межрайонный прокурор к Облкоммунэнерго



Дело N 2-4973\11(09)

В окончательном виде изготовлено 14 июля 2011 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 июля 2011 года

Ленинский районный суд г.Екатеринбурга в составе

председательствующего судьи Проняевой Г.А.

при секретаре Кузнецовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление

Свердловского межрайонного природоохранного прокурора

в интересах неопределенного круга лиц,

в интересах Российской Федерации в лице Департамента Феде-

ральной службы по надзору в сфере природопользования по

Уральскому федеральному округу к

Государственному унитарному предприятию Свердловской об-

ласти <Облкоммунэнерго> (ГУП СО <Облкоммунэнерго>)

об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды,

УСТАНОВИЛ:

Свердловский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд

с иском в интересах неопределенного круга лиц, в интересах Российской

Федерации в лице Департамента Федеральной службы по надзору в сфере

природопользования по Уральскому федеральному округу к ГУП СО <Облком-

мунэнерго> об устранении нарушений законодательства об охране окружаю-

щей среды, и просил обязать ответчика в течение шести месяцев с момен-

та вступления решения в законную силу произвести инвентаризацию выбро-

сов, разработать и утвердить проект нормативов предельно допустимых

выбросов, получить разрешение на выбросы загрязняющих веществ в окру-

жающую среду.

Представитель прокуратуры просил рассмотреть дело в его отсутс-

твие.

Ответчик иск не признал, сославшись на то, что со стороны ГУП СО

<Облкоммунэнерго> принимались меры по исполнению требований ФЗ <Об ох-

ране окружающей среды>, в частности, в марте 2011 года был заключен

договор с ОАО <ТГК-9> по разработке проекта нормативов предельно до-

пустимых выбросов в атмосферу объектов Артемовского РКЭС. Между тем,

ответчиками не оспаривается, что в полной мере обязанность по инвента-

ризации выбросов, разработке нормативов предельно допустимых выбросов

не исполнена.

В качестве третьего лица к участию в деле был привлечен Департа-

мент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по УрФО

и Министерство природных ресурсов Свердловской области, представитель

которого в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного

заседания извещены надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его

отсутствие.

Заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд

находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый

имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию

о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или

имуществу экологическим правонарушением.

Согласно преамбуле, статье 11 Федерального закона <Об охране ок-

ружающей среды> от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ (далее - Закон) каждый имеет

право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять при-

роду и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам,

которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности

народов, проживающих на территории Российской Федерации.

В соответствии со статьей 34 Федерального закона <Об охране окру-

жающей среды> размещение, проектирование, строительство, реконструк-

ция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зда-

ний, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или кос-

венное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в

соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При

этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды,

восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспро-

изводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Согласно ст. 20 Федерального закона <О санитарно-эпидемиологи-

ческом благополучии населения> атмосферный воздух в городских и сель-

ских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воз-

дух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помеще-

ниях не должен оказывать вредное воздействие на человека. Разрешением

на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанав-

ливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обес-

печивают охрану атмосферного воздуха.

В силу ст. 30 Федерального закона <Об охране окружающей среды>

граждане и юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов

вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечи-

вать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ

в атмосферный воздух и доработку предельно допустимых выбросов и пре-

дельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на ат-

мосферный воздух, а также осуществлять производственный контроль за

охраной атмосферного воздуха.

Как указано в ч. 1 ст. 21 ФЗ <Об охране окружающей среды>, норма-

тивы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния

окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем,

генетического фонда растений, животных и других организмов.

На основании ч. 1 ст. 23 ФЗ <Об охране окружающей среды> нормати-

вы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавли-

ваются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на

окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя

из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду,

нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормати-

вов.

Согласно п. 16 Устава основными видами деятельности ГУПСО <Обл-

коммунэнерго> является производство, передача и распределение пара и

горячей воды (тепловой энергии).

Как указал в иске прокурор, в период с 04.03.2011 г. по

10.03.2011 года в ходе прокурорской проверки ТЭЦ, расположенной по ад-

ресу: Свердловская область, Артемовский ЕО, <адрес>-

<адрес>, <адрес>, установлено, что на момент проверки в нарушение ст.ст.

12, ч.2 ст. 14. 15. 16, 17 Федерального закона <Об охране атмосферного

воздуха>, ст.ст.22,39 Федерального закона <Об охране окружающей среды>

ГУПСО <Облкоммунэнерго> осуществляет производственную деятельность на

данном участке при отсутствии разрешения на выброс вредных (загрязняю-

щих) веществ в атмосферный воздух, выданного территориальным органом

исполнительной власти в области охраны окружающей среды, проекта пре-

дельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. На данном

тепловом участке расположено 16 стационарных источников выбросов.

Согласно представленным документам, по договору между ООО <Арте-

мовская ТЭЦ> и ГУПСО <Облкоммунэнерго> №201/09 от 15.09.2010г. иму-

щественный комплекс-ТЭЦ (здания и сооружения ТЭЦ. оборудование ТЭЦ.

оборудование тепловых сетей) передан последним на праве аренды.

Как показала прокурорская проверка, выброс загрязняющих веществ в

атмосферу предприятием с 15.09.2010г. осуществляется без специального

разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воз-

дух. Согласно статистической отчетности по форме 2- ТП (воздух) в 2010

году ГУПСО <Облкоммунэнерго> фактически было выброшено в атмосферу

67,838 тонны загрязняющих веществ.

Так, в период с сентября 2010г. по февраль 2011г. предприятие

осуществляло хозяйственную деятельность, в связи с чем производило

выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в том числе углеро-

да оксид (4,706т.), азота диоксид (54,186т.), углеводороды (0,109 т.)и

прочие.

Разрешительные документы (Проект нормативов предельно допустимых

выбросов, разрешение на выброс загрязняющих веществ в окружающую сре-

ду) являются неотъемлемыми элементами системы государственного регули-

рования в сфере охраны окружающей среды, обеспечивающими соблюдение

конституционного права граждан на благоприятную среду. Отсутствие ука-

занных документов создает предпосылки для загрязнения окружающей сре-

ды.

Таким образом, бездействие ответчика, выражающееся в неоформлении

необходимых разрешительных документов, нарушает права неопределенного

круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Соответственно, имеются правовые основания для возложения на от-

ветчика обязанности по устранению нарушений законодательства об охране

окружающей среды.

Однако, учитывая объем требующихся мероприятий и необходимость

дополнительного финансирования расходов на устранение выявленных не-

достатков, суд находит возможным установить ответчику длительный срок

исполнения решения суда - до 01.01.2012 г.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

суд

РЕШИЛ:

Обязать Государственное унитарное предприятие Свердловской облас-

ти <Облкоммунэнерго> (ГУП СО <Облкоммунэнерго>) в срок до 01.01.2012

года в соответствии с природоохранным законодательством произвести ин-

вентаризацию выбросов, разработать и утвердить проект нормативов пре-

дельно допустимых выбросов, получить разрешение на выбросы загрязняю-

щих веществ в окружающую среду.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Свердловский об-

ластной суд в течение 10 дней с даты изготовления решения в оконча-

тельном виде с подачей жалобы через суд, вынесший решение.

Председательствующий. Подпись.

Копия верна.

Судья