МАЛЬЦЕВА К ифнс



Дело N 2-5026\11(09)

В окончательном виде изготовлено 22 июля 2011 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 июля 2011 года

Ленинский районный суд г.Екатеринбурга в составе:

председательствующего судьи Проняевой Г.А

при секретаре Кузнецовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению

Шмаковой нН.А.

об оспаривании действий органа государственной власти,

УСТАНОВИЛ:

Шмакова Н.А. обратилась в суд с заявлением о признании незаконны-

ми действий Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской

области по перенаправлению запроса о предоставлении сведений из Едино-

го государственного реестра юридических лиц в Инспекцию Федеральной

налоговой службы N 14 по Свердловской области.

В обоснование заявления Шмакова Н.А. указала на то, что

02.06.2011 г. в адрес Управления Федеральной налоговой службы по

Свердловской области ею был направлен срочный запрос о предоставлении

выписки из Единого государственного реестра юридических лиц в отноше-

нии юридического лица, находящегося в другом городе Свердловской об-

ласти (г. Карпинск). В нарушение установленного нормативными докумен-

тами однодневного срока ответа на срочный запрос, ее заявление от

02.06.2011г. Управление ИФНС по Свердловской области 03.06.2011 г. не-

законно перенаправило в Межрайонную ИФНС России № 14 по Свердловской

области (г. Краснотурьинск). В результате указанного перенаправления

сведения из ЕГРЮЛ в виде выписки были направлены заявителю Межрайонной

ИФНС России № 14 по Свердловской области по почте письмом №

04-01-19/08165 от 06.06.2011г. Согласно почтовому штемпелю на данном

письме ответ на запрос о предоставлении выписки из ЕГРЮЛ был доставлен

в почтовое отделение адресата 09 июня 2011г., а фактически получен

инициатором запроса только 14 июня 2011г.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица Управ-

ления Федеральной налоговой службы по Свердловской области заявление

Шмаковой Н.А. просил признать необоснованным, указав на отсутствие

правовых оснований для признания действий незаконными, поскольку пунк-

том 6.3.1. Приказа Минфина РФ от 09.08.2005 N 101н "Об утверждении По-

ложений о территориальных органах Федеральной налоговой службы" уста-

новлено, что Управление Федеральной налоговой службы по субъекту Рос-

сийской Федерации осуществляет государственную регистрацию юридических

лиц, в отношении которых федеральными законами установлен специальный

порядок регистрации.

Так, в соответствии со статьей 9 Закона РФ от 07.07.1993 N 5340-1

"О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации", статьей 21

Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединени-

ях", статьей 11 Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе

совести и о религиозных объединениях", статьей 12 Федеральный закон от

02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности", статьей 13.1

Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"

государственная регистрация юридических лиц производиться в специаль-

ном порядке.

Таким образом, Управление Федеральной налоговой службы по Сверд-

ловской области является регистрирующим органом для торгово-промышлен-

ных палат, общественных объединений (в том числе политических партий и

профсоюзов), религиозных, кредитных и некоммерческих организаций

Свердловской области. Исходя из изложенного, Управление предоставляет

выписки из ЕГРЮЛ в отношении юридических лиц названных категорий. В

целях соблюдения сроков, указанных в пункте 21 Правил, для получения

выписок из ЕГРЮЛ в отношении юридических лиц, относящихся к указанным

категориям, следует обращаться в Управление; для предоставления выпи-

сок из ЕГРЮЛ в отношении юридических лиц, не относящихся к названным

категориям, запросы целесообразно направлять в регистрирующие (налого-

вые) органы по месту нахождения организаций.

Кроме того, как полагает заинтересованное лицо, заявление Шмако-

вой Н.А. подано в нарушение требований ст.3 ГПК РФ, поскольку оспари-

ваемые действия Управления не нарушают прав заявителя, так как Управ-

лением были приняты все необходимые меры по предоставлению запрашивае-

мой информации, в итоге ИФНС России №14 по Свердловской области Шмако-

вой Н.А. была представлена выписка из ЕГРЮЛ в отношении запрашиваемой

организации в соответствии с действующим законодательством.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд полагает жалобу не

подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, Шмакова Н.А. 02.06.2011 г. обрати-

лась с заявлением в Управления Федеральной налоговой службы по Сверд-

ловской области о предоставлении в прошитом и удостоверенном надлежа-

щим образом выписки из Единого государственного реестра юридических

лиц в отношении ОАО "Карпинский электромашиностроительный завод".

03.06.2011 г. запрос Шмаковой Н.А. Управлением ИФНС по Свердловс-

кой области был направлен в Межрайонную ИФНС России № 14 по Свердловс-

кой области (г. Краснотурьинск) с уведомлением об этом заявителя.

