Мотивированное решение изготовлено 22.09.2011г. Дело № 2-5351/11(7) РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «06» сентября 2011 года Ленинский районный суд г.Екатеринбурга Свердловской области в составе: председательствующего судьи - Киселевой С.Н. при секретаре – Зотиной С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Свердловского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Екатеринбурга, Муниципальному бюджетному учреждению «Водоотведение и искусственные сооружения» об обязании разработать и представить на утверждение в надзорный орган декларацию безопасности, УСТАНОВИЛ: Свердловский межрайонный природоохранный прокурор обратился с исковым заявлением к Администрации города Екатеринбурга в котором указал, что Свердловской межрайонной природоохранной прокуратурой организована проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности эксплуатации гидротехнических сооружений МО «город Екатеринбург», в том числе ГТС расположенное по адресу: <адрес>. Указанный объект находится в собственности МО «город Екатеринбург». Согласно акта преддекларационного обследования, плотина подлежит декларированию. В нарушение действующего законодательства, у собственника отсутствует декларация безопасности ГТС. Разработка декларации должна осуществляться собственником сооружения ГТС – муниципальным образованием «город Екатеринбург» в лице Екатеринбургского комитета по управлению городским имуществом. При невыполнении требований закона о безопасности гидротехнических сооружений нарушаются конституционные права граждан и неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, право на жизнь и здоровья, так как возникает потенциальная угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан. Просит обязать ответчика произвести следующие действия в отношении гидротехнического сооружения – ГТС плотина <адрес>, расположенного <адрес>, разработать и предоставить на утверждение в надзорный орган (Федеральное Управление Ростехнадзора) декларацию безопасности, в течение 18 месяцев со дня вступления решения в законную силу. Определением суда по ходатайству представителя истца к участию в деле в качестве соответчика привлечено Муниципальное учреждение «Водоотведение и искусственные сооружения» (МУ «ВОИС») (т.1 л.д.238) Решением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 01.03.2011 в удовлетворении исковых требований отказано. Определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 14.06.2011 решение суда отменено и дело направлено на новое рассмотрение. При новом рассмотрении дела истец Свердловский межрайонный природоохранный прокурор в ходе судебного заседания поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении в полном объеме. Представитель Администрации г. Екатеринбурга пояснил, что гидротехническое сооружение передано МУ «ВОИС» на праве оперативного управления, поэтому Администрация города Екатеринбурга является ненадлежащим ответчиком по делу. Представитель ответчика Муниципального бюджетного учреждения «Водоотведение и искусственные сооружения» (наименование изменено, о чем свидетельствует представленное свидетельство о внесении записи в единый государственный реестр юридический лиц) в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором просит отказать в удовлетворении исковых требований, так как 08.06.2011 между ответчиком МБУ «ВОИС» и ФГУП «РосНИИВХ» заключен договор на проведение экспертизы уже разработанной декларации безопасности ГТС, только после завершения которой декларация предоставляется на утверждение в надзорный орган. Третье лицо Уральское управление Ростехнадзора своего представителя для участия в деле не направило, о времени и месте судебного заседания извещались своевременно и надлежащим образом. Суд, выслушав пояснения истца, представителя ответчика Администрации города Екатеринбурга, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам. Установлено судом, подтверждено письменными доказательствами по делу, что собственником имущества - плотины (литер б/л), протяженностью по полотну 238 м, расположенного по адресу: <адрес>, является Муниципальное образование «город Екатеринбург» (л.д.90). В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно ст. 209 ГК РФ, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе передавать иным лицам, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом. Постановлением Главы Екатеринбурга от 31.07.2008 № 3168 создано Муниципальное учреждение «Водоотведение и искусственные сооружения» (МУ «ВОИС») предметом и целью деятельности которого является в том числе эксплуатация и ремонт гидротехнических и искусственных сооружений (л.д.35). В настоящее время наименование организации изменено на Муниципальное бюджетное учреждение «Водоотведение и искусственные сооружения» (МБУ «ВОИС»). Распоряжением председателя Екатеринбургского комитета по управлению городским имуществом – заместителя города Екатеринбурга от 19.02.2010 № 106-р «Об учете в составе муниципальной казны гидротехнических сооружений и их закреплении за МУ «ВОИС» на праве оперативного управления, спорное имущество закреплено за третьим лицом МУ «ВОИС» (л.д.57-62). Согласно общей норме об обязанностях собственника гидротехнического сооружения и эксплуатирующей организации, установленной в ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны в числе прочего: обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения. В соответствии со ст. 10 вышеназванного федерального закона, на стадиях проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления либо консервации собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация составляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения. Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности. Содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения и порядок ее разработки устанавливает Правительство Российской Федерации с учетом специфики гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация представляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения в орган надзора за безопасностью гидротехнических сооружений. Таким образом, законом предусмотрено, что декларация безопасности может быть составлена собственником (в случае отсутствия эксплуатирующей организации или переданных полномочий другим лицам), либо эксплуатирующей организацией. В силу п.п. 4, 5 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.11.1998 № 1303, декларация безопасности эксплуатируемых гидротехнических сооружений, в том числе при их вводе в эксплуатацию, выводе из эксплуатации, а также после реконструкции, капитального ремонта, восстановления или консервации составляется их собственником или эксплуатирующей организацией, Декларация безопасности представляется декларантом в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в пределах своих полномочий государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений (далее именуется - орган надзора). Поскольку законодателем предусматривается возможность перенесения собственником бремени содержания имущества (полностью или частично) на других лиц, собственник делегировал права и обязанности по эксплуатации и ремонту гидротехнических и искусственных сооружений, в том числе спорного имущества МУ «ВОИС», которое зарегистрировало право оперативного управления на гидротехническое сооружение – плотину по <адрес> (л.д.250). Таким образом, все расходы по поддержанию в работоспособном состоянии имущества, находящегося на праве оперативного управления у муниципального учреждения, несет указанное учреждение, а не муниципальное образование. В соответствии со ст. 296 ГК РФ, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. Таким образом, эксплуатирующей организацией гидротехнического сооружения является МБУ «ВОИС» и обязанность по составлению декларации в данном случае лежит на эксплуатирующей организации, которой является МБУ «ВОИС». Суду представлена копия договора № 3/э-11 от 26.07.2011 на проведение экспертизы декларации безопасности ГТС, заключенного между Федеральным государственным унитарным предприятием «Российский научно-исследовательский институт комплексного использования и охраны водных ресурсов» ФГУП РосНИИВХ. Между тем до настоящего времени декларация безопасности ГТС не утверждена. Таким образом, требования подлежат удовлетворению к надлежащему ответчику МБУ «ВОИС». На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Свердловского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить частично. Обязать Муниципальное бюджетное учреждение «Водоотведение и искусственные сооружения» разработать и предоставить на утверждение в Федеральное Управление Ростехнадзора по Свердловской области декларацию безопасности гидротехнического сооружения ГТС плотина, расположенного в <адрес> в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. В удовлетворении исковых требований к Администрации города Екатеринбурга – отказать. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти дней с момента изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга. Судья Подпись Копия верна Судья Секретарь