранении нарушений законодательства об охране окружаю- щей среды, и просил обязать ответчика в течение шести месяцев с момен- та вступления решения в законную силу произвести инвентаризацию выбро- сов, разработать и утвердить проект нормативов предельно допустимых выбросов, получить разрешение на выбросы загрязняющих веществ в окру- жающую среду. Представитель прокуратуры просил рассмотреть дело в его отсутс- твие. Ответчик иск не признал, сославшись на то, что со стороны ГУП СО <Облкоммунэнерго> принимались меры по исполнению требований ФЗ <Об ох- ране окружающей среды>, в частности, в марте 2011 года был заключен договор с ОАО <ТГК-9> по разработке проекта нормативов предельно до- пустимых выбросов в атмосферу объектов Артемовского РКЭС. Между тем, ответчиками не оспаривается, что в полной мере обязанность по инвента- ризации выбросов, разработке нормативов предельно допустимых выбросов не исполнена. В качестве третьего лица к участию в деле был привлечен Департа- мент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по УрФО и Министерство природных ресурсов Свердловской области, представитель которого в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Согласно преамбуле, статье 11 Федерального закона <Об охране ок- ружающей среды> от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ (далее - Закон) каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять при- роду и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. В соответствии со статьей 34 Федерального закона <Об охране окру- жающей среды> размещение, проектирование, строительство, реконструк- ция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зда- ний, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или кос- венное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспро- изводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Согласно ст. 20 Федерального закона <О санитарно-эпидемиологи- ческом благополучии населения> атмосферный воздух в городских и сель- ских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воз- дух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помеще- ниях не должен оказывать вредное воздействие на человека. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанав- ливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обес- печивают охрану атмосферного воздуха. В силу ст. 30 Федерального закона <Об охране окружающей среды> граждане и юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечи- вать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и доработку предельно допустимых выбросов и пре- дельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на ат- мосферный воздух, а также осуществлять производственный контроль за охраной атмосферного воздуха. Как указано в ч. 1 ст. 21 ФЗ <Об охране окружающей среды>, норма- тивы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов. На основании ч. 1 ст. 23 ФЗ <Об охране окружающей среды> нормати- вы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавли- ваются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормати- вов. Согласно п. 16 Устава основными видами деятельности ГУПСО <Обл- коммунэнерго> является производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии). Как указал в иске прокурор, в период с 04.03.2011 г. по 10.03.2011 года в ходе прокурорской проверки ТЭЦ, расположенной по ад- ресу: Свердловская область, Артемовский ЕО, <адрес>- <адрес>, <адрес>, установлено, что на момент проверки в нарушение ст.ст. 12, ч.2 ст. 14. 15. 16, 17 Федерального закона <Об охране атмосферного воздуха>, ст.ст.22,39 Федерального закона <Об охране окружающей среды> ГУПСО <Облкоммунэнерго> осуществляет производственную деятельность на данном участке при отсутствии разрешения на выброс вредных (загрязняю- щих) веществ в атмосферный воздух, выданного территориальным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, проекта пре- дельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. На данном тепловом участке расположено 16 стационарных источников выбросов. Согласно представленным документам, по договору между ООО <Арте- мовская ТЭЦ> и ГУПСО <Облкоммунэнерго> №201/09 от 15.09.2010г. иму- щественный комплекс-ТЭЦ (здания и сооружения ТЭЦ. оборудование ТЭЦ. оборудование тепловых сетей) передан последним на праве аренды. Как показала прокурорская проверка, выброс загрязняющих веществ в атмосферу предприятием с 15.09.2010г. осуществляется без специального разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воз- дух. Согласно статистической отчетности по форме 2- ТП (воздух) в 2010 году ГУПСО <Облкоммунэнерго> фактически было выброшено в атмосферу 67,838 тонны загрязняющих веществ. Так, в период с сентября 2010г. по февраль 2011г. предприятие осуществляло хозяйственную деятельность, в связи с чем производило выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в том числе углеро- да оксид (4,706т.), азота диоксид (54,186т.), углеводороды (0,109 т.)и прочие. Разрешительные документы (Проект нормативов предельно допустимых выбросов, разрешение на выброс загрязняющих веществ в окружающую сре- ду) являются неотъемлемыми элементами системы государственного регули- рования в сфере охраны окружающей среды, обеспечивающими соблюдение конституционного права граждан на благоприятную среду. Отсутствие ука- занных документов создает предпосылки для загрязнения окружающей сре- ды. Таким образом, бездействие ответчика, выражающееся в неоформлении необходимых разрешительных документов, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Соответственно, имеются правовые основания для возложения на от- ветчика обязанности по устранению нарушений законодательства об охране окружающей среды. Однако, учитывая объем требующихся мероприятий и необходимость дополнительного финансирования расходов на устранение выявленных не- достатков, суд находит возможным установить ответчику длительный срок исполнения решения суда - до 01.01.2012 г. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Обязать Государственное унитарное предприятие Свердловской облас- ти <Облкоммунэнерго> (ГУП СО <Облкоммунэнерго>) в срок до 01.01.2012 года в соответствии с природоохранным законодательством произвести ин- вентаризацию выбросов, разработать и утвердить проект нормативов пре- дельно допустимых выбросов, получить разрешение на выбросы загрязняю- щих веществ в окружающую среду. Решение может быть обжаловано и опротестовано в Свердловский об- ластной суд в течение 10 дней с даты изготовления решения в оконча- тельном виде с подачей жалобы через суд, вынесший решение. Председательствующий. Подпись. Копия верна. Судья