Дело N 2-5554\11(09) В окончательном виде изготовлено 23 сентября 2011 г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 22 сентября 2011 года Ленинский районный суд г.Екатеринбурга в составе: председательствующего судьи Проняевой Г.А. при секретаре Томиловой А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Логинова В.М. к Военному комиссариату Свердловской области о возложении обязанности по направлению истца на стационарное обследо- вание и лечение, УСТАНОВИЛ: Логиной В.М. обратился в суд с исковым заявлением к Военному ко- миссариату Свердловской области о возложении обязанности по направле- нию истца на стационарное обследование и лечение в связи с заболевани- ем эндокринной системы и обмена веществ. В обоснование своих требований истец указал, что в марте 2011 го- да при первоначальной постановке на учет ответчик, в нарушение требо- ваний ст.13 "Положения о военно-врачебной комиссии", утвержденного постановлением Правительства РФ от 25.02.2003г. № 123, ответчик не направил истца стационарное обследование и лечение при выявлении ожи- рения 2 степени. Представитель ответчика просил в удовлетворении заявленных требо- ваний отказать, поскольку Военный комиссариат Свердловской области не осуществляет освидетельствование граждан и в его компетенцию не входит разрешение вопросов обследований и лечения призывников, соответствен- но, комиссариат не является надлежащим ответчиком по данному делу. Также представитель ответчика обратил внимание суда на то, что в отношении Логинова В.М. призывной комиссией Верх - Исетского района г. Екатеринбург решение о призыве не вынесено, поскольку медицинской ко- миссией Логинов В.М. был направлен на дополнительное обследование в медицинское учреждение для вынесения независимого медицинского заклю- чения. Однако Логинов В.М. данное направление проигнорировал, предпи- сание врачей не исполнил, соответственно, у медицинской комиссии не имелось оснований определить категорию годности данному гражданину, как и не имелось оснований вынести решение призывной комиссией о при- зыве либо об отсрочке от призыва Логинова В.М. Представитель истца в судебном заседании настаивал на рассмотре- нии заявленных требований именно в отношении указанного ответчика, по- яснив, что призывная комиссия относится к структурам МО РФ, а ответчик в силу Положения о военных комиссариатах организует призыв. Заслушав пояснения сторон, изучив материалы гражданского дела, материалы личного дела призывника, суд полагает заявленные требования заявления не подлежащими удовлетворению, как заявленные к ненадлежаще- му ответчику, по следующим основаниям. ГУ Военный комиссариат Свердловской области осуществляет свою де- ятельность на основании <Положения о военных комиссариатах>, утверж- денным Указом Президента № 1132 от 01.09.2007 г., в данном Положение, в том числе, определены задачи военных комиссариатов по участию в при- зыве граждан на военную службу. В соответствии с п.18 Положения в задачи военных комиссариатов входит организация при участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований призыва на военную службу граждан, не пребывающих в запа- се. Призыв граждан на военную службу осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ <О воинской обязанности и военной службе>. Статья 27 ФЗ от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и во- енной службе" определяет состав призывной комиссии. Призыв граждан на военную службу является государственной задачей соответствующего субъекта РФ. Судом установлено, что Указом Губернатора Свердловской области от 14.03.2011 г. N 177-УГ (ред. от 20.04.2011 г.) "О создании призывных комиссий" в соответствии с пунктом 1 статьи 26, статьей 27 Федерально- го закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и во- енной службе" были созданы комиссии по первоначальной постановке граж- дан на воинский учет в муниципальных районах и городских округах, рас- положенных на территории Свердловской области, на период с 1 января 2011 года по 31 марта 2011 года. Как пояснил представитель ответчика, к отделу Военного комиссари- ата Свердловской области по Верх-Исетскому и Железнодорожному районам г. Екатеринбург непризывная комиссия Верх-Исетского района не относит- ся, следовательно, за решения, принимаемые медицинской комиссией, Во- енный комиссариат Свердловской области ответственности не несет. Данные комиссии являются коллегиальными межведомственными органа- ми, не являющиеся юридическими лицами, обладающие властными полномочи- ями и создаваемые на период первоначальной постановке граждан на воин- ский учет. В соответствии с п. 1 ст. 26 Федерального закона <О воинской обя- занности и военной службе> призыв на