Дело N 2-4978\11(09) В окончательном виде изготовлено 14 июля 2011 г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 12 июля 2011 года Ленинский районный суд г.Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Проняевой Г.А. при секретаре Кузнецовой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Прокурора города Екатеринбурга в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу <Территориальная генериру- ющая компания №9>, Филиалу <Свердловский> Открытого акционерного общества <Территориальная генерирующая компания №9> об устранении нарушений законодательства в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, УСТАНОВИЛ: Прокурор города Екатеринбурга обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ОАО <ТГК-9>, Филиалу <Свердловский> ОАО <ТГК-9> об устранении нарушений законодательства в сфере защиты насе- ления и территорий от чрезвычайных ситуаций, о признании бездействия незаконным и возложении обязанности. Ответчик иск не признал, сославшись на то, что со стороны ОАО <ТГК-9> по мере возможности принимались меры по исполнению Федерально- го закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ <О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера>, в частнос- ти, в сентябре 2010 года проведены командно-штабные учения на Но- во-Свердловской ТЭЦ. В настоящее время организована работа по состав- лению и утверждению планов в МЧС РФ. Между тем, ответчиками не оспари- вается, что в полной мере обязанность по составлению планов и их ут- верждению, проведению комплексных учений и направлению отчетов на про- изводственных площадках Филиала не исполнена. К участию в деле в качестве третьего лица было привлечено ГУ МЧС РФ по Свердловской области, представитель которого иск прокурора под- держал, полагая его обоснованным в интересах неопределенного круга лиц, учитывая, что предупреждение и ликвидация аварийных разливов неф- ти и нефтепродуктов на производственных площадках ответчика является мерой защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Заслушав представителей истца и ответчика, третьего лица, иссле- довав материалы дела, суд полагает иск обоснованным в части, учитывая следующее. В соответствии с пп. <а>, <в> ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ <О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера> организации обязаны пла- нировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социально- го назначения от чрезвычайных ситуаций, обеспечивать создание, подго- товку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреж- дения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работ- ников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуаци- ях. Общие требования к планированию мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов, порядок согласования и утверждения планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов установлены Приказом МЧС РФ от 28.12.2004 N 621 <Об ут- верждении Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации> (далее - Правила). Согласно п. 14 Правил организации разрабатывают Планы, соответс- твующие уровню возможной чрезвычайной ситуации разливов нефти: локаль- ного, местного, территориального, регионального и федерального уров- ней. Планы организаций для регионального уровня утверждаются их руко- водителями, федеральным органом исполнительной власти по ведомственной принадлежности и МЧС России по согласованию с соответствующими феде- ральными органами исполнительной власти и региональным центром. МЧС России дает согласие на утверждение соответствующих Планов решением Комиссии по чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации на основании рассмотрения документов, подтверждающих локализацию и ликви- дацию возможных чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов, в границах опасных производственных объектов организа- ций. В соответствии с п. 6 Постановления Правительства РФ от 21.08.2000 N 613 <О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов> планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на региональном уровне разрабатываются организациями, осуществляющими переработку, транспортировку, хранение нефти и нефтепродуктов, по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, территориальными органами Федерального горного и промышлен- ного надзора России, Министерства Российской Федерации по делам граж- данской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий сти- хийных бедствий, Министерства сельского хозяйства Российской Федера- ции, Министерства природных ресурсов Российской Федерации и утвержда- ются Министерством энергетики Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуа- циям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В силу ст.7 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ <О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техноген- ного характера> мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычай- ных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущер- ба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно. Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и терри- торий от чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом экономических, при- родных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реаль- ной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций. Как указал представитель истца, прокуратурой города Екатеринбурга в июне 2011 года проведена проверка соблюдения филиалом <Свердловский> Открытого акционерного общества <Территориальная генерирующая компания №9> (далее ОАО <ТГК-9) законодательства в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В ходе проверки установлено, что на территории Свердловской области расположены следующие производс- твенные площадки филиала <Свердловский> ОАО <ТГК-9> : Свердловская ТЭЦ, адрес: <адрес>, <адрес>, 520012, Первоу- ральская ТЭЦ, адрес: <адрес>, 623112, Но- во-Свердловская ТЭЦ, адрес: <адрес>, <адрес>, 620075, Кировская водогрейная котельная, адрес: <адрес>, <адрес>, 