Дело N 2-5026\11(09) В окончательном виде изготовлено 22 июля 2011 г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 19 июля 2011 года Ленинский районный суд г.Екатеринбурга в составе: председательствующего судьи Проняевой Г.А при секретаре Кузнецовой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Шмаковой нН.А. об оспаривании действий органа государственной власти, УСТАНОВИЛ: Шмакова Н.А. обратилась в суд с заявлением о признании незаконны- ми действий Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области по перенаправлению запроса о предоставлении сведений из Едино- го государственного реестра юридических лиц в Инспекцию Федеральной налоговой службы N 14 по Свердловской области. В обоснование заявления Шмакова Н.А. указала на то, что 02.06.2011 г. в адрес Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области ею был направлен срочный запрос о предоставлении выписки из Единого государственного реестра юридических лиц в отноше- нии юридического лица, находящегося в другом городе Свердловской об- ласти (г. Карпинск). В нарушение установленного нормативными докумен- тами однодневного срока ответа на срочный запрос, ее заявление от 02.06.2011г. Управление ИФНС по Свердловской области 03.06.2011 г. не- законно перенаправило в Межрайонную ИФНС России № 14 по Свердловской области (г. Краснотурьинск). В результате указанного перенаправления сведения из ЕГРЮЛ в виде выписки были направлены заявителю Межрайонной ИФНС России № 14 по Свердловской области по почте письмом № 04-01-19/08165 от 06.06.2011г. Согласно почтовому штемпелю на данном письме ответ на запрос о предоставлении выписки из ЕГРЮЛ был доставлен в почтовое отделение адресата 09 июня 2011г., а фактически получен инициатором запроса только 14 июня 2011г. В судебном заседании представитель заинтересованного лица Управ- ления Федеральной налоговой службы по Свердловской области заявление Шмаковой Н.А. просил признать необоснованным, указав на отсутствие правовых оснований для признания действий незаконными, поскольку пунк- том 6.3.1. Приказа Минфина РФ от 09.08.2005 N 101н "Об утверждении По- ложений о территориальных органах Федеральной налоговой службы" уста- новлено, что Управление Федеральной налоговой службы по субъекту Рос- сийской Федерации осуществляет государственную регистрацию юридических лиц, в отношении которых федеральными законами установлен специальный порядок регистрации. Так, в соответствии со статьей 9 Закона РФ от 07.07.1993 N 5340-1 "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации", статьей 21 Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединени- ях", статьей 11 Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", статьей 12 Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности", статьей 13.1 Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" государственная регистрация юридических лиц производиться в специаль- ном порядке. Таким образом, Управление Федеральной налоговой службы по Сверд- ловской области является регистрирующим органом для торгово-промышлен- ных палат, общественных объединений (в том числе политических партий и профсоюзов), религиозных, кредитных и некоммерческих организаций Свердловской области. Исходя из изложенного, Управление предоставляет выписки из ЕГРЮЛ в отношении юридических лиц названных категорий. В целях соблюдения сроков, указанных в пункте 21 Правил, для получения выписок из ЕГРЮЛ в отношении юридических лиц, относящихся к указанным категориям, следует обращаться в Управление; для предоставления выпи- сок из ЕГРЮЛ в отношении юридических лиц, не относящихся к названным категориям, запросы целесообразно направлять в регистрирующие (налого- вые) органы по месту нахождения организаций. Кроме того, как полагает заинтересованное лицо, заявление Шмако- вой Н.А. подано в нарушение требований ст.3 ГПК РФ, поскольку оспари- ваемые действия Управления не нарушают прав заявителя, так как Управ- лением были приняты все необходимые меры по предоставлению запрашивае- мой информации, в итоге ИФНС России №14 по Свердловской области Шмако- вой Н.А. была представлена выписка из ЕГРЮЛ в отношении запрашиваемой организации в соответствии с действующим законодательством. Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд полагает жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям. Как видно из материалов дела, Шмакова Н.А. 02.06.2011 г. обрати- лась с заявлением в Управления Федеральной налоговой службы по Сверд- ловской области о предоставлении в прошитом и удостоверенном надлежа- щим образом выписки из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ОАО "Карпинский электромашиностроительный завод". 03.06.2011 г. запрос Шмаковой Н.А. Управлением ИФНС по Свердловс- кой области был направлен в Межрайонную ИФНС России № 14 по Свердловс- кой области (г. Краснотурьинск) с уведомлением об этом заявителя. Шмакова Н.