КИСЛИЦЫН К ТАМОЖНЕ



Дело N 2-5362\11(09)

В окончательном виде изготовлено 31 августа 2011 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 августа 2011 года

Ленинский районный суд г.Екатеринбурга в составе:

председательствующего судьи Проняевой Г.А.

при секретаре Кузнецовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Кислицына С.В. к

Дальневосточному таможенному управлению,

Таможенному посту Морской порт Владивосток Влади-

востокской таможни,

УГИБДД УВД по Приморскому краю,

УГИБДД ГУВД по Свердловской области

об оспаривании бездействий органов государственной власти,

УСТАНОВИЛ:

Кислицын С.В. обратился в суд с иском к указанным ответчикам об

оспаривании бездействия органов государственной власти.

В обоснование иска Кислицын С.В. указал, что 01.04.2007 г. при

производстве регистрационных действий в МРЭО ГИБДД УВД Свердловской

области (город Екатеринбург) с принадлежащим истцу автомобилем марки

<данные изъяты>, двигатель <данные изъяты>, 0000,

цвет <данные изъяты>) данное транспортное средство было задержано и поставлено

на стоянку. В этот же день у истца были изъяты ПТС <адрес> и сви-

детельство о регистрации от ДД.ММ.ГГГГ<адрес>, проведен дос-

мотр транспортной средства.

21.05.2007 г. инспектором по розыску ОВ ДПС ГИБДД Чкаловского

РУВД г.Екатерибурга было вынесено постановление об отказе в возбужде-

нии уголовного дела по факту подлинности номеров агрегатов.

06.08.2009 г. в адрес истца было направлено письмо с просьбой ре-

шить вопрос о выдаче транспортного средства, 30.06.2010 автомобиль

<данные изъяты>, двигатель <данные изъяты>, 0000,

цвет <данные изъяты>) был возвращен Кислицыну С.В.

Однако, ПТС и свидетельство о государственной регистрации истцу

не было выдано со ссылкой на то, что ПТС занесено в АБД-Розыск на ос-

новании информации Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ).

Письмом от 29.12.2010 г. ДВТУ сообщило, что установить причин за-

несения ПТС № <адрес> в базу розыска не представляется возможным

в связи с истечением срока хранения документов в архиве таможни.

Как указал истец, он неоднократно писал во множество инстанций с

просьбой решить вопрос об исключении ПТС из базы розыска и снятии со-

ответствующих ограничений (в том числе, в УГИБДД ГУВД по Свердловской

области, в УГИБДД УВД по Приморскому краю, в прокуратуру Приморского

края, в Дальневосточное таможенное управление, в Таможенный пост Морс-

кой порт Владивосток Владивостокской таможни, в Департамент ОБДД МВД

РФ, в ГНИВЦ ФТС РФ), однако на его запросы были даны отрицательные от-

веты.

В связи с незаконным бездействием ответчиков Кислицыным С.В. за-

явлены требования:

1. Признать бездействие Таможенного поста Морской порт Владивос-

ток Владивостокской таможни, Дальневосточного таможенного управления,

УГИБДД УВД по Приморскому краю, в части неисключения ПТС <адрес>

из АБД-Розыск и неснятия ограничений на ПТС <адрес> незаконным;

2. Обязать Дальневосточное таможенное управление и УГИБДД УВД по

Приморскому краю осуществить мероприятия по исключению ПТС 25 ТМ

851518 из АБД-Розыск и снятию ограничений на ПТС <адрес>;

3. Возложить обязанность на УГИБДД ГУВД по Свердловской области

выдать новые регистрационные документы на автомобиль <данные изъяты>

<данные изъяты>, двигатель 0000, 0000, цвет <данные изъяты>), а

именно выдать новый паспорт транспортного средства и свидетельство о

регистрации ТС.

Ответчик Дальневосточное таможенное управление и УГИБДД ГУВД по

Свердловской области иск не признал, указав на то, что является ненад-

лежащим ответчиком по данному делу, а также на отсутствие правовых ос-

нований для признания бездействия незаконным.

В части отсутствия правовых оснований для признания бездействия

незаконным данный ответчик указал, что полагает бездействие ДВТУ, вы-

разившееся в неисключении ПТС из АБД - Розыск и неснятии ограничений

на данный ПТС, является законным.

В возражениях ответчик пояснил, что согласно сведениям, содержа-

щимся в электронной базе данных <Автоконтроль>, ПТС № <адрес> вы-

дан ДД.ММ.ГГГГ Владивостокским автотранспортным таможенным постом

Владивостокской таможни на транспортное средство <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года

выпуска (двигатель № 0000, кузов № 0000), оформленное

по ГТД № 0000. Однако 12.07.2004 года бланку ПТС 0000

0000 в базе данных <Автоконтроль> был присвоен статус <утрачен>.

