Дело N 2-5362\11(09) В окончательном виде изготовлено 31 августа 2011 г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 22 августа 2011 года Ленинский районный суд г.Екатеринбурга в составе: председательствующего судьи Проняевой Г.А. при секретаре Кузнецовой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кислицына С.В. к Дальневосточному таможенному управлению, Таможенному посту Морской порт Владивосток Влади- востокской таможни, УГИБДД УВД по Приморскому краю, УГИБДД ГУВД по Свердловской области об оспаривании бездействий органов государственной власти, УСТАНОВИЛ: Кислицын С.В. обратился в суд с иском к указанным ответчикам об оспаривании бездействия органов государственной власти. В обоснование иска Кислицын С.В. указал, что 01.04.2007 г. при производстве регистрационных действий в МРЭО ГИБДД УВД Свердловской области (город Екатеринбург) с принадлежащим истцу автомобилем марки <данные изъяты>, двигатель <данные изъяты>, 0000, цвет <данные изъяты>) данное транспортное средство было задержано и поставлено на стоянку. В этот же день у истца были изъяты ПТС <адрес> и сви- детельство о регистрации от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес>, проведен дос- мотр транспортной средства. 21.05.2007 г. инспектором по розыску ОВ ДПС ГИБДД Чкаловского РУВД г.Екатерибурга было вынесено постановление об отказе в возбужде- нии уголовного дела по факту подлинности номеров агрегатов. 06.08.2009 г. в адрес истца было направлено письмо с просьбой ре- шить вопрос о выдаче транспортного средства, 30.06.2010 автомобиль <данные изъяты>, двигатель <данные изъяты>, 0000, цвет <данные изъяты>) был возвращен Кислицыну С.В. Однако, ПТС и свидетельство о государственной регистрации истцу не было выдано со ссылкой на то, что ПТС занесено в АБД-Розыск на ос- новании информации Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ). Письмом от 29.12.2010 г. ДВТУ сообщило, что установить причин за- несения ПТС № <адрес> в базу розыска не представляется возможным в связи с истечением срока хранения документов в архиве таможни. Как указал истец, он неоднократно писал во множество инстанций с просьбой решить вопрос об исключении ПТС из базы розыска и снятии со- ответствующих ограничений (в том числе, в УГИБДД ГУВД по Свердловской области, в УГИБДД УВД по Приморскому краю, в прокуратуру Приморского края, в Дальневосточное таможенное управление, в Таможенный пост Морс- кой порт Владивосток Владивостокской таможни, в Департамент ОБДД МВД РФ, в ГНИВЦ ФТС РФ), однако на его запросы были даны отрицательные от- веты. В связи с незаконным бездействием ответчиков Кислицыным С.В. за- явлены требования: 1. Признать бездействие Таможенного поста Морской порт Владивос- ток Владивостокской таможни, Дальневосточного таможенного управления, УГИБДД УВД по Приморскому краю, в части неисключения ПТС <адрес> из АБД-Розыск и неснятия ограничений на ПТС <адрес> незаконным; 2. Обязать Дальневосточное таможенное управление и УГИБДД УВД по Приморскому краю осуществить мероприятия по исключению ПТС 25 ТМ 851518 из АБД-Розыск и снятию ограничений на ПТС <адрес>; 3. Возложить обязанность на УГИБДД ГУВД по Свердловской области выдать новые регистрационные документы на автомобиль <данные изъяты> <данные изъяты>, двигатель 0000, 0000, цвет <данные изъяты>), а именно выдать новый паспорт транспортного средства и свидетельство о регистрации ТС. Ответчик Дальневосточное таможенное управление и УГИБДД ГУВД по Свердловской области иск не признал, указав на то, что является ненад- лежащим ответчиком по данному делу, а также на отсутствие правовых ос- нований для признания бездействия незаконным. В части отсутствия правовых оснований для признания бездействия незаконным данный ответчик указал, что полагает бездействие ДВТУ, вы- разившееся в неисключении ПТС из АБД - Розыск и неснятии ограничений на данный ПТС, является законным. В возражениях ответчик пояснил, что согласно сведениям, содержа- щимся в электронной базе данных <Автоконтроль>, ПТС № <адрес> вы- дан ДД.ММ.ГГГГ Владивостокским автотранспортным таможенным постом Владивостокской таможни на транспортное средство <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года выпуска (двигатель № 0000, кузов № 0000), оформленное по ГТД № 0000. Однако 12.07.2004 года бланку ПТС 0000 0000 в базе данных <Автоконтроль> был присвоен статус <утрачен>. Присвоение ПТС статуса <утрачен> и внесение изменений в базу дан- ных <Автоконтроль> может производиться по заявлению собственника ав- тотранспортного средства о выдаче дубликата ПТС (в случае его утери), а также вследствие какого-либо происшествии (пожар, кража и т.