А. считает действия Управления по перенаправлению заяв- ления незаконными, как нарушающими ее право на получение ответа на запрос в установленные сроки. Суд не находит возможным согласиться с доводами заявителя, учиты- вая следующее. Действительно, порядок предоставления информации из Единого госу- дарственного реестра юридических лиц регламентируется ст. 6, 7 ФЗ <О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпри- нимателей> от 08.08.2001г. №129-ФЗ и Правилами ведения Единого госу- дарственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) и предоставления содержа- щихся в нем сведений, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 438 (далее - Правила). О принципах ведения Единого государственного реестра юридических лиц прямо указывается в ст. 4 ФЗ "О государственной регистрации юриди- ческих лиц и индивидуальных предпринимателей". В соответствии с указанной статьей ЕГРЮЛ является федеральным ин- формационным ресурсом, кроме того, в п. 27 Правил ведения ЕГРЮЛ и пре- доставления содержащихся в нем сведений, утвержденных Постановлением Правительства РФ, назван собственник государственного реестра - это Российская Федерация. Права собственника от имени Российской Федерации в отношении го- сударственного реестра осуществляет в рамках своей компетенции Прави- тельство РФ, которое и уполномочило осуществлять ведение реестра Феде- ральную налоговую службу РФ. Согласно п. 6.5. Положения об Управлении Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации (утв. Приказом Минфина РФ от 09.08.2005 N 101 н в ред. от 06.12.2010) в полномочия Управления Феде- ральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации входит пре- доставление сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, ЕГРИП и ЕГРН, в соответс- твии с законодательством Российской Федерации. Согласно п. 21 Правил срок предоставления содержащихся в госу- дарственном реестре сведений о конкретном юридическом лице не может составлять более чем пять дней со дня поступления соответствующего запроса. Срочное предоставление содержащихся в государственном реестре сведений осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления соответствующего запроса. Как полагает заявитель, в силу данных положений законодательства именно Управление ФПС по Свердловской области было обязано в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления соответствующего запроса, предоставить ей сведения из ЕГРЮЛ. Между тем, пункт 3 Правил устанавливает, что государственный ре- естр ведется Федеральной налоговой службой и ее территориальными орга- нами (далее - регистрирующие органы) в соответствии с настоящими Пра- вилами. Согласно п.20 Правил содержащиеся в государственном реестре све- дения о конкретном юридическом лице предоставляются по запросу, сос- тавленному в произвольной форме с указанием необходимых сведений по перечню согласно приложению № 2 к Правилам, в виде: - выписки из государственного реестра; - копии документа (документов), содержащегося в регистрационном деле юридического лица; - справки об отсутствии запрашиваемой информации. Справка выдается при отсутствии в государственном реестре сведе- ний о юридическом лице либо при невозможности определить конкретное юридическое лицо. Согласно пункту 23 Правил физическим и юридическим лицам - сведе- ния о конкретном юридическом лице, указанные в п. 20 Правил, предос- тавляются за плату при обращении в регистрирующий орган за информацией о нем. Сведения из ЕГРЮЛ являются открытыми и общедоступными. Открытость и общедоступность сведений из единого реестра юридических лиц призна- ется с некоторым исключением, так как кроме принципа общедоступности при ведении ЕГРЮЛ необходимо соблюсти еще и принцип конфиденциальности полученной при ведении реестра информации в отношении, к примеру, та- кой информации, как паспортные данные лица, имеющего право действовать без доверенности от имени юридического лица. Согласно п. 24 Правил ведения реестра открытые и общедоступные сведения предоставляются всем заинтересованным лицам. Сведения, доступ к которым ограничен, предоставляются в соответствии с федеральными за- конами. Приказом ФНС России от 31.03.2009 N ММ-7-6/148@ утвержден Порядок предоставления в электронном виде открытых и общедоступных сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и в Еди- ном государственном реестре индивидуальных предпринимателей. Согласно п.16 Порядка предоставление сведений на электронных но- сителях или в режиме электронной почты осуществляется в виде электрон- ного документа (файла). Прием и обработка указанных файлов осуществля- ется с использованием программно-технических средств получателя. Таким образом, заявитель имела возможность получить запрашиваемую информацию в электронном виде. Однако ей требовалась выписка на бумажном носителе, в прошитом виде. В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона № 129-ФЗ государствен- ная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации пос- тоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Заявитель не оспаривает, что государственная регистрации юридичес- кого лица, в отношении которого она запрашивала информацию, произведе- на по месту нахождения организации в г.