Присвоение ПТС статуса <утрачен> и внесение изменений в базу дан-

ных <Автоконтроль> может производиться по заявлению собственника ав-

тотранспортного средства о выдаче дубликата ПТС (в случае его утери),

а также вследствие какого-либо происшествии (пожар, кража и т.п.), в

результате чего произошла утеря, что должно подтверждаться соответс-

твующими документами.

В соответствии с пунктом 6 Порядка комплектования таможенных до-

кументов, формирования их в дела и передачи на хранение в архив тамо-

женного органа, утвержденного приказом ФТС России от 07.12.2007 №

1515, срок хранения укомплектованных таможенных документов составляет

три года. Таким образом, в настоящий момент не представляется возмож-

ным установить причину занесения в базу данных <Автоконтроль> записи

об утрате бланка ПТС, равно как и внести в нее изменения по причине

уничтожения документов в связи с истечением срока их хранения в соот-

ветствие с пунктом 35 Порядка, а также отсутствия других подтверждаю-

щих документов.

Представитель Дальневосточного таможенного управления просил

рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель Государственного учреждения Управления ГИБДД ГУВД

по Свердловской области просил отказать в удовлетворении заявления.

Считает, что отсутствуют основания для возложения на УГИБДД ГУВД

по Свердловской области обязанности выдать новые регистрационные доку-

менты на автомобиль <данные изъяты> (<данные изъяты>, двигатель <данные изъяты>

<данные изъяты> 0000, цвет <данные изъяты>), а именно выдать новый паспорт

транспортного средства и свидетельство о регистрации ТС, поскольку на-

ложенные ограничения не сняты, обстоятельства утери в период с января

2004 г. по 31 декабря 2004 г. таможнями Дальневосточного таможенного

управления бланков паспортов транспортных средств в количестве <данные изъяты>

штук, в том числе, и предъявленного истцом, не установлены, соответс-

твенно, до настоящего времени ПТС истца является нелегитимным.

Однако при отсутствии оснований для отмены ограничений истец мо-

жет обратиться в таможенный орган по месту пересечения транспортным

средством границы РФ с требованием о выдаче нового ПТС, поскольку ор-

ганы ГИБДД по месту жительства истца таким правом не обладают.

Представители Таможенного поста Морской порт Владивосток Влади-

востокской таможни, УГИБДД УВД по Приморскому краю в судебное заседа-

ние не явились, о дате и времени судебного заседания извещены надлежа-

щим образом.

С учетом мнения сторон суд находит возможным рассмотреть дело при

данной явке.

Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд пришел к

следующим выводам.

Суд полагает обоснованным довод ДВТУ о том, что таможенные органы

в данном случае являются ненадлежащими ответчиками в силу приказа МВД

России № 522, ГТК России № 741 от 07.07.2003 <О мерах по реализации

взаимного автоматизированного обмена информацией по транспортным

средствам>, согласно которому к компетенции таможенных органов относит

только предоставление информации в МВД России об оформленных таможен-

ными органами транспортных средствах, выданных на них документах и ли-

цах, осуществивших их ввоз, о бланках распределенных и утраченных (по-

хищенных, аннулированных) ПТС, о транспортных средствах, разыскиваемых

таможенными органами (пункт 2.2.).

Соответственно, полномочиями по внесению изменений в базу данных

<Автоконтроль> обладают исключительно должностные лица МВД России,

снятие ограничений либо исключение ПТС № <адрес> из АБД-Розыск не

входит в компетенцию таможенных органов.

Как видно из материалов дела спорный ПТС был помещен в базу ро-

зыска ГУВД города Владивостока на основании уведомления Дальневосточ-

ного таможенного управления от 04.03.2005 года.

Таким образом, требование в части признания незаконным бездейс-

твия и возложения обязанности по исключению ПТС <адрес> из

АБД-Розыск и снятия ограничений на ПТС <адрес> может быть расс-

мотрено только в отношении УГИБДД УВД по Приморскому краю, которым

указанный розыск был объявлен.

Однако суд не усматривает оснований для удовлетворения данного

требования и в отношении УГИБДД УВД по Приморскому краю по следующим

основаниям.