п.), в результате чего произошла утеря, что должно подтверждаться соответс- твующими документами. В соответствии с пунктом 6 Порядка комплектования таможенных до- кументов, формирования их в дела и передачи на хранение в архив тамо- женного органа, утвержденного приказом ФТС России от 07.12.2007 № 1515, срок хранения укомплектованных таможенных документов составляет три года. Таким образом, в настоящий момент не представляется возмож- ным установить причину занесения в базу данных <Автоконтроль> записи об утрате бланка ПТС, равно как и внести в нее изменения по причине уничтожения документов в связи с истечением срока их хранения в соот- ветствие с пунктом 35 Порядка, а также отсутствия других подтверждаю- щих документов. Представитель Дальневосточного таможенного управления просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представитель Государственного учреждения Управления ГИБДД ГУВД по Свердловской области просил отказать в удовлетворении заявления. Считает, что отсутствуют основания для возложения на УГИБДД ГУВД по Свердловской области обязанности выдать новые регистрационные доку- менты на автомобиль <данные изъяты> (<данные изъяты>, двигатель <данные изъяты> <данные изъяты> 0000, цвет <данные изъяты>), а именно выдать новый паспорт транспортного средства и свидетельство о регистрации ТС, поскольку на- ложенные ограничения не сняты, обстоятельства утери в период с января 2004 г. по 31 декабря 2004 г. таможнями Дальневосточного таможенного управления бланков паспортов транспортных средств в количестве <данные изъяты> штук, в том числе, и предъявленного истцом, не установлены, соответс- твенно, до настоящего времени ПТС истца является нелегитимным. Однако при отсутствии оснований для отмены ограничений истец мо- жет обратиться в таможенный орган по месту пересечения транспортным средством границы РФ с требованием о выдаче нового ПТС, поскольку ор- ганы ГИБДД по месту жительства истца таким правом не обладают. Представители Таможенного поста Морской порт Владивосток Влади- востокской таможни, УГИБДД УВД по Приморскому краю в судебное заседа- ние не явились, о дате и времени судебного заседания извещены надлежа- щим образом. С учетом мнения сторон суд находит возможным рассмотреть дело при данной явке. Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам. Суд полагает обоснованным довод ДВТУ о том, что таможенные органы в данном случае являются ненадлежащими ответчиками в силу приказа МВД России № 522, ГТК России № 741 от 07.07.2003 <О мерах по реализации взаимного автоматизированного обмена информацией по транспортным средствам>, согласно которому к компетенции таможенных органов относит только предоставление информации в МВД России об оформленных таможен- ными органами транспортных средствах, выданных на них документах и ли- цах, осуществивших их ввоз, о бланках распределенных и утраченных (по- хищенных, аннулированных) ПТС, о транспортных средствах, разыскиваемых таможенными органами (пункт 2.2.). Соответственно, полномочиями по внесению изменений в базу данных <Автоконтроль> обладают исключительно должностные лица МВД России, снятие ограничений либо исключение ПТС № <адрес> из АБД-Розыск не входит в компетенцию таможенных органов. Как видно из материалов дела спорный ПТС был помещен в базу ро- зыска ГУВД города Владивостока на основании уведомления Дальневосточ- ного таможенного управления от 04.03.2005 года. Таким образом, требование в части признания незаконным бездейс- твия и возложения обязанности по исключению ПТС <адрес> из АБД-Розыск и снятия ограничений на ПТС <адрес> может быть расс- мотрено только в отношении УГИБДД УВД по Приморскому краю, которым указанный розыск был объявлен. Однако суд не усматривает оснований для удовлетворения данного требования и в отношении УГИБДД УВД по Приморскому краю по следующим основаниям. В соответствии с утвержденным Указом Президента Российской Феде- рации от 15 июня 1998 года N 711 Положению о Государственной инспекции безопасности дорожного движения, определяющему правовое положение Го- савтоинспекции, ее права и обязанности, ГИБДД Министерства внутренних дел России в своей деятельности обязана руководствоваться Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Законом Российской Федерации "О милиции", Федеральным законом "О безопасности дорожного движения", указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, настоящим Положением. Полномочия органов ГИБДД по регистрации и учету транспортных средств регламентированы Правилами регистрации транспортных средств, утвержденными Приказом МВД РФ №1001 от 24.11.2008 г. <О порядке ре- гистрации транспортных средств> и Административным регламентом к ним. Аналогичные полномочия были закреплены