военную службу граждан, не пребы- вающих в запасе, включает: - явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; - явку в военный комиссариат для отправки к месту прохождения службы. Согласно статьи 5.1 Федерального закона <О воинской обязанности и военной службе> (далее - Закон) граждане при призыве проходят меди- цинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирур- гом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, сто- матологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. Кроме того, п. 4 ст. 5.1 Закона предусмотрено, что в случае не- возможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельст- вования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное меди- цинское обследование в медицинскую организацию. Согласно ст.51 <Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан>, в которую Федеральным законом от 7 марта 2005 г. N 15-ФЗ внесены изменения, военно-врачебная экспертиза опреде- ляет годность по состоянию здоровья к военной службе граждан, подлежа- щих призыву на военную службу, поступающих на военную службу по конт- ракту, пребывающих в запасе (резерве) Вооруженных Сил Российской Феде- рации, органов федеральной службы безопасности, и военнослужащих, ус- танавливает у военнослужащих (граждан, призванных на военные сборы) и уволенных с военной службы причинную связь заболеваний, ранений, травм с военной службой (прохождением военных сборов), определяет виды, объ- ем, сроки осуществления медико-социальной помощи военнослужащим и их реабилитации. При определении причинной связи заболеваний, ранений, травм у во- еннослужащих (граждан, призванных на военные сборы) и уволенных с во- енной службы Военно-врачебные комиссии в настоящее время руководству- ются требованиями <Положения о военно-врачебной экспертизе>, утверж- денного постановлением Правительства РФ от 25.02.2003г. № 123. Согласно Положения ВВК являются Федеральными государственными уч- реждениями, имеющими лицензию на проведение военно-врачебной эксперти- зы. Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утверж- денным Правительством Российской Федерации № 123 от 25.02.2003 г., а также приложениями к Положению, в частности, в виде Требований к сос- тоянию здоровья, Расписания болезней, Таблицы дополнительных требова- ний к состоянию здоровья (ТДТ), Таблицы соотношения роста и массы тела и т.д. Согласно ст. 14 Постановления Правительства РФ от 25.02.2003 № 123 "организация и проведение медицинских осмотров, обследований (наб- людений), лечебно-оздоровительных мероприятий и профилактических при- вивок возлагаются на территориальные органы управления здравоохранени- ем и учреждения государственной и муниципальной систем здравоохране- ния. Медицинская комиссия входит в состав призывной комиссии соответс- твующего района и состоит из врачей - специалистов, медицинского пер- сонала медицинских учреждений того же муниципального образования. Согласно Положения заключения военно-врачебной экспертизы являют- ся обязательными для исполнения должностными лицами на территории Рос- сийской Федерации. Согласно п. 19 Положения о военно-врачебной экспертизе, гражданин на основании решения комиссии по постановке на воинский учет, призыв- ной комиссии или военного комиссара может быть направлен в медицинскую организацию на амбулаторное или стационарное медицинское обследование для уточнения диагноза заболевания либо для лечения. По завершении ме- дицинского обследования (лечения) гражданина составляется акт исследо- вания состояния здоровья. Заключение учреждения, производившего военно-врачебную эксперти- зу, может быть обжаловано в суд самим гражданином или его законным представителем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Учитывая указанные обстоятельства, суд полагает, что Военный ко- миссариат Свердловской области не является надлежащим ответчиком в данном гражданском деле, поскольку не может нести ответственность за действия (бездействия) комиссии по первоначальной постановке граждан на воинский учет Верх-Исетского района муниципального образования "го- род Екатеринбург". Таким образом, правовые основания для возложения на Военный ко- миссариат Свердловской области обязанности по направлению истца на стационарное обследование и лечение отсутствуют. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований Логинова В.- М. к Военному комиссариату Свердловской области о возложении обязан- ности по направлению истца на стационарное обследование и лечение от- казать. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в те- чение 10 дней с момента изготовления решения в окончательном виде с подачей жалобы через суд, вынесший решение. Судья. Подпись. Копия верна. Судья