В соответствии с утвержденным Указом Президента Российской Феде-

рации от 15 июня 1998 года N 711 Положению о Государственной инспекции

безопасности дорожного движения, определяющему правовое положение Го-

савтоинспекции, ее права и обязанности, ГИБДД Министерства внутренних

дел России в своей деятельности обязана руководствоваться Конституцией

Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Законом

Российской Федерации "О милиции", Федеральным законом "О безопасности

дорожного движения", указами и распоряжениями Президента Российской

Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской

Федерации, нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел

Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами

субъектов Российской Федерации, настоящим Положением.

Полномочия органов ГИБДД по регистрации и учету транспортных

средств регламентированы Правилами регистрации транспортных средств,

утвержденными Приказом МВД РФ №1001 от 24.11.2008 г. <О порядке ре-

гистрации транспортных средств> и Административным регламентом к ним.

Аналогичные полномочия были закреплены в ранее действовавших Пра-

вилах регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, ут-

вержденных Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации

от 27 января 2003 года N 59.

В соответствии с пунктом 55 указанных Правил 2003 года, при уста-

новлении обстоятельств, являющихся основанием для отказа в совершении

регистрационных действий, в том числе в результате проверки, проводи-

мой в установленном законодательством Российской Федерации порядке ор-

ганами внутренних дел или иными правоохранительными органами, прове-

денная регистрация транспортного средства считается недействительной и

подлежит аннулированию регистрационным подразделением по месту регист-

рации транспортного средства.

Регистрационные документы, паспорта транспортных средств и ре-

гистрационные знаки сдаются в регистрационное подразделение.

В силу Приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации

от 15 марта 1999 года N 190 "Об организации и проведении государствен-

ного технического осмотра транспортных средств" (в редакции Приказов

Министерства внутренних дел Российской Федерации от 18 мая 2001 года N

528, от 19 марта 2004 года N 187) и приложения к данному Приказу -

Правил проведения государственного технического осмотра транспортных

средств Государственной инспекцией безопасности дорожного движения

(ГИБДД) Министерства внутренних дел Российской Федерации, а именно п.

20 Правил, при обнаружении признаков подделки, изменения, в том числе

заводской маркировки транспортных средств, документы и (или) транс-

портное средство задерживаются и производятся действия в установленном

законодательством Российской Федерации порядке.

В случае выявления на зарегистрированном транспортном средстве

изменений конструкции, подлежащих внесению и не внесенных в регистра-

ционные документы, эксплуатация транспортного средства запрещается.

При установлении обстоятельств, являющихся основанием для отказа

в совершении регистрационных действий, в том числе в результате про-

верки, проводимой в установленном законодательством Российской Федера-

ции порядке органами внутренних дел и иными правоохранительными орга-

нами, проведенная регистрация транспортного средства считается недейс-

твительной и подлежит аннулированию регистрационным подразделением по

месту регистрации транспортного средства. Регистрационные документы,

паспорта транспортных средств и регистрационные знаки сдаются в ре-

гистрационное подразделение.

Подпунктом "ж" пункта 12 Положения о Государственной инспекции

безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской

Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15

июня 1998 г. № 711, предусмотрено, что Государственная инспекция безо-

пасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Фе-

дерации для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право не

допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и

выдаче соответствующих документов автомототранспортные средства, имею-

щие скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или госу-

дарственные регистрационные знаки.

Запрет на эксплуатацию транспортных средств, имеющих скрытые,

поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или регистрационные

знаки, установлен также абзацем 5 пункта 11 Основных положений по до-

пуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных

лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Пос-

тановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от

23 октября 1993 г. № 1090, в редакции от 25 сентября 2003 г. № 595.

Как видно из материалов дела, 01.04.2007 г. при производстве ре-

гистрационных действий в МРЭО ГИБДД УВД Свердловской области (город

Екатеринбург) с принадлежащим истцу автомобилем марки <данные изъяты> (0000

0000, двигатель 0000, 0000, цвет <данные изъяты>)

данное транспортное средство было задержано и поставлено на стоянку.

В этот же день у истца были изъяты ПТС <адрес> и свидетель-

ство о регистрации от ДД.ММ.ГГГГ<адрес>.

Основанием для указанных действий со стороны сотрудников ГИБДД

явился тот факт, что ранее ГУВД города Владивостока указанный ПТС был

помещен в базу розыска на основании уведомления Дальневосточного тамо-

женного управления от 04.03.2005 года о том, что за период с января

2004 г. по 31 декабря 2004 г. подведомственными таможнями Дальневос-

точного таможенного управления были утеряны бланки паспорта транспорт-

ных средств в количестве 212 штук с приложением перечня утраченных

бланков, в котором значится ПТС истца (л.д.67-68).

До настоящего времени обстоятельства "утери" ПТС не установлены.