в ранее действовавших Пра- вилах регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, ут- вержденных Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27 января 2003 года N 59. В соответствии с пунктом 55 указанных Правил 2003 года, при уста- новлении обстоятельств, являющихся основанием для отказа в совершении регистрационных действий, в том числе в результате проверки, проводи- мой в установленном законодательством Российской Федерации порядке ор- ганами внутренних дел или иными правоохранительными органами, прове- денная регистрация транспортного средства считается недействительной и подлежит аннулированию регистрационным подразделением по месту регист- рации транспортного средства. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств и ре- гистрационные знаки сдаются в регистрационное подразделение. В силу Приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 15 марта 1999 года N 190 "Об организации и проведении государствен- ного технического осмотра транспортных средств" (в редакции Приказов Министерства внутренних дел Российской Федерации от 18 мая 2001 года N 528, от 19 марта 2004 года N 187) и приложения к данному Приказу - Правил проведения государственного технического осмотра транспортных средств Государственной инспекцией безопасности дорожного движения (ГИБДД) Министерства внутренних дел Российской Федерации, а именно п. 20 Правил, при обнаружении признаков подделки, изменения, в том числе заводской маркировки транспортных средств, документы и (или) транс- портное средство задерживаются и производятся действия в установленном законодательством Российской Федерации порядке. В случае выявления на зарегистрированном транспортном средстве изменений конструкции, подлежащих внесению и не внесенных в регистра- ционные документы, эксплуатация транспортного средства запрещается. При установлении обстоятельств, являющихся основанием для отказа в совершении регистрационных действий, в том числе в результате про- верки, проводимой в установленном законодательством Российской Федера- ции порядке органами внутренних дел и иными правоохранительными орга- нами, проведенная регистрация транспортного средства считается недейс- твительной и подлежит аннулированию регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств и регистрационные знаки сдаются в ре- гистрационное подразделение. Подпунктом "ж" пункта 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. № 711, предусмотрено, что Государственная инспекция безо- пасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Фе- дерации для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов автомототранспортные средства, имею- щие скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или госу- дарственные регистрационные знаки. Запрет на эксплуатацию транспортных средств, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или регистрационные знаки, установлен также абзацем 5 пункта 11 Основных положений по до- пуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Пос- тановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090, в редакции от 25 сентября 2003 г. № 595. Как видно из материалов дела, 01.04.2007 г. при производстве ре- гистрационных действий в МРЭО ГИБДД УВД Свердловской области (город Екатеринбург) с принадлежащим истцу автомобилем марки <данные изъяты> (0000 0000, двигатель 0000, 0000, цвет <данные изъяты>) данное транспортное средство было задержано и поставлено на стоянку. В этот же день у истца были изъяты ПТС <адрес> и свидетель- ство о регистрации от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес>. Основанием для указанных действий со стороны сотрудников ГИБДД явился тот факт, что ранее ГУВД города Владивостока указанный ПТС был помещен в базу розыска на основании уведомления Дальневосточного тамо- женного управления от 04.03.2005 года о том, что за период с января 2004 г. по 31 декабря 2004 г. подведомственными таможнями Дальневос- точного таможенного управления были утеряны бланки паспорта транспорт- ных средств в количестве 212 штук с приложением перечня утраченных бланков, в котором значится ПТС истца (л.