Карпинске. Согласно п.28 Правил государственный реестр находится в ведении Федеральной налоговой службы, которая в связи с этим разрабатывает ме- тодические указания по организации получения сведений для включения в государственный реестр, его формированию, предоставлению из него ин- формации и контролю за соответствующими действиями регистрирующих ор- ганов. Поскольку прямого запрета на перенаправление запроса в Правилах и иных нормативных актах не имеется, суд полагает, что основания для признания таких действий незаконными отсутствуют. Кроме того, суд считает заслуживающим внимания довод представите- ля заинтересованного лица в части применения ст. 3 ГПК РФ. В соответствии со статьей 2 ГПК РФ задачами гражданского судопро- изводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разреше- ние гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан. Статьей 3 ГПК РФ установлено, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводс- тве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Как полагает заявитель, поскольку в результате действий Управле- ния ИФНС по Свердловской области был нарушен срок предоставления све- дений из ЕГРЮЛ (по срочным запросам - 1 рабочий день), указанными действиями было нарушено право на срочное получение сведений из Едино- го государственного реестра юридических лиц. Указанная в запросах ин- формация была необходима срочно, в связи с чем государственная пошлина была оплачена Шмаковой Н.А. в повышенном размере (400 руб. вместо 200 руб.). Однако заплатив за срочное получение сведений из ЕГРЮЛ, выписки были получены вместо 03 июня 2011г. только 14 июня 2011г. - с сущест- венным опозданием. В связи с этим заявитель считает, что действия Уп- равления ФНС по Свердловской области по перенаправлению запроса в ИФНС России № 14 по Свердловской области являются незаконными, нарушают по- ложения действующего законодательства и права гражданина РФ. Действительно, согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа госу- дарственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нару- шены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться не- посредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Ответ на заявление от 02.06.2011 г. был направлен Шмаковой Н.А. 06.06.2011 г. ИФНС России №14 по Свердловской области из г.Краснотурь- инска по месту жительства заявителя, обязанность по вручению ответа на руки Правилами не предусмотрена. То обстоятельство, что запрошенная заявителем информация была по- лучена по почте 14.06.2011 г. обусловлено тем, как пояснила сама Шма- кова Н.А., что извещение поступило в праздничные нерабочие дни. В силу ст. 255 ГПК РФ в решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в поряд- ке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единолич- ные решения и действия (бездействие), в результате которых: - нарушены права и свободы гражданина; - созданы препятствия к осуществлению прав и свобод гражданина; - на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, при- нимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государс- твенного или муниципального служащего устранить в полном объеме допу- щенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осущест- влению гражданином его прав и свобод. Между тем, заявителем не представлено доказательств того, что ос- париваемыми действиями Управления были нарушены ее права и требуется принятие каких-либо мер по их восстановлению. Также Шмаковой Н.А. не указывается, что в результате направления ответа на запрос 06.06.2011 г. она понесла убытки, ей был причинен ущерб, как и не заявлено требований о возмещении затрат за срочность. Заявление подано в порядке гл.25 ГПК РФ. Таким образом, поскольку налоговой инспекцией были совершены не- обходимые действия по предоставлению запрашиваемой информации, связи с отсутствием правовых оснований заявление Шмаковой Н.А. удовлетворению не подлежит. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении требования Шмаковой Н.А. о призна- нии незаконными действий Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области по перенаправлению запроса о предоставлении све- дений из Единого государственного реестра юридических лиц в Инспекцию Федеральной налоговой службы N 14 по Свердловской области отказать. На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Сверд- ловский областной суд с подачей жалобы через суд, вынесший решение, в течение десяти дней с момента изготовления решения в окончательном ви- де. Судья. Подпись. Копия верна. Судья