620072, Качканарская ТЭЦ и Нижнетуринская ГРЭС, адрес: <адрес>,624221. Согласно Акта по результатам мероприятий по контролю №38 от 10.06.2011 Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации пос- ледствий стихийных бедствий по Свердловской области филиалом <Сверд- ловский> ОАО <ТГК-9> планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на производственных площадках Сверд- ловская ТЭЦ, Первоуральская ТЭЦ, Ново-Свердловская ТЭЦ, Кировская во- догрейная котельная, Качканарская ТЭЦ и Нижнетуринская ГРЭС не утверж- дены федеральными органами исполнительной власти по ведомственной при- надлежности, не утверждены Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Также в Акте отмечено, что в целях отработки планов по предупреж- дению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, определению доста- точных сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций филиалом <Свердловский> ОАО <ТГК-9> не проведены комплексные учения или команд- но штабные тренировки на производственных площадках Свердловская ТЭЦ, Первоуральская ТЭЦ, Ново-Свердловская ТЭЦ, Кировская водогрейная ко- тельная, Качканарская ТЭЦ и Нижнетуринская ГРЭС, не направлен отчёт о проведённых учениях в Министерство Российской Федерации по делам граж- данской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий сти- хийных бедствий. Согласно п. 8. Постановления Правительства РФ от 21.08.2000 N 613 <О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов> в целях отработки планов на федеральном и ре- гиональном уровнях проводятся комплексные учения или командно - штаб- ные тренировки не реже одного раза в 2 года. В соответствии с указанными положениями организации, вне зависи- мости от формы собственности, имеющие потенциально опасные производс- твенные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций и в военное и мирное время, к ко- торым относится филиала ОАО <ТГК-9>, обязаны создавать нештатные ава- рийно-спасательные формирования и поддерживать их в состоянии постоян- ной готовности. Как указали представители прокуратуры и ГУ МЧС по Свердловской области, объекты филиала <Свердловский> ОАО <ТГК-9> представляют высо- кую опасность, поскольку в случае возникновения аварии на объектах фи- лиала <Свердловский> ОАО <ТГК-9>, возможны человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей, в связи с чем на ОАО <ТГК-9> лежит обязанность по разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, утверждению их в установленном порядке в федеральных органах власти и в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуа- циям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также проводить комплексные учения или командно - штабные тренировки. Таким образом, поскольку до настоящего времени такие планы не разработаны и не утверждены в установленном порядке, бездействие от- ветчика следует признать незаконным. Учитывая, что согласно представленным документам ОАО <ТГК-9> Главным управлением МЧС РФ по Свердловской вынесено предписание N 38\4\38-2 от 22.06.2011 г. по устранению тех же нарушений, что были выявлены в ходе прокурорской проверки, и установлен срок до 01.11.2011 г., суд находит возможным ограничить исполнение решения суда той же датой, поскольку нарушение со стороны ответчика носит длительный ха- рактер. Ответчиком представлены доказательства того, что в сентябре 2010 года были проведены комплексных учений на производственной площадке Ново-Свердловской ТЭЦ. Между тем, в нарушение вышеприведенных норм, отчет о результатах в МЧС России с сентября 2010 г. до настоящего времени не направлен. Соответственно, суд полагает достаточным и разумным определение срока предоставления отчета в МЧС до 01 августа 2011 года. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать незаконным бездействие ОАО <ТГК-9> по неразработке и не- утверждению в установленном порядке в федеральных органах власти и в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрез- вычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродук- тов на производственных площадках филиала <Свердловский> ОАО <ТГК-9>: Свердловская ТЭЦ, Первоуральская ТЭЦ, Ново-Свердловская ТЭЦ, Кировская водогрейная котельная, Качканарская ТЭЦ и Нижнетуринская ГРЭС. Признать незаконным бездействие ОАО <ТГК-9> по непроведению комп- лексных учений или командно - штабных тренировок на производственных площадках филиала <Свердловский> ОАО <ТГК-9>: Свердловская ТЭЦ, Перво- уральская ТЭЦ, Кировская водогрейная котельная, Качканарская ТЭЦ и Нижнетуринская ГРЭС. Обязать ОАО <ТГК-9> разработать и утвердить в установленном по- рядке в федеральных органах власти и в Министерстве Российской Федера- ции по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий не позднее 01 ноября 2011 года планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на производственных площадках филиала <Свердловский> ОАО <ТГК-9>: Свердловская ТЭЦ, Первоуральская ТЭЦ, Ново-Свердловская ТЭЦ, Кировская водогрейная котельная, Качканарская ТЭЦ и Нижнетуринская ГРЭС. Обязать ОАО <ТГК-9> в срок до 01 ноября 2011 года провести комп- лексные учения или командно - штабные тренировки на производственных площадках Свердловская ТЭЦ, Первоуральская ТЭЦ, Кировская водогрейная котельная, Качканарская ТЭЦ и Нижнетуринская ГРЭС, и в течение десяти календарных дней с момента проведения комплексных учений или командно - штабных тренировок направить отчёт в Министерство Российской Федера- ции по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Обязать ОАО <ТГК-9> в срок до 01 августа 2011 года направить в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрез- вычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий отчёт о проведении 01.09.2010 г. комплексных учений на производственной пло- щадке Ново-Свердловской ТЭЦ. Решение может быть обжаловано и опротестовано в Свердловский об- ластной суд в течение 10 дней с даты изготовления решения в оконча- тельном виде с подачей жалобы через суд, вынесший решение. Председательствующий. Подпись. Копия верна. Судья