д.67-68). До настоящего времени обстоятельства "утери" ПТС не установлены. Однако суд не может согласиться с доводом представителя истца, что поскольку эти обстоятельства не установлены, бездействие Дальне- восточного таможенного управления, Таможенного поста Морской порт Вла- дивосток Владивостокской таможни и УГИБДД УВД по Приморскому краю по неисключению ПТС из базы розыска и неснятия ограничений на ПТС, явля- ются незаконными. На основании информации таможенных органов об утере ПТС УГИБДД УВД по Приморскому краю указанный паспорт был объявлен в розыск. Спорный ПТС был утрачен в 2004 году при неустановленных обстоя- тельствах среди других ПТС в количестве <данные изъяты> шт., следовательно, его выдачу истцу в 2007 году нельзя признать законной. Отсутствие действи- тельного ПТС, а также сертификации автомобиля на соответствие требова- ниям безопасности дорожного движения, делают невозможным его допуск к участию в дорожном движении и влекут невозможность восстановления его регистрационного учета. В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на террито- рию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляет- ся в соответствии с законодательством Российской Федерации путем ре- гистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движе- ния, запрещается. Из данной нормы следует, что отсутствие документа, удостоверяюще- го соответствие транспортного средства установленным требованиям безо- пасности дорожного движения, препятствует его регистрации. Таким документом является паспорт транспортного средства, подт- верждающий техническую безопасность автомобиля, номерные обозначения узлов и агрегатов которого указаны в этом паспорте. Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27 января 2003 года N 59 утверждены Правила регистрации автомототранс- портных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопас- ности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Феде- рации (действовали на момент наложения ограничений), пунктом 11 кото- рых установлено, что транспортные средства, номерные агрегаты, ввезен- ные на территорию Российской Федерации, регистрируются за юридическими или физическими лицами, указанными в документах, которые были выданы таможенными органами Российской Федерации при таможенном оформлении транспортных средств, номерных агрегатов в порядке, установленном нор- мативными правовыми актами Российской Федерации. Аналогичные нормы действуют и в настоящее время. В соответствии с требованиями п.3 Правил регистрации автомотранс- портных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопас- ности дорожного движения МВД России, утвержденных приказом МВД России от 24.11.2008 года № 1001 "О порядке регистрации транспортных средств", не подлежат регистрации в Государственной инспекции безопас- ности дорожного движения и не принимаются к производству регистрацион- ных действий транспортные средства, имеющие признаки скрытия, измене- ния, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортные средства орга- низациями-изготовителями. Согласно п.19 Правил N 1001 транспортные средства, номерные агре- гаты, ввезенные на территорию Российской Федерации, регистрируются за юридическими или физическими лицами, указанными в документах, которые были выданы таможенными органами Российской Федерации при таможенном оформлении транспортных средств, номерных агрегатов в порядке, уста- новленном нормативными правовыми актами Российской Федерации. Данное требование распространяется также на транспортные средс- тва, номерные агрегаты, зарегистрированные в установленном порядке в органах внутренних дел Российской Федерации, находящихся за ее преде- лами. В силу п. 51 Правил (Приказ МВД РФ от 24.11.2008 N 1001 в ред. от 20.01.2011) не производятся регистрация, изменение регистрационных данных, снятие с регистрационного учета транспортных средств и иные регистрационные действия до окончания проверок, осуществляемых в уста- новленном порядке органами внутренних дел, а также при невыполнении требований настоящих Правил и Административного регламента либо в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. При установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 настоящих Правил, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства. Прекращение (аннулирование) регистрации не применяется в отноше- нии транспортных средств, с момента регистрации которых на основании документов, признанных впоследствии поддельными (подложными), либо не- действительными, прошло более 5 лет (срок давности). В случае аннули- рования регистрации по указанным основаниям до вступления в силу нас- тоящего положения, по заявлению собственника проводится восстановление регистрации транспортного средства. В соответствии с п. 35 Административного регламента, утвержденно- го Приказом МВД РФ №1001 от 24.11.2008 г., при регистрации транспорт- ных средств совершаются действия (блок-схема алгоритма прохождения ад- министративной процедуры приведена в приложении N 3 к Административно- му регламенту), в том числе: проверка сведений о транспортных средс- твах и их владельцах по автоматизированным учетам; принятие решения о регистрации либо об отказе в регистрации; формирование реестров, кар- тотеки учета транспортных