Однако суд не может согласиться с доводом представителя истца,

что поскольку эти обстоятельства не установлены, бездействие Дальне-

восточного таможенного управления, Таможенного поста Морской порт Вла-

дивосток Владивостокской таможни и УГИБДД УВД по Приморскому краю по

неисключению ПТС из базы розыска и неснятия ограничений на ПТС, явля-

ются незаконными.

На основании информации таможенных органов об утере ПТС УГИБДД

УВД по Приморскому краю указанный паспорт был объявлен в розыск.

Спорный ПТС был утрачен в 2004 году при неустановленных обстоя-

тельствах среди других ПТС в количестве <данные изъяты> шт., следовательно, его

выдачу истцу в 2007 году нельзя признать законной. Отсутствие действи-

тельного ПТС, а также сертификации автомобиля на соответствие требова-

ниям безопасности дорожного движения, делают невозможным его допуск к

участию в дорожном движении и влекут невозможность восстановления его

регистрационного учета.

В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10

декабря 1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск

транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении

на территории Российской Федерации, за исключением транспортных

средств, участвующих в международном движении или ввозимых на террито-

рию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляет-

ся в соответствии с законодательством Российской Федерации путем ре-

гистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.

Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его

соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движе-

ния, запрещается.

Из данной нормы следует, что отсутствие документа, удостоверяюще-

го соответствие транспортного средства установленным требованиям безо-

пасности дорожного движения, препятствует его регистрации.

Таким документом является паспорт транспортного средства, подт-

верждающий техническую безопасность автомобиля, номерные обозначения

узлов и агрегатов которого указаны в этом паспорте.

Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27

января 2003 года N 59 утверждены Правила регистрации автомототранс-

портных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопас-

ности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Феде-

рации (действовали на момент наложения ограничений), пунктом 11 кото-

рых установлено, что транспортные средства, номерные агрегаты, ввезен-

ные на территорию Российской Федерации, регистрируются за юридическими

или физическими лицами, указанными в документах, которые были выданы

таможенными органами Российской Федерации при таможенном оформлении

транспортных средств, номерных агрегатов в порядке, установленном нор-

мативными правовыми актами Российской Федерации.

Аналогичные нормы действуют и в настоящее время.

В соответствии с требованиями п.3 Правил регистрации автомотранс-

портных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопас-

ности дорожного движения МВД России, утвержденных приказом МВД России

от 24.11.2008 года № 1001 "О порядке регистрации транспортных

средств", не подлежат регистрации в Государственной инспекции безопас-

ности дорожного движения и не принимаются к производству регистрацион-

ных действий транспортные средства, имеющие признаки скрытия, измене-

ния, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортные средства орга-

низациями-изготовителями.

Согласно п.19 Правил N 1001 транспортные средства, номерные агре-

гаты, ввезенные на территорию Российской Федерации, регистрируются за

юридическими или физическими лицами, указанными в документах, которые

были выданы таможенными органами Российской Федерации при таможенном

оформлении транспортных средств, номерных агрегатов в порядке, уста-

новленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Данное требование распространяется также на транспортные средс-

тва, номерные агрегаты, зарегистрированные в установленном порядке в

органах внутренних дел Российской Федерации, находящихся за ее преде-

лами.

В силу п. 51 Правил (Приказ МВД РФ от 24.11.2008 N 1001 в ред. от

20.01.2011) не производятся регистрация, изменение регистрационных

данных, снятие с регистрационного учета транспортных средств и иные

регистрационные действия до окончания проверок, осуществляемых в уста-

новленном порядке органами внутренних дел, а также при невыполнении

требований настоящих Правил и Административного регламента либо в иных

случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

При установлении органом внутренних дел, проводящим проверку,

обстоятельств, указанных в пункте 3 настоящих Правил, регистрация

транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным

подразделением по месту регистрации транспортного средства.

Прекращение (аннулирование) регистрации не применяется в отноше-

нии транспортных средств, с момента регистрации которых на основании

документов, признанных впоследствии поддельными (подложными), либо не-

действительными, прошло более 5 лет (срок давности). В случае аннули-

рования регистрации по указанным основаниям до вступления в силу нас-

тоящего положения, по заявлению собственника проводится восстановление

регистрации транспортного средства.

В соответствии с п. 35 Административного регламента, утвержденно-

го Приказом МВД РФ №1001 от 24.11.2008 г., при регистрации транспорт-

ных средств совершаются действия (блок-схема алгоритма прохождения ад-

министративной процедуры приведена в приложении N 3 к Административно-

му регламенту), в том числе: проверка сведений о транспортных средс-

твах и их владельцах по автоматизированным учетам; принятие решения о

регистрации либо об отказе в регистрации; формирование реестров, кар-

тотеки учета транспортных средств, введение информации в автоматизиро-

ванные учеты.

