Агеевы к Министерству Обороны РФ



КОПИЯ

Дело № 2-6267/11(8)

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 октября 2011 года Ленинский районный суд города Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи – Смышляевой О.И., при секретаре – Шахбазовой Т.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Агеева А.В., действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетнего <данные изъяты>, Агеевой А.Ю, к Федеральному государственному учреждению «Приволжско-Уральское Территориальное управление имущественных отношений», Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Спорной является трехкомнатная <адрес> общей площадью 0000 кв.м., предоставленная Агееву А.В. в связи с прохождением воинской службы на основании договора социального найма, заключенного ДД.ММ.ГГГГ 0000.

Истцы обратились в суд в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ребенка с иском о признании права собственности на спорную квартиру и в обоснование иска указали, что квартира была предоставлена истцу в 0000 году на основании договора социального найма. Обращение истцов к руководителю ФГУ «Екатеринбургская квартирно-эксплуатационная часть района» (в настоящее время ФГУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации) с заявлением о приватизации спорного жилого помещения не привело к положительному результату, поскольку учреждение не обладает полномочиями по оформлению договоров приватизации жилых помещений.

Истец Агеев А.В. в судебном заседании заявление поддержал, просил иск удовлетворить.

Истцом Агеевой А.Ю. и третьим лицом Агеевой О.А. суду представлены ходатайства о рассмотрении гражданского дела в их отсутствие, исковые требования поддерживают в полном объеме.

Представители ответчиков в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания были извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания от ФГУ «Приволжско-уральское ТУИО» Минобороны России не поступало. Сведений об уважительности причин неявки и доказательств существования такой причины, своих письменных возражений по иску суду не представлено, поэтому суд считает, что возможно рассмотрение дела в отсутствие ответчиков в порядке заочного производства.

Третьи лица орган опеки и попечительства Ленинского района г. Екатеринбурга, Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации», в суд не явились.

Заслушав представителя истцов, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 17, 18, 40, 45 Конституции Российской Федерации право на жилище является непосредственно действующим, признается и гарантируется государством.

Согласно п.1 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда предоставляется на основании договора социального найма.

Типовой договор социального найма жилого помещения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ 0000 заключается со стороны наймодателя - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления либо иным управомоченным собственником лица, действующим от имени собственника жилого помещения – Российской Федерации.

Как видно из материалов дела между Агеевым А.В. и ФГУ «Екатеринбургская квартирно-эксплуатационная часть района» заключен договор социального найма 0000 от ДД.ММ.ГГГГ на жилое помещение – <адрес> общей площадью 0000 кв.м. с учетом всех членов семьи Агеевой А.Ю. (жена), <данные изъяты>

В соответствии с п.37 Приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ 0000 «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации» (действовавшего на момент заключения договора социального найма) - распределение поступающих в воинскую часть жилых помещений между военнослужащими производится жилищной комиссией воинской части в порядке очередности, решение комиссии оформляется протоколом.

Судом установлено и не оспаривалось ответчиками, что спорная квартира была предоставлена истцам на законных основаниях в связи с прохождением воинской службы в порядке очередности с целью улучшения жилищных условий.

В соответствии со ст.2 Закона РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ 0000«О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести помещения в собственность.

В силу ст.6 указанного закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Согласно п. 1 ст. 11 приведенного закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде один раз.

Исходя из смысла вышеприведенных норм, у истцов возникает право на бесплатную приватизацию жилого помещения, в случае нахождения жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде.

Согласно п. 2 ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации в зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на:

1) частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц;

2) государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации);

3) муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

В соответствии с п. 12 ст. 1 Федерального закона «Об обороне» № 61-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Согласно п. 2 ст. 299 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, приобретенное учреждением по договору и иным основаниям, поступает в оперативное управление учреждения в порядке, предусмотренном Гражданского кодекса Российской Федерации, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности и в соответствии с положением об учете федерального имущества (Постановление Правительства РФ 0000 от ДД.ММ.ГГГГ) подлежит учету в реестре федерального имущества. При этом обязанность по представлению документов возложена на правообладателей.

В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ 0000, Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ 0000 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ, созданных в результате приватизации в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции которых находятся в федеральной собственности.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ 0000, Федеральное государственное учреждение «Екатеринбургская квартирно-эксплуатационная часть района», переименовано в Федеральное государственное учреждение «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.

Как следует из представленного письма ФГУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России не имеет возможности в установленном порядке заключить договор передачи квартиры в собственность, поскольку отсутствуют соответствующие полномочия.

Между тем, государство, закрепив в законе право на бесплатную приватизацию занимаемого по договору социального найма жилого помещения, обязано обеспечить гражданам возможность его реализации.

В силу ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Таким образом, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения находящегося в собственности Российской Федерации, то он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.

С учетом изложенного, а также принимая во внимание, что истцы проживают в спорном жилом помещении с 2010 года, вселены в него в установленном законом порядке, в настоящее время право истцов на указанное жилье никем не оспаривается, у истцов и членов их семьи отсутствует другое жилое помещение на праве собственности либо по договору социального найма, ранее истцами не использовано право бесплатной приватизации жилых помещений – суд считает заявленные исковые требования о признании за истцами права собственности на занимаемое жилое помещение в равных долях – обоснованными, правомерными и подлежащими безусловному удовлетворению. При этом право собственности Российской Федерации на жилое помещение прекращается при передаче в собственность жилого помещения гражданам.

Третье лицо Агеева О.А. представила нотариально удостоверенное заявление об отказе от участия в приватизации квартиры, находящейся по адресу: <адрес> (л.д.22), аналогичное заявление было написано третьим лицом в судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ

В силу положений ст.ст. 1, 9 Гражданского кодекса Российской Федерации, граждане (физические лица) приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

Агеева О.А. воспользовавшись правом, предусмотренным законом отказалась от участия в приватизации спорной квартиры.

В соответствии со ст.ст.17, 28 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступившие в законную силу судебные акты являются основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Права на недвижимое имущество, установление решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях.

С учетом изложенного, признанное за истцами право собственности на указанное в решении суда жилое помещение подлежит обязательной государственной регистрации после вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 12, 194-198, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Агеева А.В., действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетнего <данные изъяты>, Агеевой А.Ю, удовлетворить.

Признать за Агеева А.В., Агеевой А.Ю,, <данные изъяты> право собственности в порядке приватизации в равных долях на <адрес>, общей площадью 0000 кв.м.

Настоящее решение является основанием для регистрации за Агеева А.В., Агеевой А.Ю,, <данные изъяты> права собственности в порядке приватизации в равных долях на <адрес>, общей площадью 0000 кв.м., и прекращения регистрации права собственности Российской Федерации, Управлением федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Свердловской области.

Ответчики, не явившиеся в процесс, вправе в течение 07 дней со дня вручения копии настоящего заочного решения обратиться в Ленинский районный суд <адрес> с заявлением об его отмене.

Заочное решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления, с подачей кассационной жалобы через Ленинский районный суд <адрес>.

Судья (подпись) О.И Смышляева

Копия верна: судья О.И. Смышляева