средств, введение информации в автоматизиро- ванные учеты. Инспектором по розыску регистрационного подразделения или иным уполномоченным должностным лицом проверяются: транспортные средства, номерные агрегаты - по комбинированному федеральному учету разыскивае- мых транспортных средств, зарегистрированных транспортных средств, на- ложенных ограничений федеральной специализированной территориально распределенной информационной системы Госавтоинспекции в порядке, ус- тановленном нормативными правовыми актами МВД России. В автоматическом режиме проверка осуществляется во время ввода данных при проведении соответствующих регистрационных действий. При отсутствии возможности автоматической проверки она проводится путем запроса в межрегиональное и (или) региональное подразделение информационного обеспечения ГИБДД МВД России ( п. 35.3 Административного регламента). В соответствии с п. 35,15 Административного регламента, о произ- веденной регистрации, снятии с регистрационного учета транспортного средства, выдаче и приеме регистрационных документов, паспортов транс- портных средств и иных документов, а также регистрационных знаков де- лается паспортистом или иным уполномоченным должностным лицом запись в реестре регистрации транспортных средств. Реквизиты реестра регистрации транспортных средств при его авто- матизированном заполнении должны соответствовать установленному образ- цу (приложение N 5 к Административному регламенту). Из данных норм следует, что приобретение права на транспортное средство, а также нахождение транспортного средства в исправном техни- ческом состоянии, но при отсутствии действительного ПТС, а также сер- тификации автомобиля на соответствие требованиям безопасности дорожно- го движения, не порождает обязанность органов ГИБДД допустить данное средство к участию в дорожном движении и зарегистрировать его. В случае устранения причин, установленных правоохранительным ор- ганом и явившихся основанием для прекращения регистрации, восстановле- ние регистрационного учета производится с выдачей новых регистрацион- ных документов и регистрационных знаков, а также паспорта транспортно- го средства. Однако указанная обязанность, даже в случае устранения таких при- чин, не может быть возложена на УГИБДД ГУВД по Свердловской области, о чем заявил требование истец. Кислицын С.В. просил обязать УГИБДД ГУВД по Свердловской области выдать ему новые регистрационные документы на автомобиль <данные изъяты> (0000, двигатель 0000, 0000, цвет <данные изъяты> <данные изъяты>), а именно выдать новый паспорт транспортного средства и свиде- тельство о регистрации ТС. Между тем, в силу пунктов 6, 9 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства промыш- ленности и энергетики Российской Федерации и Министерства экономичес- кого развития и торговли Российской Федерации от 23 июня 2005 года N 496/192/134, на транспортные средства, ввозимые на территорию Российс- кой Федерации, паспорта транспортных средств выдаются таможенными ор- ганами Российской Федерации. Наличие паспорта транспортного средства, оформленного в порядке, установленном главой II настоящего Положения, является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении. Таким образом, законных оснований для удовлетворения требований истца о восстановления регистрационного учета принадлежащего ему транспортного средства, а также для выдачи паспорта транспортного средства и свидетельства о регистрации не имеется. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд, РЕШИЛ: В удовлетворении требования Кислицына С.В. признать бездействие Таможенного поста Морской порт Владивосток Владивостокской таможни, Дальневосточного таможенного управления, УГИБДД УВД по При- морскому краю в виде неисключения ПТС <адрес> из АБД-Розыск и неснятия ограничений на ПТС <адрес> незаконным, отказать. В удовлетворении требования Кислицына С.В. о возло- жении на Дальневосточное таможенное управление и УГИБДД УВД по При- морскому краю обязанности осуществить мероприятия по исключению ПТС 0000 0000 из АБД-Розыск и снятию ограничений на ПТС <адрес>, от- казать. В удовлетворении требования Кислицына С.В. о возло- жении на УГИБДД ГУВД по Свердловской области обязанности выдать новые регистрационные документы на автомобиль <данные изъяты> (0000, двигатель 0000, 0000, цвет <данные изъяты>), а именно выдать новый паспорт транспортного средства и свидетельство о регистрации ТС, отказать. На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Сверд- ловский областной суд с подачей жалобы через суд, вынесший решение, в течение десяти дней с момента изготовления решения в окончательном ви- де. Судья. Подпись. Копия верна. Судья