Инспектором по розыску регистрационного подразделения или иным

уполномоченным должностным лицом проверяются: транспортные средства,

номерные агрегаты - по комбинированному федеральному учету разыскивае-

мых транспортных средств, зарегистрированных транспортных средств, на-

ложенных ограничений федеральной специализированной территориально

распределенной информационной системы Госавтоинспекции в порядке, ус-

тановленном нормативными правовыми актами МВД России. В автоматическом

режиме проверка осуществляется во время ввода данных при проведении

соответствующих регистрационных действий. При отсутствии возможности

автоматической проверки она проводится путем запроса в межрегиональное

и (или) региональное подразделение информационного обеспечения ГИБДД

МВД России ( п. 35.3 Административного регламента).

В соответствии с п. 35,15 Административного регламента, о произ-

веденной регистрации, снятии с регистрационного учета транспортного

средства, выдаче и приеме регистрационных документов, паспортов транс-

портных средств и иных документов, а также регистрационных знаков де-

лается паспортистом или иным уполномоченным должностным лицом запись в

реестре регистрации транспортных средств.

Реквизиты реестра регистрации транспортных средств при его авто-

матизированном заполнении должны соответствовать установленному образ-

цу (приложение N 5 к Административному регламенту).

Из данных норм следует, что приобретение права на транспортное

средство, а также нахождение транспортного средства в исправном техни-

ческом состоянии, но при отсутствии действительного ПТС, а также сер-

тификации автомобиля на соответствие требованиям безопасности дорожно-

го движения, не порождает обязанность органов ГИБДД допустить данное

средство к участию в дорожном движении и зарегистрировать его.

В случае устранения причин, установленных правоохранительным ор-

ганом и явившихся основанием для прекращения регистрации, восстановле-

ние регистрационного учета производится с выдачей новых регистрацион-

ных документов и регистрационных знаков, а также паспорта транспортно-

го средства.

Однако указанная обязанность, даже в случае устранения таких при-

чин, не может быть возложена на УГИБДД ГУВД по Свердловской области, о

чем заявил требование истец.

Кислицын С.В. просил обязать УГИБДД ГУВД по Свердловской области

выдать ему новые регистрационные документы на автомобиль <данные изъяты>

(0000, двигатель 0000, 0000, цвет <данные изъяты>

<данные изъяты>), а именно выдать новый паспорт транспортного средства и свиде-

тельство о регистрации ТС.

Между тем, в силу пунктов 6, 9 Положения о паспортах транспортных

средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного приказом

Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства промыш-

ленности и энергетики Российской Федерации и Министерства экономичес-

кого развития и торговли Российской Федерации от 23 июня 2005 года N

496/192/134, на транспортные средства, ввозимые на территорию Российс-

кой Федерации, паспорта транспортных средств выдаются таможенными ор-

ганами Российской Федерации.

Наличие паспорта транспортного средства, оформленного в порядке,

установленном главой II настоящего Положения, является обязательным

условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в

дорожном движении.

Таким образом, законных оснований для удовлетворения требований

истца о восстановления регистрационного учета принадлежащего ему

транспортного средства, а также для выдачи паспорта транспортного

средства и свидетельства о регистрации не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении требования Кислицына С.В. признать

бездействие Таможенного поста Морской порт Владивосток Владивостокской

таможни, Дальневосточного таможенного управления, УГИБДД УВД по При-

морскому краю в виде неисключения ПТС <адрес> из АБД-Розыск и

неснятия ограничений на ПТС <адрес> незаконным, отказать.

В удовлетворении требования Кислицына С.В. о возло-

жении на Дальневосточное таможенное управление и УГИБДД УВД по При-

морскому краю обязанности осуществить мероприятия по исключению ПТС 0000

0000 из АБД-Розыск и снятию ограничений на ПТС <адрес>, от-

казать.

В удовлетворении требования Кислицына С.В. о возло-

жении на УГИБДД ГУВД по Свердловской области обязанности выдать новые

регистрационные документы на автомобиль <данные изъяты> (0000,

двигатель 0000, 0000, цвет <данные изъяты>), а именно выдать

новый паспорт транспортного средства и свидетельство о регистрации ТС,

отказать.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Сверд-

ловский областной суд с подачей жалобы через суд, вынесший решение, в

течение десяти дней с момента изготовления решения в окончательном ви-

де.

Судья. Подпись.

Копия верна.

Судья