прокурор к тгк-9



Дело N 2-4978\11(09)

В окончательном виде изготовлено 14 июля 2011 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 июля 2011 года

Ленинский районный суд г.Екатеринбурга в составе

председательствующего судьи Проняевой Г.А.

при секретаре Кузнецовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление

Прокурора города Екатеринбурга в интересах неопределенного

круга лиц к

Открытому акционерному обществу <Территориальная генериру-

ющая компания №9>,

Филиалу <Свердловский> Открытого акционерного общества

<Территориальная генерирующая компания №9>

об устранении нарушений законодательства в сфере защиты населения и

территорий от чрезвычайных ситуаций,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Екатеринбурга обратился в суд с иском в интересах

неопределенного круга лиц к ОАО <ТГК-9>, Филиалу <Свердловский> ОАО

<ТГК-9> об устранении нарушений законодательства в сфере защиты насе-

ления и территорий от чрезвычайных ситуаций, о признании бездействия

незаконным и возложении обязанности.

Ответчик иск не признал, сославшись на то, что со стороны ОАО

<ТГК-9> по мере возможности принимались меры по исполнению Федерально-

го закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ <О защите населения и территорий от

чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера>, в частнос-

ти, в сентябре 2010 года проведены командно-штабные учения на Но-

во-Свердловской ТЭЦ. В настоящее время организована работа по состав-

лению и утверждению планов в МЧС РФ. Между тем, ответчиками не оспари-

вается, что в полной мере обязанность по составлению планов и их ут-

верждению, проведению комплексных учений и направлению отчетов на про-

изводственных площадках Филиала не исполнена.

К участию в деле в качестве третьего лица было привлечено ГУ МЧС

РФ по Свердловской области, представитель которого иск прокурора под-

держал, полагая его обоснованным в интересах неопределенного круга

лиц, учитывая, что предупреждение и ликвидация аварийных разливов неф-

ти и нефтепродуктов на производственных площадках ответчика является

мерой защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Заслушав представителей истца и ответчика, третьего лица, иссле-

довав материалы дела, суд полагает иск обоснованным в части, учитывая

следующее.

В соответствии с пп. <а>, <в> ст. 14 Федерального закона от

21.12.1994 N 68-ФЗ <О защите населения и территорий от чрезвычайных

ситуаций природного и техногенного характера> организации обязаны пла-

нировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников

организаций и подведомственных объектов производственного и социально-

го назначения от чрезвычайных ситуаций, обеспечивать создание, подго-

товку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреж-

дения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работ-

ников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуаци-

ях.

Общие требования к планированию мероприятий по предупреждению и

ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и чрезвычайных ситуаций,

обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов, порядок согласования и

утверждения планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и

нефтепродуктов установлены Приказом МЧС РФ от 28.12.2004 N 621 <Об ут-

верждении Правил разработки и согласования планов по предупреждению и

ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской

Федерации> (далее - Правила).

Согласно п. 14 Правил организации разрабатывают Планы, соответс-

твующие уровню возможной чрезвычайной ситуации разливов нефти: локаль-

ного, местного, территориального, регионального и федерального уров-

ней. Планы организаций для регионального уровня утверждаются их руко-

водителями, федеральным органом исполнительной власти по ведомственной

принадлежности и МЧС России по согласованию с соответствующими феде-

ральными органами исполнительной власти и региональным центром. МЧС

России дает согласие на утверждение соответствующих Планов решением

Комиссии по чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации на

основании рассмотрения документов, подтверждающих локализацию и ликви-

дацию возможных чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и

нефтепродуктов, в границах опасных производственных объектов организа-

ций.

В соответствии с п. 6 Постановления Правительства РФ от

21.08.2000 N 613 <О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации

аварийных разливов нефти и нефтепродуктов> планы по предупреждению и

ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на региональном

уровне разрабатываются организациями, осуществляющими переработку,

транспортировку, хранение нефти и нефтепродуктов, по согласованию с

органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской

Федерации, территориальными органами Федерального горного и промышлен-

ного надзора России, Министерства Российской Федерации по делам граж-

данской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий сти-

хийных бедствий, Министерства сельского хозяйства Российской Федера-

ции, Министерства природных ресурсов Российской Федерации и утвержда-

ются Министерством энергетики Российской Федерации и Министерством

Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуа-

циям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В силу ст.7 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ <О защите

населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техноген-

ного характера> мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычай-

ных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущер-

ба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.

Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и терри-

торий от чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом экономических, при-

родных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реаль-

ной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.

Как указал представитель истца, прокуратурой города Екатеринбурга

в июне 2011 года проведена проверка соблюдения филиалом <Свердловский>

Открытого акционерного общества <Территориальная генерирующая компания

№9> (далее ОАО <ТГК-9) законодательства в сфере защиты населения и

территорий от чрезвычайных ситуаций. В ходе проверки установлено, что

на территории Свердловской области расположены следующие производс-

твенные площадки филиала <Свердловский> ОАО <ТГК-9> : Свердловская

ТЭЦ, адрес: <адрес>, <адрес>, 520012, Первоу-

ральская ТЭЦ, адрес: <адрес>, 623112, Но-

во-Свердловская ТЭЦ, адрес: <адрес>, <адрес>,

620075, Кировская водогрейная котельная, адрес: <адрес>,

<адрес>, 620072, Качканарская ТЭЦ и Нижнетуринская ГРЭС, адрес:

<адрес>,624221.