Шмакова Н.А. считает действия Управления по перенаправлению заяв-

ления незаконными, как нарушающими ее право на получение ответа на

запрос в установленные сроки.

Суд не находит возможным согласиться с доводами заявителя, учиты-

вая следующее.

Действительно, порядок предоставления информации из Единого госу-

дарственного реестра юридических лиц регламентируется ст. 6, 7 ФЗ <О

государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпри-

нимателей> от 08.08.2001г. №129-ФЗ и Правилами ведения Единого госу-

дарственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) и предоставления содержа-

щихся в нем сведений, утвержденными Постановлением Правительства РФ от

19 июня 2002 г. N 438 (далее - Правила).

О принципах ведения Единого государственного реестра юридических

лиц прямо указывается в ст. 4 ФЗ "О государственной регистрации юриди-

ческих лиц и индивидуальных предпринимателей".

В соответствии с указанной статьей ЕГРЮЛ является федеральным ин-

формационным ресурсом, кроме того, в п. 27 Правил ведения ЕГРЮЛ и пре-

доставления содержащихся в нем сведений, утвержденных Постановлением

Правительства РФ, назван собственник государственного реестра - это

Российская Федерация.

Права собственника от имени Российской Федерации в отношении го-

сударственного реестра осуществляет в рамках своей компетенции Прави-

тельство РФ, которое и уполномочило осуществлять ведение реестра Феде-

ральную налоговую службу РФ.

Согласно п. 6.5. Положения об Управлении Федеральной налоговой

службы по субъекту Российской Федерации (утв. Приказом Минфина РФ от

09.08.2005 N 101 н в ред. от 06.12.2010) в полномочия Управления Феде-

ральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации входит пре-

доставление сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, ЕГРИП и ЕГРН, в соответс-

твии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 21 Правил срок предоставления содержащихся в госу-

дарственном реестре сведений о конкретном юридическом лице не может

составлять более чем пять дней со дня поступления соответствующего

запроса. Срочное предоставление содержащихся в государственном реестре

сведений осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем

поступления соответствующего запроса.

Как полагает заявитель, в силу данных положений законодательства

именно Управление ФПС по Свердловской области было обязано в срок не

позднее рабочего дня, следующего за днем поступления соответствующего

запроса, предоставить ей сведения из ЕГРЮЛ.

Между тем, пункт 3 Правил устанавливает, что государственный ре-

естр ведется Федеральной налоговой службой и ее территориальными орга-

нами (далее - регистрирующие органы) в соответствии с настоящими Пра-

вилами.

Согласно п.20 Правил содержащиеся в государственном реестре све-

дения о конкретном юридическом лице предоставляются по запросу, сос-

тавленному в произвольной форме с указанием необходимых сведений по

перечню согласно приложению № 2 к Правилам, в виде:

- выписки из государственного реестра;

- копии документа (документов), содержащегося в регистрационном

деле юридического лица;

- справки об отсутствии запрашиваемой информации.

Справка выдается при отсутствии в государственном реестре сведе-

ний о юридическом лице либо при невозможности определить конкретное

юридическое лицо.

Согласно пункту 23 Правил физическим и юридическим лицам - сведе-

ния о конкретном юридическом лице, указанные в п. 20 Правил, предос-

тавляются за плату при обращении в регистрирующий орган за информацией

о нем.

Сведения из ЕГРЮЛ являются открытыми и общедоступными. Открытость

и общедоступность сведений из единого реестра юридических лиц призна-

ется с некоторым исключением, так как кроме принципа общедоступности

при ведении ЕГРЮЛ необходимо соблюсти еще и принцип конфиденциальности

полученной при ведении реестра информации в отношении, к примеру, та-

кой информации, как паспортные данные лица, имеющего право действовать

без доверенности от имени юридического лица.

Согласно п. 24 Правил ведения реестра открытые и общедоступные

сведения предоставляются всем заинтересованным лицам. Сведения, доступ

к которым ограничен, предоставляются в соответствии с федеральными за-

конами.

Приказом ФНС России от 31.03.2009 N ММ-7-6/148@ утвержден Порядок

предоставления в электронном виде открытых и общедоступных сведений,

содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и в Еди-

ном государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

Согласно п.16 Порядка предоставление сведений на электронных но-

сителях или в режиме электронной почты осуществляется в виде электрон-

ного документа (файла). Прием и обработка указанных файлов осуществля-

ется с использованием программно-технических средств получателя.

Таким образом, заявитель имела возможность получить запрашиваемую

информацию в электронном виде.

Однако ей требовалась выписка на бумажном носителе, в прошитом

виде.