Согласно Акта по результатам мероприятий по контролю №38 от

10.06.2011 Главного управления Министерства Российской Федерации по

делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации пос-

ледствий стихийных бедствий по Свердловской области филиалом <Сверд-

ловский> ОАО <ТГК-9> планы по предупреждению и ликвидации аварийных

разливов нефти и нефтепродуктов на производственных площадках Сверд-

ловская ТЭЦ, Первоуральская ТЭЦ, Ново-Свердловская ТЭЦ, Кировская во-

догрейная котельная, Качканарская ТЭЦ и Нижнетуринская ГРЭС не утверж-

дены федеральными органами исполнительной власти по ведомственной при-

надлежности, не утверждены Министерством Российской Федерации по делам

гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий

стихийных бедствий.

Также в Акте отмечено, что в целях отработки планов по предупреж-

дению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, определению доста-

точных сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций филиалом

<Свердловский> ОАО <ТГК-9> не проведены комплексные учения или команд-

но штабные тренировки на производственных площадках Свердловская ТЭЦ,

Первоуральская ТЭЦ, Ново-Свердловская ТЭЦ, Кировская водогрейная ко-

тельная, Качканарская ТЭЦ и Нижнетуринская ГРЭС, не направлен отчёт о

проведённых учениях в Министерство Российской Федерации по делам граж-

данской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий сти-

хийных бедствий.

Согласно п. 8. Постановления Правительства РФ от 21.08.2000 N 613

<О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов

нефти и нефтепродуктов> в целях отработки планов на федеральном и ре-

гиональном уровнях проводятся комплексные учения или командно - штаб-

ные тренировки не реже одного раза в 2 года.

В соответствии с указанными положениями организации, вне зависи-

мости от формы собственности, имеющие потенциально опасные производс-

твенные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное

и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности

возникновения чрезвычайных ситуаций и в военное и мирное время, к ко-

торым относится филиала ОАО <ТГК-9>, обязаны создавать нештатные ава-

рийно-спасательные формирования и поддерживать их в состоянии постоян-

ной готовности.

Как указали представители прокуратуры и ГУ МЧС по Свердловской

области, объекты филиала <Свердловский> ОАО <ТГК-9> представляют высо-

кую опасность, поскольку в случае возникновения аварии на объектах фи-

лиала <Свердловский> ОАО <ТГК-9>, возможны человеческие жертвы, ущерб

здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери

и нарушение условий жизнедеятельности людей, в связи с чем на ОАО

<ТГК-9> лежит обязанность по разработке планов по предупреждению и

ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, утверждению их в

установленном порядке в федеральных органах власти и в Министерстве

Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуа-

циям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также проводить

комплексные учения или командно - штабные тренировки.

Таким образом, поскольку до настоящего времени такие планы не

разработаны и не утверждены в установленном порядке, бездействие от-

ветчика следует признать незаконным.

Учитывая, что согласно представленным документам ОАО <ТГК-9>

Главным управлением МЧС РФ по Свердловской вынесено предписание N

38\4\38-2 от 22.06.2011 г. по устранению тех же нарушений, что были

выявлены в ходе прокурорской проверки, и установлен срок до 01.11.2011

г., суд находит возможным ограничить исполнение решения суда той же

датой, поскольку нарушение со стороны ответчика носит длительный ха-

рактер.

Ответчиком представлены доказательства того, что в сентябре 2010

года были проведены комплексных учений на производственной площадке

Ново-Свердловской ТЭЦ.

Между тем, в нарушение вышеприведенных норм, отчет о результатах

в МЧС России с сентября 2010 г. до настоящего времени не направлен.

Соответственно, суд полагает достаточным и разумным определение

срока предоставления отчета в МЧС до 01 августа 2011 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие ОАО <ТГК-9> по неразработке и не-

утверждению в установленном порядке в федеральных органах власти и в

Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрез-

вычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий планов

по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродук-

тов на производственных площадках филиала <Свердловский> ОАО <ТГК-9>:

Свердловская ТЭЦ, Первоуральская ТЭЦ, Ново-Свердловская ТЭЦ, Кировская

водогрейная котельная, Качканарская ТЭЦ и Нижнетуринская ГРЭС.

Признать незаконным бездействие ОАО <ТГК-9> по непроведению комп-

лексных учений или командно - штабных тренировок на производственных

площадках филиала <Свердловский> ОАО <ТГК-9>: Свердловская ТЭЦ, Перво-

уральская ТЭЦ, Кировская водогрейная котельная, Качканарская ТЭЦ и

Нижнетуринская ГРЭС.

Обязать ОАО <ТГК-9> разработать и утвердить в установленном по-

рядке в федеральных органах власти и в Министерстве Российской Федера-

ции по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации

последствий стихийных бедствий не позднее 01 ноября 2011 года планы по

предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов

на производственных площадках филиала <Свердловский> ОАО <ТГК-9>:

Свердловская ТЭЦ, Первоуральская ТЭЦ, Ново-Свердловская ТЭЦ, Кировская

водогрейная котельная, Качканарская ТЭЦ и Нижнетуринская ГРЭС.

Обязать ОАО <ТГК-9> в срок до 01 ноября 2011 года провести комп-

лексные учения или командно - штабные тренировки на производственных

площадках Свердловская ТЭЦ, Первоуральская ТЭЦ, Кировская водогрейная

котельная, Качканарская ТЭЦ и Нижнетуринская ГРЭС, и в течение десяти

календарных дней с момента проведения комплексных учений или командно

- штабных тренировок направить отчёт в Министерство Российской Федера-

ции по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации

последствий стихийных бедствий.

Обязать ОАО <ТГК-9> в срок до 01 августа 2011 года направить в

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрез-

вычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий отчёт о

проведении 01.09.2010 г. комплексных учений на производственной пло-

щадке Ново-Свердловской ТЭЦ.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Свердловский об-

ластной суд в течение 10 дней с даты изготовления решения в оконча-

тельном виде с подачей жалобы через суд, вынесший решение.

Председательствующий. Подпись.

Копия верна.

Судья