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона № 129-ФЗ государствен-

ная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения

указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации пос-

тоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого

исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица,

имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Заявитель не оспаривает, что государственная регистрации юридичес-

кого лица, в отношении которого она запрашивала информацию, произведе-

на по месту нахождения организации в г.Карпинске.

Согласно п.28 Правил государственный реестр находится в ведении

Федеральной налоговой службы, которая в связи с этим разрабатывает ме-

тодические указания по организации получения сведений для включения в

государственный реестр, его формированию, предоставлению из него ин-

формации и контролю за соответствующими действиями регистрирующих ор-

ганов.

Поскольку прямого запрета на перенаправление запроса в Правилах и

иных нормативных актах не имеется, суд полагает, что основания для

признания таких действий незаконными отсутствуют.

Кроме того, суд считает заслуживающим внимания довод представите-

ля заинтересованного лица в части применения ст. 3 ГПК РФ.

В соответствии со статьей 2 ГПК РФ задачами гражданского судопро-

изводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разреше-

ние гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав,

свобод и законных интересов граждан.

Статьей 3 ГПК РФ установлено, что заинтересованное лицо вправе в

порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводс-

тве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав,

свобод или законных интересов.

Как полагает заявитель, поскольку в результате действий Управле-

ния ИФНС по Свердловской области был нарушен срок предоставления све-

дений из ЕГРЮЛ (по срочным запросам - 1 рабочий день), указанными

действиями было нарушено право на срочное получение сведений из Едино-

го государственного реестра юридических лиц. Указанная в запросах ин-

формация была необходима срочно, в связи с чем государственная пошлина

была оплачена Шмаковой Н.А. в повышенном размере (400 руб. вместо 200

руб.). Однако заплатив за срочное получение сведений из ЕГРЮЛ, выписки

были получены вместо 03 июня 2011г. только 14 июня 2011г. - с сущест-

венным опозданием. В связи с этим заявитель считает, что действия Уп-

равления ФНС по Свердловской области по перенаправлению запроса в ИФНС

России № 14 по Свердловской области являются незаконными, нарушают по-

ложения действующего законодательства и права гражданина РФ.

Действительно, согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация

вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа госу-

дарственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица,

государственного или муниципального служащего, если считают, что нару-

шены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться не-

посредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган

государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному

лицу, государственному или муниципальному служащему.

Ответ на заявление от 02.06.2011 г. был направлен Шмаковой Н.А.

06.06.2011 г. ИФНС России №14 по Свердловской области из г.Краснотурь-

инска по месту жительства заявителя, обязанность по вручению ответа на

руки Правилами не предусмотрена.

То обстоятельство, что запрошенная заявителем информация была по-

лучена по почте 14.06.2011 г. обусловлено тем, как пояснила сама Шма-

кова Н.А., что извещение поступило в праздничные нерабочие дни.

В силу ст. 255 ГПК РФ в решениям, действиям (бездействию) органов

государственной власти, органов местного самоуправления, должностных

лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в поряд-

ке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единолич-

ные решения и действия (бездействие), в результате которых:

- нарушены права и свободы гражданина;

- созданы препятствия к осуществлению прав и свобод гражданина;

- на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он

незаконно привлечен к ответственности.

Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, при-

нимает решение об обязанности соответствующего органа государственной

власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государс-

твенного или муниципального служащего устранить в полном объеме допу-

щенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осущест-

влению гражданином его прав и свобод.

Между тем, заявителем не представлено доказательств того, что ос-

париваемыми действиями Управления были нарушены ее права и требуется

принятие каких-либо мер по их восстановлению.

Также Шмаковой Н.А. не указывается, что в результате направления

ответа на запрос 06.06.2011 г. она понесла убытки, ей был причинен

ущерб, как и не заявлено требований о возмещении затрат за срочность.

Заявление подано в порядке гл.25 ГПК РФ.

Таким образом, поскольку налоговой инспекцией были совершены не-

обходимые действия по предоставлению запрашиваемой информации, связи с

отсутствием правовых оснований заявление Шмаковой Н.А. удовлетворению

не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ,

суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требования Шмаковой Н.А. о призна-

нии незаконными действий Управления Федеральной налоговой службы по

Свердловской области по перенаправлению запроса о предоставлении све-

дений из Единого государственного реестра юридических лиц в Инспекцию

Федеральной налоговой службы N 14 по Свердловской области отказать.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Сверд-

ловский областной суд с подачей жалобы через суд, вынесший решение, в

течение десяти дней с момента изготовления решения в окончательном ви-

де.

Судья. Подпись.

Копия верна.

Судья